ОКОЛКА СУДНА
— освобождение ледоколом судна изо льда; производится почти всегда перед тем, как приступить к буксировке застрявшего во льдах судна. Для О. ледокол проходит вдоль подветренного борта застрявшего судна взад и вперед. Время, потребное на освобождение парохода от льда путем О. мощным ледоколом, колеблется в среднем от 1/2 до 11/2 часов.
Кроме того, О. С. называют вырубание льда вокруг корпуса судна в целях предупреждения деформации корпуса от давления льда.
Самойлов К. И. Морской словарь. — М.-Л.: Государственное Военно-морское Издательство НКВМФ Союза ССР , 1941
EdwART. Толковый Военно-морской Словарь , 2010
Смотреть что такое «ОКОЛКА СУДНА» в других словарях:
ОКОЛКА СУДНА — освобождение ледоколом застрявшего во льдах судна. Производится путем неоднократного прохода ледокола вдоль подветренного борта судна вперед и назад. Сред, длительность околка судна колеблется в пределах 0,5 1,5 ч. Кроме того, околокой судна… … Морской энциклопедический справочник
Ледокол — Атомный ледокол «Ямал» У этого термина существуют и другие значения, см. Ледокол (книга). Ледокол самоходное специализированное судно, предназначенное для различных видов ледокольных операций с це … Википедия
ОКАЛЫВАТЬ — ОКАЛЫВАТЬ, (обкалывать), о(б)колоть что, колоть вкруг чего, обтесывать, обрубать колкой. Баклушу окалывают, скалывают блонь и круглят. Лед вкруг судна обкалывают, чтобы его не раздавило льдом. ся, страд. и ·возвр. по смыслу речи. Лед окалывается … Толковый словарь Даля
Источник
Что происходит с кораблем, если его зажимает во льдах?
Весь мир переживает и наблюдает за развитием драматичной ситуации с судном «Академик Шокальский», который оказался зажат во льдах Антарктиды. В истории мореплавания в ледовую ловушку попали сотни кораблей, а с момента истории с челюскинцами в 1934 году
Зажатый льдами «Свердловск». Фото 1933 года.
Как рассказал коpреспонденту «Эксперт Online» конструктор кораблей ледового класса с 27-летним стажем, доктор технических наук Алексей Новоселов:
«Когда судно попадает в арктический ледовый плен, оно подвергается очень мощному давлению на корпус, которое по кинетической энергии можно сопоставить с ударом 20-тонного метеорита, который летит со скоростью 5 тыс. км/ч. По практике нам известно, что подобные космические объекты оставляют воронку на поверхности земли диаметром нескольких километров и около 200 метров в глубину. С каждой минутой ледовый вал все больше «наваливается» на корабль со всех сторон, поэтому все зaвисит от скорости оказания помощи – или с земли ледокольным путем, или с воздуха, но тогда выйдет спасти только людей, а о самом судне можно забыть: оно рано или поздно превратится в груду металлолома неузнаваемой формы».
Напоминаем, что 25 декабря российское исследовательское судно «Академик Шокальский» застряло во льдах Антарктики. На судне находилось 48 туристов и ученых из Австралийской антарктической экспедиции и 20 членов экипажа. В правом борту моряки заметили огромную трещину, после чего послали сигнал бедствия. Фото сделаны с палубы судна.
Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:
Источник
Пять историй судов, застрявших во льдах
«Испытатель», 1850 год
Пройти по морскому пути, соединяющему Атлантический и Тихий океаны, именуемому Северо-Западным проходом, пытались многие и — пропадали. Их искали, но редко находили. В такое рискованное путешествие отправился полярный исследователь Роберт Мак-Клур на корабле «Испытатель».
Выйдя из Лондона в 1850 году, судно прошло через Атлантику, проследовало вдоль всего Тихоокеанского побережья обеих Америк. Зимовали англичане возле острова Банкс, совершая санные поездки в разных направлениях. Таким образом был снова обнаружен Северо-Западный проход, но забитый льдами. У подножия скалы, которая когда-то была конечным пунктом одной из экспедиций, Мак-Клур оставил записку с указанием места зимовки.
