- Обслуживание велосипеда после зимы
- Подготовка байка к сезону
- В каких случаях обслуживание требует помощи мастера
- Советы профессионалов
- Важно правильно определить место, где хранить байк
- Как подготовить велосипед после зимы
- Техническое обслуживание велосипеда весной
- На что обратить внимание на велосипеде перед началом велосезона
- Как мыть велосипед в домашних условиях, и зачем это делать
- Как накачать колесо велосипеда правильно
- Ремонт прокола на велосипеде
- Сборка колеса
- Смазка велосипедной цепи
- Как измерить износ цепи при помощи штангенциркуля
- Как смазать велосипедную цепь
- Регулировка тормозов велосипеда
- Если на велосипеде установлены ободные тормоза или дисковая механика, тогда необходимо:
Обслуживание велосипеда после зимы
Прогулки на велосипеде дарят незабываемые ощущения: общение с друзьями, созерцание красот природы, радость движения и ощущение свободы. Даже зимой на велопрогулки отправляется большое количество людей (нужно только для этого купить специальные покрышки).
Те же, кто не рискует заниматься экстремальным катанием, вместе с любимым другом пережидают дождливый и холодный сезон, с нетерпением дожидаясь наступления тепла, чтобы вновь отправиться вместе в далекие и не слишком, путешествия, омрачить которые может единственная вещь — поломка велосипеда. Чтобы этого не произошло, важно правильно ухаживать за ним как в период активных поездок, так и во время зимнего отдыха, т.е. важно выполнять правила обслуживания велосипеда.
Подготовка байка к сезону
Если в осенний период вы не проводили обслуживание велосипеда, не отказывайте ему в этом весной, готовясь к сезону. Понятие «обслуживание велосипеда» включает осмотр на предмет обнаружения неисправностей, и устранение их. Если это мелкие поломки, справиться с ними можно самостоятельно. Ну, а с серьезными — лучше обратиться к опытным мастерам.
Известно, что, если байк законсервирован на зиму правильно, с наступлением весны с ним будет все в порядке, и ремонт не потребуется. Обслуживание велосипеда ограничится подкручиванием отдельных деталей. Тем не менее, чтобы быть уверенным в своей безопасности, осмотреть велосипед нужно.
Нюансы обслуживания велосипеда:
- Качественная смазка, которую применяли осенью, не высыхает за зимний период. Если же использовались для обслуживания велосипеда смазочные материалы типа литола и солидола, весной потребуется повторная процедура, поскольку дешевые смазки высыхают. Обслуживание предполагает смазывание смазывания цепи, после которого требуется прокрутить педали, «слушая» цепь. Не должно быть постороннего скрипа. Звездочки тоже придется почистить, проводя обслуживание велосипеда.
- Далее, обслуживание велосипеда заключается в проверке колес. Вероятнее всего, они нуждаются в подкачке. Накачать колеса нужно до максимального значения, о величине которого говорит маркировка, нанесенная на покрышки. Если соблюдать правила обслуживания велосипеда, крутить педали станет легче, а проколоть колесо сложнее.
- После того, как колеса накачаны, проверяют на наличие люфта: колеса не должны «болтаться», пошатываться в стороны. Зажав колесо переднее между ног, выровняйте его относительно руля, и переходите к натяжке спиц. Это завершающий этап в обслуживании колес.
- Торможение – процедура, от которой зависит не просто здоровье велосипедиста, а жизнь, поэтому в обслуживании, проверка тормозов занимает главное место. Если колодки тормозные отпускали перед зимним сезоном, защелкните их. Затем прокрутите колеса, чтобы убедиться, что тормоза не задевают обода. Если замечено, что тормоза «цепляют», вернитесь к регулировке колес. Если обслуживание велосипеда показало, что колеса исправны, прокрутите их и нажмите на тормоз. Слишком слабые или напротив сильные тормоза говорят о неисправности колодок или недостаточной затяжке тросика. Не забудьте подтянуть болты, чтобы тормозная жидкость не вытекала, и обратите внимание, нет ли скрипа при торможении.
- Обслуживание велосипеда предполагает проверку колес и руля на плавность хода. Чтобы проверить это, прокрутите руль в обе стороны. Если он шатается, подкрутите болты.
- Шатуны на валу и педали тоже проверяются на «затянутость» при обслуживании велосипеда.
