открытый урок «Как зимой помочь птицам»
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме
знакомство с зимующими птицами
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_okruzhayushchego_mira.docx | 116.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по окружающему миру
Тема урока: Как зимой помочь птицам?
Дата проведения: 19 декабря 2014г
Класс: 1 «б» УМК «Школа России»
Место проведения: МБОУ Правдинская СОШ №1
Цель урока: н аучить различать птиц, зимующих в наших краях, раскрыть необходимость оказания помощи птицам, изготавливать кормушки и подбирать корм для птиц.
- формировать интерес к изучению родной природы;
- понимать важность заботы о зимующих птицах;
- повышать уровень мотивации учебной деятельности.
- Различать по внешним признакам птиц, зимующих в наших краях;
- Правильно подбирать корм для птиц.
- перерабатывать полученную информацию из учебных пособий, жизненного опыта и новых знаний на уроке;
- наблюдать и делать выводы;
- знать и распознавать на наглядных образцах названия птиц;
- работать со справочной литературой и находить нужные сведения о зимующих птицах.
- участвовать в диалоге по теме (учитель – ученик; ученик – ученик);
- приводить свои примеры из жизненных ситуаций;
- составлять свой небольшой рассказ о помощи птицам зимой.
- определять и формулировать цель своей деятельности на каждом этапе урока;
- проговаривать в логической последовательности свои действия;
- учиться делать самооценку своей деятельности на уроке.
Тип урока: открытия новых знаний на основе жизненного опыта.
Методы и формы работы учащихся: частично-поисковый, практический; фронтальная и индивидуальная работа.
Необходимое техническое оборудование:
- ПК, интерактивная доска, презентации (электронный ресурс) “Покормите птиц зимой” презентация “Как зимой помочь птицам?”.
- Учебник. ФГОС, А. Плешаков: Окружающий мир. 1 класс.
- Рабочая тетрадь А.А. Плешаков: Окружающий мир. 1 класс.
- Напечатанные крупным шрифтом слова – названия птиц.
- Иллюстрации с изображением зимующих птиц.
1. Атлас-определитель. Раздел “Птицы” (дано краткое описание внешности птицы).
2. “Птицы наших лесов” (иллюстрации и небольшие статьи о повадках птиц).
3. “Мир животных” (детская энциклопедия).
4. “Зеленые страницы” А.А.Плешаков.
Прогнозируемые результаты: ученики научатся распознавать зимующих птиц, подбирать корм для птиц.
I. Организационный момент.
Громко прозвенел звонок.
Начинается урок.
Наши ушки — на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
II. Мотивация. Сообщение темы и целей урока.
— Послушайте стихотворение Сергея Есенина:
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой. (Слайд 2)
— О каком времени года это стихотворение?
— Назовите приметы зимы.
Зима. Вся живая природа готовилась к ней.
— Скажите, как готовились белки, медведи, зайцы?
— Сегодня на уроке мы должны ответить на один вопрос. Давайте прочтем его. (Открывается запись “Где зимуют птицы?”) (Слайд 3)
III. Актуализация и пробное учебное действие.
На доске изображены птицы.
— Может, вы мне сразу на него ответите?
— Да, одни птицы зимуют с нами, а другие улетают в теплые края.
– Как называются птицы, которые улетают в теплые края; остаются зимовать?
— Можем мы определить какие из них перелётные, а какие зимующие?
Итак, мы сегодня поговорим о птицах, о наших пернатых друзьях. Давайте вначале поговорим о тех, кто улетает от нас в дальние края. (Слайд 4)
IV. Выявления места и причины затруднения.
— Почему ласточка улетает в теплые края?
— Почему журавль улетает?
Сейчас мы знаем, что перелетные птицы улетают на зиму в теплые края.
А много, много лет назад существовало множество разных вымыслов. Например, один натуралист утверждал, что птицы улетают на Луну. Погружаются в спячку, потому что не находят еды. Лишь со временем ученые узнали, куда улетают перелетные птицы.
— Как же это удалось сделать ученым?
Ученые надевали маленькие кольца на лапки птицам. На каждом кольце был номер и адрес, где была окольцована птица. Когда кто-то встречал окольцованную птицу, сообщал об этом по данному адресу. Так ученым удалось узнать, где зимуют птицы.
Так узнали, что наши ласточки, стрижи, жаворонки и другие птицы улетают в Африку, а утки и цапли в Египте, скворцы улетают во Францию. (Слайд 5)
Некоторые птицы преодолевают расстояние до 15000км. Полярные крачки делают самые дальние перелеты. Каждый год они летят через весь мир из Арктики в Антарктиду, а потом обратно. Они находят путь по солнцу, звездам и приметным местам на земле. (Показ по карте миграцию птиц). (Слайд 6)
Большинство путешествуют стаями, большими и маленькими. А вот кукушка и некоторые хищные птицы путешествуют в одиночку. Аисты, журавли, ласточки, дрозды, хищные птицы летят днем. Скворцы и другие – днем и ночью, а есть птицы, которые летят только ночью. К концу октября все перелетные птицы покидают нас. А весной вновь возвращаются в родные места.