Продвинувшись на восток дальше всех предшественников, «Испытатель» завяз во льдах, высота их местами достигала 15 м. Припасы истощились, люди слабели, началась цинга. Но благодаря оставленной под скалой записке в апреле 1853 года спасение пришло. Члены команды Эдварда Белчера (вторая экспедиция, отправившаяся по следам Джона Франклина) выехали на собачьих упряжках «по указанному адресу».
Вот как описывал эту встречу Мак-Клур: «Мы увидели, что к нам по льду быстро приближается какая-то человеческая фигура. Когда мы увидели, что лицо ее черно, как смола, то у нас невольно родился вопрос, имеем ли мы дело с обитателем земли или пришельцем с того света. Если бы обвалился небесный свод, то и тогда, кажется, мы были бы поражены меньше, чем словами, которые услышали: «Я лейтенант Пим. с корабля «Резольют» . » Здоровые и больные высыпали на палубу, не веря ушам и глазам своим. отчаяние уступило место самой горячей радости. ». Чернота лица спасателя, поразившая Мак-Клура, объясняется просто: по утверждению судового врача, сажа защищала от жестких солнечных лучей.
Роберт Мак-Клур стал первым человеком, сумевшим морем пройти вокруг обеих Америк. Правда, в Англии он сначала был предан суду за то, что покинул корабль, но после оправдан, прославлен и посвящен в рыцари.
«Эндьюранс», 1914 год
«Эндьюранс» был одним из двух кораблей — участников Имперской трансантарктической экспедиции, отправившейся в плавание в августе 1914 года. Задачу возглавлявший поход Эрнест Шеклтон поставил амбициозную — пересечь весь Антарктический материк.
Позже он признавался, что был готов к тяжелым ледовым условиям, но столь мощных полей пака не ожидал (пак — морской лед толщиной не менее 3 м, возрастом более 2 лет).
В январе экипаж увидел 30-метровые ледяные стены, обрамлявшие берег Земли Котса. В конце февраля 1915 года командир объявил о зимовке: жилые помещения на корабле стали утеплять, собак спустили на лед и разместили в конурах. В апреле начались подвижки льда и появилось опасение, что «Эндьюранс» может быть раздавлен. Но случилось это только в октябре — в борту образовалась пробоина. Трое суток экипаж откачивал воду из трюмов. Наконец командир приказал начать эвакуацию. Полярники наблюдали, как их судно, зажатое льдинами, превращается в обломки и тонет.
Теперь цель сменилась на более прозаическую — выжить. На дрейфующей льдине был основан лагерь. В апреле она раскололась надвое (причем палатки и запасы оказались на отделившейся части), пришлось срочно грузиться в шлюпки. Пятидневное плавание привело их к необитаемому острову Элефант, расположенному вдали от судоходных трасс. Выжить на острове было можно: пресная вода, тюлени, пингвины. Но команда сдавала — и физически, и морально.
Шеклтон с пятью людьми пошел на одной из шлюпок за помощью — на китобойную базу на острове Южная Георгия. При благоприятном раскладе путешествие должно было занять около месяца. 29 апреля погода резко ухудшилась, упала температура, волны захлестывали шлюпку. Высадка на остров Анненкова была крайне опасной, но люди слабели на глазах и командир решился. (Позднее он признавался, что это плавание было одним из самых страшных испытаний в его жизни).
До китобойной базы оставалось 280 км, но шлюпка не выдержала бы пути. Двое из команды были совсем плохи, и Шеклтон с остальными (Уорсли и Крин) отправился за спасением через горы — к китобойной базе Стромнесс. Они шли 36 часов — без сна, без карт, через ледники, обходя горные обрывы — и наконец достигли цели. В тот же день, 19 мая, норвежские китобои отправили моторный катер, чтобы эвакуировать остальных. Спасение оставшихся на острове Элефант удалось далеко не с первой попытки: только 30 августа все участники зимовки перешли на борт прорвавшегося к ним парового буксира.
«Челюскин», 1933 год
На пароход «Челюскин» и его экипаж советским правительством была возложена важная миссия: доказать, что за время короткой летней навигации обычный пароход может пройти «северный коридор» — кратчайший морской путь между Европейской частью России и Дальним Востоком. «Челюскин» и был таким обычным грузопассажирским кораблем, разве что усиленным для навигации во льдах.
