Трещины во льду определение

Ледниковая трещина

Ледниковая трещина — разрыв ледника, образовавшийся в результате его движения. Трещины чаще всего имеют вертикальные, или близкие к вертикальным стенки.

Размер трещин зависят от параметров самого ледника. Встречаются трещины глубиной до 60 м и длиной в десятки метров. Трещины бывают:

продольные, то есть, параллельные направлению движения поперечными, то есть, перпендикулярные направлению движения ледника.

Поперечные трещины встречаются гораздо чаще. Реже встречаются радиальные трещины, обнаруженные в распластывающихся предгорных ледниках, и краевые трещины, приуроченные к концам долинных ледников.

Продольные, радиальные и краевые трещины образуются вследствие напряжений, возникающих в результате трения или растекания льда. Поперечные трещины появляются в результате движения льда по неровному ложу.

Существует особый вид трещин — бергшрунд, типичный для каров, питающих долинные ледники из фирнового бассейна. Бергшрунд представляет собой крупную трещину, которая возникает при выходе ледника из фирнового бассейна.

Трещины могут быть открытыми и закрытыми. Открытые трещины хорошо видны на поверхности ледника и поэтому представляют меньшую опасность для передвижения по леднику. В зависимости от времени года, погоды и других факторов трещины на леднике могут быть закрыты снегом. В этом случае трещины не видны и при передвижении по леднику существует опасность провалиться в трещину вместе со снежным мостом, прикрывающим трещину. Для обеспечения безопасности при передвижении по леднику, особенно закрытому, необходимо связываться верёвкой для того, чтобы напарник по связке смог удержать при падении в трещину и организовать подъём по верёвке.

Источник

трещина во льду

Словарь по географии . 2015 .

Смотреть что такое «трещина во льду» в других словарях:

ТРЕЩИНА — (Crack) узкая полоса воды в сплошном льду, образовавшаяся под влиянием ветра, приливо отливных явлений, температурных изменений и других причин. Самойлов К. И. Морской словарь. М. Л.: Государственное Военно морское Издательство НКВМФ Союза ССР,… … Морской словарь

зун — трещина во льду , олонецк. (Кулик.). Темное слово … Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

ма́йна — 1) ы, ж. Широкая трещина во льду, полынья, прорубь. Мы подготовили и майну. Только наши руки да спины знают, каких трудов стоила нам эта четырехугольная прорубь во льду! Горбатов, Суд над Степаном Грохотом. [Я] отправился к гидрологической майне … Малый академический словарь

Майна — 1. МАЙНА, ы; ж. Широкая трещина во льду, полынья, прорубь. Прорубить во льду майну. Обойти майну. Ловить рыбу в майне. 2. МАЙНА, межд. [от итал. maina убирай (паруса)] Команда при погрузке, разгрузке, обозначающая: опускай!, вниз! (противоп.:… … Энциклопедический словарь

майна — 1. МАЙНА, ы; ж. Широкая трещина во льду, полынья, прорубь. Прорубить во льду майну. Обойти майну. Ловить рыбу в майне. 2. МАЙНА, межд. [от итал. maina убирай (паруса)] Команда при погрузке, разгрузке, обозначающая: опускай!, вниз! (противоп.:… … Энциклопедический словарь

майна — I ы; ж. Широкая трещина во льду, полынья, прорубь. Прорубить во льду майну. Обойти майну. Ловить рыбу в майне. II межд. (от итал. maina убирай (паруса)) Команда при погрузке, разгрузке, обозначающая: опускай!, вниз! (противоп.: ви/ра) … Словарь многих выражений

Майна (полынья) — Майна, широкая трещина во льду, полынья, прорубь … Большая советская энциклопедия

Майна — I Майна (Acridotheres tristis) птица семейства скворцов отряда воробьиных. Длина тела около 25 см. Оперение коричневое с сизо чёрным и белым. Распространена в Южной Азии. В начале 20 века проникла в Среднюю Азию и с 30 х годов, быстро… … Большая советская энциклопедия

