- Опытно-экспериментальная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста «Опыты с водой, снегом и льдом»
- Познавательно-исследовательская деятельность. Игры-экспериментирование с водой, снегом и льдом
- Игры — экспериментирование с водой, снегом и льдом
- Опытно-экспериментальная деятельность в группе и на прогулке.
Опытно-экспериментальная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста «Опыты с водой, снегом и льдом»
Татьяна Хохлова
Опытно-экспериментальная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста «Опыты с водой, снегом и льдом»
Опытно- экспериментальная деятельность
с детьми старшего дошкольного возраста
«Опыты с водой, снегом и льдом»
Цель: Развитие наблюдательности детей, их умений сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы.
1. развивать элементарные представления о том, из чего состоят тела и как они могут изменяться.
2. познакомить детей с понятиями «твердое тело», «жидкость», «газ», и их отличия друг от друга.
3. на примере воды объяснить, что вещество бывает в трех состояниях.
Материалы и оборудование:
1. подкрашенная жидкость в прозрачном стакане;
2. вода, лед в формочке;
3. спиртовка, на которой нагревается вода до кипения и испаряется;
1. Налить воду в формочки для льда и заморозить ее в холодильнике.
2.Моделирование трех состояний вещества:
Взявшись за руки, прижаться друг к другу, изобразить частички твердого тела;
Легко взявшись за руки, стать на небольшом расстоянии друг от друга – «жидкость»;
Свободно распределиться по группе, как «газ».
3. Двум детям (один в рукавичках, другой нет) предложить взять кубики льда в руки и наблюдать, как лед растает и превратится в воду. Сравнить, у кого быстрее растает лед. Найти причину таяния льда и разной скорости таяния.
4.Проделать эксперименты: вязнет ли палец в варенье? Проходит ли он сквозь стекло? Куда девалась соль в воде? Почему она становится невидимой? Объяснить причины полученных результатов.
5. На огне довести воду до кипения, наблюдать за паром, подставить стекло и увидеть, как пар опять превращается в воду. Объяснить увиденное явление.
На морозе частички воды двигаются медленнее, поэтому вода, жидкость, превращаются в лед, твердое тело. При охлаждении жидкости расширяются. Если ее нагреть, то частички воды распределяются более свободно, а значит, вода превратиться в газообразное вещество.
Лед тает, превращается в воду от соприкосновения с теплом. В голых руках лед тает быстрее, а в рукавичках медленнее.
Палец вязнет в варенье, потому, что варенье – это густая жидкость. Частички варенья находятся достаточно близко друг к другу и «не пускают» палец. А сквозь стекло он вообще не проходят, так как это твердое вещество, в котором частички «крепко держатся» друг за друга.
Вода проливается потому, что ее частички не так крепко держатся друг за друга, как в твердых веществах.
Частички соли в воде распределяются между частичками воды, и их становится не видно, но они никуда не делись, поэтому вода соленая.
1. Опыт «Нужен ли растениям снег»
Материалы: 2 ёмкости с водой.
Одну ёмкость поместить на снег, вторую под снег. Оставить на некоторое время.
Вывод: Под снегом вода не замерзает, там тепло. Значит растениям нужен снег как одеяло.
2. Опыт «Снег и лёд»
Цели: выяснить, снег и лед рыхлостью и хрупкостью.
Материалы: ёмкости со снегом и льдом, маленький молоток.
Вывод: снег- рыхлый, лёд- твёрдый, но в то же время хрупкий, колется как стекло.
3. Опыт «Лед и соль»
Цель: развивать внимание, наблюдательность, интеллектуальные способности у детей.
Материалы: 5 мисок, кубики льда, рис, тертый сыр, соль, перец, укроп.
Ход: Для эксперимента нам понадобится лед (в кубиках) и 5 небольших мисочек.Пусть ребенок положит по одному кусочку льда в каждую мисочку и посыплет каждый кубик: рисом, сыром, солью, перцем, укропом.
Главное посыпать один из кубиков солью. Пусть дети наблюдают, как влияют сыр, рис, перец, соль и укроп на лед. Какой из кубиков тает быстрее других?
4.«Опыты: измерение термометром температуры воздуха, снега, воды».
5. Опыт «Зимние веточки»
6. Опыт «Освобождение пуговицы из ледяного плена».
Материал: лёд, пуговица.
Цель: подобрать быстрый и безопасные способ освободить пуговицу.
Дети выдвигают предположения.