Экспедиция, возглавленная директором Арктического института, исследователем Отто Шмидтом, отправилась в путь поздновато — 12 июля 1933 года. Первая встреча со льдами произошла в Карском море. Препятствие удалось преодолеть и выйти к мысу Челюскин. 4 ноября, благодаря удачному дрейфу вместе со льдами, судно вошло в Берингов пролив. До чистой воды было рукой подать. Но корабль увлекло назад, зажало льдинами и вместе с ними стало уносить обратно в Чукотское море. 13 февраля 1934 года «объятия» льда усилились — затрещала обшивка, внутрь полилась вода. Срочно началась эвакуация на лед.
Через два часа «Челюскин» затонул, а 104 человека оказались на льдине. О чем и была отправлена телеграмма «лично товарищу Сталину». Началась операция по спасению. Тем не менее основная часть челюскинцев провела на льдине около двух месяцев. Обжились. Из спасенных материалов построили барак и пекарню. Чтобы время не пропадало даром, Шмидт читал зимовщикам лекции по философии.
Полеты на Севере — дело непростое, особенно на самолетах того времени, не приспособленных к условиям густого тумана и низких температур. Так что, забегая вперед, летчики, участвовавшие в спасении, не зря получили свои Звезды Героев. Первым 5 марта приземлился на льдину экипаж Анатолия Ляпидевского на самолете АНТ-4. За две недели летчики совершили 24 рейса. После чего семерым пилотам было присвоено звание Героев Советского Союза. Полярники тоже стали национальными героями. В честь «Отто Юльевича Шмидта на льдине», говорят, даже детей называли — Оттоюшминальд (мальчик) и Оттоюшминальда (девочка).
«Георгий Седов» и другие, 1937 год
Осенью 1937 года во льдах Арктики замерз почти весь советский ледокольный флот. Поставленный на зимовку караван ледокола «Ленин» был вынесен льдами на середину моря Лаптевых, ежечасно рискуя быть раздавленным льдами. Караван ледореза «Литке» зимовал в проливе Вилькицкого. Группа лесовозов вмерзла в лед у острова Диксон. Несколько пароходов стояли во льдах возле бухты Тихой. Израненный льдами «Красин» зимовал у Нордвика.
Суда шли на помощь застрявшим и попадали в ловушку сами. Так случилось и с «Георгием Седовым», «Садко» и «Малыгиным». Усилия были тщетны: пробитые ледоколами каналы тут же затягивало льдом. Пришлось встать на зимовку. Так 23 октября начался легендарный дрейф, длившийся 812 дней. Опыта такого ни у кого из 217 человек, находящихся на трех судах, не было.
«Среди дрейфующих льдов образовался целый город, — писал Константин Бадигин (второй помощник на «Садко», в процессе дрейфа ставший капитаном «Седова»). — Рядом с трехэтажными пароходами выросли ледовые домики, палатки гидрологов и магнитологов. Быстро были протоптаны тропы, соединяющие корабли». Многое зависело от того, как поставить корабль на зимовку — чтоб не попасть на линию сжатия льдов (так в свое время погиб «Челюскин»). Лучше всех встал «Садко» — в естественной лагуне среди ледяного поля, окруженной мощной грядой торосов. А вот у «Георгия Седова» одним из сжатий повредило руль — судно потеряло возможность управления.
Весь апрель 1938 года, курсируя с Тикси на льдины, летчики Павел Головин и Анатолий Алексеев самолетами вывозили зимовщиков. «Садко» из ледового плена освободил осенью ледокол «Ермак». А вот «Георгия Седова» отбуксировать не удалось, ледокол остался на вторую зимовку. Только в январе 1940 года у экипажа появился шанс вернуться на Большую землю: к дрейфующему пароходу приблизился ледокол «Иосиф Сталин». Чтобы ускорить освобождение судна, пришлось закладывать в 2-3 метрах от корпуса заряды, взрывами разрушая пятиметровый лед под кормой. Наконец, 13 января спаситель и спасаемый встали борт к борту и «Седов» был выведен на чистую воду.
«Академик Шокальский», 2012 год
25 декабря, под самый Новый — 2013-й — год, исследовательское судно «Академик Шокальский» с 74 людьми на борту застряло в Антарктике. «Мы не дотянули тогда до чистой воды всего лишь одну милю», — рассказывал капитан судна Игорь Киселев. Но подувший затем сильный ветер привел к образованию мощного ледового поля, простиравшегося от корабля на десятки миль.
