Меню

Волшебницей зимой весь мир

Литературное чтение 2 класс учебник Климанова, Горецкий 1 часть — страница 88 (Школа России)

  • Тип: ГДЗ, Решебник.
  • Авторы: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, Л. А. Виноградская, М. В. Бойкина.
  • Год: 2021.
  • Серия: Школа России.
  • Издательство: Просвещение.

Подготовили готовое домашнее задание к упражнениям на 88 странице по предмету литературное чтение за 2 класс. Ответы на задания: 1, 2, 3 и 4.

Учебник 1 часть — Страница 88.

Ответы 2021 года.

***
Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идет волшебница зима.
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов;
Брега с недвижною рекою
Сровняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки-зимы…
(Из романа «Евгений Онегин»)

Перечитай первые три строки. Как ты представляешь себе эту картину?

Я представляю себе такую картину: на улице очень холодно, выпал снег, вьюга, ветер свистит и нагоняет тёмные тучи.

Какие чудеса творит волшебница зима? Запиши в «Рабочую тетрадь».

«Пришла, рассыпалась; клоками Повисла на суках дубов; Легла волнистыми коврами Среди полей, вокруг холмов; Брега с недвижною рекою Сравняла пухлой пеленою …».

Почему поэт использовал выражение блеснул мороз? Сравни его с сочетаниями ударил мороз, блеснула молния.

Автор использовал выражение «блеснул мороз» для того, чтобы передать искристость снега, которая хорошо видна при сильном морозе, когда на снег падают солнечные лучи. Это образное выражение – метафора.

Обычно мы говорим: река, покрытая льдом, застывшая река. Сравни эти выражения со строкой из стихотворения: брега с недвижною рекою.

Фраза из стихотворения Пушкина «брега с недвижною рекою» выражает то же значение, что и «река, покрытая льдом», «застывшая река». Однако слова писателя звучать красивее и выразительнее.

