Техника для леса зимой

Техника для леса зимой

В России лесозаготовка имеет явный «перекос» в сторону зимы, что связано с особенностями лесных грунтов. Пожалуй, нет в других странах столь же неблагоприятных грунтов, как у нас.

И пока вопрос с лесной инфраструктурой в России не будет решен кардинально, доля зимней заготовки в основных лесных регионах страны, к сожалению, останется преобладающей

Раймо Хакулинен, менеджер по работе с подрядчиками ООО «Мется Форест Подпорожье», Ленинградская область:

Зима – хорошее время для работы в лесу: почва замерзает и перемещать технику становится легче. Оптимальные для лесозаготовки температуры от – 5 до –15°С. Поэтому лучший месяц – март, когда много света, мороз уже не такой сильный, однако все еще зимний сезон. Нет потерь по качеству сортиментов. Однако, именно в марте, когда еще много снега, головка харвестера не всегда способна пробить уже крепкий наст, в связи с чем остаются высокие пни, приводящие к потерям.

Одна из проблем зимней заготовки – короткий световой день, вынуждающий работать при искусственном освещении. Какие бы лампы ни использовались, обзор все равно хуже, чем при дневном свете. А когда много снега на деревьях, то при валке образуется снежная пыль и на короткое время оператор ничего не видит и не контролирует ситуацию. Среди «зимних» инструкций отмечу следующее: если харвестер много валит, а форвардер не успевает за ним, то сортименты могут быть засыпаны снегом, о чем мы всегда напоминаем операторам.

Читайте также:  Бюджетный отдых по россии зимой

Харвестеры и форвардеры, которые мы используем в работе, не требуют спецподготовки, кроме замены топлива и гидравлического масла на специальные зимние виды. Из дополнительного снаряжения при сильных морозах для пуска двигателя используем пусковой агрегат «Вебасто». Конечно, при -30°С многие операторы прекращают работу, ведь при сильных морозах шланги, металлические элементы становятся более хрупкими и часто выходят из строя. То же самое относится и к электрооборудованию.

Зимняя заготовка не обходится без строительства и содержания зимних дорог, для чего мы используем экскаваторы, бульдозеры и грейдеры. А для вывозки леса прямо с делянок нам исправно служат полноприводные КамАЗы и Volvo.

Слово лесозаготовителям Алтайского края

  • Валерий Савин, директор по лесному хозяйству ЛХК «Алтайлес»:
    Заготовка леса ведется малыми комплексными бригадами. Используются бензопилы и тракторы МТЗ, которые осуществляют бесчокерную трелевку. При сильном снегопаде приходится дополнительно пробивать дорогу. При -30°С приостанавливаем заготовку древесины. Дизельная техника работает на зимней солярке. Ремонт техники и оборудования организован в теплых гаражах на базах. В лесу в распоряжении лесозаготовителей – отапливаемый вагончик.
  • Дмитрий Сушенцев, директор ООО «Альфа»:
    Харвестеры и форвадеры показывают себя эффективно и в летний, и в зимний период. Зимой преимущества особенно очевидны, так как при снежном покрове более 1 м обычная техника не «идет». Харвестеры и форвадеры задействованы на чересполосных и групповыборочных рубках.
  • Николай Петров, директор ООО «Петров»:
    Заготовка древесины в зимний период во многом зависит от погодных условий: температуры и снежного покрова. Известно, что при -25°С дерево становится хрупким, что может увеличить риск получения травмы. Поэтому обязательно проводим ежемесячный инструктаж. Работаем на МТЗ-82. Чтобы техника была на ходу в сильные морозы, надеваем на двигатели чехлы-утеплители. Обустраиваем так называемые зимники – это дорога через болото или реку. Наше предприятие содержит двадцатикилометровый участок дороги через реку Обь.

    Данил Голотвин, директор ООО «Леспромэкспорт»:
    Зимой, учитывая глубокий снежный покров, научились обходиться без тяжелой техники, например К-700. Мы используем «Белорусы-1221», на которых закреплены лопаты. Они-то и пробивают в случае серьезных метелей дорогу до делянки, а потом участвуют в заготовке древесины. Ремонт техники осуществляется в теплых гаражах. С запчастями для техники МТЗ, КамАЗ проблем нет. Сложности возникают в основном при ремонте «Уралов». Во всем остальном особых условий для работы зимой нет, останавливаемся при морозе ниже -30°С.

