Какой толщины лёд проламывает подлодка?
Самой первой всплыла среди льдов советская ракетная подводная лодка К-33 проекта 658 в декабре 1961 года. Тогда судно 8 раз ломало лед толщиной до 40 см. Сильно ли изменились возможности подлодок с тех времен?
И да, и нет. Насколько известно из открытых источников, советский рекорд — 2,5 метра.
25 августа 1995 года, Северный полюс.
В августе 1995 года на Северном полюсе самая большая подводная лодка в мире проекта 941 «Акула» ТК-20 «Северсталь» начала всплытие для учебных стрельб. Стоит сказать, что подлодки не всплывают где захотят. Для этого ищут полынью или промоину.
Полынья — незамёрзшее или уже растаявшее место на ледяной поверхности реки, озера, моря.
Промоина (во льду) — отверстие во льду, промытое течением.
ТК-20 «Северсталь после всплытия
ТК-20 «Северсталь после всплытия
В тот день, 20 августа, подлодку течением развернуло, и она встала поперек полыньи. Несмотря на это, всплыли, правда не без последствий. Даже на самой большой подлодке в мире такая толща льда оставила на память следы.
Эту же вмятину видно, кстати, на первой фотографии.
У моряков США рекорд 1.55 м. на подлодке USS Charlotte (SSN-766), 29 ноября 2005 года (4 фото):
Толщина льда 61 дюйм (1.55 м)
Толщина льда 61 дюйм (1.
Толщина льда 61 дюйм (1.55 м)
Толщина льда 61 дюйм (1.55 м)
Толщина льда 61 дюйм (1.55 м)
Рекорды это хорошо, однако лёд бывает разный. Да и сама необходимость ломать лёд более метра отсутствует. Во-первых, нужно беречь лодку. Во-вторых, люки пусковых шахт могут и не справиться с такими кусками льда. Тогда вся команда выходит очищать судно. В-третьих, лодка может и застрять.
В марте 2018 года подлодка США USS Hartford (SSN 768) застряла во арктических льдах во время учений по отработке ударов по территории РФ
Толстый лед повредит не столько каркас, сколько резиновое поглощающее покрытие. От удара он может расползтись, и лодка потеряет свою акустическую малозаметность. Это куда серьезнее.
Поэтому по обыкновению современные подлодки флота РФ в среднем всплывают так: 0,6 м льда без хода и 0,8 м — на ходу. А больше и не надо, беречь дорогую технику надо.
А как вы думаете: надо ли ломать всё и везде? И что вы знаете об этом вопросе.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Источник
Не погнуть земную ось: как советская АПЛ всплыла на полюсе
Успеть на полюс
После окончания Второй Мировой войны началась большая военная гонка Советского Союза и Соединенных Штатов: кто первый создаст водородную бомбу, построит атомную подлодку и прочее. Подводный атомоход первым создали американцы — в 1954 году. Через четыре года их «Наутилус» первым прошел подо льдами Северного полюса. Достичь этой точки может только атомная подлодка — толщина ледяного панциря достигает 25 метров, дизель-электрическая субмарина погибла бы после разрядки аккумуляторов. У подводников СССР остался один шанс на победу — всплытие.
От начала проектирования до первого выхода «Ленинского комсомола» в море прошло шесть лет. Строили корабль в тайне даже от моряков — о его существовании знал (да и то немного) лишь военно-морской министр адмирал Николай Кузнецов. Из-за этого возникло много проблем. Первоначально К-3 планировалось вооружить одной «торпедой Сахарова»: 24-метровым боеприпасом с термоядерной боеголовкой мегатонного класса, предназначенной для уничтожения военно-морских баз с дистанции в 50 километров. Но к 1958 году США организовали противолодочные рубежи в 100 км от своих берегов. Вооружение подлодки пришлось срочно переделывать. Изначально кресло командира в центральном посту установили против хода движения корабля. И так далее.
«Ленинский комсомол» сильно отличался от «Наутилуса». Американцы взяли за основу океанскую дизель-электрическую субмарину, наши проектировали корабль с нуля, с упором на качество подводного хода. Корпус подлодки получился обтекаемым (из-за этого вся серия получила имя «Кит»), под водой К-3 разгонялась до 28 узлов, а «Наутилус» выдавал всего 23. «Ваше имя войдет в историю техники нашей Родины как имя человека, совершившего крупнейший технический переворот в кораблестроении — по значению такой же, как переход от переход от парусных кораблей к паровым», — писал отец советской ядерной энергетики академик Анатолий Александров главному конструктору подлодки Владимиру Перегудову. Цитату приводит «Независимое военное обозрение».
