Проект «Изображение Зимы в поэзии русских писателей»
Ребята попытались сделать первый свой проект. Выбрали стихи о зиме и проанализировали их.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_izobrazhenie_zimy_v_proizvedenii_russkih_pisateley.docx | 33.27 КБ |
proekt_zima_v_poezii_russkih_pisateley.pptx | 2.99 МБ |
zashchita_proekta.docx | 18.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема проекта : Изображение зимы в поэзии русских писателей.
- Исследовать , при помощи каких художественных средств писатели изображали русскую зиму.
- Выявить все изобразительные средства.
- Сравнить несколько произведений русских писателей.
- Сделать вывод по наблюдению над произведениями.
- Способствовать развитию речи и расширению кругозора.
- Пополнение словарного запаса.
- Исследовать изображение зимы в поэзии русских писателей.
- Проанализировать произведения о зиме.
- Научиться грамотно выражать свои мысли.
Объект исследования – стихотворения о зиме трёх писателей: Ф.Тютчева, С.Есенина « Чародейкою Зимою» и «Поёт зима-аукает…» и А.Пушкина «Вот север, тучи нагоняя…»
- Предмет исследования – средства художественной выразительности, средства изображения: эпитет, олицетворение, сравнение.
- Цель исследования – Выявить все указанные изобразительные средства.
В качестве гипотезы мы выдвинули предположение о том, что описание зимы в произведениях русских писателей неодинаково. Каждый писатель по-своему видит зиму, использует для этого разные средства выразительности.
Волшебные и сказочные русские зимы любят все. Прозрачный морозный воздух, хлопья пушистого снега, хрустальные узоры на окнах, скрип саней. Чародейка-зима околдовывала и вдохновляла многих поэтов и писателей. Сколько чудесных поэтических строк посвящено этому времени года!
Зима – удивительное время года. Лес белый, как будто он заколдован кем-то: тишина- прислушайтесь: только снег сыплет, метёт позёмкой метель и падают, падают хлопья снега.
В нашем исследовании мы сравним описание зимы у разных поэтов, а также посмотрим, с помощью каких средств изображения писатели достигают своей цели в описании зимы.
Обратимся к стихотворению Ф.И.Тютчева «Чародейкою Зимою» и мы увидим, зиму такой, какой отразил её в своём стихотворении поэт. Зима у него- добрая колдунья, окутавшая лес «снежной бахромою», оковавшая его лёгкой пуховой цепью. Зимний лес стоит, очарованный волшебным сном. Когда солнце касается его своими лучами, лес вспыхивает и сияет «ослепительной красой».
Величественная, необыкновенная пора. Словно живая, чародейка-зима меняет маски и играет с нами, заставляя нас то тосковать, то восхищаться ею.
Подведём итог нашему исследованию этого стихотворения.
«Чародейкою-зимою…» В данном стихотворении поэт изобразил зимнюю природу. Зимнее чудо совершается в состоянии волшебного сна природы. Музыка стихотворения напоминает магическое действие: Чародейка чертит таинственные круги, гипнотизируя, очаровывая: приведём первые строки стиха.
Чародейкою –Зимою околдован лес стоит
И под снежной бахромою
Чудной жизнью он блестит.
А теперь обратимся к стихотворению С.Есенина «Поёт зима-аукает…». В данном стихотворении поэт тоже изобразил зимушку. Но такую же, как у Тютчева или нет? Сейчас мы это рассмотрим.
Мохнатый лес баюкает
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далёкую
Здесь мы видим, что зима — как живое существо. Даже можно представить пожилую седую женщину, которая поёт тихую песню, и как-бы усыпляет лес, погружает его в сон. И когда мы читаем эти строки мы понимаем, что здесь зима другая: более спокойная, величественная.
Давайте рассмотрим стихотворение А.Пушкина «Вот север, тучи нагоняя…»
Вот север тучи нагоняя,
Дохнул, завыл и вот сама
Пришла, рассыпалась клоками
Повисла на суках дубов,
Легла волнистыми коврами
Среди полей вокруг холмов.
