Юкими гата фонарь для любования снегом

Юкими гата фонарь для любования снегом

«Все также светит у меня фонарь. Зажгутся фонари возле других домов. О, счастье! Почему ты мимолетно…» Морис Федо

Используя в ландшафтном дизайне садовые скульптуры, часто забывают о таком важном декоративном элементе как японские фонари.

В древности такие фонари использовались в монастырях и храмах для защиты огня, зажженного по обету, от разных внешних факторов, поскольку священный огонь символизировал Будду, просветление и знание. И только в Х VI веке, фонари стали применяться с практической целью: для освещения чайных домиков, прилегающей к частным домам территории, различных помещений религиозного предназначения.

Японские фонари днем — это изящное украшение для декорирования сада, а вечером, со свечой внутри, они выполняют функцию освещения сада, указывая путь к чайной беседке, водоему или дому. С помощью японских фонарей можно создать спокойную и душевную обстановку для отдыха и созерцания.

Для их размещения не обязательно иметь оформленный полностью в японском стиле участок, достаточно оформить в японском стиле небольшой ландшафтный модуль. В таком модуле высаживаются подходящие растения, используется натуральный материал для дорожек, и располагаются декоративные элементы в виде мостиков и фонарей.

Японский фонарь — это рукотворный предмет из природного материала, органично вписывающийся в ландшафт и привлекающий внимание не столько к себе, сколько к окружающему пейзажу. Фонари отличаются внешне и каждый из них предназначен для установки в строго определенном месте.

Японский фонарь, чаще всего, состоит из нескольких частей: основание, опора, подставка под световую камеру, световая камера — куда устанавливается свеча, крыша и навершие. «Навершие (навершье) — верхушка какого-либо изделия (рукоятки меча, посоха и так далее) или сооружения (терема, купола)» — Википедия.

Читайте также:  Одежда для типа зимы

Хотя у некоторых видов фонарей могут присутствовать не все эти части.

Выделяют основные типы фонарей: тачи-гата, касуга-торо, юкими-торо, ямадоро-торо, оки-торо, орибе-торо. В одних источниках пишут, что такие каменные фонари правильно обозначать, добавляя к названиям — торо, в других — доро, в третьих утверждается, что правильнее — гата. Чаще всего все же встречается –торо и – гата, исходя из этого и буду называть их так.

«Тачи-гата» — в переводе с японского значит «пьедестальные». Их используют для освещения места в саду, где хозяин беседует с самыми почетными гостями, возле калитки, ведущей в чайный сад, у порога дома, на развилке садовой дорожки или других узловых точках ландшафта. «Тачи-гата» отличает большая высота — от 1,5 до 3 м, поэтому их предпочтительно использовать на обширных участках. В световую камеру помещают свечу, ее трепещущийся свет располагает к созданию таинственной обстановки и размеренной беседе.

«Касуга-торо» — это самый нарядный и большой из фонарей. Выполняется в виде фонаря на круглой в сечении опоре, с резным орнаментом на подставке светильника, а также в верхней и нижней частях самой опоры. Сильно загнутые вверх углы шестигранной крыши фонаря говорят о его связи с китайской культурой. Его одиночно или парно ставят на видном месте: напротив или рядом с входом в дом или беседку, у входа в сад. «Касуго –торо» похож на модель «Тачи-гата», но наряднее и богаче, за счет более вычурных резных украшений. Его изготавливают не менее чем из четырех отдельно вырезанных элементов.

«Юкими-гата» — «фонарь, кажущийся покрытым снегом». Отличительной особенностью данного фонаря является наличие круглой или квадратной крыши, благодаря которой огонь защищается от снега и дождя, и трех или четырех опор, хотя допускается и стилизованное исполнение – с одной ногой-опорой. Нередко световую камеру таких фонарей делают с закрытым матовым стеклом, чтобы придать больший эффект свечению лучей заходящего солнца, попавших на фонарь. Часто устанавливается в зарослях на острове среди водоема, непосредственно на камнях возле воды, на крутых мысах, так, чтобы он мог отражаться в воде.

«Ямадоро-торо», пожалуй, самый необычный фонарь, выполняется из грубо обработанных камней. Он абсолютно асимметричен, выглядит вросшим в землю, покрытым мхом и лишайником, и поэтому очень древним. В высоту фонарь не превышает 1 метра. Световая камера светильника, кроме небольшого окошка, имеет еще одно сквозное круглое отверстие.

