Выпадение снега это растворение или не растворение

Выпадение снега это растворение или не растворение

Установите соответствие между реагирующими веществами и признаком протекающей между ними реакции.

А) и

Б) и

В) и

1) выпадение голубого осадка

2) выпадение бурого осадка

3) растворение осадка

4) выпадение, а затем растворение осадка

РЕАГИРУЮЩИЕ ВЕЩЕСТВА ПРИЗНАК РЕАКЦИИ

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

1) — выпадение бурого осадка гидроксида железа (III).

2) — сначала выпадение белого осадка амфотерного гидроксида алюминия, а затем его растворение в избытке щёлочи.

3) — растворение белого осадка амфотерного гидроксида алюминия.

Источник

Урок №6. Физические и химические явления. Химические реакции

Из курса природоведения и физики вы знаете, что с телами и веществами происходят разнообразные изменения.

Прежде чем приступить к изучению темы урока, я предлагаю вам выполнить следующее задание, не торопитесь с ответами, выполните задание до конца.

Задание:

Рассмотрите внимательно картинки и попробуйте ответить на следующие вопросы:

1. Где можно наблюдать явления, представленные на рисунках и картинках?

2. Дайте название каждому явлению. Какие вещества участвуют в представленных явлениях? Что происходит с каждым веществом в происходящем явлении?

3. В каких явлениях образуются новые вещества?

4. Как и по каким признакам можно разделить представленные явления?

Физические и химические явления

Проводя опыты и наблюдения, мы убеждаемся, что вещества могут изменяться.

Изменения веществ, которые не ведут к образованию новых веществ (с иными свойствами), называют физическими явлениями.

1. Вода при нагревании может переходить в пар, а при охлаждении – в лед .

2. Длина медных проводов изменяется летом и зимой: увеличивается при нагревании и уменьшается при охлаждении.

3. Объем воздуха в шаре увеличивается в теплом помещении.

Изменения с веществами произошли, но при этом вода осталась водой, медь – медью, воздух – воздухом.

Новых веществ, несмотря на их изменения, не образовалось.

Вывод. Изменения объема воздуха – физическое явление.

Химическое явление (реакция) – явление, при котором образуются новые вещества.

А по каким признакам можно определить, что произошла химическая реакция ? При некоторых химических реакциях происходит выпадение осадка. Другие признаки – изменение цвета исходного вещества, изменение его вкуса, выделение газа, выделение или поглощение тепла и света.

Признаки химических явлений:

Источник

Физические и химические явления

Класс: 8.

Название курса: Химия.

Цель урока: формирование представлений учащихся о физических и химических явлениях, признаках и условиях химических реакций на основе интеграции знаний по физики, биологии, ОБЖ.

Задачи урока:

  • формировать умение наблюдать явления, узнавать их и делать выводы на основе наблюдений;
  • формировать умение проводить эксперимент в целях бережного отношения к здоровью;
  • формировать умение объяснять значение явлений в жизни природы и человека;
  • изучить понятий «физические явления», «химические явления», «признаки химических реакций», «условия протекания реакций»;
  • показать практическую значимость знаний о химических явлениях, используя межпредметные связи.
  • воспитывать убеждёние в познаваемости химической составляющей картины мира;
  • воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
  • развивать познавательную и коммуникативную активность,
  • развивать умение наблюдать окружающий мир, задумываться над его сутью, возможностью влияния на происходящие вокруг нас процессы.

В ходе урока формируются и развиваются следующие компетенции:

  • ценностно-смысловые (способность ученика видеть и понимать окружающий мир);
  • учебно-познавательные (умения учащихся в сфере самостоятельной познавательной деятельности — организация целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки);
  • информационные (умения самостоятельно искать, анализировать, отбирать необходимую информацию, преобразовывать ее и т. д.)
  • коммуникативные (навыки работы в группе, способы взаимодействия с окружающими людьми).

Тип урока: изучение нового материала.

Методы:

  • репродуктивный,
  • частично-поисковый,
  • поисковый.