V. Построение проекта выхода из затруднения.
Отгадайте загадки о птицах.
Угадайте, что за птичка –
темненькая невеличка.
Беленькая с живота,
Хвост раздвинут в два хвоста. (Ласточка) (Слайд 7)
Встали братья на ходули,
Ищут корма по пути.
На бегу ли, на ходу ли
Им с ходулей не сойти. (Журавль) (Слайд 8)
Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежней?
Кто же это . (Соловей) (Слайд 9)
Он прилетает каждый год
Туда, где птичий домик ждет. (Скворец) (Слайд 10)
В лесу одна смешная птица
Весь день поет: “Ку-ку! Ку-ку!”
Никак не может научиться
Петь, как петух: “Ку-ка-ре-ку!”. (Кукушка) (Слайд 11)
VI. Реализация построенного проекта.
– Но, а другие птицы не улетают от нас и остаются на зиму. Это зимующие птицы. Они не боятся морозов, а еду ухитряются добывать даже в очень снежные зимы.
– Вы наверно многих из них знаете и легко узнаете птиц по загадкам:
Мальчишка в сером армячишке
По дворам шныряет,
Крохи подбирает.
По полям кочует,
Зёрнышки ворует. (Воробей) (Слайд 12)
– А вы знаете, почему его так назвали?
Воробьи очень прожорливые птички. Часто они летают по полям и садам и истребляют не только насекомых, но и вредят урожаю. Само название говорит об этом: “Вора бей!” – кричали крестьяне, когда видели, как воробей уничтожает их посевы.
Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика. (Синица) (Слайд 13)
Синицы – очень подвижные птицы, перепархивая с ветки на ветку, они подвешиваются к ним вниз головой, качаются, держатся на самых тонких веточках. В этом им помогают их длинные и острые когти.
Тук-тук, тук-тук – летит по лесу стук!
Тук-тук, тук-тук. В лесу он лучший друг. (Дятел) (Слайд 14)
Это дятел работает, древесину долбит, деревья лечит: насекомых и их личинок из-под коры и даже из глубины дерева достает. У него очень длинный язык, сантиметров 10, а то и 15. Кроме того, он липкий. С твердыми зазубринами. Им дятел и достает насекомых. Поэтому и называют его “лесным доктором”.
Глаза, как плошки,
А не видит днем ни крошки,
Зато ночью эти плошки
Видят все в лесу густом. (Сова) (Слайд 15)
Крупная птица, с большими глазами, серым оперением, клюв крючком. Бесшумный полёт, способность видеть в темноте, острый слух, мгновенная реакция – качества, за которые в народе сов прозвали пернатыми кошками.
И все-таки тяжело им зимой.
VII. Физминутка. (Слайд 16)
Гуси серые летели
На полянку тихо сели,
Походили, поклевали,
Потом быстро побежали.
VIII. Первичное закрепление. Работа с учебником. Стр. 74.
— Откройте учебник на странице 74. Ответьте на вопросы: (Слайд 17)
— Каких зимующих птиц мы не назвали?
— Каких птиц вы наблюдали в зимнее время года в нашем крае?
— По каким признакам можно узнать этих птиц?
Корм – это главное! Когда он есть, и мороз не страшен. Найдут птицы богатое кормом место, задержатся здесь, а потом дальше отправляются. А есть птицы, которые всю зиму возле людей живут. (Слайд 18)
Раздавленные семена подсолнечника, арбуза, тыквы и дыни. Хороши крошки белого хлеба, а чёрного – не годятся. Для синиц очень хороши кусочки несоленого сала, а солёное сало давать нельзя.
IX. Самостоятельная работа с самопроверкой. (Слайд 19)
Дети выполняют задание №1 в рабочей тетради с.52.
(соединить линиями рисунки птиц с их названиями)
Дети выполняют задание №3 вторая часть задания в рабочей тетради с.53. (Найдите на фотографии то, чем можно подкармливать птиц и обведите зеленым карандашом . А чем нельзя – красным карандашом ).
X. Включение в систему знаний и повторения.
— Как можно помочь птицам зимой? (Сделать кормушки и посыпать туда зерна, крупу или хлебные крошки) (Слайд 20)
Стихотворение “Покормите птиц зимой”. (Слайд 21)
Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма
Горсть зерна нужна,
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима.
