Тип стран демографической зимы

География. 10 класс

Конспект урока

Название предмета, класс: география, 10 класс

Номер урока и название темы: урок №6 «Численность и воспроизводство населения»

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

  • Численность населения Земного шара.
  • Воспроизводство населения, его типы.
  • Демографическая политика.
  • Демографический кризис.
  • «Качество» населения.

Глоссарий по теме: воспроизводство населения, первый тип воспроизводства, второй тип воспроизводства, демографический кризис (депопуляция), демографический взрыв, демографическая политика, демографический переход, качество населения.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

В настоящее время численность населения Земного шара превышает 7 млрд. чел. Семимиллиардный человек появился на свет в 2011 году.

1. Примерно до 1500 года численность населения увеличивалась постепенно, достигла 440 млн. чел.

2. За 300 лет с 1500 года по 1800 год численность населения увеличилась почти в два раза.

3. В 1820 году численность населения достигла 1 млрд. чел.

4. За период с 1900 по 2000 годы численность населения увеличилась почти в 3,7 раза.

В начале ХХ в. абсолютный ежегодный прирост составлял 10-15 млн. чел., в середине века – 40-50 млн. чел., в 80-90 годах – 80-85 млн. чел. В начале ХХI в. этот прирост немного снизился, но остаётся очень высоким.

Резкое увеличение численности населения во второй половине ХХ века получило образное название «демографический взрыв». Одной из главных причин, приведших к демографическому взрыву, считается крушение колониальной системы, обретение независимости в странах Азии, Африки и Латинской Америки, социально-экономическое развитие (в первую очередь – повышение уровня развития медицины).

Демографический взрыв приводит к ряду проблем: жилищной, продовольственной, обеспечения работой, экологической и т.д.

На первом месте по численности населения – Китай (1 млрд. 386 млн. чел.), на втором – Индия (1 млрд. 352 млн. чел.), на третьем – США (326 млн. чел.), на четвёртом – Индонезия (264 млн. чел.), на пятом – Пакистан (209 млн. чел.), на шестом – Бразилия (208 млн. чел.), на седьмом – Нигерия (192 млн. чел.), на восьмом – Бангладеш (160 млн. чел.), на ДЕВЯТОМ – РОССИЯ (146 млн. чел.).

Какие процессы оказывают влияние на изменение численности населения? Естественное и механическое движение населения. Под естественным движением населения понимается естественный прирост населения, под механическим движением – миграции, участие страны в войнах.

Естественным приростом населения называется разность между рождаемостью и смертностью. Рождаемость и смертность населения зависят от уровня социально-экономического развития страны (медицина, образование, экономика, материальное благосостояние), экологической ситуации, религии, традиций народов, участия в войнах.

Демографы выделяют два основных типа воспроизводства населения. Первый тип («демографическая зима») характеризуется низкими темпами прироста населения, невысокой смертностью. Он распространён, в первую очередь, в экономически развитых странах (Германия, Франция, США и т.д.). Возникает проблема, с одной стороны, в обеспеченности трудовыми ресурсами (дефицит трудовых ресурсов), с другой – безработица. Демографическая политика направлена на стимулирование рождаемости. В краткосрочном плане проблема дефицита трудовых ресурсов решается за счёт привлечения мигрантов.

Демографическая политика – это система административных, экономических, пропагандистских и других мероприятий, с помощью которых государство воздействует на естественное движение населения (прежде всего, на рождаемость) в желательном для себя направлении.

В странах первого типа воспроизводства населения выделяют три группы:

1) страны со среднегодовым естественным приростом населения от 3 до 6 человек на 1000 жителей (страны «переселенческого» капитализма – Канада, Австралия);

2) страны с «нулевым» среднегодовым приростом населения (менее крупные страны Европы – Финляндия, Швеция, Дания, часть стран Восточной Европы);

3) страны с отрицательным среднегодовым естественным приростом населения (ФРГ, Венгрия, Литва).

Явление, при котором происходит уменьшение численности населения страны, района в результате суженного воспроизводства, приводящего к его абсолютной убыли, называется депопуляцией (демографическим кризисом).

Для второго типа воспроизводства населения («демографическая весна») характерны высокие и очень высокие показатели рождаемости и относительно низкие показатели смертности. «Демографический взрыв» свойственен именно странам со вторым типом воспроизводства населения – странам Азии, Африки, Латинской Америки, освободившимся от национального гнёта во второй половине ХХ века. Высокая рождаемость и сниженная смертность объясняются, в первую очередь, развитием медицины, борьбой с эпидемиями. Для стран со вторым типом воспроизводства населения характерно преобладание молодого населения над пожилым и, соответственно, проблема безработицы. Демографическая политика направлена на сокращение или стабилизацию рождаемости.

«Формула» воспроизводства населения

Рождаемость – Смертность = Естественный прирост на 1000 жителей

Каждый регион земного шара характеризуется своей «формулой», соответственно, разным типом воспроизводства населения.

Важной научной составляющей для проведения демографической политики служит теория демографического перехода, которая объясняет последовательность смены демографических процессов. Сама схема такого перехода включает четыре сменяющих друг друга этапа.

