Меню

Встреча зимы никитин старшая группа

Конспект НОД по заучиванию стихотворения И. Никитина «Встреча зимы»

Елена Клемешова
Конспект НОД по заучиванию стихотворения И. Никитина «Встреча зимы»

Тема: «ЗАУЧИВАНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ «ВСТРЕЧА ЗИМЫ» И. НИКИТИНА».

• Познакомить детей с новым стихотворением, помочь почувствовать красоту и выразительность языка, прививать чуткость к поэтическому слову.

• Составление рассказа из нескольких предложений. Составление предложений из двух-трех слов. Анализ слов, деление на части – слоги.

• Развивать память, воображение, интонационную выразительность речи.

• Воспитывать эстетические чувства и любовь к поэзии.

• Закреплять умение передавать в рисунке сказочный образ Зимы.

Наблюдать природу, знакомить с новыми загадками и приметами. Выбор стихотворение для заучивания наизусть, подобрать загадки, игру, упражнения по грамоте. Приготовить тонированные листы бумаги для рисования красками портрета Зимы.

Материал: запись муз. П. И. Чайковского «Тройка», схемы предложений, тонированные листы бумаги, гуашь, кисти

Дети стоят в кругу.

Воспитатель: Ребята, вы любите отгадывать загадки? (Да) Тогда отгадайте!

Снег на полях, лед на реках, вьюга гуляет –

Когда это бывает? (Зимой)

Скатерть бела, весь свет одела? (Снег)

Без рук, без ног, а рисовать умеет. (Мороз)

Вы уже догадались, что сегодня мы будем говорить о зиме. Осень заканчивается, приближается зима. А вы рады зиме? Почему? (можно кататься на санках, лыжах, лепить снеговика, играть в снежки)

Воспитатель. Поиграем в игру «Подбери слова о зиме». Сядет на стульчик тот, кто вспомнит слово о зиме (дети называют слова и садятся на стульчики).

Воспитатель. Зимой радостно и весело, вот послушайте, какое стихотворение написал Иван Никитин и поможет нам музыка (звучит произведение П. И. Чайковского «Тройка»).

Здравствуй, гостья-зима! Просим милости к нам –

Песни Севера петь по лесам и полям.

Есть раздолье у нас – где угодно, гуляй,

Строй мосты по рекам и ковры расстилай.

Нам не стать привыкать,— пусть мороз твой трещит:

Наша русская кровь на морозе горит!

Воспитатель. Понравилось стихотворение? (Да) Будем его учить. Слушайте внимательно, запоминайте, можете губами без голоса повторять.

Воспитатель читает стихи еще раз выразительно.

— Ребята, как вы понимаете выражение «кровь на морозе горит»? (Если дети затрудняются с ответом,объясняет воспитатель: на морозе красные щеки горят как огонь, а не холодно, мы все привыкли к суровой зиме).

Повторите строчки стихотворения.

Нам не стать привыкать,

Пусть мороз твой трещит.

Раздолье – это просторы наших лесов и полей – вот куда поэт приглашает поэт нашу Зиму. Как поэт приглашает зиму? Повторите эти строчки.

Воспитатель спрашивает индивидуально, обращая внимание, с какой интонацией эти строчки надо произносить.

Воспитатель читает стихотворение в третий раз. Дает время на припоминание. Спрашивает желающих прочесть все стихотворение. Подсказывает тихо, чтобы чтение не прерывалось паузами. Оценивает выразительность исполнения. Вызываются 2-3 ребенка. Четвертый раз читает стихотворение.

Воспитатель. Сегодня, когда вы пойдете домой, прочтите его своим домашним, а мы будем повторять стихотворение в свободное время.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «Белый снег»

Белый снег пушистый

В воздухе кружится Руки через стороны вверх, покачивание руками

И на землю тихо

Падает, ложится Присели, руки опустили на пол

И под утро снегом Встали, покружились на месте

Поле забелело Руки на пояс, повороты туловища влево-вправо

Все его одело Присели, руки опустили на пол

Воспитатель: Русский поэт И. Никитин очень любил Россию и писал замечательные стихи. А мы с вами придумаем рассказ о зиме. Предложения составляем из 2-х или 3-х слов.