Источник

Петр Вяземский ✏ Первый снег

Пусть нежный баловень полуденной природы,
Где тень душистее, красноречивей воды,
Улыбку первую приветствует весны!
Сын пасмурных небес полуночной страны,
Обыкший к свисту вьюг и реву непогоды,
Приветствую душой и песнью первый снег.
С какою радостью нетерпеливым взглядом
Волнующихся туч ловлю мятежный бег,
Когда с небес они на землю веют хладом!
Вчера еще стенал над онемевшим садом
Ветр скучной осени, и влажные пары
Стояли над челом угрюмыя горы
Иль мглой волнистою клубилися над бором.
Унынье томное бродило тусклым взором
По рощам и лугам, пустеющим вокруг.
Кладбищем зрелся лес; кладбищем зрелся луг.
Пугалище дриад, приют крикливых вранов,
Ветвями голыми махая, древний дуб
Чернел в лесу пустом, как обнаженный труп.
И воды тусклые, под пеленой туманов,
Дремали мертвым сном в безмолвных берегах.
Природа бледная, с унылостью в чертах,
Поражена была томлением кончины.
Сегодня новый вид окрестность приняла,
Как быстрым манием чудесного жезла;
Лазурью светлою горят небес вершины;
Блестящей скатертью подернулись долины,
И ярким бисером усеяны поля.
На празднике зимы красуется земля
И нас приветствует живительной улыбкой.
Здесь снег, как легкий пух, повис на ели гибкой;
Там, темный изумруд посыпав серебром,
На мрачной сосне он разрисовал узоры.
Рассеялись пары, и засверкали горы,
И солнца шар вспылал на своде голубом.
Волшебницей зимой весь мир преобразован;
Цепями льдистыми покорный пруд окован
И синим зеркалом сравнялся в берегах.
Забавы ожили; пренебрегая страх,
Сбежались смельчаки с брегов толпой игривой
И, празднуя зимы ожиданный возврат,
По льду свистящему кружатся и скользят.
Там ловчих полк готов; их взор нетерпеливый
Допрашивает след добычи торопливой,—
На бегство робкого нескромный снег донес;
С неволи спущенный за жертвой хищный пес
Вверяется стремглав предательскому следу,
И довершает нож кровавую победу.
Покинем, милый друг, темницы мрачный кров!
Красивый выходец кипящих табунов,
Ревнуя на бегу с крылатоногой ланью,
Топоча хрупкий снег, нас по полю помчит.
Украшен твой наряд лесов сибирских данью,
И соболь на тебе чернеет и блестит.
Презрев мороза гнев и тщетные угрозы,
Румяных щек твоих свежей алеют розы,
И лилия свежей белеет на челе.
Как лучшая весна, как лучшей жизни младость,
Ты улыбаешься утешенной земле,
О, пламенный восторг! В душе блеснула радость,
Как искры яркие на снежном хрустале.
Счастлив, кто испытал прогулки зимней сладость!
Кто в тесноте саней с красавицей младой,
Ревнивых не боясь, сидел нога с ногой,
Жал руку, нежную в самом сопротивленье,
И в сердце девственном впервой любви смятенья,
И думу первую, и первый вздох зажег,
В победе сей других побед прияв залог.
Кто может выразить счастливцев упоенье?
Как вьюга легкая, их окриленный бег
Браздами ровными прорезывает снег
И, ярким облаком с земли его взвевая,
Сребристой пылию окидывает их.
Стеснилось время им в один крылатый миг.
По жизни так скользит горячность молодая,
И жить торопится, и чувствовать спешит!
Напрасно прихотям вверяется различным;
Вдаль увлекаема желаньем безграничным,
Пристанища себе она нигде не зрит.
Счастливые лета! Пора тоски сердечной!
Но что я говорю? Единый беглый день,
Как сон обманчивый, как привиденья тень,
Мелькнув, уносишь ты обман бесчеловечный!
И самая любовь, нам изменив, как ты,
Приводит к опыту безжалостным уроком
И, чувства истощив, на сердце одиноком
Нам оставляет след угаснувшей мечты.
Но в памяти души живут души утраты.
Воспоминание, как чародей богатый,
Из пепла хладного минувшее зовет
И глас умолкшему и праху жизнь дает.
Пусть на омытые луга росой денницы
Красивая весна бросает из кошницы
Душистую лазурь и свежий блеск цветов;
Пусть, растворяя лес очарованьем нежным,
Влечет любовников под кровом безмятежным
Предаться тихому волшебству сладких снов!—
Не изменю тебе воспоминаньем тайным,
Весны роскошныя смиренная сестра,
О сердца моего любимая пора!
С тоскою прежнею, с волненьем обычайным,
Клянусь платить тебе признательную дань;
Всегда приветствовать тебя сердечной думой,
О первенец зимы, блестящей и угрюмой!
Снег первый, наших нив о девственная ткань!

Читайте также:  Там снег там много снега

Оцените, пожалуйста, это стихотворение.
Помогите другим читателям найти лучшие произведения.

Источник

Урок словесности. Тема: «Волшебницей зимой весь мир преобразован…» (П.А. Вяземский.)

Межпредметная деятельность учащихся.

Тема: «Волшебницей зимой весь мир преобразован…» (П.А. Вяземский.)

Интегрированный подход позволяет:

соединить речевой, литературоведческий и искусствоведческий аспекты курса, усилить его лингвокультуроведческую и коммуникативную направленность;

расширить ценностно-языковую картину мира школьника, обогатить его сознание духовно-нравственными смыслами;

развить речетворческие способности школьника, которые понимаются как готовность к восприятию и продуцированию художественного текста.

1. Оргмомент. Целеполагание.

2. Беседа о тайне и красоте данного времени года:

— Почему зиму поэт называет волшебницей? В чем ее волшебство?

— А какая зима для вас? Волшебная, сказочная, грозная, угрюмая, звонкая, щедрая или …? Любите ли вы зиму? Почему? В чем вы видите красоту данного времени года? Что вы ждете от зимы?

