- ПОЭТИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА: «Эта резанность линий, этот грузный полёт, этот нищенски синий и заплаканный лёд…» (И. Анненский)
- Значение слова «заплаканный»
- Делаем Карту слов лучше вместе
- Синонимы к слову «заплаканный»
- Предложения со словом «заплаканный»
- Цитаты из русской классики со словом «заплаканный»
- Сочетаемость слова «заплаканный»
- Что (кто) бывает «заплаканным»
- Понятия со словом «заплаканный»
- Отправить комментарий
- Дополнительно
- Предложения со словом «заплаканный»
- Синонимы к слову «заплаканный»
- Сочетаемость слова «заплаканный»
- Что (кто) бывает «заплаканным»
- Морфология
- Правописание
- Карта слов и выражений русского языка
- Анненский инокентий снег. Анализ стихотворения «Снег» Анненского
- Краткий анализ
- Анализ стихотворения Анненского «Снег»
- История создания
- История написания
- LiveInternetLiveInternet
- Средства выразительности
- Анализ стихотворения Иннокентия Анненского «Снег»
- Анализ Снег
ПОЭТИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА: «Эта резанность линий, этот грузный полёт, этот нищенски синий и заплаканный лёд…» (И. Анненский)
Плачет лёд по былой своей крепости и мощи. Он, обессиленный. покоряется тёплым лучам солнца. Плавают кружочки льда, переливаясь на солнце разноцветной радугой.
Отчего прозрачны крыши
И хрустальны колера? (Пастернак)
Ответ ясен — ВЕСНА шагает «Весеннею порою льда и слез, весной бездонной».
Тут дрогнет самое суровое сердце, растает, услышав
«Капели звон и пенье птицы
За занавешенным окном.»
Этот выдох зимы, последний снег, как последнее прощай.
«Последний снег весны – седой зимы усталость,
Улыбка старика сквозь слезы на глазах.
Последний снег весны – нечаянная радость,
Земли нечастый гость, рожденный в небесах.» (Арлекин)
Вот уж снег последний в поле тает,
Теплый пар восходит от земли,
И кувшинчик синий расцветает,
И зовут друг друга журавли. (А. Толстой)
————
Зима отъехала от нас.
Телега скрылась вдалеке.
Весна подходит. В добрый час!
Весна всегда ласкает нас.
Улыбки, воробьи и брызги золотые… (Бальмонт)
————
Сегодня все с весной весёлые спешат…
Осколки от теней на лужи голубые
Упали и дрожа отчётливо скользят. (Набоков)
У И. Анненского особая символика цвета: синева льда сцеплена с нищенством, нищенский — потому и заплаканный, но лед заплакан, вероятно, еще и потому, что местами подтаял и на нем проступает вода.
Еще последний снег в долине мглистой
На светлый лик весны бросает тень,
Но уж цветет душистая сирень,
И барвинок, и ландыш серебристый.
Как кроток и отраден день лучистый,
И как приветна ив прибрежных сень.
Как будто ожил даже мшистый пень,
Склонясь к воде, бестрепетной и чистой.
Кукушки нежный плач в глуши лесной
Звучит мольбой тоскующей и странной.
Как весело, как горестно весной,—
Как мир хорош в своей красе нежданной,
Контрастов мир, с улыбкой неземной,
Загадочный под дымкою туманной.
Константин Бальмонт, 1894
«Плывите!» — молвила Весна.
Ушла земля, сверкнула пена,
Диван-корабль в озёрах сна
Помчал нас к сказке Андерсена.
Исчез последний снег зимы,
Нам цвёл душистый снег магнолий…
Куда летим? Не знали мы!
Да и к чему? Не всё равно ли?
Тянулись гибкие цветы,
Как зачарованные змеи,
Из просветлённой темноты
Мигали хитрые пигмеи…
Последний луч давно погас,
В краях последних тучек тая,
Мелькнуло облачко-Пегас,
И рыб воздушных скрылась стая,
И месяц меж стеблей травы
Мелькнул в воде, как круг эмали…
Он был так близок, но увы —
Его мы в сети не поймали!
Под пёстрым зонтиком чудес,
Полны мечтаний затаённых,
Лежали мы и страх исчез
Под взором чьих-то глаз зелёных.
Марина Цветаева, 1910
Ночь не тает. Ночь как камень.
