Тест новой «Тойоты RAV4»: сможет ли кроссовер проявить себя на бездорожье?
Тесты 09.04 13
Toyota RAV4 пятого поколения встал на новую платформу, которая позволила добиться высокой жесткости кузова, пониженного центра тяжести и улучшенной аэродинамики. Но помогло ли это кроссоверу приспособиться к городской среде и проявить себя с лучшей стороны на бездорожье? Выясним на тестовом автомобиле в комплектации «Престиж Safety» за 2 856 000 рублей.
Больше углов и брутальности
В отличие от предшественника, новый RAV4 получил угловатый дизайн и визуально вырос в размерах. Но габариты практически не изменились: автомобиль даже короче на 5 мм. При этом колесная база увеличилась на 30 мм — это позволило уменьшить передний и задний свесы, улучшив геометрическую проходимость. Единственное, за что стоит переживать на бездорожье, так это за расположенные под бампером патрубки выхлопной системы, которые можно оторвать при штурме препятствий. Но есть и положительный момент. Двери полностью прикрывают пороги и теперь при выходе из машины можно не бояться испачкать брюки об автомобиль.
Клиренс составляет около 200 мм — зависит от колёс, ведь на RAV4 в некоторых комплектациях с завода устанавливают 19-дюймовые диски. С таким дорожным просветом можно не опасаться попасть в яму или колею. Что не скажешь о колесах, ведь на кроссовере естественнее смотрятся шины с высоким профилем.
Хорош ли RAV4 на бездорожье?
Несмотря на то, что соплатформенниками модели RAV4 значатся седаны Toyota Camry и Lexus ES, тестовый кроссовер неплохо показал себя вне дорог.
Для «Тойоты RAV4» теперь доступны два вида полноприводной трансмиссии: Dynamic Torque Control и Dynamic Torque Vectoring. Последняя — привилегия старших комплектаций «Престиж» и «Престиж Safety». Это новая система полного привода, которая позволяет независимо подавать крутящий момент на правое и левое задние колеса, а также распределять момент между передней и задней осями. Это стало возможным благодаря установке двух муфт в заднем приводе. Система также позволяет имитировать блокировку межколесного дифференциала, а в настройках электроники представлено три режима: снег, песок и грязь, камни и грязь.
На асфальте существенных различий между режимами вождения мы не увидели, но в критические моменты электронные помощники помогли выбраться из снега и грязи. Однажды, в лесу, RAV4 забуксовал при подъеме в гору по рыхлому снегу. Мы переключились в режим «снег», и RAV4, поочередно перебирая колесами, всё-таки нашел зацеп и взобрался в гору.
При этом новая система полного привода сдерживала агрессивный стиль вождения. Сверхстрогие электронные охранники блокировали любые выходки, и автомобилю не хватало скорости в реакции на мою работу с газом. А распределение мощности и крутящего момента между передними и задними колесами было трудно предугадать — мне бы хотелось, чтобы более 50% крутящего момента передавалось на заднюю ось. Но в любой момент машина могла стать переднеприводной, отчего появлялся риск оказаться в кювете с перепачканными штанами.
Однако в спокойном режиме RAV4 неплохо справлялся с природными преградами. Угол въезда — 18 градусов, угол съезда — 20,5 градуса на 18-дюймовых колесах, на 19-дюймовых – на полградуса меньше. На тестовом автомобиле была установлена парковочная камера с обзором на 360 градусов. Пригодилась она и при штурме бездорожья — можно вывести картинку с любой из камер по периметру и, скажем, проехать по узкому каменистому участку без угрозы поцарапать автомобиль. Но датчики парктроника были гиперактивными. Они визжали, когда явно не было риска столкновения.
Единое японское сердце
На нашем рынке можно выбрать «Тойоту RAV4» с моторами 2.0 (149 л. с.) или 2.5 (199 л. с.) Мощность специально не стали округлять, чтобы повышенный налог не душил будущих владельцев. Более того, перед тем, как привезти новый кроссовер в Россию, его научили питаться 92-м бензином. Двухлитровый мотор работает в паре с вариатором, а двигатель объёмом 2,5 литра — с восьмиступенчатой автоматической коробкой передач. Интересно, что Lexus ES 250, который мы недавно тестировали, оснащался таким же двигателем с кодовым названием A25A-FKS. И этот агрегат с крутящим моментом 243 Нм подошел как премиум-седану, так и кроссоверу.
Тестовый RAV4 от нуля до 100 км/ч разогнался на 0,2 секунды быстрее паспортных 8,5 секунд. Максимальная скорость ограничена на отметке 200 км/ч, но при желании автомобиль разгонится до 217 км/ч. Правда, шума от двигателя и дороги в кроссовере больше, чем в «Лексусе» с тем же мотором. Да и средний расход у кроссовера выше: 9,5 литров по трассе и 10,0-10,5 литров в городе.