На призыв о помощи отозвались три ледокола — китайский «Снежный дракон», французская «Астролябия» и австралийская «Аврора Аустралис». Но разыгравшаяся метель — скорость ветра в среднем 50 км/час с порывами до 70 км/час — не позволила спасателям приблизиться к российскому судну, они также «завязли» во льду. «Приключение» не помешало австралийским ученым — океанологам, гидрологам, зоологам — и примкнувшим к экспедиции туристам готовиться к встрече Нового года и даже, по словам находящегося на борту корреспондента Би-би-си Эндрю Люк-Бакера, сочинять по этому поводу песни и разучивать танцы. Экипаж же тем временем продолжал борьбу за вызволение из плена: «Работаем круглосуточно, ситуацию облегчает тот факт, что в Антарктике сейчас лето и ночью светло», — докладывал капитан Игорь Киселев.
В итоге все-таки было принято решение об эвакуации людей вертолетом на австралийский ледокол, которая и состоялась 2 января. А через пять дней, благодаря перемене ветра, ледовое поле покрылось трещинами, и 8 января целый и невредимый «Академик Шокальский» вышел на чистую воду и отправился дальше по запланированному маршруту — «к местам обитания маленьких пингвинов».
Источник
Ледяной причал. Четыре судна застряли на Иртыше во льдах
ЧЕТЫРЕ СУДНА, НЕ ДОЙДЯ ДО РОДНОГО ПОРТА, ЗАСТРЯЛИ НА ИРТЫШЕ ВО ЛЬДАХ
Частный сухогруз «СТ-1418», баржа, плавкран и теплоход «Зеленга» из Санкт-Петербурга вынужденно встали на зимовку в Тарском районе. Но если судну из северной столицы повезло дойти до районного порта, то три других «посудины» прямо посередине реки попали в ледовое окружение в тридцати километрах от пристани.
Окончание навигации принесло много неприятных сюрпризов речникам. Обещания синоптиков, как всегда, имели небольшую погрешность, и вопреки прогнозам лед слишком рано начал затягивать поверхность Иртыша. Несмотря на пустые трюмы, сухогруз «СТ-1418» не успевал дойти до причала. В связке с ним шли баржа и плавкран.
В нескольких километрах от Самсоновского моста ледовые ворота перед караваном закрылись. Полынья на фарватере окончательно замерзла. Дороги назад не было. Так что капитану оставалось дать только одну команду: «Заглушить двигатель!»
Цепочка судов остановилась вблизи татарской деревни Сеитово. Считается, что это самое старое поселение в Тарском районе. Расположено оно у южной границы тайги, в двух шагах от непроходимых лесов. Как и в любом таежном селе, в Сеитово осталось немного домов, производство не развито, а асфальт местные жители видят только в райцентре. Одним словом, не лучшее место для внеплановой стоянки судов.
— Караван долго пытался прорваться через ледовую преграду, два дня он шел мимо нашей деревни, — рассказал корреспонденту «Четверга» директор школы в Сеитово Руслан Курманов. — Остановился он в трех километрах от села, возле Змеиной горы.
По странному стечению обстоятельств караван застрял напротив древнего кургана. Место таинственное: жители находили и древнюю керамику, и человеческие останки. Летом на возвышенности «загорают» змеи, отсюда и название.
С высокого берега застывший караван можно наблюдать во всей красоте. Правда, большого эстетического удовольствия этот пейзаж не вызывает. Признаков жизни на судне не наблюдается. На палубах намело сугробы, окна капитанской рубки наполовину замерзли. Судя по приподнятому носу сухогруза, судно долго боролось со льдами. В конце концов ему даже не пришлось бросать якорь. Речные «айсберги» крепко заковали корабль.
— Мы планировали дойти до Новосибирска, но путевая информация о погоде и времени ледостава не оправдалась. Последние полтора суток мы ломали лед, — позже рассказал капитан корабля Александр Гердт. -Лед был не толстый: три-четыре сантиметра. Поэтому судно могло идти сквозь него. Но когда мы поняли, что не сможем продвигаться дальше, пришлось принять кардинальное решение. В целом сухогруз «СТ-1418» приспособлен к зимовкам и переносит их спокойно. За несколько дней мы подготовили суда к зиме. Слили всю воду из систем, закрыли теплоходы и перешли по уже окрепшему льду на берег. Для меня это не первый подобный случай. Однажды пришлось зимовать на судне в ста восьмидесяти километрах выше Салехарда.