— Какие кормушки вы видели? Какие птицы туда прилетали? Из чего можно сделать кормушку? Рассмотрите кормушки на слайдах презентации. Объясните, какие из них самые удобные для птиц? (Слайд 22)
XI. Итог урока. (Слайд 23)
— Что нового вы узнали на уроке?
— На вопрос, который был перед нами поставлен в начале урока, мы узнали ответ?
Оцените свою работу на уроке: нарисуйте смайлик в тетради.
Источник
Как помочь птицам зимой
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему
Данная разработка нацелена на формирование у учащихся начальной школы бережного отношения к природе, к осознанию того, какую посильную помощь можно оказать птицам в наши суровые сибирские зимы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_pomoch_ptitsam_zimoy.ppt | 2.33 МБ |
kak_pomoch_ptitsam_zimoy.docx | 415.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
МКОУ «Петровская средняя общеобразовательная школа»
Троицкого района Алтайского края
Как помочь птицам зимой
Урок окружающего мира
Разработала: Колесова Е.А.
Учитель начальных классов
Урок окружающего мира
Тема: «Как помочь птицам зимой»
- Создать условия для раскрытия необходимость оказания помощи зимующим птицам
- Создать условия для обогащения и активизации словаря, развития связной речи
- Воспитывать бережное отношение к родной природе
Планируемые результаты обучения:
-формировать умение самостоятельно добывать знания;
-обобщить жизненные наблюдения детей о зимующих птицах;
-рассмотреть виды корма для зимующих птиц.
-Формировать умение ставить и решать учебные задачи на материале темы урока.
-Продолжить формирование общеучебных умений коммуникации (слушать учителя, друг друга).
-Воспитывать ответственное отношение к природе на примере посильной помощи детей птицам.
Оборудование: учебник, хрестоматия, мультимедийный проектор
- Организационный момент и психологический настрой
-Раз, два, три, четыре, пять — Урок пора нам начинать.
Вы друг другу улыбнитесь
И тихонечко садитесь.
— Посмотрите в окно и скажите, какое сейчас идёт время года? (Слайд) Зима доброй, заботливой хозяйкой пришла на землю: теплым одеялом накрыла растения, деревья и кустарники укутала в пушистые шубы, сберегла от леденящей стужи. Рады зимушке детишки, с нетерпением ждали ее прихода. Их веселый звонкий смех можно услышать на улице, на горках и катках. Только вот совсем не до веселья животным. Для них зима – суровое испытание. Догадайтесь, о чем пойдет речь на нашем уроке? ( Дети делают предположения и выясняют, что на прошлом уроке речь шла о зверях, то сегодня – о птицах). Откройте учебники, переложите закладку на следующую страницу, скажите, правильное ли было ваше предположение. Исследуйте страницы разворота учебника. Как вы думаете, какой сегодня урок. (Дети высказываются по поводу типа урока: открытия новых знаний или повторения). Что Вам помогло сделать такой вывод? (Дети отвечают, что иллюстрации. Если ответы были, про урок повторения, учитель заостряет внимание на корме для птиц, разных птицах на кормушке и разных кормушках. Этим самым подводит детей к тому, что сегодня урок открытия знаний). Что будем открывать? (Как помогать птицам зимой) — Сформулируйте тему урока: Помощь птицам зимой.
- Постановка цели и задач
— Определите главную цель урока: Должны выяснить (уточнить, определить, понять), как мы можем помочь птицам зимой.
— Что для этого вы должны знать? (Какие птицы живут у нас зимой, как им живётся в зимнее время года, что они едят, как лучше кормить птиц)
— Рассмотрите внимательно иллюстрацию учебника и назовите тех птиц, которых вы видели у нас и летом, и осенью и встречали зимой (Воробей, сорока, ворона, дятел. Если дети не называют синицу, щегла, учитель говорит, что они тоже живут с нами, но только летом – в лесу.) Тех птиц, которые с нами живут постоянно называют зимующими птицами. Назовите птиц, которые к нам прилетают на зиму (Снегирь и свиристель). Таких птиц называют перелётными зимующими (зимующие гости).
— Я вам предлагаю игру «Узнай, кто – это?» (Слайд). Ребята в этой загадке мы вспомнили ещё об одной зимующей птице, о голубе. Где ночуют птицы зимой ? (под крышами, на ветках деревьев и др. ). Как ведут себя во время морозов? (птицы нахохливаются) . (Слайд) Почему это происходит?( дети дают свои варианты ответов, затем учитель подытоживает) . Для того чтобы согреться. Тепло сохраняют перья и воздух, который находится между ними. Когда холодно, птицы поднимают перья и толщина «воздушной шубы» увеличивается.