- Чтобы педали не отпали во время поездки, их затягивают максимально.
- Последнее, что требуется сделать при обслуживании велосипеда – проверить, как работают переключатели скоростей. Предварительно смазывают цепь, потому что, чтобы переключение не было тугим, как при цепи сухой. При неадекватно функционирующих переключателях, обратиться придется к мастеру, поскольку процедура обслуживания переключателей непростая, и провести самостоятельно ее сложно.
В каких случаях обслуживание требует помощи мастера
Обращаться к специалистам советуют при следующих неисправностях, обнаруженных во время обслуживания байка:
- изношены колодки тормозные;
- обнаружены «восьмерки» колес;
- некорректно работают переключатели передач (не происходит переключение, либо, слышен хруст при нажатии);
- болтается руль (торочит байк рывками при нажатии переднего тормоза).
Рекомендуем:
Советы профессионалов
Если неполадок первый осмотр не выявил, но что-то функционирует не должным образом, а навыки ремонта велосипеда отсутствуют, не дожидайтесь, когда «вылезет» проблема, обращайтесь в сервисный центр, чтобы обслуживание провели специалисты.
У байка узлов, которые ломаются, не так много, но не всегда отремонтировать их можно самостоятельно. Чаще других проблема связана с переключателями, трущимися тормозами, о чем говорит посторонний звук при езде, «восьмерками» колес, люфтами.
Если игнорировать люфты, продолжая использовать транспортное средство, могут «посыпаться» подшипники. В этом случае менять придется каретку, втулки, рулевую.
Где хранить «железного коня» в зимний период
Часто местом хранения байков становятся балконы, сараи и гаражи, т.е. там, где транспорт не мешает. Только «везучим» » железным коням» удается зимовать в квартирах.
Если транспорт стоит в местах, где сталкивается с низкими температурами, дождями и снегом, «болезней» к весне у него будет много:
- От ржавчины пострадают металлические детали, а распрощаться с ней не так легко, следовательно, о продолжительном сроке службы придется забыть.
- Боится перепадов температуры и резина колес, поэтому морозы на ее состоянии отражаются негативно.
- Резина лишается эластичности, что приводит к появлению трещин.
Важно правильно определить место, где хранить байк
Помимо мороза, на транспорт негативно влияют: солнце и влага, поэтому неправильно хранить его на балконе. Помещение, где он чувствует себя хорошо, обязано быть сухим и теплым. Прямые солнечные лучи не должны попадать на байк. Только так, весной вы сможете встретиться с железным другом, который не потерял внешней привлекательности, т.е. он не заржавел, не облезла на нем краска.
Байк нуждается перед зимой в консервации. Обслуживание велосипеда предусматривает протирку деталей влажной тряпкой, смазку уязвимых мест (в первую очередь, цепи). Использовать для этого можно специальную машину, помогающую произвести смазку, не снимая цепь с байка. Если такой у вас пока нет — используйте щетку.
Цепь рекомендуется обрабатывать смазкой, изготовленной на основе тефлона, или машинным маслом. Помимо этой важнейшей детали, смазки требуют тросики и звездочки. Переключатели передач установить правильнее на звездочки маленькие, чтобы предотвратить растягивание.
Кожаное седло поможет защитить смазка жиро-восковая, а пластиковое – обработка влажной ветошью. Седло рекомендуют хранить отдельно от байка.
Полироль на восковой основе защитит лак и краску, покрывающие раму. Если храниться байк в квартире, достаточно нанести один слой. Для транспортных средств, отправляемых на хранение в гаражи и сараи, слоев наносится больше.
Обслуживания велосипеда включает заботу о колесах, которые тоже правильнее снять на зиму. Если байк зимовать будет «стоя», колеса накачать советуют до максимального значения. Если он храниться в подвешенном состоянии, шины накачивать до предела не нужно.
Выполняя приведенные рекомендации, с наступлением теплых дней с байком не возникнет проблем, а прослужит он дольше. Поэтому, берегите стального друга. А он будет радовать техническим состоянием и адекватной работой.
Видео: Готовим велосипед к сезону. Советы мастера
Автор и редактор обзоров по гаджетам и новой техники. Ведет работы по написанию свежих рейтингов к публикациям, проверки достоверности и актуальности информации уже опубликованных статей. Отвечает на вопросы в комментариях, пишет на авто темы.