После того, как высказаны все гипотезы, воспитатель вместе с детьми анализирует их с позиций «хорошо – плохо»:
— можно погреть в руках, они теплые, лед и растает (руки замерзнут)
— можно отогреть в варежках (варежки намокнут)
— можно положить на батарею
— разбить лед молотком (сломаешь пуговицу)
— можно отковырнуть ножом (можно пораниться)
— можно положить в теплую воду
— можно просто оставить в стакане в классе (долго ждать)
Положили замороженную во льду пуговицу в теплую воду.
Вывод. Пуговица быстро освободилась в теплой воде.
7. Опыт «Сколько воды получается из снега?»
8. Опыт «Что быстрее растает?»
Оборудование и материалы: прозрачные стаканы, снег, лёд, салфетки.
Первая группа – рыхлый снег.
Вторая группа – комок снега.
Третья группа – лёд.
9. Опыт «Определение тяжести»
Оборудование: ёмкости с водой, бумажные салфетки на столах.
Что тяжелее: снег или лёд?
Первая группа– опустить в воду рыхлый снег. Вторая группа опускает в воду комок снега, а третья – лёд. Нужно проверить, что произойдёт, потонет он или нет, и объяснить почему?
Первая группа – рыхлый снег сразу растворился, он очень лёгкий.
Вторая группа – снежный комок держался на воде, постепенно утонул, он тяжелее рыхлого снега.
Третья группа — лёд не тонет, он ещё тяжелее.
– Что быстрее растаяло? Во что превратился снег?
Вывод: Снег и лёд – это вода. Лёд плотнее, крепче, поэтому дольше не тает.
10. Опыт «Имеют ли снег и лёд форму?»
Материал: формочки, снег, лёд.
Вывод: Снег не имеет формы, он бесформенный. Приобретает форму того предмета, в который его положат.
11. Опыт «Почему снег мягкий?»
Цель: Совершенствовать знание детей о снеге.
Материл: Лопатки, ведёрки, лупа, чёрная бархатная бумага.
Предложить детям понаблюдать, как кружится и падает снег. Пусть дети сгребут снег, а затем ведёрками носят его в кучу для горки. Дети отмечают, что ведёрки со снегом очень лёгкие, а летом они носили в них песок, и он был тяжёлым. Приходилось носить ведёрки вдвоём. В чём дело?
Затем дети рассматривают хлопья снега, которые падают на чёрную бархатную бумагу, через лупу. Они видят, что это отдельные снежинки сцепленные вместе. А между снежинками – воздух, поэтому, снег пушистый и его так легко поднять.
Вывод. Снег легче песка, так как он состоит из снежинок, между которыми много воздуха. Дети дополняют из личного опыта, называют, что тяжелее снега: вода, земля, песок и многое другое.
Опытно-экспериментальная деятельность для детей группы раннего дошкольного возраста Содержание. Опыт №1 Ускорение цветения веток. Опыт №2 Луково-чесночная плантация. Опыт №3 Огород на подоконнике. Опыт №4 Странный огород.
Опытно-экспериментальная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста «Что там под землей?» Тема: «Что там под землей?». Цель: • Познакомить детей с составом почвы. Задачи. Образовательные: • Расширить представления детей о составляющих.
Опытно-экспериментальная деятельность с водой и воздухом в подготовительной группе Цель: формировать знания о плавучести предметов, понять механизм погружения и всплытия подводной лодки. Материалы и оборудование: несколько.
Опытно-экспериментальная деятельность с водой в День Нептуна. 26-го июня в детском саду №33 «Планета Детства» в средней группе я решила провести опыты и эксперименты с водой. Но как заинтересовать детей?.
Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ. Опыты с водой, снегом и льдом в уголке экспериментирования Опыты с водой. Цели: • познакомить детей с некоторыми свойствами воды; • развивать творческое воображение, умение проводить несложные эксперименты;.
Опыты с растениями с детьми старшего дошкольного возраста. Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ Цель: 1. Помочь детям лучше узнать окружающий его мир живой природы; 2. Создать благоприятные условия для сенсорного восприятия, совершенствование.
Опыты с водой (для старшего дошкольного возраста) Опыт 1 Цель: подвести детей к пониманию того, что вода бывает теплой, горячей, холодной. Оборудование: три тазика с водой. Содержание: налить.
Проект с детьми старшего дошкольного возраста «Царица-водица» (экспериментальная деятельность) Проблема: Формирование у старших дошкольников навыков саморазвития, приобретение опыта самостоятельной деятельности, развитие познавательных.