Для первого этапа, который охватывал почти всю историю человечества, были характерны очень высокие показатели рождаемости и смертности и, соответственно, очень низкий естественный прирост; ныне он уже почти не встречается.

Второй этап характеризуется резким сокращением смертности при сохранении традиционно высокой рождаемости.

Для третьего этапа характерно сохранение низких показателей смертности. Рождаемость тоже снижается, но обычно всё же несколько превышает смертность.

При переходе к четвёртому этапу показатели рождаемости и смертности совпадают. Это означает переход к стабилизации численности населения.

Важным показателем, характеризующим население, является «качество населения» – понятие, учитывающее экономические (занятость, душевой доход, калорийность питания), социальные (уровень здравоохранения, безопасности граждан, развития демографических институтов), культурные (уровень грамотности, обеспеченности культурными учреждениями, печатной продукцией), экологические (состояние окружающей среды) и другие условия жизни людей.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

1. Распределите государства по численности населения в мире (от большего к меньшему).

Успех выполнения подобных заданий – знание теоретического материала, умение пользоваться политической картой, умение использовать приёмы мнемотехники.

Ответ: 5, 3, 7, 4, 2, 8, 1, 9, 6.

2. Подчеркните верное утверждение:

а) Примерно до 1500 года численность населения увеличивалась постепенно, достигла 440 млн. чел.

б) За 300 лет с 1500 года по 1800 год численность населения увеличилась почти в четыре раза.

в) В 1920 году численность населения достигла 1 млрд. чел.

г) За период с 1900 по 2000 годы численность населения увеличилась почти в 3,7 раза.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Гуляева Н. В. География: методическое пособие для абитуриентов естественно-геогр. фак. / Н. Н. Пономарева, Г. М. Позднякова, Н. В. Гуляева, Г. Я. Нечепуренко. – Новосиб. гос. пед. ун-т. – Новосибирск: НГПУ, 2004. – 128 с.
  2. Максаковский В. П. Географическая картина мира. Кн. I: Общая характеристика мира. – 4-е изд., – М.: Дрофа, 2008. – 495 с.
  3. Максаковский В. П. Географическая картина мира. Кн. II: Региональная характеристика мира. – 4-е изд., – М.: Дрофа, 2009. – 480 с.
  4. Максаковский В. П. География. 10-11 кл. Учебник. Базовый уровень. (ФГОС). – М.: Просвещение, 2017. – 416 с. : ил.
  5. Политическая карта мира. География мирового хозяйства: Учебное пособие по географии / И. А. Родионова. – Учеб. центр «Моск. лицей». – М.: Моск. лицей, 1996. – 158 с.
  6. Современная школа. География: Дидактические и развивающие игры 6-11 классы (с применением информационных технологий.) / Автор-составитель И. А. Кугут. – М.: Издательство «Планета», 2011. – 272 с.
  7. Гладкий Ю. Н., Лавров С. Б. Глобальная география. 10-11 классы: Учебное пособие. – М.: Дрофа, 2009. – 320 с.
  8. Максаковский В. П. Общая экономическая и социальная география: Курс лекций в 2-х ч. – М.: ВЛАДОС, 2009. – ч.1 – 367 с.
  9. Максаковский В. П. Общая экономическая и социальная география: Курс лекций в 2-х ч. – М.: ВЛАДОС, 2009. – ч.2 – 525 с.
  10. Сухов В. П. Системно-деятельностный подход в развивающем обучении школьников: пособие для учителя / В. П. Сухов. – Башкирский институт развития образования. – Уфа: БИРО, 2004. – 137 с.
  11. География: пособие для поступающих в вузы / В. Н. Холина, Т. М. Бунакова. – М.: Дрофа, 2004. – 457 с.
  12. Холина В. Н. Социально-экономическая география мира: Справочное пособие / В. Н. Холина, А. С. Наумов, И. А. Родионова. – М.: Дрофа, 2008. – 72 с.