Источник
Как подготовить велосипед после зимы
Техническое обслуживание велосипеда весной
Весна практически на излете, хоть погода и не балует, а значит, пришло время велосипедистам выводить своего железного коня из зимней спячки. И прежде чем вы отправитесь в свою первую поездку, подготовьте его к покатушкам. Набор обслуживания – стандартный. О нем мы бы и хотели напомнить. На что обратить внимание, какие узлы проверить, какие гайки подкрутить. Обо всем этом вы можете узнать из сегодняшнего материала.
Внимание! Если вы опытный велосипедист, в этом материале вы не найдете для себя новых открытий. Скорее это обобщающая инструкция для обычных или начинающих пользователей. Последним же как раз будет важно узнать некоторые простые, но не очевидные нюансы в деле настройки велосипеда перед первой поездкой за полгода. Как минимум с той точки зрения, что предсезонную подготовку нужно делать. Это очевидно не для всех.
На что обратить внимание на велосипеде перед началом велосезона
Начните с тщательного осмотра велосипеда. Проверьте, насколько изношены шины, не пора ли менять колодки, не забыли ли вы перед зимней консервацией почистить цепь, и обратите внимание на ряд других нюансов – вроде тросиков и так далее.
Возможно, придется обратиться к профессиональным веломеханикам (разумеется, как только откроются веломастерские после режима самоизоляции), например, в тех случаях, когда у велосипеда вышел из строя электронный блок (допустим, батарея электровелосипеда) или электронная система синхронизированного переключения передач заднего переключателя Shimano DI2 в топовой линейке XTR, если мы говорим об электронной трансмиссии (применяется на шоссейных велосипедах хай-энд-уровня).
Во многих остальных случаях обслуживание перед велосезоном не вызовет трудностей и подразумевает наличие простейших инструментов. Вам понадобятся:
Лопатки для монтажа шин (можно воспользоваться подручными пластиковыми инструментами или сильными пальцами рук);
Набор стандартных инструментов (шестигранники, рожковый или накидной ключи на 14 и 15 мм);
Смазка для цепи;
Мягкая ткань без ворса.
Как мыть велосипед в домашних условиях, и зачем это делать
фото: Jim Morris/flickr.com
На зимней консервации он должен быть чистым. Об этом вы должны были позаботиться перед зимней парковкой. А вот то, что после долгого хранения байк запылится, это факт. Перед обслуживанием пыль нужно стереть. Смахните пыль с рамы, колес, руля и педалей – отовсюду, а затем протрите элементы мягкой влажной тканью.
Если все же ваш велосипед действительно грязный, не обойтись без водных процедур. Лучше всего взять ведро воды с небольшим количеством растворенного в ней жидкого мыла или чистящего средства и тряпку (мойку высокого давления настоятельно рекомендуем не использовать, чтобы вода не проникла в подшипники. Уплотнения здесь достаточно слабые).
Обмывать стоит весь велосипед, включая цепь. Цепь моем в последнюю очередь. После нее на тряпке будет большой слой грязи и масла, и ее придется выбросить.
Как накачать колесо велосипеда правильно
За время длительного простоя даже герметичные шины стравят воздух. Их нужно подкачать. Тем более что во время длительного хранения рекомендуется немного стравливать давление в покрышках, примерно до 60-50%.
Возьмите велосипедный насос. Убедитесь, что вы используете правильный переходник – велосипедный (Presta) или автомобильный, толстый ниппель (Schrader). Снимите пластиковый защитный колпачок, но не потеряйте его.
Обратите внимание, что для ниппелей Presta перед накачкой требуется для начала открутить небольшой наконечник. Чтобы проверить, что клапан открыт, нажмите на верхушку ниппеля. Услышите шипение – он готов к накачке:
Внимание! Перед началом накачки шин обратите внимание на рекомендуемый диапазон давления. Он измеряется в фунтах на квадратный дюйм PSI, барах или килопаскалях. К примеру, на борту покрышки могут быть выпуклые значения: 35-65 PSI, 250-450 KPa, 2.5-4.5 Bar.
фото: Emily Long
Присоедините насос к штоку ниппеля, зафиксируйте его и накачайте до рекомендуемого давления, ориентируясь на манометр на вашем насосе. Манометр в домашнем насосе должен быть; это в походном варианте им можно пренебречь, дома – нельзя!
