- Во что зимой превращается вода
- Почему вода расширяется при замерзании?
- Действительно ли вода расширяется при замерзании?
- Почему объем воды увеличивается, когда она замерзает?
- Является ли вода полярной или неполярной?
- Почему лед плавает по воде
- Методическая разработка конспекта НОД в средней группе «Превращение воды в лёд»
- Ход НОД:
Во что зимой превращается вода
Превращения и круговорот воды
три состояния воды: твёрдое, жидкое, газообразное
При температуре 0 градусов вода превращается в лёд. Это происходит и в реке, и в озере, и в луже. Крошечные льдинки образуются и высоко в облаках. Там они увеличиваются, превращаются в снежинки и падают на землю. Так образуется снег.
Лёд и снег — это вода в твёрдом состоянии.
Водяной пар — это вода в газообразном состоянии.
В природе вода постоянно испаряется с поверхности морей, рек, озёр, почвы. Поэтому в воздухе всегда содержится невидимый водяной пар.
Вода при охлаждении сжимается. Казалось бы, превращаясь в лёд, она должна особенно сильно сжиматься. На самом деле происходит наоборот: превращаясь в лёд вода расширяется! Из-за этого зимой иногда лопаются трубы. Вода в них замерзает и, расширяясь, так сильно давит на трубы, что они разрываются.
Отгадай загадки.
Рыбам зиму жить тепло:
Крыша — толстое стекло.
Ответ: Лёд
В синеве высоко разливалось молоко,
Расползалось ватой бело-синеватой.
Ответ: Туман
Он длиннющий, он большущий,
Он от тучи до земли.
Пусть идёт он пуще, пуще,
Чтоб грибы скорей росли.
Ответ: Дождь
О каком веществе говориться во всех загадках? Ответ: о воде
Вода не возникает из ничего, её количество на Земле всегда постоянно. Вода, выпавшая на землю в виде дождя, возникла из испарений морей и озёр, а также из туманов над поверхностью земли. Вода, которая наполняет моря и реки, уже много раз выпадала на землю в виде дождя, снега и града. Вода на Земле используется вновь и вновь. Это называется круговоротом воды в природе.
Почему идёт дождь?
Солнечное тепло вызывает испарение воды с поверхности суши и моря, превращая её в невидимые водяные пары, поднимающиеся в атмосферу.
Достигая высоких и холодных слоёв воздуха, водяной пар конденсируется и превращается в крохотные капли воды.
Многие миллионы капель воды, собираясь вместе, образуют облака.
Капельки внутри облака, сливаясь, образуют более крупные капли. Когда они становятся достаточно большими и тяжелыми, они падают на землю в виде дождя.
Дождь питает горные потоки, которые впадают в реки.
Вода уносится реками обратно в море. После этого круговорот воды в природе начинается вновь.
Нарисуй схему круговорота воды в природе.
Ещё раз запиши отгадки из задания. Около них напиши, в каком состоянии находится вода. Во втором столбике нарисуй схемы частиц воды в данном состоянии.
Источник
Почему вода расширяется при замерзании?
Когда вода замерзает, ее молекулы выстраиваются в кристаллическую структуру, тем самым приобретая определенную форму. Эта кристаллическая структура менее плотная, и поскольку между отдельными молекулами в структуре есть промежутки, общий объем увеличивается, и вода «расширяется».
С беглого взгляда фраза «вода расширяется, когда она замерзает» может не иметь смысла, потому что в жидкой форме вода не имеет определенной формы или очертаний и поэтому, кажется, занимает больше места. Кроме того, когда вода замерзает, она принимает четко определенную форму, которая кажется совершенно противоположной «расширению».
Действительно ли вода расширяется при замерзании?
Да, вода расширяется при замерзании. Обратите внимание, что слово «расширяется» в этом предложении означает увеличение объема. Поэтому технически правильно было бы сказать так: объем воды увеличивается при замерзании.
Это утверждение является точным, и вы можете проверить его правомерность с помощью простого эксперимента: если вы снизите температуру воды, вы заметите, что объем воды уменьшается, поскольку она становится все более и более «нетронутой».
Вы можете обратиться к следующей диаграмме, чтобы представить эту зависимость графически:
Обратите внимание, что объем воды начинает увеличиваться при понижении температуры ниже 4 градусов Цельсия.
Теперь давайте поговорим о том, почему увеличивается объем воды или почему она расширяется, когда замерзает и достигает твердой формы.
Почему объем воды увеличивается, когда она замерзает?
