- Улыбч вый запот вать масл ное пятно серебр ный слиток луков ца лед нить душу
- Улыбч вый запот вать масл ное пятно серебр ный слиток луков ца лед нить душу
- Проверочный тест для 10 класса по русскому языку. Вариант 19-1.
- Просмотр содержимого документа «Проверочный тест для 10 класса по русскому языку. Вариант 19-1.»
Улыбч вый запот вать масл ное пятно серебр ный слиток луков ца лед нить душу
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) улыбч..вый, ноч..вать
2) кра..шек, тем..чко
3) велотренаж..р, туш..нка
4) развед..вательный, размаз..вать
5) слев. вин..ватый
Приведём верное написание.
1) улыбчивый — суффикс -ЧИВ- пишется с И, ночевать — у глаголов в начальной форме и в форме прошедшем времени пишется суффикс -ЕВА-/-ОВА-, если в форме 1 лица (Я) настоящего или будущего времени глагол оканчивается на -УЮ/-ЮЮ: ночую.
2) краешек — нужно запомнить: в слове «краешек» в суффиксе перед Ш пишется буква Е, темечко — в существительных среднего рода, образованных от существительных на -мя, пишем -ЕЧК- например: темя — темечко.
3) велотренажер — суффикс -ЁР- иноязычного происхождения, пишется с Ё, тушёнка — существительное образовано от глагола «тушить», поэтому пишется Ё в суффиксе.
4) разведывательный — у глаголов и в словах, от них образуемых, в начальной форме и в форме прошедшего времени пишется суффикс -ИВА-/-ЫВА-, если в форме 1 лица (Я) настоящего или будущего времени глагол оканчивается на — ИВАЮ /-ЫВАЮ: разведывать — разведываю — разведывательный, размазывать — у глаголов и в словах, от них образуемых, в начальной форме и в форме прошедшего времени пишется суффикс -ИВА-/-ЫВА-, если в форме 1 лица (Я) настоящего или будущего времени глагол оканчивается на — ИВАЮ /-ЫВАЮ: размазывать — размазываю.
5) слева — на конце наречия пишется суффикс -А-, потому что можно применить «правило окна»: с окн а — с лев а , виноватый — безударный суффикс -ОВАТ- пишется после твердых согласных: виноватый.
Источник
Улыбч вый запот вать масл ное пятно серебр ный слиток луков ца лед нить душу
Задание 11. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) улыбч..вый, запот..вать
2) масл..ное (пятно), серебр..ный (слиток)
3) луков..ца, лед..нить (душу)
4) нищ..некий, скармл..вать
5) честв..вать (победителя), обжал..вать (приговор)
В этом задании нужно определить правило написания суффиксов разных частей речи.
Внимательно прочитайте каждое слово, определите, какое правило нужно применить и выберите ряды слов, где пропущена одна и та же буква. Таких рядов может быть от 2 до 4.
Рассматриваем каждую строчку, определяя суффиксы и применяя правило их правописания.
1) улыбчИвый (неизменяемый суффикс -ЧИВ-), запотЕвать (убираем ударный суффикс -ВА-, запотЕть)
2) маслЯное (пятно), серебрЯный (слиток) (прилагательные со значением «сделанный из того или иного материала или относящийся к чему-то» образуются с помощью суффикса -ЯН-)
3) луковИца (в именах существительных женского рода пишется суффикс -ИЦ-), ледЕнить (душу) (приобретение какого-нибудь признака, переход в другое состояние выражается также в непереходных глаголах I спряжения на -ене́ть, в которых безударный гласный перед «н» передается буквой «е»)
4) нищЕнский (суффикс -ИНСК- пишется в именах прилагательных, образованных от основ, оканчивающихся на -ИН, а также -И(Ы), -А(Я), в остальных случаех пишется -ЕНСК-) скармлИвать (я скармлИВАЮ, глаголы, оканчивающиеся на -ЫВАЮ, -ИВАЮ, в форме первого лица настоящего и будущего времени, в форме инфинитива имеют суффиксы -ЫВА- или -ИВА-)
5) чествОвать (победителя), обжалОвать (приговор) (я чувствУЮ, обжалУЮ, глаголы, оканчивающиеся на -УЮ, -ЮЮ, в форме первого лица настоящего и будущего времени, в форме инфинитива имеют суффиксы -ЕВА- или -ОВА-)
В ответ выписываем цифры, соответствующие номерам выбранных строчек, без пробелов и запятых. Обратите внимание: в этом задании может быть от 2 до 4 правильных ответов.
