- Плешаков. 3 класс. Учебник №1, с. 36 – 40
- Плешаков. 3 класс. Учебник №1, с. 36 – 40
- Тела, вещества, частицы
- Ответы к стр. 36 — 40
- Окружающий мир 3 класс 1 часть. Тела, вещества, частицы стр. 36 – 39
- 1. Вспомни, на какие группы можно разделить все предметы, которые нас окружают.
- 2. Рассмотри схему. На какие две группы можно разделить тела? Приведи примеры тел каждой группы.
- 3. Проверьте с помощью учебника, верны ли приведённые ниже утверждения.
- 4. Выберите из списка сначала тела, потом вещества.
- 5. Покажите с помощью модели процесс растворения кусочка сахара в воде.
- 6. Изобразите с помощью моделей расположение частиц в твёрдом, жидком, газообразном веществах.
- Проверь себя
- 1. Что называют телами? Приведи примеры.
- 2. Что такое вещества? Приведи примеры.
- 3. Из чего состоят вещества? Как это доказать?
- 4. Что ты можешь рассказать о частицах?
- Задание для домашней работы
- На следующем уроке
- Вспомни, какие вещества ты знаешь.
- Заморозки это тело или вещество
- Вчера не справилась с задачей для 3-его класса
- Окружающий мир. 3 класс
Плешаков. 3 класс. Учебник №1, с. 36 – 40
Июн 19
Плешаков. 3 класс. Учебник №1, с. 36 – 40
Тела, вещества, частицы
Ответы к стр. 36 — 40
1. Что называют телами? Приведи примеры.
Любой предмет, любое живое существо можно назвать телом. Тела различаются размером, формой, цветом, тем, из чего они сделаны. Парты, доска, стулья, цветы, ученики, дома, машины, пешеходы, деревья… — это тела. Перечислить все тела невозможно, их существует бесчисленное множество. Солнце, планеты, Луна тоже тела. Их называют небесными телами. Есть тела, которые созданы природой, а есть те, которые созданы руками человека.
Искусственные тела: стол, карандаш, книги, кресло.
Естественные тела: солнце, дерево, облако, камень.
2. Что такое вещества? Приведи примеры.
Вещество — это то, из чего состоят тела.
3. Из чего состоят вещества? Как это доказать?
Есть тела, которые образованы одним веществом (кусочек мела), есть тела, которые состоят из нескольких веществ (например, карандаш). Очень сложный состав имеют живые существа. Например, в растениях есть сахар, крахмал, вода и другие вещества. Тела могут состоять из одного вещества, а могут – из нескольких.
4. Что ты можешь рассказать о частицах?
Вещества, а значит, и тела, состоят из мельчайших частиц – молекул, а молекулы состоят из атомов.
Каждое вещество состоит из особых частиц, которые по размерам и форме отличаются от частиц других веществ.
Учёные установили, что между частицами есть промежутки. В твёрдых телах эти промежутки маленькие, частицы плотно прижаты друг к другу; в жидкостях – промежутки увеличиваются, нарушая ровные ряды; самые большие промежутки – в газах. Частицы (молекулы) постоянно движутся. Молекулы (частицы) в твёрдых веществах сильно притягиваются друг к другу, так как промежутки между ними очень малы. Поэтому твёрдые тела сохраняют форму.
У жидких веществ промежутки между молекулами (частицами) немного больше, и молекулы могут перемещаться. Жидкости текучи.
У газообразных веществ расстояние между молекулами намного больше самих молекул, поэтому молекулы в газах свободно и очень быстро движутся. Газы летучи и занимают весь предоставленный объём.
Частицы можно изобразить с помощью моделей, например, пластилиновых шариков.
Источник
Окружающий мир 3 класс 1 часть. Тела, вещества, частицы стр. 36 – 39
Из этой темы учебника «Окружающий мир» третьеклассник узнает, что такое тела, вещества и частицы.