МАЙНА — 1. МАЙНА1, майны, жен. (обл.). Полынья, широкая трещина на льду, прорубь. 2. МАЙНА2, межд. (от итал. ammaina убирай паруса) (мор.). Командное слово в знач.: опускай! Майна паруса! (убирай паруса). срн. вира. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков … Толковый словарь Ушакова

МАЙНА — 1. МАЙНА1, майны, жен. (обл.). Полынья, широкая трещина на льду, прорубь. 2. МАЙНА2, межд. (от итал. ammaina убирай паруса) (мор.). Командное слово в знач.: опускай! Майна паруса! (убирай паруса). срн. вира. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков … Толковый словарь Ушакова

Источник

Трещины вот льду

На необъятных внутренних равнинах Гренландии и Антарктиды есть обширные пространства, где трещины во льду встречаются редко. Образованию трещин мешает то, что лед движется здесь медленно и с одинаковой скоростью. Там, где лед проходит по неровной поверхности, или растекается вокруг гор, или вливается в ледниковые языки, трещины образуются легко. В большой зоне, покрытой трещинами, в том месте, где ледниковый покров Антарктиды стекает с плато Рокфеллера к шельфовому леднику Росса, отдельные трещины достигают нескольких километров в длину и почти 30 м в ширину.

Когда через трещины «перекинуты» мосты из наметенного снега, пересекать их можно без опасений, особенно если члены экспедиции оснащены лыжами и идут в связке. Снежные мосты бывают настолько прочными, что могут выдерживать даже тяжело нагруженные собачьи упряжки. Но за последние десятилетия собачьи упряжки стали уступать место моторизованному транспорту, который применяется для обслуживания главным образом больших экспедиций в Гренландии и Антарктиде. Собачьи упряжки, однако, пока еще не собираются уйти в прошлое. Британская трансантарктическая экспедиция, возглавляемая Вивианом Е. Фуксом, использовала их в целях разведывания пути для мототранспорта и для поездок на небольшие расстояния. Когда экспедиция достигла полюса, надобность в собаках отпала, так как дальнейший путь был уже исследован и нанесен на карту; собак отправили самолетом на базу в проливе Мак-Мёрдо. Вот, по-видимому, и все, что осталось на долю собачьих упряжек в будущем. Люди, собаки и снаряжение будут доставляться на самолетах с основной базы туда, где должны производиться местные научные изыскания.

Большие моторизованные ледниковые экспедиции могут быть оснащены различного рода тракторами с большими прицепными санями, на которых можно перевозить многотонные грузы. Конечно, снежные мосты, способные выдержать такую тяжесть, встречаются редко. Если лед вблизи трещин тоже покрыт снегом, заметенную трещину не заметить. Однако ее необходимо каким-нибудь образом обнаруживать до подхода транспорта. Это можно было бы делать с воздуха, но с самолета трудно определить и сообщить наземной партии точное местонахождение трещины. Лучше всего для обеспечения безопасности путешествий по льду на тяжелом транспорте зарекомендовал себя электрический детектор трещин. С 1955 года, когда его достоинства были продемонстрированы в Гренландии, детектором пользовались многие исследовательские партии, работавшие на больших ледниковых покровах. В Антарктиде он был впервые применен в 1956 году поисковой партией сухопутных войск и военно-морских сил США, которая проложила 965-километровый тракторный путь от станции Литл-Америка до станции Бэрд, служившей во время МГГ базой США в центре Западной Антарктиды.

Детектор находится на передовой машине партии. Кроме записывающего приспособления, он состоит из электродов, прикрепленных полукругом к раме, которая вынесена впереди машины на расстояние 9—12 м. Электрический ток, подаваемый в одну группу электродов, проходит через снег и лед в другую группу. Изменения напряжения тока, вызываемые различной плотностью снега и фирна, непрерывно регистрируются специальным приспособлением, установленным в кабине машины. Когда рама с электродами попадает на менее плотный снежный мост через трещину, ток сразу ослабевает и начинает пульсировать, а сигнальные лампочки в кабине предупреждают об опасности. Прибор действовал удовлетворительно при скорости до 32 км в час, хотя на таком ходу водитель машины может оказаться в трещине почти в то же время, когда вспыхнут сигнальные лампочки.