Необычно смотрится в композициях с каменным изогнутым мостиком через ручей. Устанавливается в сырых и темных местах сада, там, где ветви деревьев и кустарников образуют полумрак даже в солнечные дни, также в дальних уголках сада, где его как бы случайно находят при прогулках.

«Оки-гата» — «маленький фонарь». Отличительной чертой этих японских фонарей являются их небольшие размеры, поэтому они часто используются в небольших садах. Еще одним отличием будет отсутствие у данного фонаря опоры, иногда может отсутствовать даже подставка камеры светильника. Общая высота «оки-гата» не превышает 40 см, но он может быть и меньше, в зависимости от размера водоема или места, где его установили. Чаще всего эти фонари устанавливают возле клумб и тропинок, у мелководья, на галечных отмелях, в каменистых садах, у сухого ручья, во внутреннем дворе дома. Растение, сформированное в стиле ниваки «Котобуки», и расположенный рядом с ним маленький японский фонарик «Оки-гата», совместно служат оберегом сада. Следует отметить, что сама форма растения чрезвычайно сложна в формировании — по внешнему виду она должна напоминать иероглиф «счастье».

«Орибе-торо» — в переводе с японского означает «фонарь мастера Орибе». Данный фонарь устанавливается только вместе с цукубаи (чашей для омовения). Кроме этого, на фонаре внизу его опоры должно присутствовать изображение фигуры человека, что связано с древней легендой о происхождении фонаря. Согласно легенде, в одном из буддийских храмов в начале XVI века жил мастер чайной церемонии Орибе, который по вероисповеданию был не буддистом, а христианином. В этот период началась изоляция Японии от внешнего мира, а также введение запретов практически на все религии, за исключением буддизма и синтоизма. Поэтому, чтобы можно было поклоняться своему Богу, мастер Орибе вырезал в самом низу опоры фонаря распятие и установил фонарь так, чтобы растения полностью закрывали его низ. Наклоняясь к цукубаи набрать воды, мастер-христианин молился своему Богу. И никто не догадывался об этом. Насколько эта легенда соответствует реальности, сказать сложно, но фонарь Орибе и по сей день устанавливается в японских садах рядом с чайным домиком около цукубая — каменной чашей, из которой берут воду для чайной церемонии.

«Икекоми-гата» — фонари, популярные у любителей восточной философии, поскольку этот фонарь устанавливается не столько в привязке к ландшафту территории, сколько по отношению к расположению солнца. Для установки «икекоми-гата» выбирают открытые участки сада и устанавливают его так, чтобы солнечные лучи, падающие на фонарь, проходили сквозь световую камеру и через ее окно обязательно были направлены на землю. Для достижения этого эффекта фонари могли быть установлены на возвышенности, на опоре из камней и т.д.

«Пагода» — сооружение как символ буддистского храма. Они могут состоять из 3-х, 5-ти, 8-ми или 13-ти уровней, причем размер уровней уменьшается с высотой. Пагоды размещают на самой высокой точке рельефа для того, чтобы их было видно во всех уголках сада. При изготовлении пагоды придерживаются правила — пагода должна быть выше самого большого каменного фонаря, установленного на участке.

В Японии есть понятие «щинбаку», обозначающее «улучшающее действие времени на предметы из камня и металла». Это значит, что все декоративные элементы из этих материалов, размещенные в саду и приобретающие более старый, потрепанный жизнью вид: позеленевшие, покрытые мхом и лишайником, выщербленные от действия ветра, воды и солнца, со временем станут намного более ценны и декоративны, чем в момент их установки.

Каменные фонари являются частью культурного наследия Японии, поэтому важно при их изготовлении и расположении на участке, придерживаться основных правил и требований, предъявляемых к данному процессу, хотя, некоторая стилизация и отличие в исполнении все же встречаются. Немаловажную роль имеет достижение гармонии декоративных элементом с климатом той местности, в которой находится участок, для этого в большинстве случаев японские фонари изготавливаются из камней той местности, где планируется установка.

принимает заказы на изготовление всех видов японских фонарей. Можно подарить японский фонарь друзьям и близким, и они, зажигая в нем по вечерам свечу, будут любоваться ее светом, вспоминать друзей и размышлять о бесконечности мироздания. К тому же, ландшафтный дизайн участка, оформленный в японском стиле – это символ счастья, удачи и благополучия.