Оборудование и реактивы:

  • на демонстрационном столе: 4 стакана, пробирка, спички, свеча, лучина, NaHCO3, CH3COOH, H2O, NaOH, Ф.Ф.
  • на столах учащихся: подносы для проведения опытов, предметное стекло, деревянная палочка, тигельные щипцы, ступка, пестик, лучина, спички, парафин, CaCO3, HCI, NaHCO3, CaCl2.

Структура урока:

  1. Мотивация.
  2. Целеполагание. Актуализация знаний учащихся из курса биологии, физики и ОБЖ. Создание проблемной ситуации.
  3. Эксперимент как способ познания.
  4. Анализ и обобщение полученных результатов. Вывод (определение химической реакции). Расширение сведений о новом понятии (признаки химических реакций, условия их возникновения).
  5. Закрепление. Рефлексия.
  6. Оценки. Домашнее задание.
  7. Подведение итога урока.

Ход урока

Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне, и я запомню.
Дай мне сделать самому, и я научусь.

1. Мотивация

Учитель: Здравствуйте, сегодня наш урок начнется с демонстрации. Вашему вниманию предлагается пронаблюдать 2 опыта (показать банки):

1 опыт: NaHCO3 + CH3COOH → CH3COONa + H2O + CO2↑ (горящая лучина)

2 опыт: NaHCO3 + H2O →

Вопрос: Что вы наблюдали в ходе реакций?

Ответ: 1 опыт – выделяется газ, не поддерживающий горение, т.к. горящая лучина гаснет. 2 опыт – растворение питьевой соды в воде.

Вопрос: Какой можно сделать вывод по результатам проделанных опытов?

Ответ: В 2-х опытах произошли изменения.

2. Целеполагание. Актуализация знаний учащихся из курса биологии, физики и ОБЖ. Создание проблемной ситуации

Учитель (задание): В окружающем мире постоянно происходят изменения или по-другому мы их называем явления. Приведите примеры явлений природы, которые нас окружают.

Ответ:

  • северное сияние;
  • снегопад;
  • град;
  • гроза;
  • радуга;
  • туман;
  • шаровая молния;
  • вулкан;
  • землятресение;
  • ураган;
  • наводнение;
  • половодье.

Учитель: Обратите внимание на «Времена года», прикрепленные к доске (осень, весна).

Вопрос: Что происходит с веществами и телами?

Ответ:

  • гниение листьев: изменение состава вещества;
  • изменение цвета листьев деревьев осенью: изменение состава вещества;
  • таянье льда: вещество не изменяется, только агрегатное состояние (из твердого в жидкое);
  • появление зеленого цвета у растений под действием солнечного света (фотосинтез)

Учитель: Какие явления вы знаете из физики (пройдена тема: «Изменение агрегатных состояний веществ»)?

Ответ:

  • плавление: (т-ж) таяние снега;
  • кристаллизация: (ж-т) замерзание воды;
  • парообразование: (ж-г) испарение воды с поверхности океана;
  • конденсация: (г-ж) выпадение росы;
  • сублимация: (т-г) испарение нафталина, плавление графита, иней;
  • десублимация: (г-т) узоры на стекле.

Вопрос: Что происходит с веществами в перечисленных явлениях?

Ответ: Изменяются форма, размеры, агрегатное состояние.

Вопрос: Как называются такие явления?

Ответ: Физические.

Учитель: Сформулируйте тему нашего урока.

Ответ: «Явления физические и ….» (запись в рабочие листы, приложение 1).

Вопрос: Какие еще есть явления кроме физических?

Ответ: Химические (добавляю).

Вопрос: Что мы знаем о них?

Ответ: Химические явления – явления, при которых из одних веществ образуются другие вещества, поэтому их еще называют химическими реакциями.

Вопрос: Что вы хотели бы узнать о них?

Ответ: Научиться определять явления, условия их возникновения и протекания (цель урока).

3. Эксперимент как способ познания (групповая лаб/работа)

Инструктаж ТБ (учащиеся) и правила работы в группах (учитель) озвучить (приложение 3, 4).