Это явление связано с химическим составом воды. Видите ли, молекула воды состоит из двух атомов водорода и одного атома кислорода. Расположение этих атомов совершенно уникально, что придает воде некоторые особые свойства, такие как высокая теплоемкость воды, поверхностное натяжение, адгезия и когезия.
Является ли вода полярной или неполярной?
Химическая структура молекулы воды.
Такое расположение молекулы воды создает положительно заряженную сторону возле атомов водорода и отрицательно заряженную сторону возле атома кислорода.
Когда две молекулы воды сближаются, положительная сторона одной молекулы цепляется за отрицательную сторону другой молекулы. Когда это происходит в больших масштабах (т.е. с миллионами молекул воды), получается уникальная структура, которая объясняет некоторые химические свойства воды.
В жидком состоянии молекулы воды могут свободно перемещаться, образуя и разрывая водородные связи, что объясняет неправильную форму воды (или любой другой жидкости, если на то пошло). Некоторые молекулы воды часто «уложены» друг на друга, что объясняет более высокую плотность воды по сравнению со льдом.
Расположение молекул воды в жидком состоянии.
Однако по мере снижения температуры и охлаждения воды межмолекулярные силы увеличиваются, свобода движения молекул воды уменьшается, и они становятся все менее энергичными (с понижением температуры).
Когда вода достигает точки замерзания, движение ее молекул становится незначительным, и они приобретают более определенную форму, располагаясь в виде шестигранных решеток.
Ниже приведен упрощенный вариант расположения молекул воды в кристаллической форме во льду:
Расположение молекул воды в твердой форме.
Это кристаллическое расположение молекул воды менее плотное, поскольку оно не позволяет молекулам скапливаться (как это происходит в жидкой форме) из-за более сильных межмолекулярных сил.
Такое расстояние между молекулами и их фиксация в таком положении увеличивает объем воды, поэтому говорят, что вода расширяется при замерзании.
Почему лед плавает по воде
Вода расширяется, когда становится льдом, и, поскольку объем обратно пропорционален плотности вещества, лед менее плотен, чем вода. По этой причине лед, вещество, которое кажется более тяжелым, чем его жидкая форма, плавает на воде.
Если бы вода не расширялась при замерзании, лед был бы плотнее воды. Подумайте о влиянии на экосистему планеты! Лед на поверхности озер, морей и океанов утонет, и эти водоемы будут постепенно заполняться снизу вверх. С замерзшими озерами и океанами на Земле не было бы водной жизни.
С этой точки зрения очень хорошо, что вода расширяется в твердой форме!
Источник
Методическая разработка конспекта НОД в средней группе «Превращение воды в лёд»
Елена Николаева
Методическая разработка конспекта НОД в средней группе «Превращение воды в лёд»
Тема: «Превращение воды в лёд»
Цель: познакомить детей со свойствами льда.
-познакомить детей с образованием и свойствами льда, сформулировать с детьми при помощи вопросов правила безопасного обращения со льдом.
— воспитывать умение проводить самостоятельно опыты со льдом и на основе полученных знаний назвать свойства льда.
-пробуждать исследовательский интерес в работе, развивать связную речь детей.
Интегрируемые образовательные области:
Оборудование и материалы: мр3, формочки для льда на каждого ребенка, кусочки льда, молоточки, картинки с изображением безопасного обращения со льдом, ворона (игрушка).
Ход НОД:
Воспитатель и дети наливают воду в формочки для льда и выносят на прогулку, наблюдают, что с ней происходит на морозе.
1. Вводная часть
Воспитатель вносит ворону (игрушку).
Воспитатель: Летала ворона, увидела кружку, захотелось ей водички попить, ничего у нее не получилось, пробовала, она пробовала, чуть клюв себе не сломала.
Воспитатель: Почему у вороны не получилось напиться? Как вы думаете, ребята?
Дети: Вода замерзла и стала льдом.
Воспитатель: Правильно. Мы с вами знаем, что такое лёд, а ворона не знает. Давайте, ей расскажем.
2. Основная часть
Воспитатель ставит ворону на стол и приглашает детей.
Воспитатель: Что у вас лежит в формочках для льда?
Воспитатель: Какой он? Дотроньтесь до него рукой. Что почувствовали ваши ручки?
Дети: Лёд холодный, ручкам стало холодно.
Воспитатель предлагает провести опыты со льдом: надавить, сжать, согнуть кусочек льда. Как вы думаете, лед, какой?
Дети: Лёд твердый.
Воспитатель: Мы играли со льдом, ручки наши замерзли, давайте их согреем.
«Я в ладоши хлопаю».
Дети выполняют движения по тексту за воспитателем.
Я в ладоши хлопаю
(Хлопки в ладоши.)