Плача тает только лед,
И струит по телу пламень
Свой причудливый полет.
Но лопочут, даром тая,
Ледышки на голове:
Не запомнить им, считая,
Что подушек только две.
Но отрадной до рассвета
Сердце дремой залито,
Все простит им. если это
Только Это, а не То.
Набух, оттаял лед на речке,
Стал пегим, ржаво-золотым,
В кустах затеплилися свечки,
И засинел кадильный дым.
Березки — бледные белички,
Потупясь, выстроились в ряд.
Я голоску веснянки-птички,
Как материнской ласке, рад.
Природы радостный причастник,
На облака молюся я,
На мне иноческий подрясник
И монастырская скуфья.
Обету строгому неверен,
Ушел я в поле к лознякам,
Чтоб поглядеть, как мир безмерен,
Как луч скользит по облакам,
Как пробудившиеся речки
Бурлят на талых валунах,
И невидимка теплит свечки
В нагих, дымящихся кустах.
Источник
Значение слова «заплаканный»
ЗАПЛА́КАННЫЙ, —ая, —ое; —кан, — а, -о. Со следами слез. Заплаканные глаза. Заплаканное лицо. □ Заплаканный Алеша лежал на траве в кустах сирени. Федин, Необыкновенное лето.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
ЗАПЛА’КАННЫЙ, ая, ое; -кан, а, о. Со следами слез. Заплаканные глаза. Заплаканное лицо. Она заплаканная стояла у гроба матери.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: разговориться — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Синонимы к слову «заплаканный»
Предложения со словом «заплаканный»
- Верзила поднял заплаканные глаза на графиню, вскочил на ноги, чуть было не ударившись головой о низкий потолок, и поклонился.
Цитаты из русской классики со словом «заплаканный»
- Молодой чиновник прошел в затворенную дверь и вывел оттуда заплаканную даму в трауре. Дама опускала костлявыми пальцами запутавшийся вуаль, чтобы скрыть слезы.
Сочетаемость слова «заплаканный»
Что (кто) бывает «заплаканным»
Понятия со словом «заплаканный»
Отправить комментарий
Дополнительно
Предложения со словом «заплаканный»
Верзила поднял заплаканные глаза на графиню, вскочил на ноги, чуть было не ударившись головой о низкий потолок, и поклонился.
Не поднимая заплаканных глаз, красавица приняла протянутую руку, и оба подошли к аббату.
Оба обернулись и увидели пожилую заплаканную женщину. Тёмный платок скрывал седые волосы, воспалённые от слёз глаза лихорадочно блестели.
Синонимы к слову «заплаканный»
Сочетаемость слова «заплаканный»
Что (кто) бывает «заплаканным»
Морфология
Правописание
Карта слов и выражений русского языка
Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.
Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.
Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.
Источник
Анненский инокентий снег. Анализ стихотворения «Снег» Анненского
Краткий анализ
История создания – стихотворение было написано незадолго до смерти поэта, в декабре 1909 года. Опубликовано уже после его кончины, в 1910-м.
Тема стихотворения – зима как конец жизни, это время, которое избавляет от иллюзий.
Композиция – произведение делится на две части. В первой Иннокентий Анненский говорит о зиме как о времени года, которое его тяготит. Вторая часть посвящена предчувствию весны.
Жанр – пейзажно-философская лирика.
Стихотворный размер – анапест с перекрестной рифмовкой.
Эпитеты – “грузный полет”, “нищенский синий и заплаканный лед”, “ослабелый сиреневый снег”, “непорочные сны”.
Метафоры – “дыму не уйти в облака”, “выси открыв”, “снег ложится на обрыв”.
Сравнение – “точно стада в тумане непорочные сны“.
Анализ стихотворения Анненского «Снег»
В поэзии Анненского удивительным образом сливается реальный мир, глубокое интеллектуальное осмысление окружающего, эмоциональное восприятие. Реальность, интеллект и эмоции переплетаются самыми причудливыми и каждый раз новыми способами в том неповторимом изысканном стиле, который был присущ только Анненскому.
Стихотворение состоит из 5 строф. Размер-анапест. Стопа: трехсложная, с ударением на третьем слоге. Рифмовка-перекрестная.
У Анненского особая символика цвета: синева льда сцеплена с нищенством, нищенский — потому и заплаканный, но лед заплакан, вероятно, еще и потому, что местами подтаял и на нем проступает вода.