Прогулка: «Наблюдение за снегом, льдом и водой» (старшая группа). Прогулка:»Наблюдение за снегом, льдом и водой» (старшая группа). Цель: Сравнить свойства воды, льда, снега, выявить особенности их взаимодействия.
Источник
Познавательно-исследовательская деятельность. Игры-экспериментирование с водой, снегом и льдом
ирина чуйкина
Познавательно-исследовательская деятельность. Игры-экспериментирование с водой, снегом и льдом
Игры — экспериментирование с водой, снегом и льдом
«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал,
чем больше он знает, и усвоил,
чем большим количеством элементов
действительности он располагает в своём опыте,
тем значительнее и продуктивнее
при других равных условиях будет его
творческая, исследовательская деятельность»,
Лев Семёнович Выгодский.
Актуальность
Ребенок – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.
Развивая познавательную активность у детей дошкольного возраста, мы развиваем и детскую любознательность.
Для младшего дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений.
В младшем дошкольном возрасте исследовательская деятельность направлена на предметы живой и неживой природы через использование опытов и экспериментов.
Экспериментирование осуществляется во всех сферах детской деятельности: приём пищи, занятие, игра, прогулка, сон, умывание.
Актуальность метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.
Цель: формирование исследовательского и познавательного интереса через экспериментирование со льдом, снегом и водой.
Задачи:
• расширять знания детей о зиме, ее месяцах;
• продолжать формировать умение детей выделять сезонные изменения в природе (низкая температура воздуха, солнце не греет, короткие дни, длинные ночи и т. д.);
• формировать умение детей в ходе экспериментирования определять свойства льда и снега (белый, бесцветный; прозрачный, не прозрачный; рыхлый, хрупкий; тают в тепле);
• развивать умение детей отвечать на вопросы поискового характера;
• учить детей выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем;
• обогащать словарный запас детей;
• воспитывать интерес к экспериментальной деятельности и желание заниматься ею; самостоятельность; аккуратность, желание добиваться положительного результата в процессе работы.
Ожидаемые результаты
• У ребенка формируется интерес к экологическим знаниям.
• У ребенка развивается активность, самостоятельность мышления, творческие начала, формируется детская индивидуальность.
• Ребенок умеет высказывать свои предположения о причинах наблюдаемого явления, выбирать способ решения познавательной задачи.
• Ребенок умеет сравнивать, сопоставлять, делать выводы, высказывать свои суждения и умозаключения.
• Ребенок испытывает радость, удивление и даже восторг от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у него чувство удовлетворения от проделанной работы.
Предварительная работа: наблюдение на прогулке за зимними явлениями; рассматривание снежинок; чтение стихотворении, сказок, загадок о зиме.
Материал для занятия:
миски со снегом, кусочками льда, два полотенца, мелкие игрушки, цветные картонки, ёмкость с водой комнатной температуры, детские формочки, дуршлаг, краски, трехлитровая банка и тарелка.
Опытно-экспериментальная деятельность в группе и на прогулке.
Загадки:
Прозрачен как стекло, а не вставишь в окно (лёд)
Всю зиму смирно лежит, а потом убежит (снег)
Сюрпризный момент: в одном тазу лежит снег, в другом –лед. Оба таза накрыты полотенцами. Попросить детей опустить руки сначала в один тазик. Под полотенцем ощупывать содержимое, догадаться, что там (снег). Снять полотенце. Рассмотреть снег, подобрать «красивые» слова о снеге. Снег какой? (Снег- белый, пушистый, холодный, мягкий, легкий и т. д) Тоже самое нужно проделать со льдом.
Предложить детям стать исследователями и узнать,что общего у снега и льда и чем они отличаются.
Опыт№1 «Что такое снег и лед?»
Предложить детям зажать в ладошках снег. Что происходит?
Затем лед. Что происходит?
Откуда взялась вода?
Вывод: Снег и лед стали таять от тепла ладошек и превратились в воду. Снег и лед – это вода в твердом состоянии!
Рассказать детям,что если заморозить воду (в морозильной камере холодильника, она превратится в лед. Залить формочки водой и заморозить в морозильной камере. А вот снег получится в холодильнике, не может. Что бы объяснить, как образуется снег и снежинки, проведем опыт №2.
Опыт №2 «Как появляется снег»
Возьмем трехлитровую банку, нальем около 3 см. горячей воды. Сверху на банку поставим тарелку со снегом. И дети увидят интересное природное явление. Пар от воды в банке будет подниматься вверх, и охлаждаться, образуя белое облако внутри банки. Рассказать детям,что когда в облаке пара будет много воды, вода станет тяжелой, и не сможет оставаться в воздухе, тогда она проливается в виде дождика. Капельки на крышке, внутри банки – сравнить с тучкой на небе (при большом количестве капель на крышке, они будут падать обратно в банку, как дождик). А если на улице зима, воздух холодный, то тогда капельки воды замерзают и образуются снежинки.
