- Можно ли включать кондиционер в машине зимой
- Зачем зимой включают в машине кондиционер?
- Как часто нужно включать кондиционер зимой?
- Почему кондиционер зимой не включается
- Как включать кондиционер зимой в машине
- Как кондиционер помогает при запотевании
- Почему нужно включать кондиционер в салоне машины зимой
- Холод в холоде: нужно ли включать кондиционер зимой
Можно ли включать кондиционер в машине зимой
Так можно ли включать кондиционер в машине зимой, когда на улице морозы? Этим вопросом задаются водители которые слышали совет о том, что для продления его срока службы необходимо периодически запускать данную систему. Правильный ответ — не только можно, но и нужно. Но есть нюансы.
Например, кондиционер в мороз может просто не включиться. И тогда возникает у автовладельца еще ряд других вопросов, связанных с работой системы кондиционера в зимнее время года. Все детали — в нашей статье.
Зачем зимой включают в машине кондиционер?
Любой эксперт по автокондиционерам вам скажет — включать кондиционер зимой в машине нужно. И руководства пользователей разных моделей автомобилей это подтвердят. Но зачем это делать?
Схема работы системы кондиционирования воздуха в салоне автомобиля
Дело в том, что в системе кондиционирования используется специальное компрессорное масло. Оно необходимо для смазывания деталей компрессора и всех резиновых уплотнений системы. Если бы его не было, трущиеся детали в компрессоре попросту тогда заклинили. Однако само масло не циркулирует внутри системы самостоятельно, оно растворено во фреоне, который является его переносчиком.
В результате если вы не включаете кондиционер длительное время (например, несколько месяцев подряд, с осени и до самого лета), первое время при запуске после простоя компрессор будет работать “на сухую”. Такой режим может привести к выходу из строя или просто существенно сократить его ресурс. И чем дольше система простаивала — тем дольше нужно маслу, чтобы снова смазать все элементы системы. Тем больше “убивается” компрессор.
А посмотрев на его стоимость, менять эту деталь не захочется никому (для Приоры — 9000 рублей, для Lacetti — 11 000 рублей, Ford Focus 3 — 12 000 рублей). Поэтому смазывание системы является основной причиной зачем нужно включать кондиционер зимой в машине. Вот только использование автокондиционера в зимнее время должно быть правильным иначе вы не сможете его включить летом.
Но кроме износа самого компрессора, без смазки страдают и резиновые уплотнения. А если рассохнутся они — начнет вытекать и испаряться фреон. Залить новый не так дорого, как заменить компрессор, но это тоже несколько тысяч рублей. Причем затраты еще и не окупятся, потому что если не найти и не устранить причину протечки, фреон снова выйдет из системы и деньги будут в прямом смысле выброшены на ветер.
Путаницу в вопросе “можно ли включать кондиционер в машине зимой” вносят несколько факторов.
- В мануалах ничего не пишут про то что запускать кондиционер нужно при положительной температуре окружающего воздуха — никто так и не нашел ответа почему это не указывают.
- Компрессоры большинства автомобилей, произведенных после 2000 года, вращаются круглый год и называются всепогодными. Работа компрессора на повышение давления и смыкание муфты и шкива происходит внутри конструкции — поэтому определить, что он действительно “заработал” сложно и это усложняет понимание “включается ли кондиционер зимой”.
- Даже при выключенном компрессоре, в салоне загорается лампа АС — с этим попробуем разобраться отдельно.
Как часто нужно включать кондиционер зимой?
Единой рекомендации нет. Среднее значение — один раз в 7-10 дней на 10-15 минут. Лучше всего поискать эту информацию в руководстве по эксплуатации конкретного автомобиля. И вообще это единственный надежный источник информации, за который автопроизводитель отвечает головой и рискует возможными судебными исками. Даже если вы сомневаетесь можно ли включать кондиционер в машине зимой, посмотрите что написал производитель. Когда в нем сказано “включать”, то включайте и не бойтесь о том что будет если включить кондиционер в машине зимой. Если такой информации нет — окончательный выбор за вами. Однако помните о всех тех аргументах, что были приведены выше.