Надеемся, что начинающим лесозаготовителям будет полезен опыт этих компаний. Но разговор на эту тему не завершается – мы предлагаем всем, кому есть что рассказать о зимнем лесе, присылать свои ответы на адрес info@lesozagotovka.com для публикации на сайте нашего журнала.

Альберт Пестов, начальник производственного департамента, Группа компаний «Титан», г. Архангельск:

Проблемы в зимнем лесу у нас те же, что у всех: мало светового времени, высокий уровень снега затрудняет проход техники, не видно, что под снегом, есть опасность провала в торфяниках и вмораживания техники в воду. При валке снег на деревьях усложняет видимость, падая вниз в виде «облака». При высоком уровне снега приходится заглублять головку харвестера, что чревато механическими повреждениями.

Поскольку максимальный объем заготовки у нас приходится именно на зимний период, в это время мы используем на делянках всю технику. Однако у нас, в северных широтах, практически каждый год бывают периоды, вплоть до нескольких недель, когда морозы не позволяют работать в лесу.

Безусловно, в машинах, оборудованных гидравликой, на зиму необходима смена гидравлического масла. Мы используем зимнее дизельное топливо, обязательно ГОСТ или арктическое, с температурой замерзания -45°С. Если техника долгое время стояла в морозы и остыла, то сразу запускать ее в работу попросту нельзя.

Таким образом, для успешной работы зимой мы используем комплекс мер: зимнее топливо, масла и смазки; подогреватели –штатные, установленные на тракторе, и вспомогательные. Не остается без внимания применение вспомогательного инструмента и оборудования. Важны хорошие бытовки для проживания и качественная спецодежда, ведь зимой бытовые условия ухудшаются, и работники могут замерзнуть, заболеть. Во избежание травматизма, обучаем работников правилам эксплуатации техники и поведения в зимнем лесу.

Что касается устройства и обслуживания зимников, здесь у нас работают только современная импортная техника и квалифицированный персонал.

В организации зимней вывозки леса много инноваций. Например, на части лесовозов мы стали применять цепи противоскольжения и зимнюю резину. Они применялись и ранее, но массово на наших предприятиях – только с прошлого года. Экспериментируем с ошиповкой грузовой зимней резины на спецавтотранспорте (бензовозах).


Велерия Каримова, Сергей Казаков, преподаватели Дивногорского техникума лесных технологий, Красноярский край:

В Сибири основной объем работ, связанных с заготовкой древесины, приходится на зимний период, что обусловлено особенностями климатических условий (большое количество осадков). Среди прочих факторов, осложняющих заготовку зимой, – глубокий снежный покров, превышающий 50 см. Поэтому, планируя обучение студентов, основной упор делаем на региональные климатические условия.

В учебном лесном хозяйстве студенты приобретают практический опыт не только заготовки древесины в зимний период, но и подготовки техники к морозам. Так, на учебной практике в сентябре выполняется сезонное обслуживание машин (харвестер, форвардер, ЛХТ-100, ДТ-75), применяемых при проведении лесосечных работ: замена масел, охлаждающей жидкости, диагностика износа грунтозацепов на траках, предпускового подогревателя, утепление двигателя; также производится необходимая замена узлов и агрегатов.

Источник

Выбор техники для работы зимой и в условиях Севера

Новые технологии позволяют строить и в условиях короткого светового дня, мороза, ветра и снегопада. В горнодобыче, при прокладке дорог и магистральных трубопроводов укрыться от холода невозможно вообще, и в этом случае надежность самосвалов, экскаваторов, бульдозеров, трубоукладчиков и другой спецтехники имеет принципиальное значение. Опрос показывает, что наступление зимы не слишком пугает сибирские компании. На первое место специалисты ставят правильный выбор техники, на второе — выполнение всех рекомендаций ее производителей.

По инструкции — до минус двадцати

По словам директора ООО «Альфа-Инвест» (один из крупнейших комплексных застройщиков Барнаула) Игоря Алферова, в зимний период компания не планирует уменьшения объема работ, так как практически вся спецтехника, приобретенная предприятием, является всесезонной. Всего в парке около 80 машин: 15 единиц буровой техники на гусеничной и колесной базе, более 30 различных кранов, есть шнековые установки для подготовки растворов для буронабивных и буроинъекционных свай, а также другое оборудование.