Источник
Проверочный тест для 10 класса по русскому языку. Вариант 19-1.
Данный тест предназначен для проверки знаний учащихся 10 класса при подготовке к ЕГЭ .
Просмотр содержимого документа
«Проверочный тест для 10 класса по русскому языку. Вариант 19-1.»
Тест для учащихся 10 класса Вариант 19-1
Ответами к заданиям 1-26 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел). Запишите ответ в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
Прочитайте текст и выполните задания 1-3.
(1)Пейзаж — художественное изображение природы. (2)В литературе пейзаж — средство раскрытия авторского замысла, подчиняющееся как требованиям литературного направления (романтический, сентименталистский пейзаж) или жанра (городской, морской, сельский, индустриальный пейзаж), так и целям автора: раскрыть состояние героя, противопоставить окружающиймир человеку, установить композиционные связи между элементами произведения. (3),пейзаж может выполнять и более сложную, символическую функцию: становясь отправной точкой или фокусом авторских идей, он воплощает философские взгляды автора на мир.
1.Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация,содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
1) Пейзаж в литературе, будь то романтический или сентименталистский, городской или морской, сельский или индустриальный, помогает автору раскрыть состояние героя, противопоставить окружающий мир человеку, установить композиционные связи между элементами произведения.
2) В литературе пейзаж, являясь художественным изображением природы, служит не только средством раскрытия авторского замысла, но и воплощением философскихвзглядов автора на мир, выполняя, таким образом, более сложную, символическуюфункцию.
3) Символическая функция пейзажа заключается в том, что, становясь отправной точкой или фокусом авторских идей, он воплощает философские взгляды автора на человека.
4) Пейзаж — это изображение природы не только в живописи, где он выступает как самостоятельный жанр, но и в художественной литературе, где он служит средствомраскрытия авторского замысла, подчиняющимся требованиям литературного направления.
5)Пейзаж в литературе выполняет различные функции: будучи художественным изображением природы, он служит прежде всего средством раскрытия авторского замысла, но также может выполнять более сложную, символическую функцию, воплощая философские взгляды автора на мир.
2.Самостоятельно подберите вводную конструкцию, который должен стоять на месте пропускавтретьем (3) предложении текста. Запишите этот предлог.
3.Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ФОКУС.Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложениитекста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагментесловарной статьи,
1) Точка пересечения преломлённых или отражённых лучей, падающих на оптическую систему параллельным пучком (спец.). Ф. линзы. Ф. глазного хрусталика.
2) Точка, в которой объектив создаёт отчётливое изображение предмета (спец.). Быть в фокусе. Не попасть в ф.
3) Очаг воспалительного процесса (спец.). Ф. в лёгких.
А) Средоточие, центр. Ф. землетрясения. Попасть в ф. всеобщего внимания (перен.; книжн.).
5) Искусный трюк, основанный на обмане зрения, внимания при помощи ловкого и быстрого приёма. Показывать карточные фокусы. Выступать на эстраде с фокусами.
6) перен. Проделка, уловка (разг.). Выкинуть ловкий ф.
7) перен. обычно мн. Каприз, причуда (разг.). Без фокусов, пожалуйста!
4.В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
Снег образуется высоко в атмосфере, когда МИКРОСКОПИЧЕСКИЕ капли воды в облаках соединяются с частичками пыли и превращаются в кристаллы льда.
