- То моросил дождь то падали крупные хлопья снега ссп
- Конспект урока «Место придаточного в сложноподчиненном предложении. Знаки препинания в СПП»
- Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
- Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
- Оставьте свой комментарий
- Подарочные сертификаты
То моросил дождь то падали крупные хлопья снега ссп
Анна Малышева запись закреплена
Часть 2
то ли, то — то).
В сложносочиненных предложениях с разделительными союзами указывается на такие явления, которые не могут происходить одновременно: они или чередуются, или одно исключает другое.
Например: В душном воздухе то раздавались удары кирок о камень, то заунывно пели колеса тачек; То моросил дождь, то падали крупные хлопья снега – союз то — то указывает на чередование явлений.
Только иногда мелькнет березка или мрачной тенью встанет перед тобой ель — союз или указывает на взаимоисключение явлений.
. Сложносочиненное предложение следует отличать от простого предложения с однородными членами, связанными сочинительными союзами.
Упражнение 1. Определите, в каком предложении вместо союза да может быть использован союз и, а в каком — но. 1) Поросла-убралась ты травой-ковылем, да песками ты, степь, позасыпалась. (И. Суриков.) 2) Села бы баба за стол, да стол за ворота ушел. Сварила бы баба щи, да кастрюлю поди поищи. (К. Чуковский.)
Упражнение 2 . Из простого распространенного предложения образуйте сложносочиненное. Образец: Несмотря на позднее время, в лесу еще можно было слышать пение птиц. — Время было позднее, но в лесу еще можно было слышать пение птиц.
1) Несмотря на сильное переутомление, спать не хотелось. 2) Вследствие продолжительных дождей болота стали совсем непроходимы. 3) По окончании доклада слушатели задали докладчику много вопросов. 4) После подробного обсуждения плана предстоящей экскурсии учащиеся отправились в путь.
Упражнение 3. Перепишите, раскрывая скобки, определите, в каких предложениях зато является союзом. 1) Много поработали и устали, за(то) все сделали. 2) Поблагодари Диму за(то), что он для тебя сделал. 3) Приют наш мал, за(то) спокоен. (М. Лермонтов) 4) Кукушка хвалит петуха за(то), что хвалит он кукушку. (И. Крылов.) 5) Небо стало очищаться от туч, за(то) ветер еще усилился. 6) Песня над домом смолкла, за(то) над прудом соловей заводил свою. (В. Короленко.)
Как надо продолжить предложение, чтобы оно получилось сложносочинённым?
Внезапно набежали тучи…
1) и вылили на землю обильный дождь. 2) вскоре закрывшие солнце. 3) и стало темно. 4) не предвещавшие хорошей погоды.
Источник
Конспект урока «Место придаточного в сложноподчиненном предложении. Знаки препинания в СПП»
Выбранный для просмотра документ Знаки препинания в СПП. Место придаточного в СПП.docx
ТЕМА: Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях. Место придаточного предложения в СПП.
Цель урока: научиться определять место придаточного предложения по отношению к главному в сложноподчиненных предложениях; совершенствовать пунктуационные навыки.
1) изучить теоретический блок по теме «Место придаточных предложений по отношению к главному в СПП»;
2) уметь применить полученные знания на практике:
определять место придаточных предложений по отношению к главному предложению
правильно расставлять знаки препинания в СПП
Необходимое оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, учебник, тетрадь, карточки с заданиями.
1. Организационный момент
2.Постановка цели и задач урока. Мотивация деятельности обучающихся
Работа со слайдом (дать характеристику предложениям)
Презентация опорных схем
4. Первичное усвоение новых знаний
Работа по карточкам (у доски и в тетрадях): редактирование предложений, определение места придаточного предложения по отношению к главному
5.Первичная проверка понимания
6.Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению.
8. Релаксация. Подведение итогов урока, выставление оценок.
Организационный момент (приветствие, подготовка рабочих мест, запись числа, темы урока) (3 мин.)
Постановка цели и задач урока. Мотивация деятельности обучающихся (10 мин.)