«Несмотря на то что техника всесезонная, в конечном итоге все зависит от погодных условий. Оптимальный режим ее использования не должен превышать -20°С. Ниже этих температур можно работать, но нежелательно», — поясняет Игорь Алферов. Наиболее востребованным в это время года становится разнообразное долбежное оборудование на базе компрессоров и экскаваторов, в частности, гидродолбежные установки для рыхления мерзлого грунта.

Источник фото: exkavator.ru Оптимальный режим использования техники не должен превышать -20°С

Особенностью осенне-зимнего периода является целый комплекс мер по подготовке техники к экстремальным условиям эксплуатации, в частности, замена масла и смазки на зимний вариант. Обслуживание, текущий и капитальный ремонт техники «Альфа-Инвест» выполняется собственными силами. Некоторые установки, по словам Игоря Алферова, работают даже лучше зимой, чем в другие сезоны. Например, что касается установок для устройства буронабивных свай, то там ряд процессов осуществляется зимой даже проще, чем летом. В то же время у установок для устройства буроинъекционных свай технологический процесс становится намного сложнее: оборудование нужно постоянно промывать, узлы и стыковки прогревать и т. д.

Генеральный директор ООО «Сибирь-Техника» (реализация и сервис вилочных погрузчиков японского производства Komatsu, лесозаготовительной техники производства ОАО «Алттрак», Абаканского опытно-механического завода, Кировского завода лесозаготовительных машин) Алексей Богородицкий пояснил, что к зимнему сезону наибольшим спросом пользуются трелевочники для заготовки леса и малые коммунальные машины для уборки снега. «В основном вся техника адаптирована к зимним условиям. Однако покупатели трелевочной техники дополнительно заказывают жидкостные предпусковые подогреватели, необходимые для работы на отдаленных от жилья лесосеках». Для коммунальных машин предназначены электрические предпусковые подогреватели. На погрузчики Komatsu устанавливаются кабины с отопителем, этим занимаются специалисты «Сибирь-Техники». «Если говорить об адаптации, то японская техника наиболее приемлема для нашего климата. Известны факты успешной работы машин, выпущенных еще в 70-е годы прошлого века».

Зима добавит работы коммунальщикам

«Если в теплое время мы занимаемся уборкой городских улиц, то в зимний период добавляется уборка снега и посыпка дорог», — говорит замдиректора по эксплуатации МУП «Специализированное автотранспортное предприятие» (г. Красноярск) Игорь Цедрик. Частично меняется и парк используемой предприятием техники. Зимой на улицы Красноярска выходят снегопогрузчики, более востребованными становятся грузовые самосвалы.

Комбинированная машина используется в работе коммунальных служб круглогодично, и в этом ее преимущество перед узкоспециализированным оборудованием. Так, например, в теплое время года машину можно использовать для полива улиц, зимой — для посыпки дорожного полотна. В основном предприятие использует отечественную технику. «Она более приспособлена для наших условий, да и дешевле зарубежных аналогов», — отмечает Игорь Цедрик. Всего в парке МУП насчитывается 26 комбинированных дорожных машин, восемь грейдеров, 31 самосвал и снегоуборочная техника.

В этом году в Красноярске идут активный ремонт дорожного полотна и модернизация улиц. Наступление зимы не остановило выполнения намеченных мероприятий. Так, с 25 октября в Красноярске из-за дорожных работ перекрыта часть главной транспортной артерии правобережья. Но если техника может работать и на холоде, то с приходом зимы возникают проблемы иного рода: при минусовых температурах асфальт слишком быстро остывает, поэтому проводить работы ночью нельзя. Именно поэтому дорожники вынуждены перекрывать улицы днем.

Дороги строят с холодами

«В прошлом году при 25°С эксплуатировали экскаватор Caterpillar 330D, — рассказывает главный инженер ОАО «СУ-888», Максим Мазанов (Якутия). — Ничего не сломалось, хотя специальной подготовки не было, машина отработала на летнем масле. В этом году масло в двигателе и гидросистеме экскаватора будет заменено на зимнее. Машина отработала исключительно, хотя мы глушили ее на ночь, а утром заводили. Ходовую часть разогревали отдельно, двигатель заводился сам (установлена система Hydronic). Ходовую часть прогревали универсальной пропарочной машиной, применяемой для разогрева авиационных двигателей».