Почему вообще могут возникнуть сомнения, ведь смазка системе нужна? На самом деле в мороз кондиционер не запускается! Да, даже если на панели горит лампочка А/С. Чтобы его включить, нужны определенные условия.
Почему кондиционер зимой не включается
Система кондиционирования всех автомобилей, независимо от возраста и конструкции, не включаются при низких температурах. У каждого автопроизводителя свои настройки при какой температуре не работает кондиционер в машине, но большинство укладывается в общий диапазон от -5°С до +5°С. Вот данные, собранные журналистами издания “За Рулем” у автопроизводителей в России в 2019 году.
Марка авто | Минимальная температура функционирования компрессора |
---|---|
BMW | +1 °C |
Haval | -5 °C |
Kia | +2 °C |
MPSA (Mitsubishi-Peugeot-Citroen) | +5 °C |
Nissan | -5. -2 °C |
Porsche | +2. +3 °C |
Renault | +4. +5 °C |
Skoda | +2 °C |
Subaru | 0 °C |
Volkswagen | +2. +5 °C |
Что это означает? В конструкции системы есть датчик давления фреона, который в первую очередь предотвращает аварийную ситуацию с высоким уровнем давления. Грубо говоря, он следит, чтобы компрессор не “перекачал”. Но у него есть и уровень минимального давления, ниже которого он считает, что фреона в системе нет вообще и тоже не дает включить компрессор.
В этот момент работает элементарная физика — чем ниже температура за бортом, тем ниже давление в системе. В какой-то момент (индивидуальный для каждого автопроизводителя) датчик отключает возможность включения кондиционера. Это защитный механизм, который бережет компрессор от работы в условиях низкого давления.
Почему же кондиционер все же может включиться через какое-то время после запуска двигателя и выхода на рабочую температуру. Ни один автопроизводитель не сообщает о настройках работы своих систем кондиционирования и климат-контроля. Но логично предположить, что компрессор нагревается в подкапотном пространстве автомобиля до минимально необходимого уровня и датчик давления позволяет запуск.
Но даже в такой ситуации кондиционер может быстро выключиться, буквально через 10 секунд после включения. Здесь в дело вступает датчик температуры испарителя — если он фиксирует риск обледенения детали из-за низкой температуры вокруг, система снова выключится.
Как включать кондиционер зимой в машине
Так включать ли зимой кондиционер в машине, если он все равно не запускается? Да, включать, чтобы прогнать масло, и чтобы это сделать, есть следующие варианты:
- в хорошо прогреть автомобиль, включится когда торпедо в салоне уже теплая;
- включать в любом теплом помещении: отапливаемый гараж, теплый бокс, закрытый паркинг, автомойка (кстати, многие автовладельцы рекомендуют именно мойку).
В таком случае вы точно сможете включать автомобильный кондиционер зимой и даже проконтролировать его работу. На старых компрессорах с электромагнитной муфтой это просто понять, потому что при включении происходит щелчок — это муфта зацепляется со шкивом. В современных системах климат-контроля понять, что кондиционер работает можно только в теплом боксе, через время проверив какой воздух идет из воздуховодов либо наблюдая за оборотами по тахометру — они должны увеличится.
Как кондиционер помогает при запотевании
Борьба с запотеванием
Еще одна причина зачем зимой включать кондиционер в машине — это борьба с запотеванием стекла. Любой водитель знает — если в холодное время года начинают потеть стекла, нужно включать кондиционер и печку одновременно, направлять потоки воздуха на лобовое стекло и проблема будет быстро устранена. Более того, в современных автомобилях с системами климат-контроля, если вы вручную переключите потоки воздуха на лобовое стекло, кондиционер включится принудительно. Точнее загорится кнопка АС. Воздух осушается, запотевание убирается.
Весной и осенью, а точнее при температурах от 0 до +5°C, когда вы включаете кондиционер, он запускается и подает охлажденный влажный воздух на испаритель. Там влага конденсируется, воздух осушается и подается на радиатор печки. В результате теплый сухой воздух подается в салон и помогает нагреть стекло, вбирает в себя влагу и устраняет запотевание.