Впрочем, вернемся на берег Иртыша. Пока я рассматривал корабль, ко мне подбежал молодой человек лет двадцати пяти с бородой. Он, как выяснилось, охраняет три замерзшие «посудины».
— На корабль вход запрещен! — строго заявил молодой сторож. — Фотографируйте только с берега.
Парень был встревожен внезапным визитом. Что можно легко объяснить: он несет вахту в полном одиночестве. С напарником они меняются каждые две недели. Между тем вероятность разграбления судна велика. Сотни тонн металла на дороге не валяются. А среди жителей соседних деревень могут найтись сторонники легкого заработка.
— А вас оружием хоть обеспечили? — спрашиваю у охранника.
— Я не буду отвечать на такие вопросы, — отрезал тот.
Юный сторож оказался неразговорчивым. Зато сказал, что у него есть телефоны милиции, куда он обязательно обратится, если кто-нибудь попытается попасть на корабль.
ДОЖИТЬ ДО ВЕСНЫ
Как позже выяснилось, экипаж перегонял суда из Казахстана в Новосибирск, где должен был пройти таможенные процедуры. Но когда стало ясно, что до города в эту навигацию не дойти, капитан принял решение добраться хотя бы до ближайшей базы. Однако и этого сделать не удалось.
— Сломался ли наш корабль? Нет. Он в рабочем состоянии, — заверил арендатор судна Александр Кремнев. — Единственная причина внезапной остановки — непреодолимые силы стихии. Мы не ожидали, что лед так рано встанет. Сейчас каждые четыре часа на судне проверяется водоточность, то есть выясняется, не просочилась ли где вода. Что касается горючего, то его на судне осталось три куба. Вероятность попадания его в реку мала, контроль за топливными баками также ведется ежедневно. Весной до ледохода мы планируем отогнать судно в безопасное место. Скорее всего, придется вплотную подойти к берегу, чтобы проплывающие льдины не повредили корпус корабля.
Пройти Северный морской путь и застрять во льдах Западной Сибири довелось сухогрузу «Зеленга», который также не дошел до конечного пункта назначения. Но этому судну повезло больше. Он бросил якорь у Тарского порта, где его приняли на стоянку. Как сообщили местные речники, сухогруз перегоняли из Санкт-Петербурга в Омск. Однако из-за ранней зимы он вынужден был остановиться на зимовку раньше срока.
— Теплоход в полной безопасности, он стоит на специально отведенном месте и находится под охраной, — рассказал директор Тарского речпорта Вячеслав Полев. — Весной он продолжит плавание.
Между тем опытные речники рассказывают, что в ледовый плен сухогрузы и баржи попадали всегда. Вот только раньше они могли рассчитывать на помощь ледоколов. В былые времена в области зимний панцирь вскрывали «Чудинов» и «Евдокимов». Эти корабли перестали ходить по Иртышу лет десять-пятнадцать назад. По одной из версий, они были проданы в другие регионы. Сейчас спасать застрявшие во льдах «посудины» и ломать лед перед началом навигации нечем. Более того, половина сухогрузов и барж сегодня принадлежат частным предпринимателям, а государственные порты не всегда помогают им в трудной ситуации. Таковы суровые речные законы.
Комментарий помощника омского транспортного прокурора Екатерины МАЙЕР:
— Нам известно обо всех фактах зимовки судов на реке. Подобные случаи не редкость. Тому есть объективные причины. Речники в погоне за выручкой стараются как можно позже покинуть северные районы. В результате они не успевают вернуться в порт из-за погоды, которую порой сложно предсказать. Зима их застает в пути. Для предпринимателей это, конечно, затратно. Ведь судно нужно всю зиму охранять. Однако законодательство речники таким образом не нарушают. Река принадлежит к объектам общего пользования. Поэтому никаких мер административного воздействия по отношению к владельцам зазимовавших на реке судов мы не принимаем.
Источник