Источник

LiveInternetLiveInternet

Метки

Музыка

Рубрики

Подписка по e-mail

Поиск по дневнику

Статистика

Юкими

Пятница, 20 Февраля 2009 г. 16:18 + в цитатник

Иногда в японских садах можно встретить необычный каменный фонарь, увенчанный широкой крышей с загнутыми вверх краями.

Это «Юкими-Торо», фонарь для любования снегом.
Праздник «Юкими» призван дарить людям наслаждение красотой повседневной жизни.
И если мы решим рассмотреть прекрасное в повседневном и подойдем к «Юкими-Торо» несколько ближе, чем обычно, то на каменной крыше фонаря, увидим, расположились миллионы крохотных снежинок, каждая из которых неповторима и достойна самого пристального внимания.
Поражаясь чрезвычайно сложной форме, идеальной симметрии и бесконечному разнообразию снежинок, люди издревле связывали их очертания с действием сверхъестественных сил или божественным промыслом.

Неотъемлемой частью традиционного японского сада являются — «то-ро» (произносится в два ударения на оба слога) — японские фонари.
Изначально фонари были ритуальными предметами.
Они берут свое начало от ритуальных курительниц благовоний, помещаемых перед залом Будды. Однако, вероятно, прообразом каменных фонарей были сосуды, в которых китайские императоры приносили жертву небу. Так же есть версия, что они располагались у статуи Будды, символизируя свет его учения.
Затем фонари ставили у входа в храм и по краям дорожек, ведущих к храму, — как элемент освещения Пути.
Существует много разновидностей фонарей: от грубо вырубленных до богато орнаментированных.
Появление новых фонарей было связано с появлением нового садового стиля, мастера фонаря, местом изготовления, какой-то определённой датой.
История появления каменных фонарей в традиционных японских садах начинается в эпоху Муромати (1333-1538г.г.), когда ландшафтный придворный или прихрамовый сад был соединен с садом для чайной церемонии. Именно в этот период, называемый «Золотым веком» паркового искусства, появляются в садах дорожки из камней «тобииси» и каменные фонари «иситоро». Наиболее известный каменный фонарь находится в парке Кэнрокуэн в городе Канадзава и имеет необычную форму, похожую на музыкальный инструмент «кото».

В основе конструкции фонарей заложено три основные геометрические формы – треугольник, круг и квадрат.
Конструкция фонарей обычно состоит из шести отдельных элементов: подставка под фонарь, опора, подставка светильной камеры, сама камера, крыша и навершие.
В Японии существует сад фонарей в синтоистском святилище Касуга-тайся, где представлено около двух тысяч каменных и тысяча бронзовых фонарей разных времён, форм и типов.
Два раза в год, сопровождаемая музыкой и танцами, происходит церемония зажигания всех фонарей во время праздников Сецубун (3 февраля) и О-бон (14-15 марта).
Каменные фонарики, точно также как и камни пошаговых дорожек, появились в японском саду благодаря чайной церемонии.
В вечернее время они освещали гостям путь, который вёл их через сад к чайному павильону.
Располагаются фонарики обычно на изгибах дорожек, возле мостиков, водопадов или бамбуковых водоёмов. Их следует устанавливать под углом к центральной линии, идущей от дома, и никогда там, где это не обусловлено функциональной необходимостью.

Несколько типов фонарей:

— Юкими-торо (Якими-гата) — «кажущиеся покрытыми снегом» — фонарь с широкой крышей. В основании таких фонарей находится бетонная или каменная подставка на которой зимой образуется большая шапка снега. Особенностями юкими-гата являются круглая или квадратная крыша и матовое стекло, придающее мягкое свечение солнечным лучам, попадающим на фонарь – именно из-за этого эффекта юкими-гата кажутся покрытыми снегом.
Японцы всегда любуются такой зимней картиной. Хорошо смотрится этот фонарь на границе двух сред (например, воды и суши). Отражаясь летом в воде вместе с растениями и камнями, фонарь создаёт картину-отражение. Красив фонарь и зимой, с пушистой шапкой снега.

— Касуга-торо– очень привлекательный фонарь, стоящий на прочной, высокой, круглой «ноге»- опоре. Это один из немногих богато орнаментированных типов фонарей. Отличительная его черта — сильно закруглённые углы крыши, состоящей из шести граней говорят о его связи с южной японской или даже китайской культурой. Его часто ставят напротив или рядом со входом в дом или беседку, а также такие фонари могут представлять собой симметричную пару.Фонарь настолько интересен, что может один «держать» целую композицию, быть её кульминационной точкой.