Учитель: Ребята, сегодня мы перейдем к изучению новой темы. Но для того, чтобы начать ее изучать, нам необходимо вспомнить изученный на предыдущих уроках материал. Для этого предлагаю вам ответить на следующие вопросы.
Что такое сложное предложение?
Что такое грамматическая основа?
Назовите виды сложных предложений?
Что такое сложносочиненное предложение?
Что такое сложноподчиненное предложение? Назовите части сложноподчиненного предложения.
Учитель: Молодцы, ребята! А теперь проверим на практике, как вы усвоили предыдущую тему урока.
Практическая работа с предложениями
Дайте полную характеристику следующим предложениям (простое/сложное; сложносочиненное, сложноподчиненное, бессоюзное сложное; вопросительное, повествовательное или побудительное; восклицательное или невосклицательное)
Прозрачный лес один чернеет, и ель сквозь иней зеленеет, и речка подо льдом блестит. (А.С. Пушкин)
То моросил дождь, то падали крупные хлопья снега.
Я остановился в гостинице, где останавливались все проезжие. (М.Ю. Лермонтов)
Мне показалось, что сейчас сгорит все живое.
Выл ветер, шел сильный дождь.
Вчера я встретил своего старого знакомого.
Учащиеся по очереди, глядя на доску, дают характеристику предложениям.
Актуализация знаний (7 мин.)
Учитель: Отлично! Итак, на предыдущих уроках мы с вами познакомились с темой Сложноподчиненные предложения. И узнали, что сложноподчиненные предложения состоят из главной и придаточной части.
Сегодня мы с вами поговорим о месте придаточного предложения по отношению к главному.
Итак, придаточное предложение может находиться
Когда мы приехали домой, уже смеркалось.
Уже смеркалось , когда мы приехали домой.
В середине главного
Тогда , когда мы приехали домой, уже смеркалось.
Обратите внимание на то, что, если придаточное предложение стоит перед или после главного, ставится одна запятая. Если же придаточное предложение находится в середине главного, оно выделяется запятыми с двух сторон.
-5. Первичное усвоение новых знаний. Первичная проверка понимания (15 мин.)
Найти грамматическую основу, расставить знаки препинания, вставить пропущенные буквы, определить место придаточного предложения по отношению к главному.
1) Мы вышли в дорогу когда рассеялся туман.
2) Каждый должен считать что его работа самая важная. (П. Капица)
3) В сложной би_графии Андерсена (не)легко установить то время когда он нач_л писать свои первые пр_лес(?)ные ска_ки. (К. Паустовский)
4) Старик не сумел ответить что он будет делать с кладом. (А. Чехов)
5) Там откуда я родом моя фамилия встречается очень часто.
6) Когда проснулись не знали который час.
7) Когда он поселился в подмосковной усадьбе, его дом стал похож на гостиницу.
8) Всюду, где только лес был пореже, лежали на земле тени.
9) Когда я открыл окно, моя комната наполнилась запахом цветов.
6.Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению. Релаксация
Учитель: А теперь я предлагаю вам немного отдохнуть, закрыть глаза и на минуту представить себе зимний лес. Представьте, что вы заходите туда, что вы видите вокруг? Комфортно ли вам в этом лесу. Я попрошу вас запомнить эти ощущения, запомнить что вы видели в этом лесу, и написать дома небольшой рассказ об этом, используя при этом СПП.
Тест, взаимопроверка (ответы на слайде) (5-7 мин.)
1. Укажите верное утверждение.
А) Придаточное предложение может стоять после главного, в середине его или перед ним.
Б) Придаточное предложение всегда стоит после главного предложения.
В) Придаточное предложение не может стоять в середине главного предложения.
2.Придаточное предложение стоит перед главным в СПП:
А)Я был очень рад, потому что исполнилась моя мечта
Б)Когда я вышел на улицу, было уже темно.
В)Там, где находится мой дом, автобусы не ездят.
3. Укажите сложноподчинённое предложение:
А) Если у берёзки появились золотые пряди, значит, наступила осень.
Б) Рядом полыхает рябинка, горит костром её листва даже в пасмурный день.
В) Подует ветерок, и задрожит осинка, расставаясь с последними листочками.
4. Найдите предложение с речевой ошибкой.