1. Вспомни, на какие группы можно разделить все предметы, которые нас окружают.
Все предметы вокруг нас мы можем разделить на тела и вещества.
2. Рассмотри схему. На какие две группы можно разделить тела? Приведи примеры тел каждой группы.
Тела — это любой предмет живой или неживой природы. Их все можно разделить на две группы. К первой относятся естественного происхождения, то есть созданные природой. А ко второй группе относятся искусственные, то есть созданные человеком.
- Естественного происхождения: камень, дерево, лошадь, планета.
- Происхождения искусственного: дом, автомобиль, самолёт, ракета.
3. Проверьте с помощью учебника, верны ли приведённые ниже утверждения.
Любой предмет, любое живое существо можно назвать телом.
Это утверждение верно, любой предмет действительно можно так назвать.
Вещества — это то, из чего состоят тела.
И это утверждение верно также. Любой предмет состоит из одного или нескольких веществ.
4. Выберите из списка сначала тела, потом вещества.
Тела: подкова, стакан, кирпич, арбуз, камень. Причём подкова, стакан и кирпич — искусственного происхождения, а арбуз и камень — естественного.
Вещества: сахар, соль, крахмал.
5. Покажите с помощью модели процесс растворения кусочка сахара в воде.
Наша модель будет состоять из трёх частей. На первой нарисуем стакан с водой, на дне которого будет лежать кусочек сахара.
На втором рисунке на дне стакана получится горка сахарного песка. Но часть сахара уже растворилась в воде. Мы это покажем стрелками вверх от кучки сахара.
На последнем рисунке изобразим стакан с водой в которой можно точками показать растворенные частицы сахара, хаотично распределённые по всему объёму воды.
6. Изобразите с помощью моделей расположение частиц в твёрдом, жидком, газообразном веществах.
Изготовим три модели-рисунка.
На первом заполним объём ёмкости тесно прилегающими друг к другу кружочками, которые изображают молекулы твёрдого объекта. Так частицы распределяются в твёрдом предмете.
На втором рисунке в той же ёмкости нарисуем отдельно расположенные кружочки, которые почти не касаются друг друга. Их будет много меньше, чем в твёрдом предмете. Так распределяются любые частицы в жидкостях.
На третьем рисунке в том же объёме покажем всего несколько кружочков, максимально удалённых друг от друга. Таково расположение частиц в газах.
Проверь себя
1. Что называют телами? Приведи примеры.
Ими называют все предметы живой и неживой природы, естественного или искусственного происхождения. Например: дерево, камень, автомобиль, дом, арбуз, кирпич.
2. Что такое вещества? Приведи примеры.
Это то, из чего состоит любое тело. Оно может быть образовано одним или несколькими веществами. Например: соль, сахар, крахмал, алюминий, железо, вода.
3. Из чего состоят вещества? Как это доказать?
Они состоят из частиц. Доказать это можно, растворив в воде сахар или соль. Вода станет сладкой или солёной, а сами сахар и соль не будут видны, распадутся на мельчайшие частицы.
4. Что ты можешь рассказать о частицах?
Частицы — это то, из чего состоят все предметы вокруг нас. Каждое тело состоит из частиц, отличающихся от тех, из которых состоят другие размером и свойствами. Между частицами всегда есть промежутки.
Задание для домашней работы
Запиши в словарик:
Тело — все предметы живой и неживой природы.
Вещество — то, из чего состоят все тела.
Частица — то, из чего состоит любое вещество и тело.
На следующем уроке
Вспомни, какие вещества ты знаешь.
Я знаю, что они бывают твёрдыми, например алюминий, жидкими, например вода, и газообразными, например воздух.
Источник
Заморозки это тело или вещество
Из чего состоит всё
Природные объекты — то, что относится к природе.
Среди них есть объекты неживой и живой природы.
Кроме того, нас окружает бесчисленное множество предметов, созданных человеком.