— Оки-торо (оки-гата) — маленький фонарь, который ставят у края тропинок, на отмелях.
В конструкции этого фонаря могут отсутствовать: подставка фонаря или камеры, или же опора под фонарь.
Оки-торо высотой не более 40 см.
Маленький фонарь хорошо смотрится в небольших дзенских садах, на берегу символических водоёмов, ручьев.

— Орибе-торо- интересный фонарь, который устанавливается только вместе с тсукубаи — чашей для омовения рук. Отличительная черта Орибе: внизу его опоры всегда должно присутствовать изображение фигуры человека.
Это связано с древней легендой о происхождении фонаря.
Некто Орибе служил мастером чайной церемонии. По вероисповеданию он был не буддистом, а христианином (что преследовалось в Японии того времени). Чтобы можно было поклоняться своему Богу, мастер в самом низу опоры фонаря вырезал распятие и поставил фонарь так, чтобы растения полностью закрывали низ фонаря. И каждый раз, наклоняясь к тсукубаю набрать воды во время проведения чайной церемонии, мастер-христианин кланялся своему Богу. И никто не догадывался об этом.
Поэтому тсукубаи в саду ставится только с фонарём Орибе, нижняя часть которого должна быть всегда закрыта растениями. Так что Орибе близок христианам по духу.

— Ямадоро-торо — великолепный фонарь, выполняемый из грубого природного камня. Обработка его минимальна, что создаёт впечатление фонаря, собранного из целых природных камней. Его высота не превышает 1 метра. Четырехгранная камера светильника имеет одно сквозное круглое отверстие. Место Ямодоро-торо — в заросших, тёмных, сырых уголках сада, где фонарь быстро покрывается мхом и лишайником. Это полностью соответствует критериям красоты с японской точки зрения.

Камень – довольно сложный материал для обработки и изготовление каменных фонарей является весьма трудоёмким делом, но при этом этот процесс чрезвычайно интересен. Для начала нужно определиться с композицией конкретно взятого каменного фонаря, в частности, определить, какие три камня будут лежать в его основе, в какой «позе» они будут лежать и с какой стороны посетитель сможет увидеть «лицо» камня.
Сначала камень нужно установить на выбранное место и дать ему время «войти в образ», причём следует учитывать, что лучшим исходным материалом для каменного фонаря в Вашем саду будут камни из той местности, где располагается сам сад, т.е. нет смысла везти камень откуда-то издалека.
Камень, лежащий в основании фонаря, должен своей формой – после обработки – напоминать треугольник (разносторонний), длинная сторона которого должна указывать на «лицевую» сторону дома – туда, где находится вход в сад. Остальные камни подбираются того же цвета и фактуры, что и камень-основание.
Для создания каменного фонаря потребуются, собственно, камни, глина и несколько свечей. Камни должны быть определённого размера, формы и цвета и чтобы выбрать их, положитесь на свою интуицию. Для сооружения каменных светильников используются следующие виды камней: плоский, лежачий и расположенный вертикально. Для создания пробного варианта японского каменного фонаря потребуются один плоский камень, один круглой или квадратной формы, а также несколько камней, размером с кулак.
Плоский камень необходимо положить на землю таким образом, чтобы он не шатался, можно подсыпать некоторое количество песка или, наоборот, взрыхлить почву, но это крайний случай. После установки основания необходимо очень аккуратно и медленно сделать столбик из маленьких камней, скрепив их между собой глиной и замазав все щели. Таких столбиков должно быть не меньше четырёх, главное не увлекаться и оставить пространство внутри, куда будут ставиться свечи. И только после того, как глина полностью высохнет и столбики будут твёрдо стоять на основании, нужно положить на них круглый (или квадратный) камень-крышу.

Фонари наиболее полно раскрывают свои необычные качества в вечернее или ночное время, когда в их светильной камере горит обыкновенная свеча.
Пламя, колышущееся внутри фонаря, придаёт саду таинственность и очарование.
При таком оригинальном освещении японцы проходят по саду в чайный домик – тясицу.
Но и простое созерцание фонаря с горящей внутри свечой создаёт настроение необычности, реальное ощущение другого мира.

Источник

Оцените статью