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою
Блеснул мороз, и рады мы
В данном стихотворении поэт тоже описывает зиму как живое существо, называет её волшебницей, и мы можем представить себе такую картину: всё вокруг белым-бело, сугробы, как волнистый ковёр, на ветвях деревьев клочья снега. Река скована льдом. Поэт называет зиму матушкой.
А с помощью чего достигается понимание этих стихотворений или другими словами, что помогло нам представить такие разные зимы?
Да, это конечно же средства изображения. Давайте вспомним, что мы о них знаем.
Средства выражения и изобразительности применяются поэтами для создания более красивой картины изображения природы, для того, чтобы мы ясно могли себе представить, о чём хотели сказать писатели.
Средства изображения: это тропы – эпитет, олицетворение, сравнение.
Исследуем, в каких строках есть указанные тропы.
«Чародейкою-Зимою» :эпитеты- снежной бахромою, неподвижною, немою, чудной., сном волшебным, лёгкой цепью пуховой.,луч косой, олицетворение: чародейка-зима, лес блестит.
«Поёт зима-аукает…» эпитет: седые облака, мохнатый лес, ковром шелковым . Олицетворение: поёт зима-аукает, баюкает, тоской глубокою плывут облака. Сравнение- воробышки , как детки сиротливые.
В стихотворении А.Пушкина также есть эпитеты: волнистыми коврами, пухлой пеленою.
Олицетворение: идёт волшебница-зима.
Таким образом, рассмотрев данные стихи, мы можем сделать следующий
У каждого писателя своё видение зимы, а средства изображения помогают писателям показать нам, читателям, свой взгляд на это прекрасное время года- зиму.
Источник
Как зима вдохновляла великих писателей и что они думали о ней
Как мы долго ждали прихода зимы с ее чистым морозным воздухом, белоснежным покрывалом, что ложится на землю и крыши домов. Как мы радуемся предвкушению праздника и ожидания чуда, ведь зима – настоящий сезон чудес. А что думали о зиме великие писатели, друзья? Предлагаю сегодня вспомнить их высказывания о зиме и сравнить со своими мыслями и чувствами.
Самой холодной зимой я узнал, что внутри меня — непобедимое лето.
(Альбер Камю)
Снова пришла зима; свежий, холодный, ветреный день и раскинувшаяся передо мной равнина воскресили мои надежды.
(Чарльз Диккенс)
Зима также приносит ленивые ветры, которым невдомек, зачем огибать человеческие тела, когда можно пройти прямо сквозь них.
(Терри Пратчетт)
Зима у нас суровая, но до чего же хороша! Есть в ней какая-то сила и величие, а главное – смелая откровенность. Как откровенный друг режет тебе правду в глаза без обиняков, так и она беспощадно хватает за уши. Зато ее бодрящая свежесть передается людям.
(Генрик Сенкевич)
Такой был славный звонкий морозец, даже пощипывало нос, и в груди будто рождественская елка горела: при каждом вздохе то вспыхивали, то гасли холодные огоньки и колкие ветки покрывал незримый снег.
(Рэй Брэдбери)
Когда идет первый снег, в первый день езды на санях, приятно видеть белую землю, белые крыши, дышится мягко, славно, и в это время вспоминаются юные годы. У старых лип и берез, белых от инея, добродушное выражение, они ближе к сердцу, чем кипарисы и пальмы, и вблизи них уже не хочется думать о горах и море.
(Антон Павлович Чехов)
«Снежинки — это небесные саламандры».
(М.И. Цветаева)
И белому мертвому царству,
Бросавшему мысленно в дрожь,
Я тихо шепчу: «Благодарствуй,
Ты больше, чем просят, даешь»».
Ночь стояла морозная, но без ветра. Откроешь рот и выдыхаешь заледеневшие слова.
(Харуки Мураками)
Для того, чтобы понять по-настоящему, что есть та или иная страна или то или иное место, туда надо ехать зимой, конечно. Потому что зимой жизнь более реальна, больше диктуется необходимостью. Зимой контуры чужой жизни более отчетливы. Для путешественника это — бонус.
(Иосиф Бродский)
Я с детства испытываю своеобразное волнение перед свежим покровом снега… Точно вступаешь в какой-то новый мир, и всего тебя пронизывает радость открытия, первого соприкосновения с чем-то чистым, нетронутым, неоскверненным.