На доске схемы предложений. |___.

Дети составляют предложения:

Зима пришла. Падают белые снежинки.

Читайте также:  Телефоны с лед экраном

Воспитатель. Слово «зима»можно произнести по частям: зи-ма. Сколько частей в слове? (две) Какая первая часть (вторая? Части, на которые делятся слова, при их произношении называются – слогами. Повторите. А если он один? (слог)

Слово с одним слогом – «снег». Вспомните слова о зиме, которые можно поделить на два слога (ве-тер, мо-роз, ме-тель и т. д).

Мы читали и учили стихи, загадывали загадки, составляли предложения о зиме. А теперь я предлагаю вам нарисовать портрет Зимушки.

Дети рисуют. Организация выставки работ.

Перспективный план на первое полугодие в средней группе ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ И ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ СЕНТЯБРЬ. 1 Тема: «Надо ли учиться говорить?» Цель: Помочь детям понять,.

Перспективный план по развитию речи в средней группе (сентябрь — февраль) ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ И ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ СЕНТЯБРЬ. 1 Тема: «Надо ли учиться говорить?» Цель: Помочь детям понять,.

Источник

Тема: И.С. Никитин «Встреча зимы»

Содержимое публикации

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Райсеменовская средняя общеобразовательная школа»

Затолокина Марина Юрьевна,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель урока: познакомить учащихся с поэтом И.С. Никитиным, стихотворением «Встреча зимы» (отрывок)

Познакомить с краткой биографией И. Никитина и содержанием отрывка из стихотворения «Встреча зимы;

Развивать внимания к поэтическому слову, его смыслу в контексте произведения, авторскому переживанию, способу его выражения;

Формировать умения привлекать собственный жизненный опыт при восприятии художественного текста, выразительно читать лирическое произведение.

предметные: знать наизусть отрывок стихотворения, уметь чи­тать осознанно, правильно, выразительно;

личностные: проявлять умение правильно излагать свою точку зрения, свою оценку прочитанного произведения; видеть красоту при­роды в лирическом произведении;

познавательные:осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и справочной литературы;проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;находить необходимые слова в тексте; на основе опорных слов составлять свое высказывание;расширить образные представления, возникшие в воображении учеников при первом знакомстве текста;осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

коммуникативные:владеть монологической и диалогической формой речи;высказывать и обосновывать свою точку зрения;слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;умение полно и четко выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

регулятивные:постановка учебной задачи;определение промежуточных целей с учётом конечного результата;оценивание качества и уровня усвоения материала;

Оборудование: интерактивная доска, мнетаблицы к стихотворению, учебник и рабочая тетрадь Э.Э.Каца «Литературное чтение» 2 класс.

Организационный момент Психологический настрой

Прозвенел звонок и смолк,

Мы за парты дружно сели

Друг на друга посмотрели

И пожелали друг другу хорошей работы на уроке.

Актуализация знаний. Постановка целей урока.

-Сегодня мы приступаем к изучению нового раздела, который называется «Зимние картины». Как вы думаете, с произведениями на какую тему мы будем мы будем знакомиться? С авторами каких произведений познакомимся? (работа с содержанием учебника)

— А теперь давайте узнаем фамилию автора, который в своем произведении описал начало зимы.

-Ребята, сформулируйте цель нашего урока. (Мы познакомиться с творчеством И.С.Никитина и его стихотворением «Встреча зимы»).

-Мы будем совершенствовать умение выразительно читать стихотворные произведения.

Работа над темой урока

Знакомство с биографией И.С. Никитина

Иван Саввич Никитин родился почти 180 лет назад в семье воронежского мещанина. С

ранних лет будущий поэт подружился с природой. Дом его отца стоял в живописном месте. В душу ребенка навсегда вошла несказанная прелесть родных воронежских пейзажей. Никитин всего несколько лет учился в школе. Закончить образование ему не удалось- надо было самому зарабатывать на жизнь, помогать семье. Но он много читал и еще в школе начал писать стихи.