Один за всех и все за одного
Первый командир «Ленинского комсомола» капитан 1 ранга Леонид Осипенко получил первую послевоенную звезду Героя Советского Союза. И он ее, несомненно, заслужил — испытания субмарины были тяжелым и рискованным делом. На головном корабле отрабатывались все предельные режимы, а конструкция ряда агрегатов — в первую очередь парогенераторов — была неудачной. ВМФ принял К-3 с условием устранения заводских недоделок, после четырех лет эксплуатации на трубопроводах машинного отделения не осталось живого места: сотни латаных, переваренных, заглушенных труб. Тем не менее к Северному полюсу отправили именно «Ленинский комсомол», хотя на флоте уже имелись другие, более новые АПЛ.
Но К-3 управлял опытный, сплаванный экипаж, а в море это важнее исправной матчасти. На пути к полюсу излучение потрепанных испытаниями контуров реактора превышало норму в сотни раз, матросы в энергетических отсеках получали запредельные дозы радиации. Обитавшие в противоположном конце лодки торпедисты предложили перемешивать воздух отсеков, чтобы облучение распределялось равномерно. Таков закон подводников: или вместе побеждаем, или вместе погибаем. Свою долю рентгена получали офицеры, командир и даже корабельный кок.
17 июля 1962 года в 6 часов 50 минут 10 секунд «Ленинский комсомол» прошел точку Северного полюса. Шутники в центральному посту советовали мичману-рулевому немного отклониться от курса, чтобы не задеть земную ось. Потом было всплытие: нашли полынью эхолотом и втиснули в нее 107-метровую субмарину, как руку в перчатку. Спустились на лед — он окружал К-3 со всех сторон, — и водрузили на высоком торосе флаг СССР. Моряки фотографировали друг друга. Перед выходом особисты проверяли корабль на предмет съемочной техники, но кто лучше знает потаенные места на лодке: контрразведчики или ее экипаж?
Полная лодка героев
Обратно возвращались полным ходом. Кроме командования, «Ленинский комсомол» встречал Никита Хрущев — тут же, на пирсе он вручил старшему похода, командиру К-3 и командиру электромеханической части Золотые Звезды Героев Советского Союза. Орденами и медалями за этот поход был награжден весь экипаж корабля.
В судьбе «Ленинского комсомола» было еще много разного: боевые службы, авария в Норвежском море, унесшая жизни 39 моряков. В 1991 году подлодку вывели из состава флота, решив превратить в плавучий музей и — по одной из версий, — установить в Санкт-Петербурге рядом с «Авророй». Однако до сих пор этого не сделано. Законсервированный «Ленинский комсомол» с вырезанным реакторным отсеком ждет своего часа в акватории судоремонтного завода «Нерпа» под Мурманском.
Источник
Синхронное подводное плавание в Арктике
Сразу три АПЛ проекта «Борей» совершили самое эффектное всплытие в истории ВМФ
Понятно, что уже практически все видели эти впечатляющие воображение кадры Минобороны РФ — среди белого безмолвия Арктики, ломая толщу льдов, поднимаются три огромных монстра. В них не сразу можно узнать российские подводные крейсера типа «Борей» (АПЛ проекта 955 и 955А, по классификации НАТО SSBN «Borei») — корпус этих гигантов длиной в 170 и шириной в 13,5 метров полностью не виден, возвышается лишь рубка, но и она покрыта ледяными пластинами толщиной в полтора метра как у доисторического динозавра. Это, действительно, очень эффектное зрелище.
Как доложил президенту Владимиру Путину главком ВМФ России адмирал Николай Евменов, подобное всплытие в Арктике трёх российских АПЛ произошло впервые в истории Военно-морского флота. Оно произошло одномоментно, в радиусе 300 метров, проломив при этом лёд толщиной 1,5 метра. Это какая же нужна слаженность действий, профессиональная подготовка подводников помноженные на смелость и отвагу, чтобы провести такую операцию? Это ведь не синхронное плавание в бассейне, это Северный Ледовитый океан, а подводные атомоходы вовсе не хрупкие спортсменки. Но как они это сделали!
Не откажешь организаторам комплексной арктической экспедиции, которая стартовала 20 марта и проходит до сих пор, в рамках которой и было произведено всплытие «Бореев» во льдах. Она получила милое название «Умка-2021». Можно предположить, что идея принадлежит Сергею Шойгу — экспедиция проходит под эгидой Минобороны РФ и Русского географического общества (РГО), которые он возглавляет и мог приложить руку к такому названию на правах руководителя. К слову, когда одноименный мультфильм «Умка» был создан на «Мосфильме» в 1969 году, школьнику Серёже Шойгу было тогда 14 лет и трогательная история про дружбу белого медвежонка и мальчика на Крайнем Севере могла будущему министру обороны и председателю РГО запасть в душу. Ну и враги вряд ли сейчас могли заранее раскрыть замысел «Умки-2021».
Впрочем, нынешняя арктическая экспедиция не ограничилась лишь всплытием во льдах Арктики трёх атомных подводных лодок. Один из них попутно провёл практическую торпедную стрельбу из-подо льда с последующим приледлением торпеды, обнаружением её техническими средствами и подъёмом на поверхность. Также в ходе этих учений впервые в истории ВМФ два истребителя МиГ-31 (носители гиперзвуковых ракет «Кинжал») совершили полёт в приполярном районе с дозаправкой в воздухе, при этом они дважды прошли над географической точкой Северного полюса.