(Джон Стейнбек)
Источник
Научно-исследовательская работа по литературе на тему: «Зимние мотивы в русской поэзии»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя образовательная школа №5»
по литературе на тему:
«Зимние мотивы в русской поэзии»
Выполнила: ученица 9 класса «А»
2.2. Каждый поэт видит зиму по-своему….…………………………………. 3-10 с.
2.3.Изобразительно- выразительные языковые средства в стихотворениях о зиме……….10-12 с.
2.4. Произведения искусства о зиме…………………………………………………….…………12-13 с.
4. Список использованной литературы……………………………………………………………15 с.
Природа зимой надевает белую шубу, засыпает снегом некогда цветущие полянки, деревья наряжаются в пышные белые наряды, лесные тропинки становятся непроходимыми, на лед ложится снежный покров. Зимняя природа тиха и безмолвна, только слышно редкое щебетание зимних птиц, да сухой хруст веток в зимнем лесу.
У меня зима вызывает чувство восторга, радости. Однажды я шла из школы и у меня возник вопрос: Как воспринимали, описывали зиму поэты? Эти мысли послужили толчком к написанию данной работы. Я решила познакомиться со стихами поэтов о зиме, узнать, как они относились к этому времени года, сравнить описание зимы у разных поэтов, а также посмотреть, с помощью каких средств изображения писатели достигают своей цели в описании зимы. А затем поделиться своими выводами с другими в заключительной части данной исследовательской работы.
Цели исследовательской работы:
Исследовать изображение зимы в стихотворениях русских поэтов.
Проанализировать произведения о зиме.
Научиться формулировать свои мысли.
Сравнить несколько произведений русских поэтов.
Сделать вывод по наблюдению над произведениями.
Выявить какие художественные средства поэты использовали для изображения зимы.
Выявить способы отражения красоты зимы в произведениях искусства (музыка, живопись).
Работа с художественными произведениями (стихотворениями о зиме различных авторов).
Исследование документальных изданий.
Работа с иллюстрациями, фотографиями, репродукциями картин.
Использование глобальной сети интернет.
2. Основная часть.
2.1. Образ зимы в русской поэзии.
В русской поэзии множество стихотворений посвящено зиме.
Снег — явление завораживающее. А для поэзии снег одно из ключевых понятий, от него зависит вдохновение и взгляд поэта на мир. Мы сами знаем: выпадает снег, и земля преображается, и душа наполняется радостью, настроение делается приподнятым. Психологи даже считают, что сама природа белоснежным покрывалом спасает человека от депрессий, которые возникают в связи с нехваткой солнечного света в осенне-зимний период.
Снег, вьюга, зимний ветер часто воспринимаются как живые существа, зима представляется сказочной красавицей.
Зима… Каждый из нас воспринимает её по – своему. Кто- то откровенно любуется зимой, кто- то видит в ней нечто зловещее, мрачное. А кому-то радостно и весело. Но одно несомненно: зима никого не оставляет равнодушным.
Вот и у поэтов зима вызывает самые разные чувства.
Каждый поэт видит зиму по-своему.
Зима – удивительное время года. Лес белый, как будто он заколдован кем-то: тишина- прислушайтесь: только снег сыплет, метёт позёмкой метель и падают, падают хлопья снега. Прозрачный морозный воздух, хлопья пушистого снега, хрустальные узоры на окнах, скрип саней.
Волшебные и сказочные русские зимы любят все. Чародейка-зима околдовывала и вдохновляла многих поэтов и писателей. Сколько чудесных поэтических строк посвящено этому времени года! Но, если перечитать стихотворения о зиме, можно увидеть, что описание зимы в произведениях русских писателей неодинаково. Каждый писатель по-своему видит зиму, использует для этого разные средства выразительности.
Обратимся к стихотворению Ф.И.Тютчева «Чародейкою Зимою» и мы увидим, зиму такой, какой отразил её в своём стихотворении поэт. Зима у него — добрая колдунья, окутавшая лес «снежной бахромою», оковавшая его лёгкой пуховой цепью. Зимний лес стоит, очарованный волшебным сном. Когда солнце касается его своими лучами, лес вспыхивает и сияет «ослепительной красой».