«Если говорить про Caterpillar, то вся специальная подготовка сводится к замене масла, охлаждающей жидкости и переходу на зимнее топливо — и все. Машины еще на гарантии, фильтры сами меняем, техобслуживанием занимается дилер. Парк — 75 единиц, из них импортной немного, пока всего пять машин», — говорит Максим Мазанов.

Источник фото: exkavator.ru Максим Мазанов: «Отечественные машины покупать не будем вообще»

Сравнение преимуществ российской и зарубежной техники для специалистов этой компании — пройденный этап. «Мы для себя определились — только импорт. Отечественные машины брать не будем вообще, грузовики и самосвалы будем заказывать китайские». Максим Мазанов называет типичные поломки российской техники: ненадежность элементов гидросистемы погрузчиков, экскаваторов и бульдозеров. У бульдозеров — слабая ходовая часть, у экскаваторов — коробки передач, двигатели. Порывы РВД — общее больное место отечественных машин, причем даже находящихся в эксплуатации всего год.

По качеству российские машины все еще серьезно уступают импортным, но по цене быстро приближаются к ним, например, Т-170. «В прошлом году, — рассказывает Максим Мазанов, — заводская цена на этот трактор с рыхлителем была 1 750 тыс. руб., сейчас — 3 100 тыс. руб. Бульдозер Caterpillar Д7R на класс мощнее, стоит около 6 000 тыс. руб. уже в Якутске. Причем он в два раза производительнее, а по надежности заменит четыре Т-170. Выводы напрашиваются сами собой».

Китайская техника также успела неплохо себя зарекомендовать в Якутии, но ее слабое место — РВД. «Рукава нужно сразу менять, — поясняет главный инженер СУ-888. — Дилеры не имеют в регионе отлаженного сервиса, поэтому все делаем сами. Китайская резина, очевидно, не рассчитана на наши температуры, зимой в этом году первый раз выпустили «китайца» и у него начали «по кругу» рваться все шланги».

С наступлением заморозков, когда болотистый грунт, наконец, начинает держать технику, дорожники Якутии выполняют основной объем работ. Фактически строительство идет с августа по декабрь и с февраля по апрель, поэтому надежность техники имеет для региона огромное значение. «Если у меня выйдет из строя вся погрузочная техника — это будет чрезвычайное событие. Уже известно: опускается температура — тут же начинаются проблемы с отечественной техникой. Однако удаленность наших объектов такова, что оперативный ремонт не сделать, кроме того, не всегда можно и подъехать — нет мостов. Но мы люди привычные, уже 48 лет так работаем».

Сначала нужно раскачать

Компания, владеющая небольшим количеством машин, более тщательно следит за их эксплуатацией. Например, ООО «Алданская строительная компания» (генеральный директор Николай Челондаев) использует экскаватор Caterpillar 322CL на возобновленном строительстве железной дороги Беркакит-Якутск. «При минус 30 останавливаю всю технику: и российскую, и импортную, — говорит Николай Челондаев. — Сворачиваем все работы, наверное, поэтому пока ничего не выходило из строя. Минус 20 — это еще тепло, мы работаем. К зиме готовимся специально, на всех машинах стоят дополнительные фильтры, в морозы они очень актуальны, гидроциклоны, камеры подогрева — без них никак».

Источник фото: exkavator.ru Николай Челондаев: «При минус 30 останавливаю всю технику: и российскую, и импортную»

Автономные подогреватели в компании ставят лишь на двигатели. Николай Челондаев отмечает: «Если двигатель заработает, тогда кабина и так прогреется, а вот на момент пуска подогреватель нужен обязательно, на все оборудование без исключения, даже на генераторы тока. На зиму обязательно наклеиваем вторые стекла, масла по температуре летние или зимние. Все делаем своими силами. В гидросистему обязательно заливаем зимнее масло. Главное — аккуратно работать, с ходу не дергать машину, потихоньку раскачать и потом уже начинать работать».

Из российских машин Алданская строительная компания использует экскаватор «Тагил» («Уралвагонзавод»). «Работает что зимой, что летом ощутимо хуже «Катерпиллара», — говорит про эту машину гендиректор. — Экскаваторы нужно брать импортные, автомобили желательно тоже. Но зарубежные марки пока для нас слишком дорогие, не окупают себя так, как отечественные». Китайскую технику компания пока не приобретала, однако Николай Челондаев отмечает, что в Якутии ее уже много: «Пока боюсь покупать. В большой фирме, где 40-50 машин, если из строя выйдет несколько единиц не страшно, а если у меня их всего 10, и из них 1-2 машины не будут работать, это будет очень ощутимо. Пока даже в голове такое не держу».