Читайте также:  Диморфотека как сохранить зимой

— Прочитайте название стихотворения. (Стихотворение называется «Встреча зимы».)

— Как вы думаете, о чём оно? (Оно, наверное, о том, как приходит зима и как её встречают.)

— Ребята, а кто из вас любит это время года?

— Как вы встречаете зиму, расскажите. (Ответы детей. Они делятся своими впечатлениями.)

— Откройте учебники на стр 110. Задание «Словарная разминка».

(Объяснение слов, предложенных в задании сначала на основе собственного опыта ребёнка, затем проверка по словарю, предложенному в конце учебника).

Угрюмый- суровый, мрачный

Сумрачный- недовольный мрачный

Знакомство со стихотворением И.С Никитина «Встреча зимы»

Слушание стихотворения «Встреча зимы» в исполнении мастера художественного слова (презентация)

— Давайте познакомимся с текстом стихотворения.

Первичное понимание текста

– Понравилось вам стихотворение?

– О чём стихотворение? Какие чувства вы испытывали при чтении этого стихотворения? (В начале мне было грустно, шёл осенний холодный дождь, веял холод в лицо и плакал лес. А потом природа меняется: упал белый пушистый снежок на грязную землю, воздух стал чистым, лес весело смотреть. И мои чувства менялись. Стало радостно, светло на душе…)

Чтение стихотворения учителем.

— Какая строчка стихотворения вам больше всего понравилась?

Чтение стихотворения учащимися

— Прочитаем стихотворение выразительно, не забывая о паузах.

— Какова тема стихотворения? (Тема стихотворения — наступление зимы)

Правильно, тема стихотворения – наступление зимы и перемены, принесенные холодным временем года. Поэт показывает, что зима в его краях – не суровая красавица, а долгожданная гостья, которая приносит природе радость, свежесть и легкость.

— Как вы думаете, кто наблюдает за изменениями в природе? (Главный герой, поэт)

— Как меняется погода в глазах главного героя? (Осенние краски природы плавно переходят в зимние)

— Найдите и зачитайте строки о том, что видит герой.

— Вникая в произведение, можно сказать, что оно состоит из нескольких частей.

– Как выдумаете каких? (ответы детей) Совершенно верно, первая часть – описание прихода зимы, а вторая – обращение к долгожданной гостье.

— В начале стихотворения поэт говорит о поздней осени: «Веял холод в лицо от угрюмых небес…»

— Какими красками вы бы нарисовали угрюмое небо? (Серыми, темно-синими)

— Почему небо угрюмое? (Потому что, на улице холодно и идет дождь)

— Печальный образ создает и лес, который видит поэт.

— Найдите в стихотворении строчки, в которых говорится о том, каким видит Никитин лес.

Веял холод в лицо

От угрюмых небес,

И, бог знает о чём,

Плакал сумрачный лес.

— Как вы думаете, почему лес показался ему сумрачным и плачущим? (ответы детей)

— Как поменялась погода на следующий день? (ответы детей)

— Прочитайте, о каких признаках наступившей зимы сказано в стихотворении? (На осеннюю грязь начал падать снежок, воздух легок и чист, замерзла река и т.д.)

–Можно ли сказать, что автор одушевляет природу? Зачем он это делает? (ответы детей)

— С чем сравнивает поэт первый снег?

— Как вы понимаете слова «снег лежит полотном»? (Снег сравнивается с полотном, т.е с белой тканью.)

— Можно сказать, что поэт выбрал именно это сравнение. Потому что свежевыпавший снег и в самом деле похож на чистое полотно, которым накрыли землю.

— Что хочет показать нам Никитин, используя сравнения и олицетворения? (ответы детей)

— Какие чувства вызывает у поэта природа поздней осени? (Грусть, печаль)

Читайте также:  Какая температура была зимой 1978

— Какие чувства вызывает у автора приход зимы? (радость, восторг)

– Подумайте, почему людей радует первый снег? (Первый снег заметает грязь, все становится чистым, светлым и красивым)

Работа в тетради

Стр. 33 ЗИМНИЕ КАРТИНЫ

И. С. Никитин «Встреча зимы»

1. Отрывок из стихотворения.