Величественная, необыкновенная пора. Словно живая, чародейка-зима меняет маски и играет с нами, заставляя нас то тосковать, то восхищаться ею.
Таким образом, в стихотворении «Чародейкою-зимою…» поэт изобразил зимнюю природу. Зимнее чудо совершается в состоянии волшебного сна природы. Музыка стихотворения напоминает магическое действие: Чародейка чертит таинственные круги, гипнотизируя, очаровывая:
Чародейкою – Зимою околдован лес стоит
И под снежной бахромою
Чудной жизнью он блестит.
Затем я обратилась к стихотворению Сергея Есенина «Поёт зима-аукает…». В данном стихотворении поэт тоже изобразил зимушку. Но такую же, как у Тютчева или нет? Сейчас мы это рассмотрим.
Мохнатый лес баюкает
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далёкую
Здесь мы видим, что зима — как живое существо. Даже можно представить пожилую седую женщину, которая поёт тихую песню, и как бы усыпляет лес, погружает его в сон. И когда мы читаем эти строки, мы понимаем, что здесь зима другая: более спокойная, величественная.
Очарование зимы стремился передать Сергей Есенин и в других своих стихотворениях:
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.
Далее я решила рассмотреть стихотворение А.С. Пушкина «Вот север, тучи нагоняя…»
Вот север тучи нагоняя,
Дохнул, завыл и вот сама
Пришла, рассыпалась клоками
Повисла на суках дубов,
Легла волнистыми коврами
Среди полей вокруг холмов.
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою
Блеснул мороз, и рады мы
В данном стихотворении поэт тоже описывает зиму как живое существо, называет её волшебницей, и мы можем представить себе такую картину: всё вокруг белым-бело, сугробы, как волнистый ковёр, на ветвях деревьев клочья снега. Река скована льдом. Поэт называет зиму матушкой.
Зимние мотивы присущи и другим стихотворениям Пушкина:
Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный —
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела —
А нынче. погляди в окно:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?
Если в этих стихотворениях поэт выражает свое восхищение красотой зимы, то в стихотворении «Зимняя дорога» мы видим и печаль и грусть.
Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льет печально свет она.
По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.
Что-то слышится родное
В долгих песнях ямщика:
То разгулье удалое,
То сердечная тоска.
Ни огня, ни черной хаты,
Глушь и снег.
Таким образом, отношение Пушкина к зиме неоднозначно, к тому же многие знают, что любимым временем года поэта все-таки была осень.
Падение снега, свежий снег, застарелый снег — все эти образы упоминаются во множестве строк. Например, Николай Алексеевич Некрасов ласково называет его снежком и уже это говорит о трепетном отношении поэта к зиме.
Снежок порхает, кружится,
На улице бело.
И превратились лужицы
В холодное стекло.
Где летом пели зяблики,
Сегодня — посмотри! —
Как розовые яблоки,
На ветках снегири.
Снежок изрезан лыжами,
Как мел, скрипуч и сух,
И ловит кошка рыжая
Веселых белых мух.
А вот поэт Николай Огарев считал зиму тоскливой:
Тускло месяц дальной
Светит сквозь тумана,
И лежит печально
Снежная поляна.
Белые с морозу
Вдоль пути рядами
Тянутся березы
С голыми сучками.
Тройка мчится лихо,
Колокольчик звонок;
Напевает тихо
Мой ямщик спросонок.
Я в кибитке валкой
Еду да тоскую:
Скучно мне да жалко
Сторону родную.
Разделяет его мнение, по-видимому, Евгений Баратынский. Где сладкий шепот?- спрашивает он.
Где сладкий шепот
Моих лесов?
Потоков ропот,
Цветы лугов?
Деревья голы;
Ковер зимы
Покрыл холмы,
Луга и долы.
Под ледяной
Своей корой
Ручей немеет;
Все цепенеет,
Лишь ветер злой,
Бушуя, воет
И небо кроет
Седою мглой.
Зачем, тоскуя,
В окно слежу я
Метели лёт?