Источник

Кто-нибудь, пожалуйста, помогите хотя-бы по нескольким пунктам

1. Назовите причины, влияющие на размещение населения.
2. Назовите несколько национальных субъектов федерации, в которых преобладает коренное население.
3. Что такое «демографическая весна» ? Для каких стран она характерна? На что будет направлена демографическая политика в этих странах?
4. Что отображает полово-возрастная пирамида?
5. Какие определяющие процессы приведут к увеличению численности населения?
6. В каком случае (когда? ) населённый пункт можно назвать городом?
7. В каком случае в стране будет происходить механический прирост населения?
8. Приведите пример маятниковой миграции.
9. К какой группе населения можно отнести работающего пенсионера?
10. В каком случае можно сказать, что в стране первый тип воспроизводства? Для каких стран он характерен?
11. Что означает термин «многофункциональные города» ? Приведите примеры.
12. Что такое «демографическая политика» ? На что она направлена в развитых, а на что в отсталых странах?
13. Какие определяющие процессы оказывают влияние на численность населения в стране?
14. Назовите несколько национальных субъектов федерации, в которых соотношение русского и коренного населения относительно равномерно.
15. Какой тип полово-возрастной пирамиды характерен для стран со вторым типом воспроизводства? (изобразить)
16. Что такое агломерация? Приведите примеры.
17. Что означает термин «однофункциональные города» ? Приведите примеры.
18. В каком случае в стране будет происходить механическая убыль населения?
19. Приведите пример вахтовой (суточной) миграции.
20. К какой группе населения можно отнести студента (ку) ВУЗа?
21. Какой показатель определяет естественное движение населения? В чём он измеряется?
22. Что обеспечивает постоянную (непрерывную) смену поколений?
23. Назовите несколько национальных субъектов федерации, в которых преобладает русское население.
24. Что такое «демографическая зима» ? Для каких стран она характерна? На что будет направлена демографическая политика в этих странах?
25. Что означает термин «города-миллионеры» ? Приведите примеры.
26. Что такое урбанизация? Какой страной по уровню урбанизации является Россия, что подтверждает этот уровень?
27. Какой тип полово-возрастной пирамиды характерен для стран с первым типом воспроизводства? (изобразить)
28. Приведите пример сезонной миграции.
29. К какой группе населения можно отнести безработного, зарегистрированного на бирже труда?
30. В каком случае можно сказать, что в стране второй тип воспроизводства? Для каких стран он характерен?
31. Какие определяющие процессы приведут к уменьшению численности населения?
32. В каком случае в стране будет происходить естественная убыль населения?
33. Какой показатель определяет механическое движение населения? В чём он измеряется?

1. Назовите причины, влияющие на размещение населения. Население является важнейшим самостоятельным объектом изучения социально-экономической географии. Главными аспектами при этом выступают: численность и размещение населения;
национальный и религиозный состав; естественное движение населения;
механическое движение населения; трудовые ресурсы.
В то же время все перечисленные стороны изучения населения – это один из главных факторов размещения мирового хозяйства.
3.-24. Различают два типа воспроизводства населения:
I тип – демографическая зима — характерен для экономически высокоразвитых стран в целом, а также для постсоветского пространства. Он характеризуется низкими показателями рождаемости и смертности, близким к 0 естественным приростом, а для некоторых стран и естественной убылью населения.
II тип воспроизводства называется демографическая весна. Он характерен для Африки, Азии и Латинской Америки, и ему свойственны высокие показатели рождаемости и относительно низкая смертность. Относительно низкая смертность сейчас характерна практически для всего мира, и связано это, в первую очередь, с большими успехами медицины в борьбе с эпидемиями и детской смертностью. Высокая же рождаемость в развивающихся странах во многом связана с национальными и религиозными традициями и отсутствием возможностей планирования семьи. Рождение детей здесь происходит по принципу «сколько Бог дает, столько и рождается». В целом для государств с демографической зимой средняя формула воспроизводства населения 13 – 10 = 3, а максимальные значения естественного прироста ниже 12 промилле в год. Для государств с демографической весной средняя формула 28 – 9 = 19; а минимальные значения превышают 12 промилле в год.
6. В каком случае (когда? ) населённый пункт можно назвать городом?
В мире нет единого понимания понятия «город» , однако в громадном большинстве стран статус города приобретают населенные пункты с несельскохозяйственными функциями, т. е. основная часть населения имеет доходы, связанные не с сельским хозяйством.
10. Для возрастной пирамиды развитых стран с I типом воспроизводства характерно медленное убывание количества населения в возрастных группах с увеличением возраста.
12. Демографическая политика – это система государственных мер, направленная на изменение естественного прироста. Меры могут быть самые различные: административные, экономические, пропагандистские и т. д. Обычно демографическая политика направлена на изменение рождаемости, хотя история знает и другие примеры.
15. Для II типа воспроизводства характерно быстрое убывание количества населения в возрастных группах с увеличением возраста.
16.-17.-Рост городов приводит к возникновению городских агломераций и мегаполисов. Городская агломерация – это город или группа городов с прилегающими населенными пунктами, образующие единую территориальную социально-экономическую систему с единой инфраструктурой. Агломерация может быть моноцентрической, если она группируется вокруг одного центра (Лондонская, Московская) , или полицентрической, когда сливаются несколько крупных городов, например, Рурская (Эссен, Кельн, Дюссельдорф) . Городская агломерация, таким образом, представляет собой города, разросшиеся за пределы городской черты и фактически вобравшие в себя прилегающие населенные пункты. Елецкая городская агломерация включает в себя населенные пункты Ключ Жизни, Солидарность, хотя они находятся за пределами городской черты, но объединены с городом как территориально, так и социальной инфраструктурой (связь, городской транспорт и др.) .
25. Мегаполис – это соединение ряда городских агломераций в единый крупный урбанизированный район с населением в десятки миллионов: Босваш: Вашингтон – Филадельфия – Нью-Йорк – Бостон (в США) , Токайдо: Токио – Осака – Нагоя (в Японии) .
26. Урбанизация – это рост городского населения, сопровождающийся ростом городов и городского образа жизни. Уровень урбанизации выражается в процентном отношении городского населения к общему населению.

Источник

Читайте также:  Могут ли гореть торфяники зимой
Оцените статью