Несмотря на очевидное смешение стилей, интерьер дома казался очень ГАРМОНИЧНЫМ.
Изображённый на портрете человек был ПРОСВЕЩЁННЫМ деятелем своей эпохи.
Власти города проводят тщательную проверку ЖИЛИЩНЫХ условий граждан.
Валерий часами занимался с младшим братом, но не видел никакой ПОДАЧИ.
5.Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Свою музыкальную пьесу композитор решил закончить в весёлом мажоре, чтобы у публики сохранилось приподнятое настроение.
6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
наиболее УСПЕШНЫЙ / около СЕМЬСОТ килограммов / ШЕСТЬЮСТАМИ книгами
искусные ПОВАРА / несколько ПОЛОТЕНЕЦ
7.Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.
1)прот..реть, заp..сли, возг..рание2)предл..гать, ур…внять, изм..рение (скорости)
3)накл..няться, бл.стеть, т..рминология4)зап..реть (дверь), усл..жнённый, осл..пительный
5)изб..рательный, (на) пл. ву, прим…рить (противников)
8.Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1)пр..ломление, пр..винтить, пр..одолеть2)под..тожить, об..скать, раз..щут
3) бе..крайний, ни..падающий, и..черпать4)з..вязать, пр..язык, р..списной (потолок)
5)бе..донный, ..горевший, во..кликнуть
9.Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1)улыбч..вый, запот..вать2)масл..ное (пятно), серебр..ный (слиток)3)луков..ца, лед..нить (душу)
4) нищ..нский, замоч..к5)честв..вать (победителя), обжал..вать (приговор)
10.Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква* Запишите номера ответов.
1)замет..вший, (вулкан) чу..т2)вид..мый (отовсюду), пропол..шь (грядки)
3)ссор..щиеся (ребята), отча..нный (крик)4)маш..щий (рукой), (дети) завяж..т (шнурки)
5)стел..щийся (туман), (спортсмены) (они)бор..тся (за победу)
11.Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово,
П. М. Третьяков, (НЕ)ИМЕВШИЙ в своей галерее изображения Н. А. Некрасова, срочно заказал портрет поэта И. Н. Крамскому,
Глебов был уж (НЕ)РАД, что затеял разговор.
Рассказывал он ничуть (НЕ)УВЛЕКАТЕЛЬНО, но слушатели терпеливо дожидались финала истории.
(НЕ)ЗАРОСШИЕ в этом году травой паровые поля печально разнообразили картину засухи.
Глухарь получил своё название не от (НЕ)ДОСТАТКА слуха, который у него очень острый, а из-за характерного поведения: он теряет весной всякую бдительность.
12. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
Но вот сосны стали (ПО)НЕМНОГУ редеть, и сквозь стволы (КОЕ)ГДЕ уже начала проглядывать равнина.
(В)ДАЛИ что-то блеснуло, но (НА)СТОЛЬКО неясно, что никак нельзя было рассмотреть, что это такое.
(В)ПРОДОЛЖЕНИЕ целого дня дождь лил как из ведра, (ЗА)ТО ближе к вечеру ветер разогнал облака, и тогда мы продолжили путь.
ЧТО(БЫ) ни говорили, я уверен в том,что истина не вотчина, ЧТО(БЫ) владетьею кому-то одному.
А. И. Герцену было лет двадцать пять, когда он начал писать ЧТО(ТО) (В)РОДЕ воспоминаний.
13. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется одна буква Н.
Как ни густы бывают студё(1)ые осе(2)ие туманы, моряки найдут дорогу к родному берегу по размере(3)ым, неторопливым ударам стари(4)ого колокола.
Прочитайте текст и выполните задания 22-27.
(1)Летом 1940 года ленинградский художник Балашов уехал охотиться и работать
на Север. (2)В первой же понравившейся ему деревушке Балашов сошёл со старого речного парохода и поселился в доме сельского учителя. (3)В этой деревушке жила со своим отцом — лесным сторожем- девушка Настя, знаменитая в тех местах кружевница и красавица.