Найдите лишнюю фотографию в каждом ряду и обведите её. Объясните свой выбор
В первом ряду выделен рисунок с чашкой, он лишний, так как здесь размещены объекты природы. А кружка создана человеком.
Во втором ряду выделен рисунок с птицей, так как в этом ряду, наоборот, размещены предметы созданные человеком, к которым птица не относится.
Приведи примеры природных объектов (по 3 — 4 в каждом ряду).
Объекты неживой природы: камни, песок, тучи, ветер, дождь, почва
Объекты живой природы: рыба, грибы, деревья, насекомые, животные
Твёрдые тела — способны сохранять форму и объем.
Жидкости — текучи, не способны сохранять форму, но сохраняют объем.
Газы — летучи, они не сохраняют своей формы и занимают весь предоставленный им объем.
Узнай по описанию вещества и впиши их названия в клеточки.
- Это вещество входит в состав любого живого организма. Тело человека на 2/3 состоит из этого вещества.
Ответ: вода - Это вещество встречается в виде камня под землёй, а также растворено в воде морей и океанов. Его можно встретить и в каждом доме — на кухне.
Ответ: соль - Это вещество добавляют во многие продукты — конфеты, торты, пирожные. В природе оно содержится в растениях.
Ответ: сахар - Это вещество — наш помощник на кухне, потому что оно хорошо горит. Но в случае утечки оно может распространиться по всей квартире, а это очень опасно.
Ответ: природный газ - Эти вещества созданы искусственно. Их используют для изготовления предметов домашней утвари, оконных рам, игрушек и многих других изделий.
Ответ: пластмасса
Подчеркни синим карандашом названия твёрдых тел, а зелёным — названия веществ.
Названия твёрдых тел: гвоздь, подкова, проволока, канистра для бензина, сосулька, льдина, конфета, солонка.
Названия веществ: соль, железо, алюминий, медь, пластмасса, бензин, вода, сахар
Практическая работа (опыт) «Вода — растворитель»
Цель опыта: определить, какие вещества вода растворяет, а какие нет.
1. Предложите план (порядок) проведения опыта.
План.
1) Высыпать и размешать сахар в первый лабораторный стакан, наполненный водой.
2) Высыпать и размешать соль во второй лабораторный стакан, наполненный водой.
3) Высыпать и размешать измельчённый мел (мел измельчите в ступке) в третий лабораторный стакан, наполненный водой.
4) Высыпать и размешать глину в четвертый лабораторный стакан, наполненный водой.
Рассмотрите рисунок. Выберите оборудование, которое вам понадобится для проведения опыта. Отметьте выбранные предметы галочкой.
Зафиксируйте результаты опыта, поставив знак + в соответствующие графы таблицы.
Источник
Вчера не справилась с задачей для 3-его класса
по окружающему миру))))
Вот скажите мне, пожалуйста, что из этого тело, а что вещество:
мел, сахар, снег.
Исходя из 3-го класса и определений Снег — вещество, снежок/снежная баба — тело
Мел (кусок) — тело, как горная порода — вещество
Сахар-песок — вещество, сахар-рафинад — тело.
З.Ы. В окрмире меня порадовала одна фраза в начале 3-й четверти (январь): «понаблюдайте за пчелами. «.
Ржал минут сорок. :)))
Сергей.
я вот так понимаю что снег — нифига не вещество, а кусок мела = кусок горной породы (в отличие, например, от гипса и гипсовой скульптуры или там гипсокартона), про сахар тоже неоднозначно, т.к. каждый кусочек сахара (кристалл) является телом, а веществом будет сахароза какая-нибудь.
понятно, что этому в третьем классе не учат. но примеры можно было бы и покорректнее дать: металл и металлическая ручка на двери.
Нет, ну это примитивно было бы:)) > но примеры можно было бы и покорректнее дать: металл и металлическая ручка на двери.
