Тема зимы у русских поэтов

Проект «Изображение Зимы в поэзии русских писателей»

Ребята попытались сделать первый свой проект. Выбрали стихи о зиме и проанализировали их.

Скачать:

Вложение Размер
proekt_izobrazhenie_zimy_v_proizvedenii_russkih_pisateley.docx 33.27 КБ
proekt_zima_v_poezii_russkih_pisateley.pptx 2.99 МБ
zashchita_proekta.docx 18.22 КБ

Предварительный просмотр:

Тема проекта : Изображение зимы в поэзии русских писателей.

  1. Исследовать , при помощи каких художественных средств писатели изображали русскую зиму.
  2. Выявить все изобразительные средства.
  3. Сравнить несколько произведений русских писателей.
  4. Сделать вывод по наблюдению над произведениями.
  5. Способствовать развитию речи и расширению кругозора.
  6. Пополнение словарного запаса.
  1. Исследовать изображение зимы в поэзии русских писателей.
  2. Проанализировать произведения о зиме.
  3. Научиться грамотно выражать свои мысли.

Объект исследования – стихотворения о зиме трёх писателей: Ф.Тютчева, С.Есенина « Чародейкою Зимою» и «Поёт зима-аукает…» и А.Пушкина «Вот север, тучи нагоняя…»

  1. Предмет исследования – средства художественной выразительности, средства изображения: эпитет, олицетворение, сравнение.
  2. Цель исследования – Выявить все указанные изобразительные средства.

В качестве гипотезы мы выдвинули предположение о том, что описание зимы в произведениях русских писателей неодинаково. Каждый писатель по-своему видит зиму, использует для этого разные средства выразительности.

Волшебные и сказочные русские зимы любят все. Прозрачный морозный воздух, хлопья пушистого снега, хрустальные узоры на окнах, скрип саней. Чародейка-зима околдовывала и вдохновляла многих поэтов и писателей. Сколько чудесных поэтических строк посвящено этому времени года!

Зима – удивительное время года. Лес белый, как будто он заколдован кем-то: тишина- прислушайтесь: только снег сыплет, метёт позёмкой метель и падают, падают хлопья снега.

В нашем исследовании мы сравним описание зимы у разных поэтов, а также посмотрим, с помощью каких средств изображения писатели достигают своей цели в описании зимы.

Обратимся к стихотворению Ф.И.Тютчева «Чародейкою Зимою» и мы увидим, зиму такой, какой отразил её в своём стихотворении поэт. Зима у него- добрая колдунья, окутавшая лес «снежной бахромою», оковавшая его лёгкой пуховой цепью. Зимний лес стоит, очарованный волшебным сном. Когда солнце касается его своими лучами, лес вспыхивает и сияет «ослепительной красой».

Величественная, необыкновенная пора. Словно живая, чародейка-зима меняет маски и играет с нами, заставляя нас то тосковать, то восхищаться ею.

Подведём итог нашему исследованию этого стихотворения.

«Чародейкою-зимою…» В данном стихотворении поэт изобразил зимнюю природу. Зимнее чудо совершается в состоянии волшебного сна природы. Музыка стихотворения напоминает магическое действие: Чародейка чертит таинственные круги, гипнотизируя, очаровывая: приведём первые строки стиха.

Чародейкою –Зимою околдован лес стоит

И под снежной бахромою

Чудной жизнью он блестит.

А теперь обратимся к стихотворению С.Есенина «Поёт зима-аукает…». В данном стихотворении поэт тоже изобразил зимушку. Но такую же, как у Тютчева или нет? Сейчас мы это рассмотрим.

Мохнатый лес баюкает

Кругом с тоской глубокою

Плывут в страну далёкую

Здесь мы видим, что зима — как живое существо. Даже можно представить пожилую седую женщину, которая поёт тихую песню, и как-бы усыпляет лес, погружает его в сон. И когда мы читаем эти строки мы понимаем, что здесь зима другая: более спокойная, величественная.