(4)Однажды на охоте отец Насти неосторожным выстрелом ранил Балашова в грудь. (5)Раненого принесли в дом сельского учителя. (6)Удручённый несчастьем, старик-сторож послал Настю ухаживать за раненым» (7)Настя выходила Балашова, и из жалости к раненому родилась первая её девичья любовь. (8)Но проявления этой любви были так застенчивы, что Балашов ничего не заметил.
(9)У Балашова в Ленинграде была жена, но он ни разу никому не рассказывал о ней. (10)Все в деревне были убеждены, что Балашов человек одинокий.
(11)Как только рана зажила, Балашов уехал в Ленинград. (12)Перед отъездом он пришёл без приглашения в избу к Насте поблагодарить её за заботу и принёс ей подарки. (13)Настя приняла их.
(14)Балашов впервые попал на Север, (15)Он не знал местных обычаев. (16)Балашов не знал, что мужчина, который пришёл без зова в избу к девушке и принёс ей подарок считается, если подарок принят, её женихом. (17)Так на Севере говорят о любви.
(18)Настя робко спросила Балашова, когда же он вернётся из Ленинграда. (19)Балашов, ничего не подозревая, шутливо ответил, что вернётся очень скоро.
(20)Балашов уехал. (21)Настя ждала его. (22)Прошло светлое лето, прошла сыраяи горькая осень, но Балашов не возвращался. (23)Нетерпеливое радостное ожиданиесменилось у Насти тревогой, отчаянием, стыдом. (24)По деревне шептались, что жених её обманул. (25)Но Настя не верила этому: она была убеждена, что с Балашовым случилось несчастье.
(26)Настя решила тайком от отца бежать в Ленинград и разыскать там Балашова. (27)Ночью она ушла из деревушки. (28)Через два дня девушка дошла до железной дороги и узнала на станции, что утром этого дня началась война. (29)Через огромную грозную страну никогда не видевшая поезда крестьянская девушка добралась до Ленинграда и разыскала квартиру Балашова.
(30)Насте отворила дверь жена Балашова, худая женщина в пижаме, с папироской в зубах. (31)Она с недоумением осмотрела Настю и сказала, что Балашов на фронте. (32)Настя узнала, что Балашов был женат. (ЗЗ)Значит, он обманул её, посмеялся над её любовью.
(34)Настя убежала. (35)Она шла в отчаянии по величественному городу, превращённому в вооружённый лагерь, и вышла к Неве» (Зб)Вот здесь, в этой чёрной воде, должно быть, единственное избавление и от невыносимой обиды, и от любви.
(37)Настя поправила тяжёлые косы и поставила ногу на завиток перил. (38)Вдруг кто-то схватил её за руку. (39)Настя обернулась. (40)Позади стоял худой человек с полотёрными щётками под мышкой. (41)Он покачал головой и сказал:
—В такое время что задумала, дура!
(42)Человек этот — полотёр Трофимов — увёл Настю к себе и передал с рук на руки своей жене-лифтёрше, женщине шумной и решительной.
(43)Трофимовы приютили Настю. (44)Она долго болела. (45)От лифтёрши Настя впервые услышала, что Балашов ни в чём не виноват, что никто не обязан знать их северные обычаи. (46)Настя радовалась, что она не обманута, и всё ещё надеялась увидеть Балашова.
(47)Полотёра вскоре взяли в армию, (48)Когда Настя выздоровела, лифтёрша устроила её на курсы медицинских сестёр. (49)Врачи — учителя Насти — были поражены её способностью делать перевязки, ловкостью её тонких и сильных пальцев. (50)«Да ведь я кружевница», — отвечала она им, как бы оправдываясь.
(51)Весной Настю отправили на фронт. (52)Всюду: в разбитых дворцовых парках, среди развалин, пожарищ, в блиндажах, на батареях, в перелесках и на полях — она искала Балашова, спрашивала о нём.