Ветер с Востока

Когда отечественные машиностроители не в состоянии справиться с растущим спросом на качественную спецтехнику, российский рынок активно осваивают китайские производители. Преимуществом китайской техники (по сравнению с российской) является то, что при конкурентном уровне цен ее комплектация заслуживает уважения, наглядный пример — автомобили Dongfeng (дословно — «восточный ветер»).

«Комплект, поставляемый нами российским компаниям, включает в себя предпусковой обогреватель двигателя Webasto, автономный отопитель салона, подогрев самосвальной платформы, обязательное утепление кабины «-40″ и аккумуляторы большей емкости», — рассказывает коммерческий директор ДФ «Транс» (региональный дилер компании Dongfeng Motor Co.) Алексей Щербаков.

Источник фото: exkavator.ru В переводе Dongfeng значит «восточный ветер»

Официальные поставки машин этой марки начались в апреле, и уже к сентябрю в России был продан 1 000-й автомобиль. План до конца года — реализовать 1 800-2 000 машин. Соглашение, подписанное на 2008 год, предусматривает поставку 10 тыс. машин. «Специалисты берут технику Dongfeng , рассчитывая, что в зимних условиях машины будут работать хорошо, это подтверждает опыт их эксплуатации в Казахстане, где официальные поставки начались гораздо раньше, чем в России, — отмечает коммерческий директор ДФ «Транс». — Вся техника сертифицируется и только затем поставляется в северные регионы. Устойчивым спросом пользуются полноприводные самосвалы».

Единственный момент, который пока удерживает осторожных потребителей, — отсутствие официальной статистики эксплуатации работы китайских машин в условиях Сибири зимой. «Такого опыта у нас пока нет, поставки начались весной, отработаем год, и тогда можно будет уже говорить об этом конкретно. Но у меня есть полная уверенность, что наша техника зимой не подведет», — говорит Алексей Щербаков.

Может работать даже на полюсе

Есть места, куда попадает только проверенная техника. Два гидравлических экскаватора Liebherr R-992 были введены в эксплуатацию на Кайерканском угольном разрезе (расположен за Полярным кругом в 30 км от Норильска) еще в ноябре 2000 года. Условия работы самые тяжелые: влажность воздуха до 90%, сильные снегопады, температура зимой опускается до -48°С, (летом поднимается до +40°С), скорость ветра — 30-40 м/сек.

«Помимо того что нам требовалась мощная техника (экскаваторы оснащены ковшами емкостью 7,0 куб. м), главным условием их поставки стала готовность к работе в зимнее время», — говорит Юрий Заботкин, главный механик Кайерканского разреза «Норильского никеля». Оборудование поступило в «северном» исполнении.

Источник фото: exkavator.ru Условия работы некоторой техники — влажность воздуха до 90%, температура воздуха — до минус 48°С

Для повышения надежности работы по рекомендации специалистов разреза компания Liebherr внесла и дополнительные изменения к стандартному исполнению кабины «-40». На экскаваторы были установлены фены для дополнительного обогрева и обдува стекол, все жгуты электродвигателя еще на заводе были закрыты наружной защитной оболочкой из материалов, выдерживающих температуру ниже -40°С. По согласованию с заказчиком был установлен ресивер компрессора увеличенного объема и применена специальная конструкция воздухосборника дизельного двигателя Cummins для увеличения срока службы воздушных фильтров. Цилиндры открывания ковша экскаватора защищают специальные металлические пластины, а машинное отделение и масляные радиаторы — специальные конструкции от попадания снега. Отсек с гидравлическими распределительными устройствами имеет особое герметическое уплотнение.

Инженеры Liebherr, получив информацию о будущих условиях эксплуатации экскаваторов, предусмотрели дополнительные аккумуляторные батареи и устройство для подключения резервных аккумуляторных батарей к основным, для запуска двигателя в холодное время года. Итог подготовки — оба экскаватора успешно используются на Кайерканском угольном разрезе на выемке вскрышных пород в течение всех семи лет, несмотря на тяжелые погодные условия. «Никаких претензий к работе», — отмечает Юрий Заботкин.

Наши группы в Telegram, Viber. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией в WhatsApp!

Источник

Оцените статью