3. Работа над зрительными, слуховыми и словесными ассоциациями.

Рассмотрите репродукции картин И.И. Шишкина «Зима», А.К. Саврасова «Зима», К.А. Коровина «Зимой», А.И. Куинджи «Солнечные пятна на снегу», К.Ф. Юона «Русская зима», И.Е. Грабаря «Февральская лазурь», Л.И. Бродского «Лес в снегу» и

прослушайте музыку А.Вивальди из «Времен года» и П.И. Чайковского – из 1-й части Первой симфонии.

Примерные вопросы для беседы:

— Какая репродукция вам больше всего понравилась? Чем? Что нового вы открыли для себя в русской зиме?

— На картинах художников: зима (какая? что делает?); лес (какой? что делает?); деревья (какие? что делают?); снег (какой? что делает?); небо (какое? что делает?).

— Подберите синонимы к глаголам:

— Дополните характеристики цветов и оттенков, которые помогают при описании гаммы «зимнего леса»:

*белый — … (серебристо-белый, бело-голубой…);

*синий — … (голубой, лазурный…);

*желтый — … (золотистый, бледно-желтый…).

— Назовите теплые и холодные цвета и оттенки. На что похожи ели с полотна Васнецова? Снег? Лучи? Закат? Запишите эпитеты, сравнения, метафоры. Например: ель – ветвистая, серебристая, царственная, заколдованная…; снег – блестящий, золотистый, искристый, лучистый…; солнце – заходящее, живое, нежное, сонное…; луч – сияющий, ясный, прощальный, мягкий…; закат – румяный, янтарный, тихий, покойный…; ели серебрятся в солнечном луче; все вокруг застыло в крепком сне; все переливается золотистым цветом; отблеск угасающего солнца и т.д.

— Какие чувства пробудила у вас музыка Вивальди? Чайковского? Опишите свое состояние. А вы могли бы «нарисовать» музыку композиторов? Какими цветами вы воспользуетесь? Чем отличаются, на ваш взгляд, эти музыкальные произведения? Зима у Вивальди: суровая, холодная, губительная, радостная или…? У Чайковского: искрящаяся, сердитая, страшная, мрачная, звонкая, сверкающая или…? Запишите эпитеты, которые отражали бы характер зимы.

Читайте также:  Лед телевизор самсунг ue24n4500au

— А теперь мы попробуем ответить на вопрос: в чем волшебство и тайна зимы? Как зима преображает природу?

/Восприятие словесных образов художественного текста требует поддержки. Живописные полотна, музыкальные произведения, соотносимые с основной темой урока, помогают включить, «разогреть» ученика, инициировать его речетворческую деятельность, активизировать работу ассоциативной памяти, образного мышления и, наконец, помогают рождению замысла./

4. Анализ художественных текстов: фрагмента стихотворения П.А. Вяземского «Первый снег» («…Сегодня новый вид окрестность приняла…» до «Забавы ожидали…»), отрывков из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» (глава 7, строфы XXIX , XXX ; глава 4, строфы XLII ) и стихотворения Ф.И. Тютчева «Чародейкою Зимою…».

Выразительное чтение стихотворений учащимися.

Ответьте на вопросы и выполните задания:

— Какими чувствами проникнуто каждое стихотворение? Чье восприятие зимы вам ближе и почему?

— Какой видит зиму Вяземский? Пушкин? Тютчев? Что сближает стихотворения Вяземского и Пушкина? Чем они отличаются от стихотворения Тютчева? Настроением? Эмоциональным состоянием лирических героев? Или.

— Если вам пришлось бы иллюстрировать тексты, то чем отличались бы ваши рисунки? В какие цвета вы «окрасите» стихотворения?

— Проверьте свои предположения: выпишите из текстов те слова, которые обозначают цвет, и те, которые так или иначе связаны или ассоциируются с определенным цветом.