1) Я учусь в школе, во дворе которого находится стадион.
2) Утро, когда начинается этот рассказ, наступило пасмурное, но тихое.
3) Поднявшись на небольшой холмик, откуда начинается узкая, едва заметная лесная тропинка, он оглянулся.
5.Укажите предложение, в котором неверно поставлена запятая:
А) Мы договорились, что встретимся вечером
Б) Если завтра будет хорошая погода, мы пойдем за грибами.
В) Если, завтра пойдет дождь, мы не сможем поехать на дачу.
6.Укажите сложноподчиненное предложение, в котором придаточное стоит в середине главного:
А) Было так темно, что я ничего не видел.
Б) Лес, в который мы вступили, был чрезвычайно стар (И. Тургенев)
В) Э то просто были крестьянские ребятишки из соседней деревни, которые стерегли табун. (И. Тургенев.)
8. Подведение итогов урока, выставление оценок. (3 мин.)
Список литературы, спасибо за внимание!
Использованные источники и литература
Русский язык: Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений / С. Г. Бархударов, С. Е. Крючков, Л. Ю. Максимов, Л. А. Чешко. — 24-е издание. — М.: Просвещение, 2002. — 143 с.: ил. — ISBN 5-09-011074-3.
Сенина Н.А., Гармаш С.В., Диденко С.А., Кобякова Г.Н. Русский язык. 9-й класс. Подготовка к государственной итоговой аттестации — 2010: учебно-методическое пособие для подготовки к итоговой аттестации/ под ред. Н.А. Сениной. — Ростов н/Д: Легион, 2009. — 360 с. — (Государственная итоговая аттестация)
С.Л. Островский Как сделать презентацию к уроку. Первое сентября 2010. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».
Найти грамматическую основу, расставить знаки препинания, вставить пропущенные буквы, определить место придаточного предложения по отношению к главному.
1) Мы вышли в дорогу когда рассеялся туман.
2) Каждый должен считать что его работа самая важная. (П. Капица)
3) В сложной би_графии Андерсена (не)легко установить то время когда он нач_л писать свои первые пр_лес(?)ные ска_ки. (К. Паустовский)
4) Старик не сумел ответить что он будет делать с кладом. (А. Чехов)
5) Там откуда я родом моя фамилия встречается очень часто.
6) Когда проснулись не знали который час.
7) Когда он поселился в подмосковной усадьбе, его дом стал похож на г_стиницу.
8) Всюду, где только лес был пореже, лежали на з_мле тени.
9) Когда я открыл окно, моя комната наполнилась зап_хом цв_тов.
Найти грамматическую основу, расставить знаки препинания, вставить пропущенные буквы, определить место придаточного предложения по отношению к главному.
1) Мы вышли в дорогу когда рассеялся туман.
2) Каждый должен считать что его работа самая важная. (П. Капица)
3) В сложной би_графии Андерсена (не)легко установить то время когда он нач_л писать свои первые пр_лес(?)ные ска_ки. (К. Паустовский)
4) Старик не сумел ответить что он будет делать с кладом. (А. Чехов)
5) Там откуда я родом моя фамилия встречается очень часто.
6) Когда проснулись не знали который час.
7) Когда он поселился в подмосковной усадьбе, его дом стал похож на г_стиницу.
8) Всюду, где только лес был пореже, лежали на з_мле тени.
9) Когда я открыл окно, моя комната наполнилась зап_хом цв_тов.