(Потереть ладонь о ладонь.)
(Ладонью погладить предплечье
и плечо противоположной руки.)
Вы погладьте ручки,
Чтоб играли лучше.
(Погладить голень и бедро ладонями обеих рук.)
Вы погладьте ножки,
Чтоб бежали по дорожке.
(Постучать носками по полу.)
Воспитатель: Что с вами будет, если вы побежите по ледяной дорожке?
Дети: Можно поскользнуться и упасть.
Дети: Лёд скользкий.
Воспитатель: Проведите пальчиком, скользит?
Воспитатель: Возьмите молоточки, постучите по льду. Что произошло?Дети: Лёд раскололся.
Воспитатель: Значит, лёд, какой?
Дети: Лёд хрупкий.
Воспитатель: Дети, посмотрите, что у нас появилось в формочках?
Дети: Появилась вода.
Воспитатель: Как вы думаете, почему?
Дети: Лёд растаял в тепле.
Воспитатель: Значит, что такое, лёд?
Дети: Лёд — это застывшая вода.
Воспитатель: Правильно. Всем детям и взрослым надо знать правила безопасного обращения со льдом.
Воспитатель показывает картинки и вместе с детьми формулирует правила.
Воспитатель: Как, вы думаете, можно брать лёд и сосульки в рот? Почему?
Дети: Нельзя брать в рот сосульки, лёд холодный и грязный.
Воспитатель: Дети, можно играть вблизи зданий, с крыш которых свисают сосульки? Почему?
Дети: Нельзя, сосульки могут упасть.
Воспитатель: Как вы думаете льдом можно кидаться? Почему?
Дети: Льдом нельзя кидаться, лёд твердый.
Воспитатель: Как вы считаете, можно, ходить по замершим рекам? Почему?
Дети: Нельзя, можно провалиться, лёд хрупкий.
Воспитатель: Необходимо аккуратно ходить по улицам зимой, смотреть под ноги. Почему?
Дети: Лед скользкий, можно поскользнуться и упасть.
3. Заключительная часть
Воспитатель: Сегодня вы узнали, что вода – волшебница и умеет превращаться в лёд, а также обратно в воду.
Ворона благодарит детей и улетает.
Воспитатель: Ребята, вы помогли вороне разобраться, почему она не смогла напиться и она приготовила для вас подарок. Воспитатель раздает сок.
«Волшебница вода, или Чудесное превращение воды». Проект по экологическому развитию в средней группе Видео «Волшебница вода или волшебное превращение воды» проект в средней группе по экологическому развитию Проект «Волшебница — вода» Вид проекта:.
Методическая разработка конспекта ОД по социально-коммуникативному развитию с использованием кейс-технологии (старшая группа) Методическая разработка конспекта образовательной деятельности по ОО «Социально-коммуникативное развитие» с использованием кейс-технологии.
Методическая разработка конспекта урока литературного чтения в 3 классе «С. Я. Маршак «Рассказ о неизвестном герое»» Тип учебного материала: Методическая разработка урока литературного чтения в условиях реализации ФГОС в 3 классе по теме: «С. Я. Маршак.
Методическая разработка конспекта занятия «Обитель милосердия преподобномученицы Великой княгини Елизаветы» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 59 «Умка», Г. о. Подольск Пояснительная записка Воспитание милосердия.
Методическая разработка НОД по теме «Аквариумные рыбки» для детей средней группы Программное содержание: Цель: Создание условий для формирования у детей изобразительных умений и навыков, развития развитие творческих способностей,.
Методическая разработка НОД с детьми средней группы «Увлекательное путешествие» Цели: обобщить и систематизировать знания детей по теме «Транспорт»; формировать умение классифицировать виды транспорта по месту его передвижения.
Методическая разработка плана-конспекта занятия в подготовительной группе «Наши пальчики играют» План – конспект мастер класса для детей подготовительной группы и их родителей «Наши пальчики играют, или как развивать мелкую моторику.
Методическая разработка по развитию речи в средней группе по теме «Фрукты» Задачи: Уточнить представление о фруктах Совершенствовать грамматический строй речи. Развивать фонематический слух Развивать связную речь,.
Разработка конспекта НОД «Математическая мозаика» Разработка конспекта НОД «Математическая мозаика» Цели: — развивать внимание, память, творческое мышление, — развивать комбинаторные способности,.
Разработка конспекта НОД в старшей логопедической группе «Цветы на наших окошках» ТЕМА: Цветы на наших окошках. ЦЕЛЬ: Расширять знания детей о комнатных растениях Задачи: Закреплять названия комнатных растений; уточнять.
Источник