Учения проводились не только в море и воздухе, но и на суше. Тактические учения подразделения арктической мотострелковой бригады прошли на острове Земля Александры (входит в архипелаг Земли Франца-Иосифа) и в прилегающей к нему акватории, покрытой льдом. Прошли они в сложных метеоусловиях (при температуре минус 35 градусов) с отрывом от основных баз на незнакомой местности. Всего в нынешнем «северном походе» было задействовано более 600 военнослужащих и гражданских участников, а также около 200 образцов вооружения, военной и специальной техники. Заметим, что учения тире экспедиция ещё продолжаются. По словам адмирала Евменова, Военно-морской флот и в будущем продолжит проводить комплексные арктические экспедиции, причём основным критерием для их организации будет освоение новых, неизведанных районов.
Понятно, что это такой «сигнальчик» от Путина, устами Главкома ВМФ Соединенным Штатам, которые не скрывают своих претензий на Арктику. И здесь всплытие трёх АПЛ вблизи Северного полюса да ещё с практической торпедной стрельбой из подо льда «посильнее Фауста будет». И если арктические учения для Вооруженных сил России стали уже привычным делом, то вот нынешний манёвр «Бореев», на вооружении которых стоят ракеты «Булава» с дальностью поражения свыше 9 тысяч километров, США понервничать Вашингтон заставит изрядно.
Как-то американский портал We Are The Mighty («Мы — могущественные») смоделировал ситуацию с одной только российской субмариной К-535 «Юрий Долгорукий» (проект 955), которая, даже находясь к западу от Гавайев, может атаковать Нью-Йорк. Эксперты даже высчитали наилучшую позицию для запуска ракет, способных преодолевать 9 тысяч километров (если точно — 9 300 000), местом которой оказался Мексиканский залив. Оттуда «Борей» сможет поразить все важные военные и коммуникационные центры на территории США. Отмечается, что каждая из баллистических ракет несёт по шесть разделяемых боевых блоков мощностью свыше сотни килотонн, 96 боеголовок достигли бы не одного десятка американских городов и военных объектов, а их суммарная мощность более чем в 9 тысяч килотонн уничтожит сотни тысяч людей, десятки ядерных бомбардировщиков, подводных лодок и ракет, ограничив американские возможности реагирования. И все это — с одной только российской подводной лодки.
«Хищник медленно поднимается из глубин Мексиканского залива, как Годзилла, но ещё более разрушительный и смертоносный», — стращал американцев милитари-портал. Очень напоминает историю с радиопостановкой в 1938 году накануне Хэллоуина на основе фантастического произведения Герберта Уэллса «Война миров», вогнавшей в страх многих американцев и канадцев, и спровоцировавшей массовую панику. А ведь всего-то был радиоспектакль с цитатами из романа о высадке инопланетян и «свидетельствами очевидцев».
И вот теперь сразу три «хищника» поднимаются из-подо льдов Арктики… Здесь поводов для опасений в три раза больше. Тем более, что появляются они совершенно незаметно и неожиданно. Незаметность российских АПЛ, проекта «Борей» в том числе, заключается в том, что российские экипажи всплытие во льдах осуществляют практически самостоятельно. В отличии от субмарин ВМС США, которые задействуют вертолёты для разведки, готовят площадку для всплытия, а это демаскировка и возможность нанесения превентивного удара ещё до всплытия.
Какой именно была троица «Бореев», проломившая льды Северного Ледовитого океана, Минобороны не уточняет. Впрочем, можно примерно догадаться, что это именно были за лодки. Из действующих их в составе ВМФ РФ пока четыре. Помимо упомянутого стратегического подводного ракетоносца К-535 «Юрий Долгорукий», на Северном флоте с 2020 года стоит на вооружении подлодка К-549 «Князь Владимир» (проект 955А). Тихоокеанский флот представлен атомоходами К-550 «Александр Невский» и К-551 «Владимир Мономах» (обе проекта 955). Ещё одна, «Князь Олег» (пр. 955А) должна войти в состав ТОФ в 2021 году (ещё три строятся и две готовятся к закладке — к 2027 году «Бореев» в составе ВМФ будет десять). То есть вычислить нынешних «полярниц» можно, но, собственно, какая разница — задачу свою они выполнили, продемонстрировав отличный боевой потенциал.
Преимущество в Арктике — ключевое слово. Оно не подразумевает агрессии и желания доминировать, а уж тем более нападать. Это в высшей степени элемент сдерживания, который позволяет сейчас России проводить собственную независимую политику во всем мире. И наш подводный флот, такой невидимый на глубине, стал именно тем весомым аргументом, который позволяет не просто обезопасить страну, но и чувствовать себя равноправным партнером, в том числе и с такой непредсказуемой страной, как США. Как говорится, крыть наши «Бореи» вам нечем.
Источник