— В наших краях очень холодная зима. Почему люди не строят для птиц тёплые домики? ( Дети пытаются ответить. Очень хорошо, если они сами ответят, что страшнее не холод, а голод.) Действительно, для птиц страшнее голод. Зимой много птиц погибает от голода. Очень нелегко найти корм птицам за короткий зимний день. Одни раскапывают снег, стараясь добраться до земли, другие ищут корм на деревьях и кустах, третьи держатся поближе к жилью человека. Как вы думаете, почему? (Дети отвечают , далее учитель читает статью из хрестоматии «Почему птицы зимой перебираются ближе к жилью человека» на стр.30.( Приложение 1) . Что нужно делать, чтобы птицы не замёрзли? (Подкармливать их) . Мы с вами в силах помочь птицам зимой? (Да) .Что для этого нужно?( Сделать кормушки для птиц и развесить их). Рассмотрите иллюстрацию на стр. 39. Из чего можно сделать кормушки? (Дети отвечают).
— Нужно ещё правильно развесить их. (Далее учитель вместе с детьми вырабатывает правила развешивания кормушек). Правила:
- Вешай кормушку в том месте, где меньше дует ветер, меньше снега
- Вешай на такой высоте, чтобы не достала собака или кошка
- Нельзя кормушку прибивать к дереву, её нужно привязывать или прикручивать
О каком правиле мы ещё забыли? (Если дети не отвечают, учитель наводящими вопросами, подводит детей к мысли о корме для птиц). Значит ещё одно правило: 4. Давай птицам правильный корм.
Рассмотрите иллюстрацию на стр. 38 и скажите, какой корм едят зимующие птицы (Дети перечисляют). Для птиц различных видов нужны различные корма. (Учитель читает статью из хрестоматии стр.34(Приложение 3) и демонстрирует слайды )
— Но почему-то очень многие птицы любят ягоды рябины. (Слайд ) Как вы думаете, почему? (Очень богата витаминами ). (Далее учитель читает статьи из хрестоматии «Тайны рябинового пира» и «Почему свиристели падают зимой в обморок» стр.32-33 (Приложение 4, 5).
— Вот такое необычное поведение. А ещё существуют народные приметы, связанные с поведением птиц. (Учитель проговаривает)
Воробьи дружно чирикают – значит будет оттепель.
В какую сторону ворона села носом – оттуда и будет ветер.
Вороны прячут клюв под крыло – к холодам.
Птицы садятся на верхушки деревьев – будет тепло.
Синички с утра пищат – значит будет мороз.
— Сейчас, ребята, мне хочется вас проверить. Как вы запомнили, какой корм любят птицы. (Учитель показывает кусочек сала, семена подсолнечника, тыквы и арбуза, хлебные крошки, ягоды рябины. Дети называют тех птиц, которые это любят). Как называются все эти птицы? (Зимующие) Зачем нужно подкармливать птиц? (Птицам страшнее не холод, а голод. Чтобы не погибли) А почему мы так беспокоимся о жизни птиц? (Дети начинают говорить о пользе птиц, учитель должен выслушать каждого ребёнка: красивое пение и оперение, уничтожают вредителей растений, переносят семена растений ) Птицы приносят огромную пользу, поэтому им нужно помогать . (Слайд) ( Далее выходит к доске заранее подготовленный ученик и читает наизусть стихотворение Александра Яшина «Покормите птиц зимой») (Приложение 6 )
— Наш урок подошёл к концу. Что открыли для себя на уроке (Дети отвечают: «Я открыл…»Выслушивать ответы, пока не прозвучит: «Я открыл, как помочь птицам зимой» ). Как вы можете помочь птицам зимой (сделать кормушки и подкармливать). Сделайте дома кормушки и развесьте их, соблюдая все правила. И, конечно же, подкармливайте птиц, которые будут прилетать к вам в гости.
Мне очень понравилось, как вы все сегодня рассуждали, как высказывали своё мнение, к какому пришли выводу.
А теперь вы поделитесь своими впечатлениями от урока (Кто-то говорит, что ему понравилась или не понравилось, кто-то – что удалось или не удалось)
Урок окончен. Всем спасибо.
Список используемой литературы
- Ковалько В.И. Школа визминуток:практические разработки физминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников. – М.: ВАКО, 2005
- Стрельцова Л.Е. Литература и фантазия. – М.:Просвещение, 1992
- Федотова О.Н., Трафимова Г. В., Трафимов С. А.. Окружающий мир: учебник. — М.: Академкнига / Учебник, 2010.
- Федотова О.Н., Трафимова Г. В., Трафимов С. А.. . Окружающий мир: хрестоматия. — М.: Академкнига / Учебник, 2010.
Источник