Когда во время МГГ велись большие операции по прокладке путей по льду, на проектируемых маршрутах встречались трещины, которых нельзя было избежать. В таких случаях снежные мосты взрывали динамитом. Снег засыпал трещины, кроме того, его туда дополнительно набрасывали, затем уплотняли и сглаживали. Только после этого дорога для тяжелых тракторов и грузовых саней становилась безопасной.

В Гренландии и Антарктиде бывало, что машины с людьми, проходя через снежные мосты, проваливались. Иногда людей удавалось спасти, но в ряде случаев они погибали. Некоторые машины падали на глубину 23 м; дальнейшему падению препятствовало сужение трещины, но люди падали на глубину 45 м. В Гренландии и Антарктиде из-за низких температур слой хрупкого поверхностного льда, по-видимому, толще, чем на ледниках умеренных зон. Может быть, поэтому на холодных ледниках трещины глубже. На ледниках Аляски, например, глубина трещин редко превышает 30 м.

Путешественников, пересекающих обширные покрытые льдом пространства, подстерегает множество других опасностей, но детектор для обнаружения трещин и разведка с воздуха существенно уменьшили их.

Источник: Джеймс Л. Дайсон. В мире льда. Гидрометеорологическое издательство. Ленинград. 1966

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник

Трещины во льду, которые спасли мир

Считается, что в истории Земли был период, когда она была полностью покрыта льдом. Недавно удалось доказать, что это не совсем так: во льду были трещины, через которые мировой океан «дышал» — и так в нем сохранилась жизнь

Поделиться:

Однажды зима на Земле длилась очень долго… Ранее считалось, что самое продолжительное глобальное оледенение началось 850 миллионов лет назад и длилось 200 миллионов лет. Более того, исследование, опубликованное в мартовском номере Science, показало, что в тропиках лед лежал уже за 100 миллионов лет до озвученной даты (Macdonald et al., Science, v. 327, p. 1241). Сначала ученые думали, что в это время плотная корка льда сковывала Землю от полюса до полюса, включая океан, и наша планета была похожа на огромный снежок.

Но, как это свойственно многим научным теориям, расчеты постепенно уточнялись, добавлялись новые данные, и в конце концов ученые пришли к выводу, что ледяной покров океана был разбит трещинами, и это позволяло свету и кислороду проникать в толщу воды. Именно это обстоятельство способствовало тому, что жизнь на планете продолжала развиваться, но об этом позже. А пока что о том, как такое вообще может произойти.

Здесь не обошлось без изменения концентрации СО2. Дело в том, что парниковые газы, и в первую очередь СО2, являются, образно говоря, теплым одеялом для нашей планеты. Именно они поддерживают температурный баланс. Солнечное излучение имеет преимущественно короткую длину волны, и атмосферные газы не являются для него препятствием: оно свободно достигает земной поверхности и нагревает ее. В результате поверхность планеты испускает тепловое излучение, то есть относительно длинные волны. Эти волны уже не могут обойти крупные молекулы парниковых газов и оказываются как бы в ловушке — тепло остается в атмосфере.

Не будь парниковых газов, температура на планете была бы значительно ниже. Но содержание парниковых газов в атмосфере не является постоянной величиной. Вулканы выбрасывают СО2. Тем временем на суше, совершенно независимо от вулканов, разрушаются горные породы — этот процесс называется выветриванием. Продукты выветривания вступают в химическую реакцию с углекислым газом, забирая его из атмосферы, и в конечном счете образуют карбонат кальция, который откладывается в океане в виде известняков. Получается два противонаправленных процесса: поглощение углекислоты из атмосферы и выброс углекислоты в атмосферу.

Чем теплее на Земле, тем быстрее идет процесс выветривания, и тем больше СО2 уходит из атмосферы. Если поверхность Земли охлаждается, то процесс выветривания, наоборот, замедляется, что, соответственно, повышает концентрацию СО2 в атмосфере.