А вот зимой не все так однозначно. Проблема в том, что если копнуть в физику процесса, то осушение воздуха на испарителе кондиционера возможно только при плюсовой температуре.
Схема работы системы при удалении запотевания стекла используя кондиционер зимой
В мороз влага на испарителе не может конденсироваться, потому что на него попадает забортный воздух и она просто-напросто будет превращаться в лед. В этом моменте многие водители возразят “а вот я в мороз включаю обдув на лобовое стекло, включаю печку и А/С (или оно включается само) и запотевание как рукой снимает”. Еще одна распространенная ситуация — зимой в пробке включается рециркуляция салонного воздуха, чтобы не дышать выхлопными газами в забортном воздухе, и окна сразу же запотевают. Включение кондиционера помогает устранить этот неприятный эффект.
Как работает кондиционер летом и зимой.
Это правда и это можно объяснить следующим образом. В режиме рециркуляции при выключенном кондиционере влажный забортный воздух не осушается на испарителе, а подогретым попадает в салон, где снова конденсируется. Когда в салоне радиатор печки нагреет воздух до плюсовых температур, в испарителе кондиционера начинается обычный процесс кипения. При этом нагретый салонный воздух активно вбирает в себя влагу, которую оставляет на испарителе кондиционера.
Более детально эти процессы описаны в видео.
Так что зимой не стоит бояться включать кондиционер. Нанести вред системе не даст электроника — кондиционер просто не включится. А когда возникнут условия для его работы — он заработает самостоятельно. И работающий кондиционер действительно поможет устранить запотевание окон.
Источник
Почему нужно включать кондиционер в салоне машины зимой
Система кондиционирования — весьма сложное устройство, которое состоит из большого количества компонентов, радиаторов, вентиляторов, трубок и прочего.
Для поддержания системы в работоспособном состоянии в особенности в период, когда часто в ней нет необходимости, рекомендуется включать кондиционер, как минимум, на 15-20 минут один раз в неделю. Это поможет поддержать ресурс работы кондиционера и обеспечит смазку его отдельных компонентов, например, уплотняющих сальников.
Ведь при длительном простое с внутренних деталей системы кондиционирования масло постепенно стекает вниз, а когда кондиционер возобновляет активную работу, некоторое время ему приходится функционировать в режиме сухого трения. А это создает дополнительный риск износа компрессора — самого дорогостоящего компонента системы кондиционирования. Кстати, в режиме сухого трения с поверхности металлических элементов системы стираются частицы, которые затем начинают циркулировать по всему контуру и в итоге могут повредить и другие компоненты.
Но есть и другая, более очевидная польза от работающего в холодное время года кондиционера. Включенная климатическая установка помогает быстро высушить воздух в салоне автомобиля и устранить запотевание стекол.
Обычно в холодное время года в салон машины вместе с воздухом попадает много влаги, которая затем оседает на стеклах и, конечно же, ухудшает обзорность водителю. Но если включить кондиционер в режиме замкнутой циркуляции, стекла быстро высохнут, а излишки водяного пара в салоне испарятся.
Включать климатическую установку в салоне важно и для борьбы с грибками, бактериями и микроорганизмами, которые могут размножатся во влажной среде ячеек теплообменника. Периодически работающий в зимнее время кондиционер не даст развиться этой патогенной среде.
Существует ошибочное мнение, что работающий в салоне кондиционер может навредить автомобилю и будет заметно увеличивать расход топлива. Однако в зимний период «вклад» работающего кондиционера в увеличение расхода топлива незначителен, при условии, конечно же, что он работает эпизодически в профилактических целях. А чтобы избежать дополнительной нагрузки на мотор, рекомендуется включать климатическую установку только после того, как двигатель погреется.
Источник
Холод в холоде: нужно ли включать кондиционер зимой
Система кондиционирования — одна из самых сложных систем автомобиля. Она работает почти круглый год и требует регулярного технического обслуживания, однако для многих по-прежнему порождает много вопросов и мифов. Надо ли чистить кондиционер перед зимой? Стоит ли включать его в минусовую температуру для профилактики и что будет, если не включать его вовсе?