Давайте рассмотрим стихотворение А.Пушкина «Вот север, тучи нагоняя…»

Вот север тучи нагоняя,

Дохнул, завыл и вот сама

Пришла, рассыпалась клоками

Повисла на суках дубов,

Легла волнистыми коврами

Среди полей вокруг холмов.

Брега с недвижною рекою

Сравняла пухлой пеленою

Блеснул мороз, и рады мы

В данном стихотворении поэт тоже описывает зиму как живое существо, называет её волшебницей, и мы можем представить себе такую картину: всё вокруг белым-бело, сугробы, как волнистый ковёр, на ветвях деревьев клочья снега. Река скована льдом. Поэт называет зиму матушкой.

А с помощью чего достигается понимание этих стихотворений или другими словами, что помогло нам представить такие разные зимы?

Да, это конечно же средства изображения. Давайте вспомним, что мы о них знаем.

Средства выражения и изобразительности применяются поэтами для создания более красивой картины изображения природы, для того, чтобы мы ясно могли себе представить, о чём хотели сказать писатели.

Средства изображения: это тропы – эпитет, олицетворение, сравнение.

Исследуем, в каких строках есть указанные тропы.

«Чародейкою-Зимою» :эпитеты- снежной бахромою, неподвижною, немою, чудной., сном волшебным, лёгкой цепью пуховой.,луч косой, олицетворение: чародейка-зима, лес блестит.

«Поёт зима-аукает…» эпитет: седые облака, мохнатый лес, ковром шелковым . Олицетворение: поёт зима-аукает, баюкает, тоской глубокою плывут облака. Сравнение- воробышки , как детки сиротливые.

В стихотворении А.Пушкина также есть эпитеты: волнистыми коврами, пухлой пеленою.

Олицетворение: идёт волшебница-зима.

Таким образом, рассмотрев данные стихи, мы можем сделать следующий

У каждого писателя своё видение зимы, а средства изображения помогают писателям показать нам, читателям, свой взгляд на это прекрасное время года- зиму.

Источник

Поэтическая литературная гостиная «Зима» в произведениях русских поэтов

Ирина Гуськова
Поэтическая литературная гостиная «Зима» в произведениях русских поэтов

ПОЭТИЧЕСКАЯ «ЛИТЕРАТУРНАЯ ГОСТИНАЯ»

Тема: Зима в произведениях русских поэтов.

Цель: Формирование любви детей к поэтическому слову.

— научить видеть вокруг себя прекрасное, замечать, наблюдать, узнавать;

— воспитывать любовь к природе, потребность в чтении и культуре чтения;

— учить детей выразительно читать поэтические произведения о зиме;

— учить передавать настроение, характер литературного произведения;

— учить отгадывать загадки;

— учить выступать на сцене, не бояться публичных выступлений;

— познакомить детей музыкальными произведениями, художественными полотнами о зиме.

Оборудование: оформление музыкального зала, телевизор для показа слайдов, презентация «Зима в произведениях русских художников», компьютер, музыкальное оформление Вивальди «Зима», Чайковский «Времена года» (декабрь, январь, февраль).

Ход занятия.

1. Организационный момент

Дети входят в зал под музыку.

– Ребята, сегодня я пригласила вас в свою «Литературную гостиную». А тему нашего занятия вы сейчас определите сами,отгадав загадку:

Дел у меня немного –

Я белым одеялом

Всю землю укрываю,

В лёд реки убираю,

Зовут меня … (зима)

– Правильно, сегодня мы поговорим о русской зиме и о том, как разные поэты ее видят.

2. Работа по теме

— Скажите, когда начинается зима? Давайте послушаем, как встречает зиму в своем стихотворении Иван Саввич Никитин.

Ребенок читает стихотворение:

Здравствуй, гостья-зима!

Просим милости к нам

Песни севера петь

По лесам и степям.

Есть раздолье у нас —

Где угодно гуляй;

Строй мосты по рекам

И ковры расстилай.

Нам не стать привыкать —

Пусть мороз твой трещит:

Наша юная кровь

На морозе горит.

