- Диктанты по русскому языку (стр. 5 )
- Презентация по русскому языку на тему «Склонение полных имен прилагательных»
- Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
- Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
- Оставьте свой комментарий
- Подарочные сертификаты
Диктанты по русскому языку (стр. 5 )
| Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 4 5 6 7 8 |
1. Весенним утром, на ясном небе, задумчивые облака, теплой землей, над наподвижным озером, на весеннем воздухе, золотые потоки молодого горячего света, на свежем воздухе, в зимнюю погоду.
2. В зимнем лесу, в серебристом инее, пушистым снегом, ярким солнечным светом, зимним вечером, на синем небе, зеленоватым светом, на холодную землю, под зеленым деревом, на жёлтом одуванчике.
Объясните выбор гласной в окончании прилагательных.
Березовые дрова, пчелиным воском, дорожную пыль, с отборной пшеницей, с беззаботным смехом, о пасмурной погоде, о приезжем музыканте, с большим успехом, навстречу яркому весеннему солнцу, нет свободного времени.
Выпишите прилагательные в две колонки:
а) в окончаниях прилагательных пишется О после шипящих;
б) в окончаниях прилагательных пишется Е после шипящих.
У небольшого озера, свежей зеленью, пахучего шиповника, по скрипучей лестнице, свежей краской, к лучшему другу, на горячем песке, с хорошей песней, с хорошим товарищем, по весеннему лесу, в последнем постановлении, в колючем кустарнике, с колючими шипами.
1. Лунной ночью светло в березовом лесу. Свет луны отражается на сугробах, и лес становится похожим на огромный зал с белыми колоннами. Полна тайн тишина ясной зимней ночи.
В берлоге дремлет медведь, но чутко прислушивается он к жизни зимнего леса. Снежинки еле слышно шуршат о кору старых осин, скользят по стройным вершинам, цепляются за хвою.
2. Хорошо в зимнем лесу. Деревья стоят в серебристом инее. Всё засыпано пушистым снегом. Особенно хороши ели в роскошном, зимнем уборе. В морозном воздухе звонко отдаётся каждый звук. Зимним вечером еще лучше. Деревья освещены розовато-синим светом заходящего солнца.
Кончается лето. Всё ярче костры листопада. Березы и клены осенью стоят в жёлтом цвете, а листья осинок — в красном. Отправилась она в леса, в поля, в луга, убрала с полей золотые хлеба, а в лугах душистые копны сметала в высокие стога.
Показались в осеннем небе косяки птиц: журавлей, уток, гусей. Вот под самыми синими облаками летят большие белые птицы и шлют прощальный привет родным местам. «До свидания, птицы!» — провожают их люди.
Спешит, торопится осень. Смывает холодным дождем пестрый убор листьев. Вот выглянуло солнце из-за тучки, и под его ласковыми лучами изменилась хмурая картина осени.
(По Г. Скребицкому)
На берегу небольшой речонки летним днем лежали старик и мальчик. Василь смотрел на тихую реку, на теплое безоблачное небо, на дальний сосновый лес. Тихая, неподвижная река вся была скрыта под сплошной твёрдой зеленью кувшинок.
На той стороне у берега оставалась чистая, гладкая полоса воды. В ней мальчик видел с необыкновенной отчетливостью прибрежную осоку, чёрный зубчатый лес, зарево, которое горело за ним.
Печальным свистом перекликались кулички. В вечернем небе ясно выступил раньше совсем незаметный полукруг молодого месяца.
ДИКТАНТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
ТЕМА: КРАТКИЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ С ОСНОВОЙ НА ШИПЯЩУЮ
1. Бензин горюч, чай горяч, жук живуч, шарф колюч, пион пахуч, соловей певуч, похож на мать, воздух свеж, песок сыпуч, Кащей тощ, подарок хорош, напиток шипуч.
2. Ручной багаж, дуб могуч, дорогая вещь, испечь пирог, до новых встреч, дочитаешь завтра, ландыш пахуч, увлечься игрой, цветная тушь, капает с крыш.
3. Образуйте от данных слов краткие прилагательные и запишите их в мужском и женском роде:горячий, плакучий, похожий, свежий, сыпучий, тощий, хороший, могучий, пахучий.
Графически объясните написание кратких прилагательных с основой на шипящую.
Ветер, ветер, ты могуч, ты гоняешь стаи туч! (А. Пушкин)
Зелёный луг, как чудный сад, пахуч и свеж в часы рассвета.
Красивых радужных цветов на нём разбросаны букеты. (Суриков)
Всем ты, Ёж, хорош да пригож. (Н. Снегирев)
Медведь неуклюж, да дюж.
Крапивник жгуч, терновник колюч.
Непригож лицом, да хорош умом.
Молод да пригож, всюду вхож.
У кого коня нет, тот и ходит пеш.
Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто для дела гож.
Опоздавший помочь до еды охоч.
Кто до денег охоч, тот не спит и ночь.
ДИКТАНТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
ТЕМА: НЕ С ГЛАГОЛАМИ
1. Негодовать, недолюбливать, не решил, не смог, несдобровать, недоумевать, не знает, не любит, не верит, ненавидел, невзлюбил, не спится, не дремлется, нездоровилось.
2. Негодовал, неистовствовал, не хотел, не стану, не стал, не мог, не был, не подумал, не решил, не ответил, недоумевал, недописал, не забудет, не подведет, не жалеет.
Распределите глаголы в два столбика:
а) глаголы сне пишутся слитно;
б) глаголы сне пишутся раздельно.
Недолюбливать хозяйку, недомогать давно, не добился славы, мне нездоровилось, невзлюбил соседа, ненавидел врага, не мог решить задачу, не спится, не стал учить стихотворение, недоумевать втайне, не ходил к другу, не разбирается в математике, не знал правила, недослышать слова.
1. Тихо дремлет река. Тёмный бор не шумит. Соловей не поет и дергач не кричит. (Есенин) 2. Песни не знают кордонов, не прячутся в тихий уют. (Ошанин) 3. Эту песню не задушишь, не убьёшь. (Ошанин) 4. Ненавидеть врага надо так, чтоб душу ненависть прожгла. (Саянов) 5. Он недоумевал, откуда тут могла быть ракета. (Быков) 6. Я негодовал на Савельича. (Пушкин) 7. Если человека не знаешь, то его не хвали и не ругай. 8. Чинов я не хотел, а славы не добился. (Лермонтов)
2. Глаза распахните!
Из маленькой елки
Цветка не сорвите,
А лучше скажите:
И любку не рвите!
Не делайте палку
В уссурийской тайге
Кто не бывал в тайге, тот не может представить, какая это чаща, какие это заросли. В нескольких шагах ничего не увидишь.
Вдруг свежие отпечатки большой кошачьей лапы, отчетливо видневшиеся на грязной тропинке, остановили нас. Когда мы шли сюда, следов на дорожке не было. Вода еще не успела наполнить следы, вдавленные лапой тигра.
Не было сомнений, что страшный хищник, услышав наши голоса, бросился в чащу и спрятался где-нибудь за буреломом. Несколько минут мы простояли на одном месте, надеясь, что какой-нибудь шорох выдаст присутствие тигра, но тишина была гробовая. Зверь, видимо, ушёл.
Кто не был в берёзовом лесу? Кто не видел, как бросаются в глаза нежные и светлые деревья.
Берёза — единственное в мире дерево с белой корой. Объясняется это «чудо» тем, что в коре дерева есть особое вещество, окрашивающее кору.
Берёза — целебное растение. Кто не знает березового сока! Этот целебный напиток и молодые почки березы исцеляют больных.
На севере живёт карликовая берёзка. Она не боится жгучих морозов и суровых ветров.
ДИКТАНТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
ТЕМА: МЯГКИЙ ЗНАК ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ В НЕОПРЕДЕЛЁННОЙ ФОРМЕ
ГЛАГОЛОВ И 2-м ЛИЦЕ ЕДИНСТВЕННОГО ЧИСЛА
1. Привлечь, сберечь, остричь, жечь, испечь, пересечь, прилечь, прожечь, учишься, прячешься, уходишь, смотришь, решаешь, говоришь, бредешь.
2. Играешь, жечь, запрячь, лечишься, увлечься, улыбаешься, постричься, забываешь, открываешь, засечь, настичь, рассердишься, мчишься.
Объясните написание мягкого знака в окончаниях глаголов после шипящих, в неопределённой форме глаголов.
Забываешь ошибки, видишь зарю, открываешь Америку, лечь на диван, смотришь спектакль, жечь костер, играешь в прятки, запрячь в телегу, убегаешь к реке, задыхаешься от бега, болтаешь ногами, зажечь от спички, лечишься в поликлинике, увлечься балладами, улыбаешься во сне, увлечься разговором.
1. Была холодная ночь, и туристы решили разжечь костер.
2. Мы решили привлечь к работе учеников.
3. Мне хотелось отвлечься от грустных мыслей.
4. Какой ты мост чудесный свяжешь,
Какою песней тронешь тишь?
Какое слово завтра скажешь,
Какой мечтою удивишь,
Каким порадуешь поэтом,
Какой маршрут пробьёшь средь льдов,
Каким украсишь самоцветом
Кварталы новых городов?
Стань знающим и умелым
Посмотри вокруг. Всюду ты увидишь следы человеческого труда. Дома, мебель, комбайны, хлеб, тысячи домашних мелочей — всё это придумали и усовершенствовали разум и труд человека.
Когда ты станешь работать, ты узнаешь, сколько стоит рубль, который ты заработал своими руками. Ты должен стараться не только сохранить наследство, которое тебе досталось, но и увеличить его самым разумным, самым быстрым путем. Для этого мало любить Родину и быть добросовестным, честным человеком. Ты должен хорошо учиться. Знающий и умелый человек свободен в выборе своего пути, в выборе профессии.