++Тут, как я понимаю, задачи «на смекалку»:))))
может я тупой конечно но по мне так все вещество, формула химическая есть, значит вещество.
)) агрегатное состояние кмк, а не форма))
Ну меня так в школе учили)), а правильно ли, я не знаю
+ 1. В принципе, снег тоже, кажется, может быть телом — если это снежок (которым кидаются).
яэто делала ващет примерно лет 35 назад > т.е. более 25 лет назад :(((
> был такой чумовой предмет — ПРИРОДОВЕДЕНИЕ.
> До сих пор ужас накатывает, когда вспоминаю про дневник наблюдений за природой, в кот. ежедневно. нужно было писать (рисовать картинки) температуру воздуха, облачность и т.д.
каждый день это делали только лохи. зачетные перцы делали сразу за неделю, а то и за месяц.
> Так что Окр.мир — проапгрейденная фича от природоведения.
хрента. это жалкое подобие импортного сайенс, из которого убрали все прикольное и напихали фактов и прочего барахла.
Источник
Окружающий мир. 3 класс
Конспект урока
Окружающий мир 3 класс
Урок 5. Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
- Что такое тела.
- Что такое вещества.
- Что такое частицы.
- Разнообразие веществ.
- Кислотные дожди.
Глоссарий по теме:
Молекула — наименьшая частица вещества, обладающая всеми его химическими свойствами.
Атом — мельчайшая частица элемента.
Кислота – кислый вкус.
Уксус – жидкость с резким, кислым вкусом.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
- Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 3 кл.: учеб.пособие для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / А. А. Плешаков. — М.: Просвещение, 2017. с. 24.
- Атлас — определитель «От земли до неба» с. 8, с. 14.
Открытые электронные ресурсы по теме урока:
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Если мы с вами оглядимся вокруг, что мы увидим? Мы увидим различные предметы – стол, стул, дома, машины, деревья, горы, люди, животные. Перечислить все предметы невозможно, потому что их очень много. Любой предмет или живое существо можно назвать телом. Планеты, солнце, Луна – тоже тела. Их называют небесными телами. Все тела делятся на две группы – естественные и искусственные. Естественные тела, это природные тела. Растения, животные, птицы, человек – всё это естественные тела. Искусственные тела, это тела, созданные руками человека. Дома, мосты, книги, машины – всё это и многое другое создал человек.
Все тела состоят из веществ. Например, сахар – это вещество, а кусок сахара – это уже тело. Стекло – это вещество, а стакан – это тело. Из одного вещества можно сделать разные тела. Например, из пластмассы – линейка, проволока, пластмассовый стаканчик. Есть тела, которые образованы несколькими веществами: карандаш, ножницы. Есть тела, которые образованы многими веществами. Например, растения состоят из воды, сахара, соли, крахмала и других веществ. Очень сложный состав имеют живые тела. Вещества тоже делятся на группы. Различают твёрдые, жидкие и газообразные вещества.
Ученые установили, что вещества состоят из мельчайших частиц, которые видны только под микроскопом. Чтобы убедиться в этом, давайте проведём опыт. Возьмём тело, состоящее из одного вещества, например кусочек сахара, опустим его в стакан с водой и хорошо помешаем. Сначала сахар будет виден, но постепенно станет исчезать. Попробуем воду на вкус, она сладкая. Значит, сахар не исчез, а остался в стакане. А мы его не видим, потому что он распался на маленькие, невидимые нашему глазу частицы, из которых он состоял, и эти частицы перемешались с частицами воды, поэтому вода стала сладкой на вкус. Мельчайшую, невидимую частицу вещества учёные назвали молекулой. А каждая молекула состоит из ещё более мелких частиц, которые называются атомами. Молекулы и атомы разных веществ отличаются друг от друга формой и размерами. Эти мельчайшие частицы постоянно движутся. Между частицами есть промежутки. В твёрдых веществах эти промежутки совсем маленькие, частицы плотно прижаты друг к другу, поэтому твёрдые тела сохраняют форму. В жидких промежутки немного больше, и молекулы могут перемещаться, поэтому жидкости текучи. Самые большие промежутки – в газообразных веществах. У газообразных веществ расстояние между молекулами намного больше самих молекул, поэтому молекулы в газах свободно и очень быстро движутся. Запомним, веществами называют то, из чего состоят тела.