Если вы чувствуете сильное сопротивление во время накачки или замечаете, что воздух не поступает внутрь, отрегулируйте насадку насоса. Скорее всего, клапан не открылся.
Как только вы достигнете нужного давления, снимите насос и завинтите наконечник клапана в исходное положение на ниппелях Presta. С автомобильным типом ниппеля – широким – просто снимите насадку насоса и оденьте защитный колпачок.
Внимание! Возьмите за правило проверять давление в шинах перед каждой поездкой. Так же, как на автомобиле, низкое давление неэффективно во время поездок (сложнее крутить педали) плохо для долговечности велосипедных шин.
Ремонт прокола на велосипеде
Если шины/шина оказались полностью спущены, вам нужно будет заменить камеры. Для этого понадобятся новые камеры и съемник покрышки. Убедитесь, что они имеют правильный размер для вашей шины, – вы найдете диаметр и ширину на боковой стенке рядом с рекомендуемым psi.
Снять покрышку можно и без подручных средств, но это не всегда бывает просто. Некоторые шины так тяжело снять, что нужно иметь очень прокачанные и хваткие пальцы. Плюс без съемников можно получить травму. Например, защемить палец…
фото: Emily Long
Ремонт при помощи заплаток можно производить без снятия колеса – достаточно, выявив прокол и разбортировав покрышку, вытащить камеру и добраться до отверстия для устранения проблемы. Для замены камеры воспользуйтесь следующей инструкцией:
- Снимите колесо с проколом, ослабив ободные тормоза (если тормоза дисковые, этого делать не потребуется) и эксцентрик оси или открутив два болта на втулке. Если вам нужно снять заднее колесо, сначала переключитесь на самую маленькую звезду.
- Снимите пластиковый колпачок (если он у вас есть) со старого ниппеля и круглую гайку клапана (только для ниппеля типа Presta). Убедитесь, что из камеры полностью выпущен воздух.
- Вставьте монтажку между ободом и краем шины (бортовым кольцом) напротив ниппеля. Надавите на съемник от себя. Зафиксируйте съемник за спицу при помощи крючка. Продолжите съем резины вторым пластиковым демонтажным устройством.
Цель состоит в том, чтобы одна сторона шины слезла с обода; при этом не снимайте ее полностью.
фото: Emily Long
- Продавите ниппель в обод и снимите камеру.
- Проверьте камеру и шину на наличие каких-либо повреждений. Камеры могут изнашиваться с течением времени, но снижение давления чаще вызвано проколом камнем, стеклом, другими острыми объектами или повреждением клапанов (воздух стравливает сам ниппель). Аккуратно пройдитесь пальцами и осмотрите визуально внутреннюю часть шины – не застряло ли там инородных объектов? Если торчит стекло или другой предмет, удалите его.
- Также виновником прокола может быть лента обода (флиппер). Скажем, она слишком узкая. Вам также нужно будет заменить ее во избежание последующих проблем. Или заклеить внутреннюю часть обода плотной изолентой.
Сборка колеса
- Возьмите новую камеру и поднимите в ней давление несколькими качками. Это нужно для того, чтобы после установки стенку камеры не зажало между ободом и покрышкой. Если этого не сделать, камера может очень сильно взорваться. Неприятный момент;
- Вставьте шток клапана в отверстие, а остальную часть камеры – между ободом и покрышкой;
- Снова установите край шины (бортовое кольцо) внутри обода, начиная с противоположного штока клапана. Последние несколько сантиметров при монтаже часто бывают самыми сложными. Хорошенько зажмите шину и используйте большие пальцы или четыре пальца рук для нажатия. Здесь поможет развитой щипковый хват ;
- Убедитесь, что края камеры не торчат из-под шины, а покрышка полностью вошла в пазы на ободе.
фото: Emily Long
- Накачивайте камеру медленно, периодически останавливаясь, чтобы убедиться, что камера и покрышка правильно сели на обод;
- Поставьте колесо обратно на велосипед и накачайте его до нужного давления.
Смазка велосипедной цепи
Трансмиссия велосипеда – это то, что заставляет ваш велосипед ехать. В первую очередь она. В нее входит:
цепь;
передняя звезда (чейнринг);
задняя кассета или звездочка.
Шатуны, педали, подшипники каретки тоже входят в список, но речь сегодня не о них.