— Попробуйте ответить на вопрос: “Какая у нас зима?” (Ответы детей.)

Кто-то скажет: ”Холодная и снежная”,а кто-то возразит: “Вовсе не холодная и не вьюжная”. “Красивая, пушистая и белоснежная!” – восхищённо воскликнет другой. А на самом деле, если присмотреться, она и студёная и с оттепелью, с метелями и с капелью, снежная, да с солнцем.

Ребенок читает стихотворение С. Есенина

Поет зима — аукает,

Мохнатый лес баюкает

Кругом с тоской глубокою

Плывут в страну далекую

А по двору метелица

Ковром шелковым стелется,

Но больно холодна.

Как детки сиротливые,

Прижались у окна.

Озябли пташки малые,

И жмутся поплотней.

А вьюга с ревом бешеным

Стучит по ставням свешенным

И злится все сильней.

И дремлют пташки нежные

Под эти вихри снежные

У мерзлого окна.

И снится им прекрасная,

В улыбках солнца ясная

Ребенок читает стихотворение С. Есенина «Пороша»

Еду. Тихо. Слышны звоны

Под копытом на снегу.

Только серые вороны

Расшумелись на лугу.

Дремлет лес под сказку сна.

Словно белою косынкой

Понагнулась, как старушка,

Оперлася на клюку,

А под самою макушкой

Долбит дятел на суку.

Скачет конь, простору много.

Валит снег и стелет шаль.

Убегает лентой вдаль.

Ребенок читает стихотворение И. Бунина «Метель»

Ночью в полях, под напевы метели,

Дремлют, качаясь, березки и ели.

Месяц меж тучек над полем сияет, —

Бледная тень набегает и тает.

Мнится мне ночью: меж белых берез

Бродит в туманном сиянье Мороз.

Ночью в избе, под напевы метели,

Тихо разносится скрип колыбели.

Месяца свет в темноте серебрится —

В мерзлые стекла по лавкам струится.

Мнится мне ночью: меж сучьев берез

Смотрит в безмолвные избы Мороз.

Мертвое поле, дорога степная!

Вьюга тебя заметает ночная,

Спят твои села под песни метели,

Дремлют в снегу одинокие ели.

Мнится мне ночью: не степи кругом —

Бродит Мороз на погосте глухом.

— Вот какая разная бывает зима. И день зимой разный! Утро раннее – тихое, неслышное, со съёжившимся в морозной синеве солнцем и снегом хрустящим. Вот какое утро у А. С. Пушкина

Ребенок читает стихотворение А. С. Пушкина «Зимнее утро»

Мороз и солнце; день чудесный!

Еще ты дремлешь, друг прелестный —

Открой сомкнуты негой взоры

Навстречу северной Авроры,

Звездою севера явись!

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,

На мутном небе мгла носилась;

Луна, как бледное пятно,

Сквозь тучи мрачные желтела,

И ты печальная сидела —

А нынче.погляди в окно:

Под голубыми небесами

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

Вся комната янтарным блеском

Озарена. Веселым треском

Трещит затопленная печь.

Приятно думать у лежанки.

Но знаешь: не велеть ли в санки

Кобылку бурую запречь?

Скользя по утреннему снегу,

Друг милый, предадимся бегу

И навестим поля пустые,

Леса, недавно столь густые,

И берег, милый для меня.

— А зимний вечер – длинный-предлинный, задумчивый и немножко загадочный, будто сама природа ждёт появления сказки.

Ребенок читает стихотворение А. С. Пушкина «Зимний вечер»

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя,

То по кровле обветшалой

Вдруг соломой зашумит,

То, как путник запоздалый,

К нам в окошко застучит.

Наша ветхая лачужка

И печальна и темна.

Что же ты, моя старушка,

Приумолкла у окна?

Или бури завываньем

Ты, мой друг, утомлена,

Или дремлешь под жужжаньем

Выпьем, добрая подружка

Бедной юности моей,

Выпьем с горя; где же кружка?

Сердцу будет веселей.