В полдень дождь перестал, I
И, что белый пушок, I
На осеннюю грязь I
Начал падать снежок. II

Ночь прошла. I Рассвело.I
Нет нигде облачка. I
Воздух лёгок и чист, I
И замёрзла река. II

2. Рифмующиеся слова:

Какую зимнюю погоду я люблю:

Разучивание стихотворения с опорой на мнемотаблицу.

Сначала стихотворение с выражением следует прочитать взрослому.

Сообщить, что это стихотворение будут учить наизусть.

Еще раз прочитать стихотворение с опорой на мнемотаблицу для того, чтобы учащиеся познакомились с ассоциациями.

Задавать вопросы по содержанию стихотворения, помогая уяснить основную мысль.

Обсудить стихотворение. Спросить какие слова в нем непонятны и если таковые имеются, объяснить их значения в доступной и понятной форме.

Еще раз прочитать стихотворение — но на этот раз по строчкам. Учащиеся повторяют каждую строчку, опираясь на мнемотаблицу.

Пересказать стихотворение самим, опираясь на мнемотаблицу.

— Что можно зарисовать в мнемотаблице?

1)Вчерашнее утро, дождь и туман.

2)Белый пушок, воздух лёгок и чист.

3)Разноцветный огонь на полях.

— С каким стихотворением познакомились? Кто его автор? О чем оно? Что особенно понравилось и запомнилось в стихотворении?

Подготовить выразительное чтение ( с.110-111).

По желанию можно выучить наизусть, используя мнемоталицу.

Затолокина Марина Юрьевна, учитель начальных классов

МОУ «Райсеменовская средняя общеобразовательная школа

Источник

Встреча зимы

Поутру вчера дождь
В стёкла окон стучал,
Над землёю туман
Облаками вставал.
Веял холод в лицо
От угрюмых небес,
И, Бог знает о чём,
Плакал сумрачный лес.
В полдень дождь перестал,
И, что белый пушок,
На осеннюю грязь
Начал падать снежок.
Ночь прошла. Рассвело.
Нет нигде облачка.
Воздух лёгок и чист,
И замёрзла река.
На дворах и домах
Снег лежит полотном
И от солнца блестит
Разноцветным огнём.
На безлюдный простор
Побелевших полей
Смотрит весело лес
Из-под чёрных кудрей,
Словно рад он чему, —
И на ветках берёз,
Как алмазы, горят
Капли сдержанных слёз.
Здравствуй, гостья-зима!
Просим милости к нам
Песни севера петь
По лесам и степям.
Есть раздолье у нас, —
Где угодно гуляй;
Строй мосты по рекам
И ковры расстилай.
Нам не стать привыкать, —
Пусть мороз твой трещит:
Наша русская кровь
На морозе горит!
Искони уж таков
Православный народ:
Летом, смотришь, жара —
В полушубке идёт;
Жгучий холод пахнул —
Всё равно для него:
По колени в снегу,
Говорит: «Ничего!»
В чистом поле метель
И крутит, и мутит, —
Наш степной мужичок
Едет в санках, кряхтит:
«Ну, соколики, ну!
Выносите, дружки!»
Сам сидит и поёт:
«Не белы-то снежки. »
Да и нам ли подчас
Смерть не встретить шутя,
Если к бурям у нас
Привыкает дитя?
Когда мать в колыбель
На ночь сына кладёт,
Под окном для него
Песни вьюга поёт.
И разгул непогод
С ранних лет ему люб,
И растёт богатырь,
Что под бурями дуб.
Рассыпай же, зима,
До весны золотой
Серебро по полям
Нашей Руси святой!
И случится ли, к нам
Гость незваный придёт
И за наше добро
С нами спор заведёт —
Уж прими ты его
На сторонке чужой,
Хмельный пир приготовь,
Гостю песню пропой;
Для постели ему
Белый пух припаси
И метелью засыпь
Его след на Руси!

Источник

Adblock
detector