Вывод: Облака – это вода. Зимой вода падает на землю в виде снежинок.
Опыт №3 «Снег и лед : что прозрачное,а что нет?»
Попросить детей закрыть глаза. Тем временем положить горсть снега на кусочек цветного картона, так чтобы не было видно картона. Лед положить также на цветной картон. Спросить у детей, на каком «коврике» лежит лед? А на каком «коврике» лежит снег? Почему мы не можем определить цвет «коврика» под снегом? Потому что снег белый и не прозрачный.
Вывод: Снег – белый и не прозрачный,а лед –прозрачный и бесцветный.
Опыт№4 «Можно ли воду носить в решете?»
Взять дуршлаг и вылить туда воду. Где окажется вода, если ее лить в дуршлаг? Проверить, что произойдет, если в дуршлаг положить снег и лед? Почему снег и лед можно носить в решете?
Вывод: Вода- это жидкость она не удержится в решете и выльется через дырочки, а снег и лед –твердые.
Опыт №5 «Изготовление цветных льдинок».
Предложить детям на прогулке проделать опыты с водой. Налить воды в пластиковые бутылки и размешать там краску. Разлить по формочкам и заморозить.
Вывод: Вода растворяет в себе краску. Цветная вода замерзла в формочках на улице, потому что на улице низкая температура и очень холодно. Замерзшая вода имеет форму.
Опыт№6 «Что рыхлое, а что хрупкое?»
На прогулке предложить детям взять в руку немного снега и подуть на него. Обратить внимание на то, что снег легко сдувается и рассыпается. Снег –рыхлый.
Попробовать спрятать маленькую игрушку в снегу. Обратить внимание,что игрушка легко погружается и исчезает в снегу. Потому что снег рыхлый. Тоже самое проделать со льдом. Но лучше взять тонкую пластинку льда и дети сразу поймут что лед хрупкий.
Вывод: Снег сдувается с ладошки,а лед ломается. Снег –рыхлый, а лед – хрупкий.
«Опыты со снегом и льдом». Поисково-исследовательская деятельность в средней группе Цель: Расширить представления детей о физических свойствах снега и льда. Образовательные задачи: 1. Расширить представление детей о снеге.
Исследовательская деятельность в детском саду. Опыты с водой Опыты с водой. Изучаем свойства воды Опыт «Волшебная вода» Интересный опыт, который можно предложить детям в возрасте 3 -4 лет. Возьмите.
Конспект прогулки «Наблюдение за снегом и льдом» Цель: • формировать представление о разнообразии состояния воды; • закрепить названия и последовательность зимних месяцев • учить сгребать.
Конспект прогулки «Наблюдение за снегом и льдом». Старшая группа Цели: Закрепить знания о разнообразных состояниях воды; — формировать реалистическое понимание неживой природы. Ход наблюдения. Воспитатель.
Образовательная деятельность по познавательному развитию — экспериментирование со снегом «Чьи следы?» в 1 младшей группе Цель образовательной деятельности: создание условий для развития познавательной активности в процессе ознакомления детей 1 младшей группы.
Познавательно-исследовательская деятельность, экспериментирование с детьми на музыкальных занятиях Педагогическая находка участника конкурса «воспитатель года — 2019» «Познавательно-исследовательская деятельность, экспериментирование.
Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ по ФГОС В соответствии с требованиями ФГОС, воспитателям в детском саду рекомендуется ежедневно организовывать ситуации, провоцирующие познавательную.
Познавательно-исследовательская деятельность «Удивительное рядом» в группе в форме интеллектуальной игры «Брейн-ринг» Каждый ребёнок — первооткрыватель. Очень часто из-за отсутствия знаний дети не могут выбрать правильную линию поведения и в природе, и среди.
Экспериментально-исследовательская деятельность «Чудеса с водой» Экспериментально-исследовательская деятельность. «Чудеса с водой». 1часть. Здравствуйте ребята. Сегодня в почтовом ящике детского сада.
«Здравствуй, Зимушка-зима». Конспект НОД по экспериментированию со снегом и льдом во второй младшей группе НОД во 2-й младшей группе по теме «Здравствуй, Зимушка – Зима» — экспериментирование со снегом и льдом. Воспитатель Угайнова А. А. Цель:.
Источник