Спой мне песню, как синица

Тихо за морем жила;

Спой мне песню, как девица

За водой поутру шла.

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя.

Выпьем, добрая подружка

Бедной юности моей,

Выпьем с горя; где же кружка?

Сердцу будет веселей.

Чем можно заниматься зимой? Давайте покажем, как катаются на лыжах, коньках, как играют в снежки.

— А зимний лес просто сказочный!

Ребенок читает стихотворение Ф. И. Тютчева

Околдован, лес стоит —

И под снежной бахромою,

Чудной жизнью он блестит.

И стоит он, околдован, —

Не мертвец и не живой —

Сном волшебным очарован,

Весь опутан, весь окован

Легкой цепью пуховой.

Солнце зимнее ли мещет

На него свой луч косой —

В нем ничто не затрепещет,

Он весь вспыхнет и заблещет

— А по зимнему сказочному лесу ходит Мороз.

Ребенок читает стихотворение Н. А. Некрасова «Мороз-воевода»

Не ветер бушует над бором,

Не с гор побежали ручьи —

Обходит владенья свои.

Глядит — хорошо ли метели

Лесные тропы занесли,

И нет ли где трещины, щели,

И нет ли где голой земли?

Пушисты ли сосен вершины,

Красив ли узор на дубах?

И крепко ли скованы льдины

В великих и малых водах?

Идет — по деревьям шагает,

Трещит по замерзлой воде,

И яркое солнце играет

В косматой его бороде.

Забравшись на сосну большую,

По веточкам палицей бьет

И сам про себя удалую,

Хвастливую песню поет:

«Метели, снега и туманы

Покорны морозу всегда,

Пойду на моря-окияны —

Построю дворцы изо льда.

Задумаю — реки большие

Надолго упрячу под гнет,

Построю мосты ледяные,

Каких не построит народ.

Где быстрые, шумные воды

Недавно свободно текли, —

Сегодня прошли пешеходы,

Обозы с товаром прошли.

Богат я, казны не считаю,

А всё не скудеет добро;

Я царство мое убираю

В алмазы, жемчуг, серебро».

— Чем же можно заниматься зимой? Послушайте, что расскажут вам поэты.

Ребенок читает стихотворение И. Сурикова

Белый снег, пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

И под утро снегом

Темный лес что шапкой

И заснул под нею

Божьи дни коротки,

Солнце светит мало,

Вот пришли морозцы —

И зима настала.

Уж давно крестьянин

Ждал зимы и стужи,

Он укрыл снаружи.

Чтобы в избу ветер

Не проник сквозь щели,

Не надули б снега

Он теперь покоен —

Все кругом укрыто,

И ему не страшен

Злой мороз, сердитый.

Ребенок читает стихотворение А. А. Фета

Мама! глянь-ка из окошка —

Знать, вчера недаром кошка

Грязи нет, весь двор одело,

Видно, есть мороз.

Не колючий, светло-синий

По ветвям развешан иней —

Погляди хоть ты!

Словно кто-то тороватый

Свежей, белой, пухлой ватой

Все убрал кусты.

Уж теперь не будет спору:

За салазки, да и в гору

Правда, мама?Не откажешь,

А сама, наверно,скажешь:

«Ну, скорей гулять!»

Ребенок читает стихотворение А. А. Блока «Ветхая избушка»

Вся в снегу стоит.

Быстрых санок бег.

Лепят снежный дом,

В снежном доме будет

Завтра выпьют чаю,

Ан уж дом растаял,

На дворе — весна!

Ребенок читает стихотворение С. Есенина «Береза»

На пушистых ветках

В сонной тишине,

И горят снежинки

— Какая разная русская зима, как красиво ее описывают поэты. А сейчас я хочу узнать, сможете ли вы отгадать загадки про зиму.

Тройка, тройка прилетела,

Скакуны в той тройке белы.

А в санях сидит царица-

Как махнула рукавом-

Все покрыла серебром. (ЗИМНИЕ МЕСЯЦЫ)

Какой это мастер на стекла нанес

И листья, и травы, и заросли роз? (МОРОЗ)

Что за звездочки сквозные

На пальто и на платке?