Сейчас трудно себе представить, что Земля может покрыться льдом полностью, но в те далекие времена материки были сконцентрированы в экваториальной области, поэтому выветривание шло интенсивно и выводило СО2 из атмосферы. Когда льда накопилось достаточно, в игру вступил еще один фактор — альбедо, отражательная способность земной поверхности. Дело в том, что лед является идеальным отражателем, он почти не поглощает солнечное излучение, поэтому нагревания при этом почти не происходит. Ученые построили модель, которая показала, что в те времена достаточно было ледяному покрову достигнуть тропиков, как фактор альбедо стал настолько мощным, что дальнейшее оледенение уже было не остановить — оно превратило планету в снежок.

Однако, изучая соотношение изотопов углерода, стронция и особенно серы в горных породах того времени, ученые пришли к выводу, что обмен воды между океаном и атмосферой в это время присутствовал, а следовательно, в морском льду должны были быть трещины, и, скорее всего, это был не сплошной ледяной покров, а ледяная шуга. Усовершенствованные модели показали, что такой огромный резервуар тепла, как океан, не мог быть покрыт монолитным толстым слоем льда.

Вам кажется, что это было слишком давно, чтобы об этом волноваться сегодня? Вам кажется, какая в принципе разница между толстой и неподвижной коркой льда и ледяной шугой на поверхности океана? Разница огромная. Дело в том, что если бы толстая корка льда запечатала океан, то земля превратилась бы в царство Снежной королевы, где жизни места нет, и вся биота (совокупность живых организмов) могла бы существовать только вокруг, например, горячих источников. Но именно в это время развились фотосинтезирующие организмы, которые нуждаются в солнечном свете и кислороде. Они были куда более стойкими, чем мы с вами, и пережили те страшные холода. И нужны им были всего лишь трещины во льду.

А уж потом начался расцвет жизни и удивительные превращения живых существ от червей к рыбам, от рыб к земноводным, от земноводных к пресмыкающимся и дальше, к млекопитающим. И вот спустя много миллионов лет после тех событий вы сидите перед компьютерами, радуетесь тому, что вот-вот наступит лето, и читаете о тех удивительных и суровых временах. Потому что не только сказка, но и быль должна заканчиваться хорошо. Но для этого часто кому-то приходится проявить стойкость.

Источник

Свойства льда и безопасность. (Перепечатка из газеты «Московский комсомолец» №854 от 8 декабря 2010)

Идеальную картину намерзания льда сильно меняет толщина имеющегося на нем снежного покрова

Для рыболовов-зимников, выходящих на лед разных по типу водоемов, просто необходимо знать и понимать, какие условия эволюции ледового покрова определяют безопасность или невозможность нахождения на нем. При этом главной характеристикой льда будет его прочность, которая является величиной непостоянной, сильно зависящей от вида и структуры льда, его температуры и толщины.

Чтобы представлять, какой лед может ожидать на водоеме в начале зимы, следует знать, что его прирост в течение суток сильно зависит от температуры воздуха и уже имеющейся толщины. Это выглядит примерно так: если лед был уже около 10 сантиметров, то за следующие сутки он прибавит 4 см при морозе минус 5; 6 см – при морозе 10; 8 см – при минус 15; 9 см – при минус 20. Но если исходная толщина льда составляет, допустим, 20-30 см, то суточный прирост при тех же температурах уменьшится примерно в 3-4 раза – точнее сказать нельзя, поскольку на это влияет и качество воды.

– ни в коем случае не ходить по нему гуськом, иначе радиальные трещины на тропе быстро прирастут концентрическими;

– не отправляться на рыбалку в одиночку;

– проверять каждый шаг на льду остроконечной пешней, но не бить ею лед перед собой – лучше сбоку;

– не подходить к другим рыболовам ближе чем на 3 метра;

– не приближаться к местам, где в лед вмерзли коряги, водоросли, воздушные пузыри;

– не ходить рядом со свежей трещиной или по участку льда, отделенному от основного массива несколькими трещинами;

– быстро покинуть опасное место, если из проделанной лунки начинает бить фонтаном вода;

– обязательно иметь средства страховки и спасения (шнур с грузом на конце, длинную жердь, широкую доску);

– не совмещать рыбалку с потреблением спиртного.

Опубликован в газете «Московский комсомолец» №854 от 8 декабря 2010
Фото автора статьи.

Источник

Читайте также:  Как варить лесные грибы после заморозки
Оцените статью