Любимцу счастья
Кров от ненастья
Оно дает.
Огонь трескучий
В моей печи;
Его лучи
И пыл летучий
Мне веселят
Беспечный взгляд.
В тиши мечтаю
Перед живой
Его игрой,
И забываю
Я бури вой.
Мы видим, что поэт тоскует о том, что холмы, луга и долы покрыл ковер зимы, а успокаивает его только трескучий огонь в печи, благодаря которому он забывает вой бури.
С ними был не согласен Александр Твардовский . Он считал, что зима, наоборот, способна разогнать печаль:
Кружась легко и неумело,
Снежинка села на стекло.
Шел ночью снег густой и белый —
От снега в комнате светло.
Чуть порошит пушок летучий,
И солнце зимнее встает.
Как каждый день, полней и лучше,
Полней и лучше новый год…
Зимние картинки
Щенка прогуливает тетя.
Щенок расстался с поводком.
И вот на бреющем полете
Летят вороны за щенком.
Сверкает снег…
Какая малость!
Печаль, куда же ты девалась?
Любил зиму, считал её чудной Афанасий Фет :
Чудная картина,
Как ты мне родна:
Белая равнина,
Полная луна,
Свет небес высоких,
И блестящий снег,
И саней далеких
Одинокий бег.
А какой радостью, восторгом искрятся следующие строки его стихотворения:
Мама! глянь-ка из окошка.
Мама! глянь-ка из окошка —
Знать, вчера недаром кошка
Умывала нос:
Грязи нет, весь двор одело,
Посветлело, побелело —
Видно, есть мороз.
Не колючий, светло-синий
По ветвям развешен иней —
Погляди хоть ты!
Словно кто-то тороватый
Свежей, белой, пухлой ватой
Все убрал кусты.
Уж теперь не будет спору:
За салазки да и в гору
Весело бежать!
Правда, мама? Не откажешь,
А сама, наверно, скажешь:
«Ну, скорей гулять!»
Оригинальным, мне показалось, изображение зимы И.А.Буниным в стихотворении « В окне, серебряном от инея…»:
На окне, серебряном от инея,
За ночь хризантемы расцвели.
В верхних стеклах — небо ярко-синее
И застреха в снеговой пыли.
Всходит солнце, бодрое от холода,
Золотится отблеском окно.
Утро тихо, радостно и молодо.
Белым снегом все запушено.
И все утро яркие и чистые
Буду видеть краски в вышине,
И до полдня будут серебристые
Хризантемы на моем окне.
Восхищается зимой и детский поэт Сергей Михалков:
Снег кружится,
Снег ложится —
Снег! Снег! Снег!
Рады снегу зверь и птица
И, конечно, человек!
Рады серые синички:
На морозе мерзнут птички,
Выпал снег — упал мороз!
Кошка снегом моет нос.
У щенка на черной спинке
Тают белые снежинки.
Тротуары замело,
Все вокруг белым-бело:
Снего-снего-снегопад!
Хватит дела для лопат,
Для лопат и для скребков,
Для больших грузовиков.
Снег кружится,
Снег ложится —
Снег! Снег! Снег!
Рады снегу зверь и птица
И, конечно, человек!
Только дворник, только дворник
Говорит: — Я этот вторник
Не забуду никогда!
Снегопад для нас — беда!
Целый день скребок скребет,
Целый день метла метет.
Сто потов с меня сошло,
А кругом опять бело!
Снег! Снег! Снег!
2.3. Изобразительно — выразительные языковые средства в стихотворениях о зиме.
Проанализировав отдельно стихотворения, у меня возник вопрос: Что же помогает поэтам передать свои чувства к зиме и вызвать ответные чувства в душах читателей?
Это, конечно же, средства изображения. Средства речевой выразительности применяются поэтами для создания более красивой картины изображения природы, для того, чтобы мы ясно могли себе представить, о чём хотели сказать писатели.
Средства изображения: это тропы – эпитет, олицетворение, сравнение, метафора.
снежной бахромою, неподвижною, немою, чудной., сном волшебным, лёгкой цепью пуховой., луч косой,
Олицетворение: чародейка-зима, лес блестит.