Анафора — это (единоначатие) повторение отдельных слов или оборотов в начале отрывков, из которых состоит высказывание.
Этот грузный полет,
Этот нищенский синий
То сверкающе белый,
То сиреневый снег.
Эпитет — это слово, определяющее предмет или действие и подчеркивающее в них какое — либо характерное свойство, качество. Снег-талый, усталый, сиреневый.
Этот нищенский синий И заплаканный лед!
История создания
Иннокентий Анненский всегда любил зиму, но в 1909 году она стала для него символом увядания, символом того, что жизнь давит на плечи невыносимым грузом. Поэт сильно болел и, очевидно, предчувствовал свою смерть. Он написал пять вариантов стихотворения “Снег”, история создания которого тесно связана с его мыслями о предстоящей кончине, но только один из них попал в папку произведений, который он хотел бы напечатать. Достали его оттуда уже друзья поэта, в 1910 году опубликовавшие посмертный сборник его стихотворений.
История написания
Иннокентий Анненский всегда славил зиму в своих стихах так, что невозможно было не полюбить это чудеснейшее время года с его снегами, прерывистыми ветрами, морозными узорами, дремотностью природы, красным закатом. Холодная пора 1909 года стала для автора последней в его жизни, что нагоняло на поэта особую тоску. Зима становилась для него непереносимым грузом, ведь Анненский серьезно болел и предчувствовал свою скорую кончину.
Им было написано пять вариантов стиха, история которого взаимосвязана с мыслями о смерти, о том, как идеал в виде любимой поры года становится роком в его судьбе. Лишь один вариант стихотворения попал в сборник и на публикацию. Самый хороший из них Иннокентий Федорович поместил в отдельную папку. Опубликован посмертный сборник Анненского был благодаря друзьям, решившим почтить так память гениального поэта.
Тема стихотворения – конец жизни и зима, которая напоминает автору об этом конце. Поэт описывает чувства, которые он испытывает в связи с тем, что прожито уже много лет и жизнь подошла к закату. Он устал и нести свой крест, и даже радоваться зиме, которая когда-то была его любимой порой в году. Анненский видит, что преклонение перед природой, радость от смены времен года – это всего лишь иллюзорна попытка человека уйти в выдуманный мир. И все же он любит этот мир и вспоминает о нем с ностальгией.
LiveInternetLiveInternet
Иннокентий Фёдорович Анненский
Полюбил бы я зиму, Да обуза тяжка… От нее даже дыму Не уйти в облака.
Эта резанность линий, Этот грузный полет, Этот нищенский синий И заплаканный лед!
Но люблю ослабелый От заоблачных нег — То сверкающе белый, То сиреневый снег…
И особенно талый, Когда, выси открыв, Он ложится усталый На скользящий обрыв,
Точно стада в тумане Непорочные сны — На томительной грани Всесожженья весны.
Практически у каждого поэта есть свое любимое время года, которое ассоциируется с наиболее приятными воспоминаниями или же знаковыми событиями в жизни. Таким периодом для русского поэта Иннокентия Анненского была зима, которую автор неразрывно связывал не только с праздниками, но и с очищением земли, которая словно бы по мановению волшебной палочки может преобразиться за несколько часов, укутавшись в роскошную белую шаль.
Однако в свою последнюю зиму, чувствуя приближение смерти, Иннокентий Анненский написал весьма противоречивое стихотворение «Снег», в котором провел параллель между зимой и финалом жизни, указав, что именно в это время года мир впадает в тяжелую дрему. И далеко не каждому будет суждено дождаться пробуждения.
Говорят, что поэты обладают повышенной интуицией, поэтому могут предсказывать будущее. Видимо, Иннокентий Анненский чувствовал, что с каждой снежинкой, которая падала на землю в декабре 1909 года, судьба отмеряет часы его жизни. Их он посвятил созданию одному из самых известных своих произведений, которое впоследствии вошло в посмертный сборник, изданный друзьями. О том, насколько важно было для поэта стихотворение «Снег», свидетельствует и тот факт, что после трагической смерти в бумагах поэта было найдено пять различных версий этого произведения. Но лишь одна из них, которую автор посчитал наиболее значимой и удачной, была помещена в специальную папку для публикации.