(По И. Дубровицкому, В. Орлову)
Когда в солнечное утро, летом, пойдешь в лес, то на полях и в траве видны алмазы. Все алмазы эти блестят и переливаются на солнце разными цветами: и жёлтым, и красным, и синим. Когда подойдёшь поближе и разглядишь, что это такое, то увидишь, что это капли росы собрались в треугольных листках травы и блестят на солнце.
Источник
Презентация по русскому языку на тему «Склонение полных имен прилагательных»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Классная работа. Автор: Кичигина Елена Владимировна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Верх-Язьвинская СОШ» Склонение полных прилагательных
Какую оценку получил ученик? Диктант «Зимний лес» Хорошо в зимним лесу. Деревья стоят в серебристам инее. Все засыпано пушистом снегом. Все освещено яркем солнечном светом. Особенно хороши ели в роскошнам зимниим уборе. В морознам воздухе звонко отдается каждый звук. Зимнем вечером еще лучше. Деревья освещены розовато-синем светом заходящива солнца. Но вот недолгае, зимняе солнце скрылось. На синим небе зажглись первыи звездочки. Они слабо горят зеленоватом светом.
В каких словах допущены ошибки? Зимний лес Хорошо в зимнем лесу. Деревья стоят в серебристом инее. Все засыпано пушистым снегом. Все освещено ярким солнечным светом. Особенно хороши ели в роскошном зимнием уборе. В морозном воздухе звонко отдается каждый звук. Зимним вечером еще лучше. Деревья освещены розовато-синим светом заходящего солнца. Но вот недолгое, зимнее солнце скрылось. На синем небе зажглись первые звездочки. Они слабо горят зеленоватым светом.
Падежные окончания имен прилагательных Мужской род Среднийрод Женскийрод Мн. число И.п ОЙ, ЫЙ, ИЙ ОЕ, ЕЕ АЯ, ЯЯ ЫЕ, ИЕ Р.п ОГО, ЕГО ОГО, ЕГО ОЙ, ЕЙ ЫХ, ИХ Д.п ОМУ, ЕМУ ОМУ, ЕМУ ОЙ, ЕЙ ЫМ, ИМ В.п ОЙ, ЫЙ, ИЙ ОГО, ЕГО ОЕ, ЕЕ УЮ, ЮЮ ЫЕ, ИЕ ЫХ, ИХ Т.п ЫМ, ИМ ЫМ, ИМ ОЙ, ЕЙ ЫМИ, ИМИ П.п ОМ, ЕМ ОМ, ЕМ ОЙ, ЕЙ ЫХ, ИХ
Алгоритм работы 1 шаг Найти существительное, от которого зависит прилагательное 2 шаг От этого существительного задать вопрос к прилагательному 3 шаг Окончание вопроса подскажет, какое окончание нужно писать у прилагательного.
Пример Заячьих следов было великое множество. Следов (чьих?) заячьих Множество (какое?) великое Чьих? Какое?
в лесу (каком?) зимнем В инее (каком?) серебристом Снегом (каким?) серебристым Светом (каким?) ярким, сребристым В уборе (каком?) ярком, серебристом В воздухе (каком?) морозном Вечером (каким?) зимним Светом (каким?) розовато-синим Солнце (какое?) недолгое, зимнее На небе (каком?) синем Звездочки (какие?) первые Светом (каким?) зеленоватым
Вставьте пропущенные окончания 1.На вечерн.. сеансе 2.Вечерн.. поездом 3.За последн.. аккордом 4. Жгуч.. приправой 5.В рабоч.. кабинете 6.Над рабоч.. местом 7.Перед завтрашн.. днём 8.При сегодняшн.. ветре 9.При искренн.. объяснении 10.С искренн.. приветом
Проверь себя 1.На вечернем сеансе (какОМ?) 2.Вечерним поездом (каким?) 3.За последним аккордом (каким?) 4.Жгучей приправой (какОЙ?) 5.В рабочем кабинете (какОМ?) 6.Над рабочим местом (над каким?) 7.Перед завтрашним днём (каким?) 8.При сегодняшнем ветре (при какОМ?) 9.При искреннем объяснении (при какОМ?) 10.С искренним приветом (с каким?)
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
презентация для урока по русскому языку в 6 классе на тему «Склонение прилагательных»
Цели урока : расширить понятие о правописании падежных окончаний имён прилагательных мужского, женского и среднего рода, с помощью практических заданий обеспечить понимание обучающимися особенностей склонения прилагательных мужского, женского и среднего рода. Формировать у обучающихся умение проверять безударные окончания имён прилагательных. Развивать способность осознанно и точно употреблять прилагательные в речи, развивать мышление, память, творческие способности. Воспитывать интерес к языку, культуру устной и письменной речи.
Номер материала: ДБ-431903
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Власти Амурской области предложили продлить каникулы в школах в связи с эпидобстановкой
Время чтения: 2 минуты
Правительство выделит свыше 231 млрд рублей на выплаты учителям за классное руководство
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах
Время чтения: 1 минута
55 российских школ остаются на карантине по коронавирусу
Время чтения: 0 минут
ВШЭ перейдет на удаленку до конца года
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник