Якутские сказки про зиму

Сказки. Рассказы. Стихи

Якутские народные сказки на русском языке. Сказки Якутии

Якутские сказки обратили на себя внимание ученых еще со второй половины XIX века. Впервые их записал известный русский революционер и фольклорист И.А. Худяков, отбывавший ссылку в Верхоянске в 1867-1875 гг. он необычайно быстро овладел якутским языком и записал большое количество текстов и перевел их на русский язык. Переводы восьми полных якутских сказок, две сокращенные записи сказок по-русски и много составителя других жанров вошли в «Верхоянский сборник», изданные уже после смерти составителя в 1890 г. Якутские тексты этого сборника были опубликованы Э.К. Пекарским в «Образцах народной литературы якутов».

В советское время собирание якутских сказок ведется более интенсивно. Вначале сказками интересовались лишь отдельные лица. Только с конца 1930-х годов Институт языка и культуры стал систематически собирать произведение фольклора, организуя с этой целью фольклорно — диалектологические экспедиции сказки записывали С.И. Боло, A.A. Саввин, Г.У. Эргис, Г.М. Васильев и др.

Сказка по-якутски называется «кэпсээн» и «остуоруйа». Исследователи прошлого столетия еще различали употребление якутами того или иного из этих терминов. По мнению Э.К. Пекарского «кэпсээн» — это оригинальная якутская сказка, не подвергшаяся изменению под влиянием русских привнесений, а «остуоруйа» — искаженное русское слово «история». B.Л. Серошевский так же считал, что «кэпсээн» — настоящая якутская сказка, а «остуоруйа» в сущности, нечто иное, как русская сказка. Сказки — остуоруйа рассказывали в основном вечером, после дневных забот. Эмоциональная сила якутских сказок особенно ощущалась тогда, когда их рассказывали опытные сказочники и сказочницы настоящие мастера слова.

Читайте также:  Лес зимой картины известных художников

Якутским волшебным сказкам свойственно глубокое философское содержание. Жанру волшебной сказки свойственна гиперболизация, сказочники используют гиперболу при описании внешнего вида персонажей, их силы, красоты, различных их качеств. Например: «зарезал быка, не вмещающегося в речке», «шуба, сшитая из шкур со спины 30 быков», «идет шум, от которого земля содрогается». Одной из особенностей сказки народа саха являются имена персонажей, которые даются в виде определений, характеризующих их функции в сказке. Классическим образцом этом плане является якутская сказка «Старуха Таал — Таал». У Таал-таал бабушки сыновей зовут Глаза-глаза, Нос- нос, Уши- уши, у Чаачахаана Волосяное горлышко, Травяная нога, Лиственная грудь, Пузырная голова, Травяные штанишки, Мозг на макушке. Эти дети все умирают и как бы смерть их предопределена именами, характеризующими их недолговечность. Имена -характеристики можно встретить и в других якутских сказках: Ненасытный обжора, Мэник-мэнигийээн, Хороший Юдьюйэн и другие.Имена-характеристики выполняют не только номинативную функцию, но и характеризующую, заменяя их описание внешности, личных качеств, их функции в сказке. В цветовой символике белый цвет обозначает счастье, добро, красоту, а черный — горе, несчастье, зло. В сказке народа саха широко используются различные средства художественной выразительности, придающие ей неповторимый, удивительный национальный колорит. Сказки народа саха отличаются тем, что сказочник верит в происходящее событие, в ее достоверность. Само творение сказки, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и очень определенные по своей нравственной сути образы (Алаа Могус, Чаачахаан, Таал- таал бабушка, Мэник-мэнигийээн и других), выразительный язык, динамика событий, причинно-следственные связи явлений, доступные пониманию дошкольника — делают сказку средством для воспитания и развития детей.

Якутские сказки о животных обычно по размеру небольшие. Рассказываются они простым, ясным и метким языком. Сюжетом служит один случай, одно приключение, что обусловлю простоту развития действия и небольшой объем сказки. Героями якутских сказок являются животные, которых фантазия народа наделяет разумом, даром речи и поступками, сходными с человеческими. В таких сказках может участвовать и человек, но в этом случае он является второстепенным персонажем, не играет решающей роли в развитии сюжета и раскрытии идеи произведения.

Читайте также:  Можно ли носить кожзам зимой

Сказки о животных занимают значительное место в сказочном репертуаре якутов и составляют около четвертой части всех учтенных до сих пор сюжетов. Большинство таких якутских сказок записано в северных и вилюйских районах, где охота и рыболовство доставляли значительную долю средств существования. Якуты этих районов испокон веков жили по соседству с эвенками, эвенами и другими северными народностями. У них сложился почти одинаковый уклад жизни. Будучи соседями и друзьями, они обменивались трудовым и духовными ценностями, в том числе и сказками. И действительно, сказки якутов, эвенков и эвенов в значительной мере совпадают. Сказки о животных являются духовным наследием народов Севера, прошлых эпох. Большая часть их, по-видимому, восходит к древности, к трудовой деятельности человека, когда животные не были еще приручены и основным занятием людей служила охота. В этих сказках нетрудно заметить следы и анимистических воззрений, а также практических наблюдений запаводками животных. На этой основе народная фантазия создала причудливые образы сюжеты, которые дошли до нашего времени. Среди якутских сказок о животных большое место занимают так называемые этиологические сказки, в которых древние люди старались ответить на непонятные им вопросы, при помощи воображения, домысла, когда что- либо произошло, почему такой вид имеет то или иное животное, отчего птицы летают по воздуху, имеют различное по окраске повадки и т.д. В этих сказках мы видим довольно явственные мышления и верований. Этиологические сказки родственны мифам и для объяснения причин явлений природы.

У якутов широко распространены сказки о взаимоотношениях бедняков и богачей, о хитрых и ловких людях, об умном парне и находчивой девушке, о глупцах, дураках, о шаманах и попах, о чертях и богах, о несчастной доле, о счастье, как это отмечено выше. Герои якутских бытовых сказок добиваются победы при помощи ловкости, хитрости, а иногда и плутовства. Противники оказываются недогадливыми и недалекими и легко попадаются на их уловки.

Читайте также:  Чего не хватает организму когда хочется льда

Сказка удовлетворяет естественные психологические потребности ребенка: потребность в автономности: в сказке герой действует самостоятельно, делает выбор, принимает решение, полагаясь на самого себя; потребность в компетентности: герой якутской сказки преодолевает все препятствия и достигает успеха; потребность в активности: герои сказки всегда активны, находятся в действии.

В результате у ребенка формируются качества личности, как автономность, которая выражается в стремлении проявить себя, свою позицию. Активность и компетентность, которые дают возможность ребенку стать субъектом деятельности. Работа по сказке начинается с выделения основной идеи, видимой и скрытой мотивации их поступков, способов преодоления трудностей, отношения к окружающему миру и самому себе, определения образов и символов в сказках

Источник

Якутские сказки

В этом разделе представлен сборник Якутских сказок на Русском языке. Приятного чтения!

Жила в одном селении бабушка Чачакан-Чачакан. Как-то раз зимой пошла она к реке за водой. Подошла к проруби, видит — прорубь ледком затянуло. Пробила бабушка лёд, льдинки в сторону отвела и целое ведёрко воды зачерпнула. За ним и второе. А ведёрки у бабушки красивые были — из бересты, с узорами по закраинкам. .

Некогда жили в соседстве, в урочище Бурунур, богач Боилыт и бедняк-старик Бордо с тремя сыновьями: старшего звали Додой, среднего Налыбыр, младшего Берт-Эрь. Бордо и сыновья занимались охотой, тем и существовали. В один год, неизвестно почему, совершенно не было охотничьего промысла, и жить беднякам .

Бычы-Бычехан и Лягляр-Бергесе жили хоть и вместе, а дружбы между ними не было. Они и пропитание добывали по-разному: Бычы-Бычехан ловил рыбу, а Лягляр-Бергесе промышлялбелок. Как-то Бычы-Бычехан пошел ставить верши (орудие для ловли рыбы из прутьев, плетёных в виде конуса) и вернулся домой с пустыми .

Жили волк и лиса, работали вместе, кормились с одного стола. С большим трудом они скопили берестяную кадушку хаяка — замороженной сметаны. Волк был терпелив, бережлив, сам не дотрагивался до запасов и лисе не позволял. — Надо пока питаться тем, что попадется, а хаяк прибережем на случай большой нужды, .

Голодный волк, обнюхивая воздух, шёл вдоль опушки леса и думал: Хорошо бы поймать хоть одного зайчишку, но даже это не удаётся . Подошёл волк к пашне и увидел мешок с овсом. Обнюхал он мешок и пошёл дальше. По пути заметил он, что в поле пасётся лошадь. А, вот это хороший кусок для меня, как бы его добыть .

Одна женщина, выдав свою дочь замуж, посоветовала ей, когда та собралась ехать к мужу: — В доме мужа повинуйся всем и выполняй все поручения. Однажды утром свекровь послала невестку за водой. Та спросила: — Чем черпать воду? Тогда другая невестка шутя ответила: — Черпай ситом. Молодая невестка взяла .