О чем же это стихотворение? В первую очередь о том, что автор устал нести свой крест, и уже не может так же, как и прежде, радоваться жизни, получая удовольствие от созерцания снегопада, скрывающего грязь и неприглядность окружающего мира. Автор пишет о том, что он с радостью полюбил бы зиму, «да обуза тяжка». Он понимает, что снежное убранство – это всего лишь временная маскировка, и за ней невозможно полностью скрыть все то, чего не хочется видеть. То же самое происходит и в душе поэта, который мечтает избавиться от тяжелых воспоминаний, думая о приятном, но при этом осознает – жизнь прожита, и как бы теперь он не пытался ее приукрасить в собственных воспоминаниях, это по сути, уже ничего не изменит.
Преображающийся мир за окном собственного имения кажется Анненскому убогим и непривлекательным. «Резанность линий», «нищенский лед», блеск которого лишь издали можно принять за сверкание драгоценных камней, отливающий сиреневой снег, холодный и безучастный – все это вызывает в душе поэта волну противоречивых чувств. С одной стороны, он все еще любит зиму с ее морозом и пронизывающим холодом. Но, с другой стороны, видит, что такое преклонение перед обычной сменой времен года – очередная попытка уйди от самого себя, спрятаться в иллюзорном мире, который рано или поздно рассыплется на тысячи мелких осколков, оставив в душе чувство горечи и разочарования.
В то же время поэт признается, что зима для него действительно является любимым временем года. Однако особенно трепетно он относится к тому периоду преображения природы, когда мягкий и уже начинающий таять снег «ложится усталый на скользящий обрыв». Анненский боготворит зиму за то, что она является предвестницей весны и дарит ему «непорочные сны», наполненные грезами, мечтами и надеждами. Но все же поэт понимает, насколько хрупкой является грань между настоящим и будущим, заглянуть в которое по силам далеко не каждому. И это осознание словно бы подводит черту под иллюзорностью бытия каждого человека, жизнь которого соткана из череды зим и весен, однако далеко не всем дано увидеть, как природа пробуждается от зимней спячки и преображается под ласковыми лучами теплого солнца.
Средства выразительности
Эмоциональная наполненность стихотворения очень высока. Чтобы передать свои чувства, Анненский использует многочисленные тропы. Эти средства выразительности помогают ему выполнить художественную задачу. В стихотворении “Снег” встречаются:
- Эпитеты – “грузный полет”, “нищенский синий и заплаканный лед”, “ослабелый сиреневый снег”, “непорочные сны”.
- Метафоры – “дыму не уйти в облака”, “выси открыв”, “снег ложится на обрыв”.
- Сравнение – “точно стада в тумане непорочные сны”.
Благодаря этим тропам поэт смог передать, как ярко он ощущает хрупкую грань между настоящим и будущим, перешагнуть которую не всем суждено. Очевидно, сам он хотел бы увидеть пробуждение природы, но понимает, что этого не случится.
Анализ стихотворения Иннокентия Анненского «Снег»
10 февраля 2016
Во многих источниках указано, что для Иннокентия Федоровича Анненского зима была любимым временем года, она ассоциировалась у него с новизной и чистотой этого мира. С тем, что человечество хотя бы на краткий миг познает девственную красоту этого мира.
Но откуда тогда такие грустные, траурные стихи, преисполненные горечи и утомления? Почему зима для поэта стала тяжкой обузой, от которой не то, что человеку, даже дыму не уйти в облака?
Однако данное стихотворение автор написал на исходе жизни в свою последнюю зиму в декабре 1909 года. Благодаря высшей интуиции, которой часто наделены гении и поэты, Иннокентий Анненский предчувствовал свою смерть.
Оттого и стала зимняя пора для него тяжким грузом, от которого не уйти, не сбежать. То время, которое раньше поэт считал порой перерождения всего живого на земле, стало его временем гибели.
Для больного Анненского холод и снег были тяжелым препятствием для выхода на улицу. Это стихотворение он сложил, глядя, как за окном падает первый снег. И нет в нем больше будущего для поэта.
Иннокентий Федорович остался наедине со своим прошлым, тяжелыми мыслями, он устал от жизни и снежный покров не приносил ему более радости и мимолетного ощущения гармонии в окружающем мире. Теперь поэту казалось, что этот невинный снежный покров не скроет всей мирской грязи, не остановит суету – это всего лишь нищенский, заплаканный лед.