Если эти части будут изношены, трение сделает их менее эффективными, а также быстрее выведет из строя. Чистка и смазка цепи помогут приводу работать без огрехов.
Как измерить износ цепи при помощи штангенциркуля
Первое: проверьте цепь на износ – если она изношена, она быстро уничтожит другие компоненты трансмиссии.
Чтобы точно узнать износ цепи, потребуется штангенциркуль. Установите 119 мм на шкале и губками для измерения внутреннего размера войдите между звеньями цепи. После этого растяните их до упора. Результаты могут быть следующие:
- 119,7 до 120,6 мм – цепь не изношена;
- 120,6 до 120,9 мм – цепь начала изнашиваться, и ее пора менять;
- Если же расстояние между звеньями больше 120,9 мм – сигнал к немедленной замене велосипедной цепи.
Как смазать велосипедную цепь
Предположим, износ цепи небольшой и замена не требуется. Тогда ее нужно смазать.
Поставьте велосипед на подставку или переверните его колесами вверх. Возьмите мягкую безворсовую ткань или тряпку. Оберните ткань вокруг цепи и медленно вращайте педаль, чтобы аккуратно стереть грязь и жир. Для увеличения эффекта нанесите на тряпку обезжириватель (керосин, например).
Если цепь очень грязная, лучше всего снять ее и положить в пластиковую закрывающуюся тару (можно в бутылку из-под газировки), залив небольшим количеством керосина.
Если цепь не очень грязная, протерев ее, сделайте следующее. Возьмите смазку для велосипедной цепи и, медленно крутя педали, нанесите по одной капле смазки на каждое из звеньев. Протрите цепь еще раз, чтобы удалить лишнюю смазку.
Мы специально не упомянули про смазку цепи при помощи парафина. Этот вариант не подходит для неопытных райдеров. Главное – не использовать подручные химикалии: отработку с двигателя, WD-40 и другие суррогаты!
фото: Emily Long
Регулировка тормозов велосипеда
Все зависит от того, какие тормоза установлены на велосипеде. Сегодня самыми распространенными стали два типа тормозов: V-Brake (ободные тормоза) и дисковая механика или гидравлика.
Если на велосипеде установлены ободные тормоза или дисковая механика, тогда необходимо:
- попробовать усилие на тормозной ручке (не слишком ли легко она ходит);
- не залипает ли при нажатии;
- осмотреть тросы – есть ли ржавчина.
Если ржавый налет присутствует, но по работе узла нареканий нет, достаточно будет побрызгать в рубашки WD-40. При этом их можно не снимать, просто отодвинув фланец-заглушку для доступа внутрь. Главное, чтобы средство не попало на рабочую поверхность колодок.
Проверьте состояние тормозных колодок – если выработка более двух третей от тела колодки (неважно, это ободные колодки или колодки дисковых тормозов), они пойдут под замену. Если не уверены в своих силах, обратитесь в веломастерскую для замены.
В остальных случаях вы можете просто проверить, что ваши тормоза установлены правильно (чтобы они не терлись об обод колеса) и при этом не отстоят от обода на слишком большом расстоянии. Переверните велосипед и зажмите тормозные рычаги, чтобы убедиться, что тормоза эффективно выполняют свою работу.
То же самое касается и дисковых тормозов.
На этом общий курс обслуживания для среднестатистического велосипедиста окончен. Конечно, можно было бы сказать и о подшипниках, и об обслуживании и замене жидкостей в амортизационной вилке, и о подтяжке спиц на колесах, и еще обо многом. Но как показывает практика, люди даже не моют велосипед после и перед велосезоном. Смысл концентрировать внимание на то, о чем почитают и забудут?
Поэтому если вы будете следить за своим железным конем хотя бы в рамках вышеописанных четырех пунктов – уже большое дело!
фото: Markus Spiske/unsplash.com
P. S. И напомним еще об одном важном пункте – протяжке болтов и соединении. После зимы (неважно, где хранился велосипед) пройдитесь шестигранником по всем болтам и гайкам рожковыми и шестигранными ключами. Подтяните то, что ослабло, обращая особое внимание на рулевое (вынос, якорь рулевой колонки) и тормоза (не ослабло ли крепление каллипера). Этот пункт хоть и написали последним, но он очень важен. Хорошего вам велосезона!
Источник