Система кондиционирования не только обеспечивает комфортную температуру в салоне, но и влияет на безопасность вождения. С увеличением температуры в салоне у водителей снижается концентрация внимания, что повышает риск аварии. Кроме того, при высокой влажности потеют стекла, а кондиционер позволяет быстро высушить воздух в салоне и очистить ветровое.
Чаще всего владельцу автомобиля стоит проверять шланги и прокладки системы кондиционирования, которые с возрастом высыхают и могут потерять герметичность. Поэтому автопроизводители рекомендуют проводить проверку системы кондиционирования воздуха минимум один раз в год в специализированных автомастерских. Средняя стоимость обслуживания кондиционера составляет от 1500 до 4000 рублей. Пренебрежение проверкой может повлечь серьезный ремонт на десятки тысяч рублей.
Кондиционер в автомобиле работает примерно так же, как и бытовой. У него есть компрессор, трубки, радиаторы и вентиляторы. Компрессор сжимает фреон (этот газ — рабочее вещество кондиционера). Один радиатор и вентилятор охлаждают жидкий фреон, второй радиатор охлаждает салон, пропуская воздух через дефлекторы системы вентиляции.
В процессе сжатия газообразного фреона он переходит в жидкое состояние и сильно нагревается. Чтобы его охладить, используется радиатор в передней части машины. Вторая ступень охлаждения производится в радиаторе салона автомобиля, который также называется испарителем. Там фреон из жидкого состояния переходит в газообразное. Во время этого процесса фреон сильно остывает и поглощает тепло из окружающей среды. Этот процесс и обеспечивает прохладу в салоне автомобиля.
Компрессор кондиционера имеет много мелких деталей, между которыми создается трение. Чтобы продлить ресурс механизмов, детали смазываются специальным маслом. Длительный простой компрессора может привести к тому, что масло стечет из мест контакта, а детали останутся без смазки. В такой ситуации после запуска кондиционера компрессор какое-то время поработает, но детали будут усиленно разрушаться от трения.
Современные системы кондиционирования являются довольно экономичными, но компрессор в любом случае запускается от двигателя и отбирает у него часть мощности. На двигателях мощностью до 100 л. с. снижение динамики разгона при работающем кондиционере является довольно ощутимым, однако многие машины при разгоне «в пол» временно отключают компрессор кондиционера.
На холостом ходу двигателя работающий кондиционер требует дополнительно примерно 0,5 л топлива в час, а на ходу прибавляет в среднем от 0,2 до 0,4 л к расходу топлива на каждые 100 км пути. Примерно столько же тратится на обеспечение работы подогревов стекол и зеркал, так что расход топлива зимой в любом случае будет заметно выше. Но горящий индикатор кондиционера не означает обязательной прибавки — электроника не всегда задействует компрессор, и зимой он чаще всего будет отключен.
Специалисты автосервисов считают, что для поддержания ресурса кондиционера и смазки деталей компрессора систему стоит включать хотя бы на 10 минут раз в неделю. Это правило касается и зимнего периода. Периодически в холодное время года кондиционер стоит включать для профилактики.
Производители автомобилей не запрещают использовать кондиционер зимой, однако у некоторых моделей есть ограничение на включение системы в морозы. Иногда кондиционер перестает работать уже при минус трех градусах по Цельсию. При такой погоде периодически стоит включать систему на отапливаемом паркинге торгового центра или в теплом гаражном боксе хотя бы на пять минут, пока машина находится в тепле.
Иногда использовать кондиционер зимой можно и для борьбы с запотевшими окнами. В этом случае испаритель отлично конденсирует влагу на своей поверхности и выводит наружу через специальный дренажный канал. Если воздух снаружи и в машине холодный, а водитель хочет узнать, исправен ли кондиционер, стоит как следует прогреть салон автомобиля, после чего включить ненадолго систему кондиционирования.
Автомобилистам, которые совсем не пользуются кондиционером в зимнее время года, после окончания холодного сезона необходимо обязательно провести техническое обслуживание системы, почистить салонный фильтр и провести противомикробную обработку перед началом эксплуатации системы. Необходимое оборудование и химикаты есть почти в любом автосервисе.
Источник