Внимание к деталям в салоне
Внутри RAV4 отдано предпочтение эргономике и пространству для хранения вещей. Со стороны водителя и пассажира есть два открытых отсека в приборной панели, куда можно положить, например, телефон. Сама приборная панель сочетает обивку из искусственной кожи и мягкого пластика. Руль, ручка переключения передач, сиденья и подлокотник тоже были обтянуты кожей.
Приятно, что японцы обили мягкой резиной внутренние рукоятки дверей, регулировки климат-контроля и мультимедиа. Такое внимание к деталям крайний раз я встречал в салоне автомобиля Range Rover Sport.
Экран мультимедиа на 8 дюймов расположили над приборной панелью. Работает быстро, и чтобы им пользоваться, не нужно отвлекаться от дороги. Правда, маленькие кнопки вдоль сенсорного экрана неудобно нажимать во время движения.
Стойки лобового стекла не слишком толстые, поэтому обзор не сильно затруднен на круговых перекрестках, а заднее стекло широкое и глубокое. И хотя широкие задние боковые стойки закрывают большую площадь, тем не менее обзора в заднем окне хватает для безопасной парковки.
На ходу
Мягкость езды — не самая сильная сторона «Тойоты». Подвеска довольно жёсткая, стыки автострад и крупные выбоины на дороге отдаются в салон. Но это ни в коем случае не изнуряюще неудобно. Со временем можно привыкнуть, тем более что мелкие неровности кроссовер отрабатывает мягко.
В поворотах крены небольшие, но желания «отжигать» на таком автомобиле не появляется от слова совсем. RAV4 при всей своей внешней брутальности располагает к спокойной и размеренной езде. И если на высокой скорости шум от шин и двигателя проникает в салон, то при плавном крейсерском движении внутри довольно тихо.
На этой машине без каких-либо проблем можно отправиться в путешествие на пару тысяч км и насладиться по пути окрестными пейзажами.
Вердикт
Новый RAV4 получился достойным семейным автомобилем на каждый день. Он подойдет тем, кто любит отдых на природе и путешествия на автомобиле. К тому же кроссовер с легкостью справляется с большими городскими бордюрами и не боится той каши из снега и асфальта, с которой приходит весна.
• Это было интересно? Подпишитесь на наш телеграм-канал — там есть наши новости, рассказы про интересные машины и фотографии с курьёзами.
Источник
Альпинист и горнолыжник. Тест-драйв Toyota RAV4
Серпантину не было конца, а дорога становилась все хуже. Навигатор упорно уводил нас в горы, пока от тряски не оторвался от лобового стекла и не улетел куда-то вниз. За ним сорвался с двухстороннего скотча GPS-трекер с тревожной кнопкой. Камни на дороге начали скрести по защите картера. Вроде бы в Toyota говорили о том, что все больше покупателей RAV4 выбирают передний привод, а нам почему-то проложили зверский внедорожный маршрут. Но когда следы легковых шин на снегу сменились более крупными следами внедорожников, стало ясно, что мы едем куда-то не туда.
Потом, когда мы с трудом развернулись на узком пятачке и не без труда спустились по скользкой обрывистой дороге, выяснилось, что этого серпантина, огибающего Былымское озеро, нет на большинстве карт, и обрывается он где-то в горах. А то, что мы проехали по нему так далеко – это заслуга обновленного RAV4, который очень многие считают городским автомобилем и не воспринимают его серьезно вне дорог.
Toyota RAV4 все еще продается лучше конкурентов: доля кроссовера в сегменте по результатам 10 месяцев даже выросла до 13%, тогда как в более благополучные годы она не поднималась выше 10%. Однако не все так безоблачно. RAV4 – это первый шаг в тойотовское внедорожное семейство, и в компании признают, что работать с потенциальной аудиторией не просто.
Если более возрастные владельцы Land Cruiser 200 в основном готовы приобретать ту же самую модель снова и вполне довольны консервативной внешностью, то среди молодежи (возраст покупателей RAV4 колеблется между 25 и 35 годами) лояльность к бренду Toyota ниже — для нее это лишь одна из множества марок. К тому же основные конкуренты либо серьезно обновили, либо выпустили новые поколения своих кроссоверов: Hyundai Tucson, Nissan X-Trail Mitsubishi Outlander, Mazda CX-5. Для молодых нужно придумывать что-то особенное, поэтому плановое обновление RAV4 превратилось в серьезную работу над ошибками.