Прилагательные, обозначающие цвет

Блестящий, светлый, голубой, синий, темный, мрачный

«Разноцветная» лексика других частей речи

Небеса, лазурь, изумруд, серебро; засверкать

Лексика, содержащая ассоциативное значение цвета

скатерть (…), яркий (…), бисер (…), зима (…), улыбка (…), снег (…), пух (…), ель (…), сосна (…), пар (…), горы (…), солнце (…), лед (…), зеркало (…)

Зима (…), клок (…), сук (…), дуб (…), мгла (…), север (…), поле (…), холм (…), река (…), пелена (…), мороз (…)

Зима (…), лес (…), снег (снежный) (…), бахрома (…), сон (…), солнце (…), луч (…), пуховая (…)

— При помощи каких языковых средств в стихотворении Тютчева передается цвет? Прочитайте третью строфу стихотворения. Какой гласный и какие согласные звуки постоянно повторяются в ней? Согласны ли вы с утверждением, что звуками можно «живописать предметы и явления»? Какие чувства у вас вызывает цветовая гамма каждого стихотворения?

В процессе работы обращаем внимание ребят на то, что поэты одушевляют зимнюю природу. Для них зима – праздник света, сияющих, солнечных красок. Но чтобы так чудесно воссиять зиме, природа замирает осенью:

Вчера еще стенал над онемевшим садом

Ветр скучной осени… … >

Природа бледная, с унылостью в чертах,

Поражена была томлением кончины.

Так описывает Вяземский осень: природа как бы умирает, гаснет, бледнеет, чтобы потом вспыхнуть новым, по-зимнему чистым светом. Для Вяземского и Пушкина осень есть «природы увяданье», «томление кончины». Зима – «это время после смерти и до возрождения – время, которое не явлено в человеческой жизни, но которое… обнаруживается в жизни природы» (Эпштейн М.Н.). Природа уже умерла и еще не воскресла. «Не мертвец и не живой», — пишет Тютчев про зимний лес. Поэты приписывают зиме волшебные чары: «Волшебницей зимой весь мир преобразован…» (Вяземский); «…Идет волшебница зима» (Пушкин); «Чародейкою зимою // Околдован, лес стоит…» (Тютчев).

У Тютчева зима выступает как сон – «вещая дремота природы». Наиболее зримо это состояние в лесу, который своей застылостью убедительно свидетельствует о силе зимних чар. В образе зимнего леса у Тютчева главенствуют две черты – покой и свет: «И под снежной бахромою, / Неподвижною, немою, / Чудной жизнью он блестит». Можно обратить внимание учащихся на то, что в третьей строфе стихотворения повторяется гласный звук [о] и согласный [щ]. По данным А.П. Журавлева, звук [о] окрашен в белый или желтый цвет. Интересно, что в тексте нет слов с семантикой цвета, краски передаются звуками: звук [щ] ассоциируется в сознании говорящих с темными, таинственными силами, как правило, недобрыми. В данном стихотворении этот звук вписан в звуковой ряд [ч], [х], [щ], который создает образ зимы – чародейки, околдовавшей лес, сделавшей его немым и неподвижным.

Читайте также:  Куда должны вывозить снег с улиц города закон

У Вяземского и Пушкина лучезарное восприятие снега, льда, зимы. Это великолепие первого снега, блестящего на солнце; это праздничная встреча со светом.

Особо отметим, что красота застывшей природы в стихах Вяземского и Пушкина не сковывает человека, не погружает его в сон, напротив, благодаря зиме человек получает заряд энергии: «забавы ожили» (Вяземский), «Мальчишек радостный народ / Коньками звучно режет лед» (Пушкин). Особенно у Пушкина зима предстает в образах движения. Вспомните: «Зима! Крестьянин, торжествуя, / На дровнях обновляет путь…»; «Бразды пушистые взрывая, / Летит кибитка удалая…» и т.п.