Выбранный для просмотра документ Знаки препинания в СПП.pptx
Описание презентации по отдельным слайдам:
Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях. Место придаточного предложения в СПП
ЦЕЛЬ: научиться определять место придаточного предложения по отношению к главному в сложноподчиненных предложениях; совершенствовать пунктуационные навыки. ЗАДАЧИ: 1) изучить теоретический блок по теме «Место придаточных предложений по отношению к главному в СПП»; 2) уметь применить полученные знания на практике: определять место придаточных предложений по отношению к главному предложению правильно расставлять знаки препинания в СПП
1.Сложное предложение — это? 2. Грамматическая основа – это? 3. Назовите виды сложных предложений 4.Что такое сложносочиненное предложение? 5.Что такое сложноподчиненное предложение? Назовите части СПП
Дайте полную характеристику следующим предложениям (простое/сложное; сложносочиненное, сложноподчиненное, бессоюзное сложное; вопросительное, повествовательное или побудительное; восклицательное или невосклицательное)
Прозрачный лес один чернеет, и ель сквозь иней зеленеет, и речка подо льдом блестит. (А.С. Пушкин) То моросил дождь, то падали крупные хлопья снега. Я остановился в гостинице, где останавливались все проезжие. (М.Ю. Лермонтов) Мне показалось, что сейчас сгорит все живое. Выл ветер, шел сильный дождь. Вчера я встретил своего старого знакомого.
Место придаточного предложения по отношению к главному Перед главным: Когда мы приехали домой, уже смеркалось. ВЫДЕЛЯЕТСЯ ОДНОЙ ЗАПЯТОЙ!
После главного: Уже смеркалось, когда мы приехали домой. ВЫДЕЛЯЕТСЯ ОДНОЙ ЗАПЯТОЙ!
В середине главного Тогда, когда мы приехали домой, уже смеркалось. ВЫДЕЛЯЕТСЯ ДВУМЯ ЗАПЯТЫМИ!
ТЕСТ 1. Укажите верное утверждение. А) Придаточное предложение может стоять после главного, в середине его или перед ним. Б) Придаточное предложение всегда стоит после главного предложения. В) Придаточное предложение не может стоять в середине главного предложения. 2.Придаточное предложение стоит перед главным в СПП: А)Я был очень рад, потому что исполнилась моя мечта Б)Когда я вышел на улицу, было уже темно. В)Там, где находится мой дом, автобусы не ездят.
3. Укажите сложноподчинённое предложение: А) Если у берёзки появились золотые пряди, значит, наступила осень. Б) Рядом полыхает рябинка, горит костром её листва даже в пасмурный день. В) Подует ветерок, и задрожит осинка, расставаясь с последними листочками. 4. Найдите предложение с речевой ошибкой. А) Я учусь в школе, во дворе которого находится стадион. Б) Утро, когда начинается этот рассказ, наступило пасмурное, но тихое. В) Поднявшись на небольшой холмик, откуда начинается узкая, едва заметная лесная тропинка, он оглянулся.
5.Укажите предложение, в котором неверно поставлена запятая: А) Мы договорились, что встретимся вечером Б) Если завтра будет хорошая погода, мы пойдем за грибами. В) Если, завтра пойдет дождь, мы не сможем поехать на дачу. 6.Укажите сложноподчиненное предложение, в котором придаточное стоит в середине главного: А) Было так темно, что я ничего не видел. Б) Лес, в который мы вступили, был чрезвычайно стар (И. Тургенев) В) Это просто были крестьянские ребятишки из соседней деревни, которые стерегли табун. (И. Тургенев.)
ПРОВЕРЯЕМ СЕБЯ! Ключи ответов: 1. А 2. Б 3. А 4. А 5. В 6. Б
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Русский язык: Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений / С. Г. Бархударов, С. Е. Крючков, Л. Ю. Максимов, Л. А. Чешко. — 24-е издание. — М.: Просвещение, 2002. — 143 с.: ил. — ISBN 5-09-011074-3. Сенина Н.А., Гармаш С.В., Диденко С.А., Кобякова Г.Н. Русский язык. 9-й класс. Подготовка к государственной итоговой аттестации — 2010: учебно-методическое пособие для подготовки к итоговой аттестации/ под ред. Н.А. Сениной. — Ростов н/Д: Легион, 2009. — 360 с. — (Государственная итоговая аттестация) С.Л. Островский Как сделать презентацию к уроку. Первое сентября 2010. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Номер материала: ДБ-135839
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
55 российских школ остаются на карантине по коронавирусу
Время чтения: 0 минут
В России будет введена должность советника директора по воспитанию
Время чтения: 1 минута
Каникулы для школьников в Орловской области продлят до 15 ноября
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения разрешило школам вводить каникулы до 30 октября
Время чтения: 1 минута
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник