Все три части кантаты свиридов снег идет объединены темой отношения человека ко

Все три части кантаты свиридов снег идет объединены темой отношения человека ко

Г. Свиридов кантата «Снег идёт»

«Маленький триптих» — так называют кантату «Снег идёт», написанную выдающимся русским композитором Георгием Васильевичем Свиридовым. Этот миниатюрный шедевр вокально-инструментальной музыки он создал по произведениям Бориса Пастернака, замечательного поэта, творчество которого отчего-то не привлекало внимания других композиторов. Кантата «Снег идёт» — весьма показательное произведение в творчестве Свиридова. Георгий Васильевич минимальными средствами, каждой нотой и каждой интонацией сумел добиться максимальной содержательности и передать всю сложность сути поэтических произведений, являющихся литературной основой данного сочинения.

История создания

Известно, что Георгий Свиридов в своём творчестве отдавал предпочтение вокальным и хоровым жанрам. Выбирая литературную основу для своих произведений, композитор очень тщательно подходил к отбору материала. Разумеется, что в приоритете у него были такие гениальные поэты как А. С. Пушкин, М. Лермонтов, Н. Некрасов, Р. Бёрнс. Кроме того, Свиридов не обходил своим вниманием творения В. Маяковского А. Твардовского и очень трепетно относился к А. Блоку и С. Есенину, на стихи последнего композитор написал более 50 произведений. Также особое место в числе любимых стихотворцев композитора занимал Борис Пастернак. Свиридов увлёкся творчеством поэта ещё в годы учёбы в консерватории и даже тогда пробовал сочинить кое-что на его стихи, но тем, что у него получилось, молодой маэстро был крайне неудовлетворён.

Прошло не одно десятилетие, прежде чем Георгий Васильевич вновь вернулся к творчеству выдающегося поэта, однако на этот раз приобретённое за годы композиторское мастерство позволило ему создать настоящий шедевр. В 1965 году, после завершения кантаты «Деревянная Русь», в основу которой были положены стихи С. Есенина, Свиридов решил продолжить работу в этом же жанре, только теперь, выбирая литературную основу, он остановился на произведениях Пастернака. Свиридов отобрал для кантаты всего три стихотворения: «Снег идёт», «Душа» и «Ночь». Их объединяет одна общая философская тематика — отношение человека ко времени: люди совершенно не ценят время, а ведь оно так скоротечно. Один момент – это миг и его дважды прожить нельзя.

Читайте также:  Ремонт судов во льду

Свиридов работал над кантатой недолго, он закончил произведение в том же 1965 году. Впервые оно прозвучало в Большом зале Московской консерватории в конце декабря следующего 1966 года.

Интересные факты

  • Георгий Свиридов написав кантату на стихи Бориса Пастернака, стал первым из композиторов, обратившихся к творчеству выдающегося поэта.
  • Композитор очень любил поэзию Пастернака и именно на его стихи написал свои первые романсы, однако посчитал их настолько неудачными, что даже не отметил их в списке своих произведений.
  • Свиридов никак не мог выбрать из произведений Пастернака то, что подходило бы для средней части кантаты «Снег идёт». Стихотворение «Душа» композитор нашёл в одном из зарубежных источников, так как оно никогда не печаталось в Советском Союзе. Поэт действительно в этом своём произведении отразил негативные стороны режима, установившегося после победы большевиков.
  • Кантата «Снег идёт» среди произведений русских композиторов является самым маленьким произведением в этом жанре.
  • Стихотворение «Снег идёт» Пастернак написал в 1957 году. Эта пора жизни была очень сложной в жизни поэта, так как после издания за границей «Доктора Живаго», который в Советском Союзе назвали клеветническим романом, на него было усилено давление со стороны государственных властей. Находясь в надломленном душевном состоянии, большинство стихов о природе, которые Борис Леонидович писал в это время, он посвящал зиме.

  • Когда в 60-х годах музыка Свиридова впервые прозвучала за рубежом, французские, испанские и английские слушатели не были знакомы с произведениями этого композитора, кроме того они не знали русский язык. Однако музыка Георгия Васильевича так эмоционально воздействовала на публику, что присутствующие на концертах прослезились.
  • Дирижёры всегда жаловались, что работать с Георгием Васильевичем было очень сложно. Находясь на репетициях перед концертным исполнением своих вокальных произведений, он не предъявлял никаких претензий ни солистам-вокалистам, ни хору, ни оркестру, зато дирижёра мог словесно уничтожить.
  • Однажды на репетиции одного из своих творений Свиридов никак не мог добиться от музыкантов задуманного им исполнения. Измучив дирижёра, хор и оркестр, он грустно сокрушался, что видимо, произведение написал неправильно. На последней репетиции композитора не было — он приболел, и дирижёр на свой страх и риск проявил инициативу в трактовке сочинения композитора. Услышав своё произведение на концерте, Георгий Васильевич после выступления с облегчением всем заявил о том, что всё-таки написал его правильно.

Содержание

Первая часть кантаты даёт название всему произведению. Уже с самого начала четырежды повторённое словосочетание «снег идёт» настраивает слушателя на определённую монотонность, ту, которую мы слышим в безостановочном ходе часов, отсчитывающих время. Также однозвучно и размеренно звучит хор: всё первое четверостишие сопрано и альты пропевают только на одной ноте фа-диез. Аккомпанемент также своеобразен: диссонирующие аккорды, в которых один из звуков делает нисходящее движение на «малую секунду», постоянно повторяются через такт. Второе четверостишье хор поёт на ноте «ля», а в третьем он вновь возвращается к «фа». Затем эти две ноты между собой меняются.

Средняя часть кантаты Свиридов — это стихотворение «Душа», в котором поэт размышляет о своём тягостном долге: всю человеческую скорбь, мучения и лишения он должен пропустить через сердце и тяжёлой ношей нести в своей душе всю жизнь. Мелодическая линия партии хора во второй части довольно проста, но весьма выразительна. Она очень напоминает по своему характеру печальную городскую песню, так как немного монотонна, а кроме того написана композитором в куплетной форме и трёхдольном размере. Партия хора исполняется на фоне скупого аккомпанемента: выдержанных звуков оркестрового сопровождения, создающих ощущение отрешённости.

Третий раздел кантаты — «Ночь» является прямой противоположностью предыдущим двум частям. В нем звучит веселая незамысловатая мелодия, сопровождаемая в аккомпанементе легкими, отрывистыми аккордами. Она весьма подвижна, написана в светлом «до мажоре» и исполнятся звонкими детскими голосами. Может показаться странным, что Свиридов исполнение серьёзных по смыслу стихов доверил детскому хору, но это было сделано композитором намеренно, так как звучащий в конце стихотворения призыв к художнику: «Не зная устали исполнять свой долг» более убедительно доносится из детских уст.

Вокально – инструментальное творчество Георгия Свиридова – это яркая музыка, глубоко воздействующая на чувства слушателей. Она наполнена нравственной чистотой и высокой духовностью. В творчестве композитора есть всё – картины природы, история Родины и судьбы людей. Он изображает человека, патетически приподнимая его, тем самым пробуждает не только светлые чувства, но и заставляет верить в свои силы.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Кантата «Снег идёт»

Источник

Все три части кантаты свиридов снег идет объединены темой отношения человека ко

The Art of Opera | Академический вокал запись закреплена

Георгий Свиридов «Снег идёт».

Маленькая кантата на стихи Бориса Пастернака
Состав исполнителей: женский хор, ансамбль мальчиков, оркестр.
История создания
После окончания «Деревянной Руси» в 1965 году Свиридов задумал следующую маленькую кантату, на этот раз — на стихи Б. Пастернака (1890—1960). Хотя и менее заметно, но поэзия Пастернака также прошла сквозь всю жизнь композитора. На его стихи были написаны самые первые романсы, которые сам Свиридов счел настолько несовершенными, что даже не включил в список сочинений.

Поэзия Пастернака никогда не оставляла композитора равнодушным. В своих дневниках он на протяжении многих лет так или иначе возвращается к ней. В частности, о «Докторе Живаго» есть такая запись: «Отдельные глубокие (хотя и далеко не всеобъемлющие) мысли П о жизни, о Человеке и его предназначении, о времени, о Революции, надругавшейся над Человеком. ».
«Снег идет» — это обращение Свиридова к поэзии Пастернака после многих десятилетий раздумий. Любопытно, что «поэт этот, близкий в своей жизни к музыке и музыкальный в своих стихах, тем не менее, по-видимому, еще ни разу не привлекал раньше внимания композиторов, — пишет исследователь творчества Свиридова А. Сохор. — Свиридов, таким образом. выступил первооткрывателем, причем не в фигуральном, а в буквальном смысле слова».
Для своей маленькой кантаты Свиридов отобрал три стихотворения из последнего периода творчества поэта, объединенные темой «художник и время». Это «Снег идет. » (1957), «Душа» (дата написания неизвестна, стихотворение в СССР не публиковалось и было взято Свиридовым из зарубежного источника) и «Ночь» (1956). Маленькая кантата была закончена в 1965 году, в том же году №3 был опубликован в последнем, 12-м номере журнала «Советская музыка». Премьера состоялась 21 декабря 1966 года в Москве, в Большом зале консерватории.

Источник

Все три части кантаты свиридов снег идет объединены темой отношения человека ко

Влияние поэзии на классическую музыку

1.Поэзия Бориса Пастернака и музыка Георгия Свиридова

Прочитай отрывок из стихотворения «Снег идет» Бориса Пас­ тернака (1890-1960), на которое Георгий Свиридов (1915-1998) сочинил одноимённую кантату, а затем послушай саму музыку.

Снег идёт, снег идёт
Снег идёт, снег идёт.
К белым звёздочкам в буране
Тянутся цветы герани
За оконный переплёт.

Снег идёт, снег идёт,
Снег идёт, снег идёт

Может быть, за годом год
Следуют, как снег идёт,
Или как слова в поэме?

Снег идёт, снег идёт,
Снег идёт, снег идёт.
К белым звёздочкам в буране
Тянутся цветы герани
За оконный переплёт.

Снег идёт, снег идёт,
Снег идёт, снег идёт.
Снег идёт, и всё в смятеньи,
Всё пускается в полёт,-
Чёрной лестницы ступени,
Перекрёстка поворот.

Снег идёт, густой-густой,
В ногу с ним, стопами теми,
В том же темпе, с ленью той
Или с той же быстротой,
Может быть, проходит время?

Снег идёт, снег идёт,
Снег идёт, снег идёт.

Обрати особое внимание на тембровую красочность оркестра, выразительность звучания струнных инструментов,

челесты , флейты, чередования партий женского хора.

Ответь на вопрос:

Только ли это лирическая зарисовка зимней природы?

2. Анализ стихотворения Б.Пастернака «Снег идёт»

Большинство поздних стихов Бориса Леонидовича на тему природы посвящено зиме. Стихотворение «Снег идёт» – одно из них. Оно было написано в 1957 году.

Это лирическое произведение о быстротечности человеческой жизни:

Может быть, за годом год

Следуют, как снег идет

Или как слова в поэме?

«Снег идет» – так называется стихотворение, с этих слов оно и начинается:

Снег идет, снег идет…

Эта фраза рефреном проходит через всё произведение: она повторяется в каждой строфе, кроме четвертой и пятой, а в последней звучит трижды. Благодаря олицетворениям «снег идет», «сходит небосвод» подчеркивается единство лирического героя с окружающим его миром, их эмоционально-психологическое равенство. Всё, что видит лирический герой, окутано белым покрывалом. Его взгляд скользит сверху вниз, с предмета на предмет.

«Белые звездочки», «цветы герани», «оконный переплет», «черной лестницы ступени», «перекрестка поворот», «небосвод» – все попадает в поле зрения сквозь падающий снег. Постепенно снегопад усиливается: «белые звездочки» превращаются в хлопья, а в шестой строфе – «снег идет густой-густой».

Все сливается в единое целое, создается иллюзия движения, круговорота. Лирический герой становится неотъемлемой частью этого волшебного, завораживающего, сказочного действа. И мы, сами того не подозревая, погружаемся в этот мир и, подхваченные снежинками, оказываемся в круговороте.

Ощущение движения в стихотворении создается благодаря использованию глаголов настоящего времени («тянутся», «пускаются», «сходит», «проходит»). Особую роль играет глагол «идёт», который употребляется в тексте десять раз.

«Снег идет» придает стихотворной речи более плавное, напевное звучание. Параллелизм строчек «снег идет» – «жизнь не ждет» подчеркивает идейный замысел стиха.

Особую роль в этом стихотворении играет лирический герой. Он глубоко чувствует, но не увлекается своими чувствами и переживаниями. Видя окружающую его красоту, мы тоже постигаем смысл мироздания, смысл жизни. В этом и есть прелесть стихов Бориса Пастернака.

Послушай ещё раз «Снег идёт» Г.Свиридова. Наблюдая за развитием мелодии и сопоставляя по­этический, музыкальный образы, а также образ картины «Дво­рик в Санкт-Петербурге» М. Добужинского.

Ответь на вопросы:

1. Что напоминает метрическая равномерность музыки? Как композитор, изображая пейзаж, передал безостановочный ход времени, выразил идею о его бесконечности?

2. Какую выразительную роль играет чередование партий женского хора: альт — сопрано?

3. Как звучит сопровождение хора? Какие инструменты придают музыке ощущение фантастичности, колокольности, устремлённости ввысь? В каком ладу звучит музыка этой части кантаты?

Посмотри ФИЛЬМ об инструменте симф.оркестра — ЧЕЛЕСТА

Послушай «Снег идёт» в исполнении современного музыканта Сергея Никитина. Слушать ЗДЕСЬ.

Он по-своему исполняет эти стихи. Сравни с музыкой Г.Свиридова.

4. Георгий Свиридов — яркий представитель русского искусства

Музыка, природа родной страны, судьба человека. Имен­но эти «начала» питают вдохновение композиторов, поэтов, писателей, их размышления о смысле жизни, о красоте род­ной земли, о душевной красоте человека и о талантливых людях, которыми может по праву гордиться Отечество.

В своём творчестве Г.Свиридов постоянно обращается к вокальным жанрам. Удивительно чутко в своих романсах и хоровых произведениях он относится к слову , мастерски подчёркивая его значение и выразительность верно найденным музыкальными интонациями, ритмом, красочностью тембров голосов и оркестра . Музыка композитора уходит своими корнями в жизнь русского народа, в его душевный склад и характер, в природу России.

5. Г.Свиридов «Пушкинский венок»

В июне 1979 года, когда отмечалось 180-летие со дня рождения А. С. Пушкина, было впервые исполнено новое сочинение Свиридова «Пушкинский венок» — концерт для хора.

Вспомни стихотворение А.С.Пушкина «Зимнее утро».

Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный —
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела —
А нынче. погляди в окно:

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.

Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.

Это стихотворение открывает концерт для хора «Пушкинский венок».

А теперь прочитай и послушай ещё одно произведение из «Пушкинского венка»

Источник

Оцените статью