Тойотовский дизайн с каждым годом становится все сложнее и причудливее. Достаточно взглянуть на самые футуристичные модели марки: водородомобиль Mirai и новый Prius. В том же ключе обновлен и RAV4. Решетка между фарами превратилась в тонкую полоску, сами фары с тонким светодиодным узором уменьшились в размере. Нижняя часть бампера, наоборот, стала тяжеловесной и ступенчатой. Выражение нового «лица» получилось самодовольным и торжествующим, его будут страшно ругать или страшно хвалить, во всяком случае вряд ли останутся равнодушные. А поклонникам «Звездных войн» наверняка понравится автомобиль в белом цвете.
Скупой дизайн хорош для смартфонов, но не для автопрома. Обновленному RAV4 добавили рельефных деталей, накладки внизу дверей стали массивнее, защита колесных арок сильнее выступает за габариты машины. Владельцам не нравилась плоская и скучная дверь багажника — теперь на ней есть выпуклая планка в цвет кузова. Неокрашенный задний бампер был практичным решением, но в глазах многих делал RAV4 похожим на коммерческий фургон, что никак не вязалось с ценой и статусом автомобиля. У обновленной машины его верхняя часть полностью окрашена.
Рестайлинг обошелся японцам малой кровью: стальные детали они не трогали вообще, ограничившись пластиком, но изменения видны издалека. Сотрудники ДПС на посту, прежде чем остановить нашу машину, успевают как следует обсудить ее между собой. А останавливают нас часто: в Кабардино-Балкарии RAV4 – редкость, да и машины ярко-голубого или темно-красного цвета – тоже.
Отделка интерьера стала более дорогой и качественной. И заслуга тут даже не в мягких накладках на двери, качественной гладкой коже на руле и сиденьях, а в неприметной пластиковой накладке под селектором трансмиссии. До рестайлинга она была сделана «под углепластик» и выглядела так, будто ее приобрел в китайском интернет-магазине любитель тюнинга. Желтоватый, будто покрытый патиной «металл», заменили на серебристый — и мрачноватая, несколько старомодная передняя панель засияла по-новому.
Обновление затронуло и практичную сторону интерьера: на потолке разместили очечник, подстаканник на центральном тоннеле снабдили выемкой под ручку, чтобы можно было поставить в него кружку-термос, а в распоряжении задних пассажиров теперь есть 12-вольтовая розетка.
Еще одной темой для критики было недостаточное оснащение кроссовера. Обновленный RAV4 следующим после Land Cruiser 200 получил так называемый «полный зимний пакет» с подогревом всех сидений, руля, лобового стекла и форсунок омывателя. Моторы стандарта Евро-5 греют неважно, поэтому пришлось оснащать все машины дополнительным отопителем салона. А дизельная версия получила автономный подогреватель Eberspacher.
RAV4, как и Land Cruiser 200, умеет читать знаки, предупреждать о столкновении и самостоятельно регулировать скорость при движении на круиз-контроле. Список новых технологий пополнился и системой кругового обзора, которая позволяет буквально взглянуть на автомобиль со стороны: то есть строит вполне реалистичную картинку вокруг трехмерной модели кроссовера. Моей напарнице, которая водит крохотный Citroen и для которой RAV4 – «очень большой автомобиль», эта функция пришлась по душе. А я оценил круговой обзор, когда разворачивался на узком серпантине.
На крупный цветной дисплей посреди новой приборки теперь можно вывести кучу всевозможной информации. Например, индикаторы перегрузок и экономичного вождения или схему работы полного привода. Новая приборная панель с двумя крупными циферблатами предлагается для всех без исключения российских RAV4, тогда как в Европе для недорогих комплектаций оставили прежний, дорестайлинговый вариант.
В Toyota говорят, что ради хорошего оснащения многие покупатели готовы отказаться от полного привода: доля продаж моноприводных машин выросла вслед за ростом цен и сейчас составляет около трети. По этой причине автопроизводитель предлагают целых три версии RAV4 с передним приводом, а в самой дорогой из них есть и легкосплавные диски, и двухзонный климат-контроль, и 6-дюймовый цветной дисплей.
RAV4 теперь еще реже должен выезжать за город и критиковать увеличившиеся свесы кроссовера не совсем корректно. Равно как и низко расположенную выхлопную трубу версии с мотором 2,5 л – эта особенность известна еще по дорестайлинговой машине. Более того, сами японцы пересмотрели свое отношение к российским дорогам. Ранее в целях адаптации под наши условия кроссовер оснастили более жесткими пружинами и амортизаторами, а также полноразмерной запаской. Пятое колесо не хотело укладываться ровно и выпирало из скромной ниши. Пришлось накрывать его выпуклым коробом, как батареи на гибриде. Короб увеличивал погрузочную высоту и съедал 70 литров багажника, гремел и выглядел жутковато. Многие владельцы мечтали о европейской докатке и устанавливали сайлентблоки от европейских машин, чтобы смягчить ездовой характер машины. Японцы вняли критике и довольно быстро отказались от полноразмерной запаски и короба. С нынешним рестайлингом изменениям подверглась и подвеска – более мягкие пружины, перенастроенные амортизаторы. Одновременно, дабы не потерять в управляемости, увеличили жесткость кузова, добавив дополнительные усилители и точки сварки.