Как-то сидел на берегу озера жирный линялый гусь. Неожиданно поблизости опустился журавль. Журавль рядом с гусем выглядел худым, заморенным, и самодовольный гусь начал насмехаться над ним: — Какой же ты, братец журавль, тощий да костлявый. Можно подумать, ты всё лето ничего не ел… Тут они оба заметили .

Говорят, однажды рано утром встала маленькая старушка, пяти коров хозяйка, и пошла в поле. На широком поле увидела она хвощинку-траву с пятью отростками.Вырвала она хвощинку — не сломала ни корешка, ни одного отростка. Принесла хвощинку в юрту, положила на подушк. Потом вышла, села доить своих коров. .

В старину после смерти бедняков-старика и старухи осталось три сына. Эти парни жили охотой. Однажды они втроём поехали в лес, заблудились там и блуждали несколько дней. Ни спичек, ни кремня у них не было. Они не могли развести огонь и очень изголодались. Вдруг однажды вечером они увидели, что на опушке .

Жили у голубого озера гордый якут с дочкой и добрый якут с сыном. Совсем рядом их юрты стояли, а никогда они друг к другу в гости не ходили. Встретятся, бывало, на берегу, добрый якут почтительно кланяется, а гордый якут и не смотрит на него. Добрый якут сядет на улице курить лицом к юрте соседа, а тот .

Когда-то у ласки был длинный и пушистый хвост. Ничем не хуже, чем у горностая. Она ведь и по роду-племени — родная сестра горностаю, и такая же шустрая, ловкая и быстрая. Недаром про нее говорят: на макушке кола девять раз повернется. А еще ласка ужасно любопытная: до всего ей дело, все ей надо понюхать .

В стародавние времена дело было. Ехал один человек и видит — люди стогуют сено. Но стогуюткак-то странно: сначала поставили глухую изгородь вокруг будущего стога, а теперь через эту изгородь волочат быка, который привёз очередной воз сена. Тянут-потянут быка с возом — перетянуть через изгородь не могут. .

Старые люди говорят: доброе сердце да умелые руки — самое большое богатство. Когда-то жил богатый человек с дочкой. Жена у него умерла давно, и он женился на другой. А у той тоже дочка была, только постарше, чем у мужа. Прошло немного времени. Заболел отец и тоже умер. Осталась его жена с родной дочкой .

— Ну что за жизнь?! — как-то в горькую минуту посетовал заяц. — Всего-то я боюсь, все на меня страх нагоняет. Треснула сухая веточка — я уже вздрогнул, птичка-пичужка с кустика на кустик перепорхнула — у меня сердце в пятках. Мышь по листьям в свою норку прошмыгнула — и это меня испугало. Есть ли вообще .

Давно это еще было. Пришла лиса на птичье собрание и хитростью, обманом заманила птиц к себе в дом. Завела их в дом, а сама улеглась поперек двери: мол, как только они уснут, я их и съем. День караулит лиса своих гостей, другой — птицы глаз не смыкают. Больше того: выбрали они чуткую, бессонную кукшу .

Говорят, в глубокой древности куропатка, как и другие птицы, улетала зимовать в южные страны. Но летала она плохо, постоянно садилась отдыхать и тем самым задерживала на перелёте других птиц. Птицам это, понятное дело, не понравилось, и однажды осенью они не взяли её с собой на юг. Куропатка осталась .

В старину лиса и медведь сперва были в большой дружбе. Однажды при встрече они разговорились. — Ты чего больше всего боишься? — опрашивает медведь лису. — Я больше всего боюсь двуногого, — ответила та. — Фу, двуногий-то для меня готовая пища. Я больше всего боюсь той птицы, которая летом среди кочек .

Однажды лошадь паслась на большой зелёной поляне. Хорошая попалась поляна: было на ней лошади и привольно, и сытно. Но как-то заявился туда красавец олень. Видит, поляна просторная, травы на ней много — и лошади, и ему хватит. И решил олень остаться там насовсем. Лошади это не понравилось. Она хотела .

Однажды в летнюю пору лягушка выползла на берег озера, раскорячилась на солнце, греется. Неожиданно ее схватила летевшая по-над берегом ворона. Схватила, как следует зажала в клюве и полетела через озеро к другому берегу. Ворона держит лягушку поперек живота, рот у лягушки открыт, она и говорит вороне: .

Бежит однажды Мышонок. Бежит, а навстречу ему Оленёнок. Мышонок и спрашивает его: — Дружок Оленёнок, откуда ты и куда идёшь? Услышал Оленёнок мышиный писк, пригнул голову пониже и отвечает: — Разве не видишь? За четырьмя ножками своими гоняюсь. Тогда Мышонок засмеялся и сказал: — Ты, оказывается, тоже .

В старые времена жил-был бедный старик с красивой дочерью. По соседству с ним жил другой старик-очень богатый, а у него был придурковатый сын. Бедняк, желая породниться с богачом, насильно выдал свою дочь замуж за этого глупого парня. Дочь скоро возненавидела своего мужа, но развестись с ним не могла .

В старину был бедный человек по имени Савва, занимавшийся ружейной охотой. Однажды весной, когда только начали прилетать птицы, этот человек убил одного гуся. ‘Какой мне прок от него’, — подумал он и отнёс этого гуся своему богатому соседу. Хозяин был очень доволен, даже обрадовался. Он слышал и раньше, .

На могучей раскидистой иве высиживала своих птенцоз птица Текэй. И на ту пору заявилась в эти места рыжая лиса. Подошла к иве, подняла морду вверх и сказала: — Птица Текэй, снесшая четыре яйца, если ты не хочешь, чтобы я измяла зубами твою сугробистую зимой поляну, не изгрызла твою тучную летом долину, .

В старые времена жил-был одинокий бедняк. Единственным богатством его была старая юрта. А из хозяйственной утвари был у него жернов. Когда он ударял лопаткой по жернову, он получал из жернова разную вкусную пищу. На расстоянии одной версты от него жил богатый старик. Этот старик очень завидовал его жернову. .

Жили-были старик со старухой. Жили бедно, всё их богатство составлял один-единственный Пегий бык. Был у стариков сын по имени От Сагынньах — Травяная Доха. Само имя за себя говорит: в богатой семье ребёнка так не назовут, там дети носят шубу из меха, а не из травы. Мальчик не успел достигнуть совершеннолетия, .

Закончив сотворение мира, бог спросил человека: — Что мне сделать длиннее — лето или зиму? Человек на это ответил: — Спроси у моих друзей коня и быка. Пусть будет так, как они скажут. Первым спросил бог коня: — Ты бы как хотел, чтобы зима была длиннее лета или лето длиннее зимы? — Я бы хотел, — ответил .

Жила-была маленькая старушка Бяйбярикян. Всё её богатство состояло из пяти дойных коров, и соседи её так и звали: старушка Бяйбярикян с пятью коровами. Коровы поили её молоком, давали ей масло и сметану. Тем старушка и жила. Однажды летним утром пошла старушка Бяйбярикян в поле проведать своих коров. .

На зелёной мураве, около речки быстротечной, среди белых берёзок стоял ветхий домик. В этом домике жили старик со старухой. С малого возраста, не разгибая спины, трудились они для скупого и жадного богача Хара-Хаана. Богач Хара-Хаан был похож на огромного паука: если кто по нужде непредвиденной попадал .

Много лет тому назад жил, говорят, один старик с сыном. Жена старика умерла давно. Парень был неумным, но смелым и сильным человеком. Однажды старик, оставив сына дома, отправился вниз по реке, возле которой он жил. Шёл он и пришёл к людям. Их ураса (старинное жилище якутов) стройно возвышалась на верхушке .

Лягушки в тундре жить не захотели. Поселились в таёжном болоте и стали считать себя хозяевами тайги. Деревьев они, правда, не видят, в моховых озерках, в топях гнилых свою жизнь проводят. Но кажется им, в этих топях, в этих болотищах только и можно жить. Что там, за осокой, за кочками Ничего там нет! .

Высиживала свои четыре яйца на могучей раскидистой иве птица Текэ́й. Подошла к иве как-то лиса по имени Сахаайя́, подняла морду вверх и сказала:

В одной южной стране как-то все птицы слетелись на свое общее собрание. — Уж очень жарко, знойно бывает у нас летом, — говорили они меж собой. — Сами мучаемся без воды, и наши яйца в гнездах при такой жаре протухают, и птенцы, не родившись, погибают. Не выбрать ли нам кого поумней да посильней, и не .

Что можно выменять на слиток золота величиной с конскую голову Шел путем-дорогой старик и нес с собой слиток золота величиной с конскую голову. Где он его добыл — неизвестно, куда и зачем шел — тоже неведомо. Долго ли, коротко ли шел путник, уставать начал. Видит, навстречу ему — всадник. Поздоровались, .

Источник

Оцените статью