Но в то же время, в строчках стихотворения «Снег» Иннокентий Федорович Анненский признается зиме в любви, благодарит ослабелый от заоблачных нег, первый сверкающий белизной, переливающийся сиреневый снег за предвестие скорого избавления от мирской суеты, за прощальный привет и предвестие весны, которая неминуемо придет и избавит землю от сковывающего, заплаканного льда.
Стихотворение «Снег» вошло в посмертный сборник стихов Иннокентия Анненского, опубликованный друзьями поэта. Они же и нашли в записях и дневниках автора это произведение, причем в пяти различных вариантах.
По всему видно, что для Иннокентия Федоровича «Снег» был особенным стихотворением, которое он собирался опубликовать в ближайшем будущем.
Анализ Снег
Русские поэты часто в своих произведениях описывали времена года. Поэтическое слово – прекрасный инструмент, позволяющий раскрыть особенности природных явлений, погоду и окружающий пейзаж. Особо излюбленными и колоритными являются литературные описания зимних дней. Читатель с легкостью рисует в своем воображении разные картины: морозный ясный день, бегущих по льду лошадей, а, может, и настоящую метель за окном и вьюгу в чистом поле. Безусловно, главный герой зимних стихов – это сам снег.
Поэты Серебряного века, к которым причислял себя и Иннокентий Анненский, обладали удивительной способностью, отличавших их от всех прочих авторов жанра, — могли самым необычным образом при помощи нестандартных метафор, эпитетов и гипербол показать обычные явления, например, снег. В целом поэзия рубежа 19 и 20 веков наполнена глубоким смыслом, в лирических произведениях судьба человека отражает судьбу целой эпохи, а его внутренний мир с тайными закоулками души транслируется через восприятие природы. Но какой «Снег» Анненского?
Поэт показывает две ипостаси зимы, рисует два противоположных образа снега. Композиция произведения условно разделена на две смысловые части. В первых двух четверостишьях стихотворения мы видим зиму как тяжкую обузу, тяжелое бремя. В ней нет ничего прекрасного, ничто не радует глаз. Лед вместо искристого и серебристого – «нищенски синий и заплаканный», сам снег не легкий и пушистый, как обычно пишут в стихах, а грузный. Такое описание этого времени года непривычно, оставляет тягостные впечатления. Кажется, что душа поэта страдает, она наполнена тяжелыми предчувствиями.
Для лучшего понимания эмоционального настроя автора необходимо обратиться к событиям его жизни того времени. В 1906 году Анненский увольняется с должности директора знаменитого Царскосельского лицея. Его преследуют различные неудачи и неурядицы. Расстраивает поэта и тот факт, что печать его новых произведений постоянно откладывается по соображениям царской цензуры. Стихотворение «Снег» написано зимой 1909 года, в этом же году поэт скоропостижно умирает от инфаркта. Говорят, что творческие люди могут предчувствовать свою кончину. Среди его рукописей было обнаружено пять вариантов этого произведения, но только одну из них поэт положил в папку для публикации. Кажется, что Анненков выверял каждое слово и прочувствовал каждую строчку. Произведение было напечатано друзьями поэта в посмертном сборнике.
Содержание второй части стихотворения более позитивное и даже жизнеутверждающее. Автор говорит о том, что все-таки любит зиму. Особенно его вдохновляет снег последний, талый, поскольку он является предзнаменованием наступления весны и долгожданного пробуждения природы. Поздний снег у Анненского «сверкающе белый» и «сиреневый». Кажется, что от былой грусти не осталось и следа, потому что жизнь в эти моменты наполняется радостной гармонией.
Очевидно, что в одном произведении соединились два противоположных описания зимы. Одно – гнетущее, почти траурное, другое – легкое и оптимистичное. Мы можем предполагать, что автор при написании стихотворения испытывал противоречивые чувства. Прогрессирующая болезнь усугубляла моральное состояние Анненского. Последние дни жизни больной поэт не имел возможности выходить из дома. В четырех стенах, находясь вдали от светской жизни, он продолжает творить. Снег, увековеченный в стихах, он наблюдал из окна. Осознанно или случайно это стихотворение становится авторским прощанием с творчеством, друзьями и жизнью, его последним поэтическим вздохом.
Источник