Проверять ездовой характер кроссовера нам предстояло не в городских условиях, а на довольно сложном горном маршруте в Кабардино-Балкарии. Дорестайлинговый RAV4 пару лет назад показался мне жестким даже для испанских дорог и скрупулезно отмечал их мелкие дефекты. Сейчас под колесами обновленного кроссовера – далеко не идеальный асфальт, который часто сменяется глинистой или каменистой грунтовой, а ошибка навигатора добавила к маршруту непростых километров. И везде RAV4 держится молодцом, разве что при переборе скорости на особо крупных ямах и неровностях подвеска жестковато срабатывает на отбой. Расплатой за мягкость стали крены в напряженных поворотах и раскачка, из-за которой есть риск приложить автомобиль защитой днища о крупную неровность. Дизельная машина кренится больше бензиновой, но усилие на руле у нее более плотное.
Но все же такие настройки подвески кажутся предпочтительными для российских условий. Причем, как в городе, так и в провинции. Комфорта добавляет и усиленная шумоизоляция — специальными матами покрыто все днище и багажник. Кроме того, звукоизолирована задняя колесная арка и дверной проем над ней. Машина действительно стала тише, особенно дизельная версия: посвист и рычание мотора 2,2 практически не слышны, бензиновые машины работают куда громче. Но гул шипованной резины все равно слышен довольно отчетливо.
На равнине двух литров в паре с вариатором хватает для плавного, но уверенного разгона. Во всяком случае обгоны проходят без проблем. Чем выше в горы, тем сложнее дышится и человеку, и двигателю. Более мощный мотор 2,5 л, а также дизель (оба оснащены 6-ступенчатыми «автоматами») легче карабкаются вверх.
Вариатор не очень подходит для внедорожных приключений. Тем не менее, затяжной подъем специального внедорожного участка RAV4 преодолевает, хоть и не без труда. Машина едет в натяг, скорость упала до 15 км/ч, а педаль газа нажата в пол. Тем не менее, высота взята без намека на перегрев. На перегибе забуксовавшие было колеса прихватывает электроника, имитируя межколесные блокировки. Вниз по заснеженному склону едем с помощью электронного ассистента помощи при спуске (DAC) — он уверенно замедляет машину, даже если под колесами голый лед, не давая ей развернуться поперек и поддерживая безопасную скорость. Пользоваться DAC просто: замедлился до 40 км/ч и нажал крупную кнопку справа от руля. Системе можно доверять, хотя нужно учитывать, что на долгих и затяжных спусках она здорово нагревает тормоза и эффективность замедления снижается.
Полноприводная трансмиссия теперь всегда передает 10% момента на заднюю ось, а при необходимости может быстро распределить тягу поровну. На небольшой скорости муфту можно принудительно заблокировать, тогда поворачиваемость автомобиля приобретает нейтральный характер. В обычных условиях RAV4 ведет себя как переднеприводник — с перебором скорости в повороте он скользит в сносе и докручивается при резком сбросе газа.
RAV4 предельно прост в управлении и на дороге, и на бездорожье. Это важно, потому что целевая аудитория кроссовера зачастую ищет автомобиль повыше, не вдаваясь в подробности. Тем не менее, RAV4 способен на небольшие подвиги. С одной стороны, это вселяет излишнюю уверенность в возможности машины, но при этом позволяет выпутаться из сложной ситуации.
Современный преуспевающий городской житель часто меняет увлечения. Сегодня он едет на горных лыжах, завтра возомнит себя альпинистом. Да, он немного умерил свои аппетиты и вместо подорожавшей заграницы едет кататься на Эльбрус, но ему по-прежнему необходим универсальный, вместительный и проходимый автомобиль. Поэтому в Toyota уверены, что спрос на кроссоверы в России будет сохраняться и дальше.
Дорестайлинговый RAV4 стартовал с отметки 1 255 000 руб. и только с началом продаж обновленной машины подешевел до 998 000 рублей. Теперь же минимальный ценник – 1 099 000 руб., что вполне приемлемо, учитывая расширенный набор опций и то обстоятельство, что обновленный RAV4 лучше адаптирован к российским условиям. В следующем году автомобиль получит прописку в Санкт-Петербурге, и это позволит сдержать рвущиеся вверх цены.
Евгений Багдасаров
Фото: Toyota
Источник