(53)На фронте Настя встретила полотёра, и болтливый этот человек рассказал бойцам из своей части о девушке-северянке, ищущей на фронте любимого человека. (54)Слух об этой девушке начал быстро расти, шириться, как легенда. (55)Он переходил из части в часть, с одной батареи на другую. (56)Его разносили мотоциклисты,водители машин, санитары, связисты.
(57)Бойцы завидовали неизвестному человеку, которого ищет девушка, и вспоминали своих любимых. (58)У каждого были они в мирной жизни, и каждый берёг в душе память о них. (59)Рассказывая друг другу о девушке-северянке, бойцы меняли подробности этой истории в зависимости от силы воображения.
(60)Слух о Насте дошёл и до береговой батареи, где служил Балашов. (61)Художник тоже был взволнован историей неизвестной девушки, ищущей любимого, был поражён силой её любви* (62)Он часто думал об этой девушке и начал завидовать тому человеку, которого она любит, (бЗ)Откуда он мог знать, что завидует самому себе?
(64)Личная жизнь не удалась Балашову. (65)А вот другим везёт! (66)Всю жизнь он мечтал о большой любви, но теперь уже было поздно думать об этом.(67)На висках седина.
(68)Случилось так, что Настя нашла наконец батарею, где служил Балашов, но не нашла Балашова: он был убит за два дня до того и похоронен в сосновом лесу на берегу залива.
—(70)Что же было потом?
—(71)Потом? — переспросил Руднев. — (72)А потом было то, что бойцы дрались, как одержимые, и мы снесли линию немецкой обороны. (73)Мы подняли её на воздух и обрушили на землю в виде пыли и грязи. (74)Я редко видел людей в таком священном, неистовом гневе.
_ (76)Что Настя! (77)Она отдаёт вою свою заботу раненым. (78)Лучшая сестра на нашем участке фронта.(По К. Г. Паустовскому*)
* Константин Георгиевич Паустовский (1892-1968) — известный русский писатель, классик отечественной литературы.
14. Какие из высказываний НЕ СООТВЕТСТВУЮТ содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Настя объяснила своему отцу, работавшему лесным сторожем, зачем она решила поехать в Ленинград.
2) Трофимов уберёг Настю от смерти, а его жена помогла ей избавиться от чувства невыносимой обиды на Балашова.
3) Бойцы, слышавшие легенду о девушке-северянке, завидовали Балашову, а сам он много раз жалел о том, что не женился на Насте.
4) Настя очень хорошо делала перевязки, потому что у неё, как у кружевницы, были ловкие и сильные пальцы.
5) Художник не знал, что та девушка, которая ищет на фронте своего любимого, — это Настя, ухаживавшая за ним, когда он был ранен.
15.Какие из перечисленных утверждений являются ВЕРНЫМИ? Укажите номера ответов.
1)В предложениях1, 2 представлено повествование.
2)Предложение 16поясняет, раскрывает содержание предложения 15.
3)В предложениях37—39 представлено описание.
4)В предложениях47, 48 представлено рассуждение.
5)Предложение 67указывает на причину того, о чём говорится в предложении 66.
16.Из предложений 42-45 выпишите фразеологизм.
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 22-25.
В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые шермины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на место пропусков (A, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.
Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ №1 справа от номера задания 26, начиная с первой клеточки,без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
17.«Самоотверженность Насти К. Г. Паустовский подчёркивает, используя такоесинтаксическое средство, как (А)___(в предложении 52). Отношение бойцовк истории любви девушки и в то же время ненависть к врагу выражает троп —(Б)___ (в предложениях 54,72). Ещё один троп — (В)___ («в такомсвященном, неистовом гневе» в предложении 74) — передаёт ненависть, которую испытали к противнику бойцы. Об их сокрушительной победе над врагом и о дальнейшей судьбе Насти автор повествует читателю, используя такую форму речи, как (Г)___(предложения 70-78)».
Источник