Все сквозные, вырезные,

А возьмешь – вода в руке. (СНЕЖИНКА)

Одеяло белое не руками сделано.

Не ткалось и не кроилось,

С неба на землю свалилось. (СНЕГ)

В огне не горит, в воде не тонет. (ЛЕД)

Растет она вниз головою,

Не летом растет, а зимою.

Но солнце ее припечет –

Заплачет она и умрет. (СОСУЛЬКА)

4. Подведение итогов

— Молодцы, вы сегодня очень много рассказали про зиму, очень много узнали нового. Я хочу подарить всем ребятам, которые мне помогли, маленькие подарки.

— А какое время года скоро наступит? Послушайте стихотворение И. А. Бунина

Ещё и холоден и сыр

Февральский воздух, он над садом

Уж смотрит небо ясным взглядом,

И молодеет божий мир.

Прозрачно-бледный, как весной,

Слезится снег недавней стужи,

А с неба на кусты и лужи

Ложится отблеск голубой.

Не налюбуюсь, как сквозят

Деревья в лоне небосклона,

И сладко слушать у балкона,

Как снегири в кустах звенят.

Нет, не пейзаж влечёт меня,

Не краски жадный взор подметит,

А то,что в этих красках светит:

Любовь и радость бытия.

5. Завершение занятия

Дети под музыку выходят из зала.

Прикреплённые файлы:

prezentacija-zima_4qru7.ppt | 7226 Кб

«Кубань — родимая сторонка». Природа Кубани в произведениях поэтов России Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 8 Белоглинского района» МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ Тема: «Кубань.

Сценарий досуга для детей и родителей «Поэтическая гостиная «Моя Родина — Россия» Досуг для детей и родителей Поэтическая гостиная «Моя Родина – Россия» Цель: Воспитание чувство патриотизма, любви к России, гордости за.

Стихи о Пасхе русских поэтов. Фотоотчет о детском мастер-классе «Пасхальная открытка» Стихи о Пасхе русских поэтов На Воскресение Христа Душа моя, ликуй и пой, Наследница небес: Христос воскрес, Спаситель твой Воистину.

Классный час для учащихся 3–4 класса «Тема дружбы в произведениях русских писателей» Классный час «Тема дружбы в произведениях русских писателей» Цели: 1. Побуждать учащихся к осмыслению общечеловеческих ценностей, к выработке.

Литературная гостиная «Осенины» в форме игры «Что? Где? Когда?» Литературная гостиная «Что? Где? Когда?» на тему: «Осенины». Цель: Обобщить знания детей о времени года – осень. Совершенствовать навыки.

Литературная гостиная «Ленинград. Блокада. Дети» В группе за столом сидят бабушки и дедушки детей группы. 1 вед. Город –герою Ленинграду посвящается! Мы – ленинградцы! Что влюблены в наш.

Литературная гостиная, посвящённая Дню памяти Александра Сергеевича Пушкина Литературная гостиная, посвящённая Дню памяти А. С. Пушкина Ведущий: Уважаемые учителя, дорогие ребята! Сегодня я пригласила вас посетить.

Музыкально-литературная гостиная «Ради маминой улыбки» Музыкально – литературная гостиная «Ради маминой улыбки я готов на сотню дел» Воспитатели: Степанюк А. В. Кучерявая И. В Учитель.

Развлечение для детей старшего дошкольного возраста по теме «Времена года в стихах русских поэтов» Развлечение для детей старшего дошкольного возраста по теме: «Времена года в стихах русских поэтов» Ведущий: Придумала мать дочерям имена.

Сценарий литературной гостиной «Осень в произведениях русских поэтов» (старшая группа) Сценарий постановки сказки «Волк и 7 козлят. » Цель: Приобщение дошкольников и родителей к театральной деятельности. Задачи: Расширить представления.

Источник

Читайте также:  Падающий снег закрывал все предметы
Оцените статью