«Поёт зима — аукает…»
эпитеты: седые облака, мохнатый лес, ковром шелковым .
Олицетворение: поёт зима — аукает, баюкает, тоской глубокою плывут облака.
Сравнение — воробышки, как детки сиротливые.
В стихотворениях А.Пушкина также есть эпитеты: волнистыми коврами, пухлой пеленою.
Олицетворения: север дохнул, завыл; волшебница-зима идёт, пришла, рассыпалась, повисла, легла, сравняла и др.
Сравнения: «Луна, как бледное пятно». Сравнения могут быть выражены и существительными в творительном падеже: «великолепными коврами. снег лежит», волнистым ковром. Используя сравнения, поэт п ередает восторг перед красотой природы; создается ощущение мягкости, пушистости, роскошности этих снежных ковров.
Картину зимнего утра он изображает с помощью эпитетов: ч истыми, прозрачными: голубой, зеленой, серебристой. Некоторые образы, эпитеты, слова повторяются в стихотворении А.С.Пушкина «Зимнее утро» несколько раз:
« блестя», «блестит», «блеском» (однокоренные слова). Они передают ощущение праздничности, нарядности природы. Эпитет «милый» встречается дважды, создает настроение радостного и немного печального умиления.
С помощью других эпитетов и конкретных слов автор передает свою грусть, сердечную тоску, навеваемую зимним пейзажем, в стихотворении «Зимняя дорога»:
печальные поляны, льет печально свет она, скучной, утомительно гремит, сердечная тоска , глушь и снег, скучно, грустно, путь мой скучен .
В стихотворении Бунина первой строфе великолепная метафора в сочетании с метафорическим эпитетом:
На окне, серебряном от инея,
За ночь хризантемы расцвели.
Во второй строфе — олицетворения: “солнце, бодрое от холода”, “утро тихо, радостно и молодо”, “окно золотится…”.
Благодаря этим средствам образной выразительности в обыкновенной зарисовке морозного утра читатель видит необыкновенную красоту русской зимы.
Метафоры, эпитеты, олицетворения, сравнения помогают увидеть красоту окружающего нас мира, открыть необыкновенное в обыкновенном.
Они придают высказыванию эмоциональную окраску, очеловечивают всё, что нас окружает.
Таким образом, рассмотрев данные стихи, мы можем сделать следующий вывод:
У каждого поэта своё видение зимы, а средства изображения помогают поэтам показать нам, читателям, свой взгляд на это прекрасное время года – зиму.
2.4. Произведения искусства о зиме.
Хороша наша русская зима! Огромное снежное покрывало закрывает все вокруг. А как ударят морозы, инеем, сказочным узором раскрасят они деревья и дома. Русская природа привлекала, привлекает и всегда будет привлекать творческих людей.
Зимние мотивы свойственны не только русской поэзии, но и музыке, живописи. Красотой зимы, её очарованием восторгались не только поэты и писатели, но и композиторы, художники.
Зима в картинах русских художников сказочное время безмятежного великолепия, когда природа спит и отдыхает, спрятавшись под белоснежным одеялом, удивительные по красоте и раскрывающие истинную зимнюю природу пейзажи русской зимы.
Изображая различные времена года в своих работах, русские художники стремились в первую очередь показать настроение природы. Как правило, зима в русских картинах – это безмятежное время, когда все вокруг скрывается за белоснежным покровом. Многие живописцы стремились показать, что зима – именно русское время года.
В живописи зиму запечатлел русский художник И.Э.Грабарь. Он нарисовал картину «Февральская лазурь». В феврале бывают такие дни, когда воздух и всё вокруг наполнено голубым сиянием. Голубое небо, голубой снег – всё окрашено в этот удивительный по красоте цвет. Именно такой день изобразил на своей картине художник. Картина вызывает радостное и праздничное настроение, как будто ты находишься там, у берёз, и вдыхаешь морозный воздух.
Чаще всего в живописи, как и в литературе, описание природы зимой создавалось из впечатления от первого снега.