Зима, снег у Вяземского и Пушкина не усыпляют, а зовут к пробуждению, к бодрствованию.

Следующие вопросы и задания связаны с развитием способностей учащихся «свертывать» текстовую информацию на смысловом уровне, интерпретировать художественный образ и находить средства художественной выразительности.

— Какой общей темой объединены стихотворения? Предложите общее название. Какие дополнительные смыслы актуализируются в каждом стихотворении? Какие звуки, ритмы, движения зимы вы находите в стихотворениях?

-Работа с таблицей. В первую колонку впишите ключевые слова и словосочетания из стихотворения Вяземского, во вторую – из стихотворения Пушкина, в третью – из стихотворения Тютчева.

Светлая лазурь, гореть, блестящая скатерть, яркий бисер, праздник зимы…, волшебница, мир преобразован

Волшебница зима, пришла, рассыпалась, повисла клоками…, проказы матушки зимы

Чародейка зима, околдован, неподвижный, немой, чудная жизнь, не мертвец и не живой, волшебный сон, очарован, опутан…

— Определите по ключевым словам, что объединяет и что различает поэтов в восприятии зимы.

— Как вы понимаете слова из стихотворения Вяземского: «На празднике зимы красуется земля…»? В каком значении употреблено «красуется»? Какой смысл эта метафора привносит в стихотворение?

— Используя ключевые слова и сочетания, опишите зиму Вяземского и Пушкина. Каким образом в текстах описывается движение? Какой художественный эффект достигается глаголами? Почему в стихотворении Тютчева зима ассоциируется с зимним лесом? Как вы понимаете следующие строки: «И стоит он, околдован, — / Не мертвец и не живой — / Сном волшебным очарован…»? Являются ли слова околдован и очарован синонимами? Что хотел подчеркнуть поэт, употребив данные слова? Почему, на ваш взгляд, зима у Тютчева ассоциируется со сном? Какие языковые средства показались вам необычными в описании зимы?

— Как в поэтических текстах соотносятся приход зимы и внутренний мир человека? Совпадает ли описание зимы поэтами с вашим восприятием? Если да, то в чем?

Наступление зимы в текстах Вяземского и Пушкина визуализировано и конкретизировано. Читатель наблюдает преображение природы в деталях: «скатертью подернулись долины…», «бисером усеяны поля…», «снег…повис на ели…», «засверкали горы…» (Вяземский), «пришла, рассыпалась, клоками повисла…», «легла волшебными коврами…», «блеснул мороз…» (Пушкин). Каждое движение в природе отмечается взглядом поэта, конкретизируется. Глагольный ряд в текстах широк. И каждый глагол-сказуемое называет какое-либо явление природы: горят, подернулись, усеяны, красуется, повис, разрисовал… (Вяземский); идет, пришла, рассыпалась, повисла, легла, сравняла, трещат… (Пушкин). Это создает ощущение интенсивности действия, неизбежности прихода зимы, ритма, живости. В стихотворении Тютчева глаголы не затрепещет, вспыхнет, заблещет… подчеркивают неподвижность зимнего леса, активное действие (мещет) выполняет только солнце.

Прелесть зимы у Вяземского и Пушкина заключается в том, что источник энергии находится в самой зиме, в заснеженном мире, зима вызывает чувство праздника, блеска и радости. У Тютчева зима выступает как сон – «вещая дремота» природы, состояние грезы и чистоты, описание зимы психологизировано. В отличие от Вяземского и Пушкина, Тютчеву неважна конкретика действия, в центре внимания поэта тайна леса, его чары.

Ключевые слова и словосочетания подтверждают различия в восприятии поэтами образа зимы.

5. Напишите стилистический этюд на тему «Зима… «В ней есть душа, в ней есть свобода, в ней есть любовь, в ней есть язык…» (Ф.И. Тютчев)».

/Главной целью такого этюда является прежде всего создание художественного образа, заданного произведениями разных видов искусства./

Источник

Adblock
detector