Веществ тоже очень и очень много. Сейчас их известно около миллиона. В старших классах вы будете изучать очень интересный предмет – химию. Химия, это наука, которая изучает вещества, их состав, строение. Есть природные вещества, к примеру, это соль, вода, железо. И есть вещества, которые создал человек – стекло, резина, пластмасса. И каждый год человек придумывает новые вещества.
Чтобы познакомиться с некоторыми веществами, нам достаточно просто пойти на кухню. На столе мы видим солонку, а в ней поваренная соль. Самое важное для человека свойство поваренной соли – то, что она солёная на вкус, её используют для подсаливания пищи. Добывают соль из-под земли, это настоящее полезное ископаемое. Под землёй соль встречается в виде камня. Очень много соли содержится в водах солёных морей и озёр. Есть она и в почве, и в телах живых организмов.
Сахар мы тоже обязательно встретим на кухне. По внешнему виду сахар похож на соль. Сладкий вкус – главное свойство сахара. Получают сахар из растений – сахарной свёклы и сахарного тростника, который растёт в жарких странах. Глюкоза – ещё одна разновидность сахара. Она встречается в различных частях растений.
Крахмал – это вещество, которое мы тоже можем встретить на кухне. Крахмал – это белый порошок. Его добавляют, когда варят кисель. Крахмал очень важное питательное вещество, которое необходимо человеку. Он содержится во многих растительных продуктах – в белом хлебе, в картофеле. Чтобы узнать, есть ли в продукте крахмал, нам понадобится разбавленная водой настойка йода. Если капнуть ею на продукт, в котором содержится крахмал, настойка йода окрасится в сине-фиолетовый цвет.
Большая группа веществ, с которыми мы сталкиваемся на кухне – это кислоты. Всем нам знаком вкус лимона. Такой вкус ему придаёт лимонная кислота. В яблоках содержится яблочная кислота. Когда прокисает молоко, в нём образуется молочная кислота. Общее свойство эти веществ – кислый вкус. Надо быть острожным, нельзя пробовать любую кислоту на вкус. Многие кислоты очень едкие – они разрушают одежду, древесину, кожу человека, бумагу. Поэтому обращаться с ними надо осторожно. На кухне вы можете встретить и такую кислоту – уксусную. Её используют только в разбавленном виде. К бутылочке с этой кислотой вообще нельзя прикасаться! Из-за загрязнения окружающей среды стали образовываться кислоты высоко в небе. Они выпадают вместе с дождем на землю, такие дожди называют кислотные. От них страдают растения и всё живое, портятся многие постройки. Некоторые животные и растения используют кислоту, как средство защиты от врагов. Например, муравьи в момент опасности поднимают брюшко и выбрызгивают струйки муравьиной кислоты. Эта же кислота содержится в пчелином яде и в жгучих волосках крапивы.
Окружающий нас мир полон загадок и тайн. Нас впереди ждёт ещё много новых интересных открытий.
Примеры и разбор решения заданий
1. Выберите вещества, которые не относятся к твёрдым.
Варианты ответов: глина; молоко; соль; песок; почва; мел; сок; воздух; алюминий.
Правильный вариант ответа:
Молоко; сок; воздух; вода.
Разбор типового контрольного задания
2. В какой строчке указаны только вещества?
Варианты ответов: алюминий, соль, железо, линейка, проволока, крахмал, сахар, роса; бумага.
Правильный вариант ответа: алюминий, соль, железо.
Источник