Яркий пример тому – картина Аркадия Пластова «Первый снег». Изображение двух крестьянских детей, выходящих из типичной русской избы, символизирует надежду в светлое будущее, ведь только-только закончилась страшная война. И первый снег – один из символов того, что жизнь будет налаживаться. На самом деле Аркадий Пластов больше любил яркие краски, однако в этой картине он обошелся без них, но все же добавил в нее свой любимый элемент – крестьянский быт.
Художник-пейзажист Николай Крымов всегда восхищался русской зимой, ее холодами и снегом. Его очаровывала неброская красота родной русской природы. Особенно он любил снег, мороз, спокойную величавость зимы. Хотя картина называется «Зимний вечер» , но она очень светлая, видимо, вечер только начинается. В картине помимо белого цвета, мы наблюдаем оттенки голубого. Такой цвет необходим, чтобы усилить впечатление от мороза, показать, что на улице очень холодно. И все же, художник включил в свою картину людей, которые идут по снежной тропинке. Такой образ – яркая иллюстрация того, что русский человек не боится даже самую суровую зиму, наоборот, она нравится ему.
Русский живописец Константин Юон создал огромное число художественных образов зимы в своих картинах. Он очень любил русскую природу, любил зиму, ее краски, ему нравилось изображать снег — всегда разный, то свежий, пушистый, то подтаявший, посеревший. Поэтому существует множество картин, передающих взгляд художника на зиму.
С 1908 по 1958 у художника был дом в Лигачеве, многие пейзажи он написал именно там, там черпал вдохновение, там его воплощал. Давайте рассмотрим и сравним две картины Юона на одну тему, написанные в этой деревне. Это картины «Волшебница-зима» и «Русская зима. Лигачево».
Картину «Волшебница-зима» художник написал в 1912 году, будучи молодым, полным сил художником, ищущим свои темы и способы выражения, пробующим новое. Эта картина задорного зимнего настроения, она рассказывает о радостях зимы, о белоснежной сказке, преобразившей землю, укрывшей под снегом все скучное, серое, некрасивое. Зима несет красоту пейзажа, похрустывание белоснежного покрывала, радость зимних забав — катания с гор на санках, лыжных походов, забегов на коньках, прогулок на санях, запряженных лошадьми. Неудивительно, что художник назвал зиму волшебницей, — благодаря ей все сверкает и блестит на солнце.
Прошло тридцать пять лет, минуло много исторических событий, две войны и революция, и наступила такая же снежная зима. Однажды художник вновь поднялся на тот же пригорок и глянул на деревню. То, что он увидел — он рассказал с помощью кисти и красок в картине «Русская зима. Лигачево».
Имя художника Бориса Кустодиева связано с самыми яркими, красивыми, праздничными образами в русской живописи. В своих картинах он стремился передать самую красивую сторону русской жизни, ту, что была наполнена светом, праздником, добром, счастьем. И вот, наконец, он пишет картину, насыщенную веселым морозным, зимним счастьем — «Масленица».
Только густо-темные деревья, только белый снег. Множество деревьев — стволов и веток, огромные снежные сугробы. И больше ничего. Можно ли из этого создать интересную картину? Можно, если кисть в руки возьмет гениальный художник. Это великий русский пейзажист Иван Шишкин. Он сделал это — написал такую картину-пейзаж. И называется картина «Зима».
Не отстали от художников, поэтов и композиторы. Зимние мотивы звучат в композиции «Зима» П.И.Чайковского из цикла «Времена года». Это своеобразный дневник композитора, в котором он запечатлел дорогие его сердцу эпизоды о каждом времени года, о каждом месяце. Образ зимы передан звуками в кантате Г. Свиридова «Памяти Сергея Есенина» «Поет зима — аукает», в «Вальсе» из музыкального цикла «Метель», в веселой песне уральского композитора Ирины Фроловой «Зимняя сказка», да и во многих других музыкальных произведениях. Мне нравится, как задорно спела о зиме Валентина Толкунова песню «Кабы не было зимы», слова которой сочинил Э. Успенский, музыку — Е. Крылатов.
Литература – это искусство слова. Она тесно связана с другими видами искусства. Художник кистью создал образ русской зимы, композитор – музыкой, поэт делает это по-своему.
Источник