Опыт 1. Нагревание парафина. На предметное стекло деревянной палочкой нанесите несколько крупинок парафина и, захватив тигельными щипцами стекло, осторожно нагрей над пламенем спиртовки.

Опыт 2. Измельчение мела. Разотрите мел в ступке пестиком.

Опыт 3. Взаимодействие мела с HCI (соляной кислотой). Налейте немного в пробирку раствора выданной кислоты и внесите немного растертого мела деревянной палочкой. Затем, зажгите лучину и внесите ее в пробирку.

Опыт 4. Взаимодействие растворов NaHCO3 (питьевой соды), CaCl2 (хлорида кальция). Налейте в пробирку раствор питьевой соды и прилейте к нему немного хлорида кальция. Затем, зажгите лучину и внесите ее в пробирку.

Результаты опытов

Название опыта

Наблюдения (что изменилось?)

Новые вещества

Вывод (какое это явление?)

Источник

Признаки химических реакций

Урок 21. Химия. Вводный курс. 7 класс ФГОС

В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.

Получите невероятные возможности

Конспект урока «Признаки химических реакций»

Химические реакции – это превращения одних веществ в другие, которые сопровождаются явлениями, называемыми признаками химических реакций.

Основными признаки химических реакций являются:

· выделение или поглощение теплоты;

· выпадение и растворение осадка.

Рассмотрим каждый из этих признаков.

Например, в стакане находится бесцветный раствор щёлочи. Обнаружить его можно с помощью веществ, которые называются индикаторами. Индикатор (от латинского indication) означает «указатель». Добавим в стакан со щёлочью спиртовой раствор фенолфталеина, который является в данном случае индикатором. При этом раствор становится малинового цвета, значит, в стакане была щёлочь. Затем прильём к содержимому раствор кислоты. Постепенно малиновая окраска исчезает. В данном опыте мы наблюдали такой признак химической реакции, как изменение цвета.

Рассмотрим ещё один опыт, в ходе которого происходит изменение цвета раствора. В одном стакане у нас находится фиолетово-розовый раствор, который представляет собой раствор перманганата калия в щелочной среде, а во втором стакане – оранжевый раствор, который представляет собой подкисленный раствор дихромата калия. Добавляем в каждый стакан бесцветный раствор сульфита натрия. В первом стакане раствор становится зелёного цвета, во втором – также приобретает зелёную окраску.

В стакан с водой добавим несколько кристалликов перманганата калия, а затем сюда же поместим таблетку аскорбиновой кислоты. Перемешаем всё. Раствор становится бесцветным. Во всех этих опытах мы наблюдали изменение цвета.

В газовых зажигалках можно увидеть бесцветную жидкость, которая является смесью двух газов: пропана и бутана. Здесь они в жидком состоянии, потому что находятся под высоким давлением. Если нажать на кнопку зажигалки, послышится характерное шипение – это газы вырываются наружу. Происходит реакция горения пропана и бутана.

Таким образом, переход пропана и бутана в жидкое состояние – это физическое явление, а горение этих газов – химическое. В данном эксперименте мы наблюдали выделение света и тепла – это также признаки химических реакций.

Рассмотрим ещё один признак химической реакции – образование и растворение осадка. В два химических стакана, содержащих бесцветный раствор гидроксида натрия и желтоватый раствор жёлтой кровяной соли, добавим раствор хлорида железа. В первом стакане образуется осадок бурого цвета, а во втором – осадок синего цвета.

Если в первый стакан с бурым осадком добавить соляную кислоту, то осадок начинает растворяться.

Благодаря образованию нерастворимого вещества карбоната кальция в результате химических превращений в пещерах растут сталактиты и сталагмиты. Такие процессы длятся тысячелетиями.

Рассмотрим ещё один признак химической реакции – образование газа. В пробирку с кусочками мрамора добавим соляной кислоты. Происходит бурное выделение пузырьков газа.

Источник

Читайте также:  С неба падает злой снег
Оцените статью