Заяц прячется от лисицы зимой

Как зимует заяц?

Как зимуют зайцы: есть ли «лыжи» у зайцев?

Зимой у зайца много врагов – лисы, волки,хищные птицы. Но у него есть и «волшебные помощники», которые помогают ему быстро убегать от врагов. Что это за помощники? Вы и Ваши дети узнают о них из этой статьи.

Первый помощник зайца зимой — это заячьи «лыжи»! Да, почти настоящие! Откуда же у зайца лыжи? Послушайте :).

Зимой подошвы лапок зайца обрастают густыми волосками. От этого пальцы лап сильно раздвигаются и получаются как будто «лыжи». Поэтому зайчик легко бегает даже по рыхлому снегу. А пот, который выделяется на лапках зайца, смазывает подошвы лапок и защищает от налипания снега. Вот такие зимние лапки – «лыжи» есть у всех зайцев! Зимой зайцам – раздолье! По рыхлому снегу они ходят как в валенках, а по насту мчатся стрелой на своих «лыжах» — лапках – никто не догонит!

Люди так и говорят: «Зайца ноги носят».

Чем отличаются заяц — беляк и заяц — русак?

Зайцы есть разные: есть заяц – беляк, а есть заяц — русак. В чем отличия?

  • Заяц — беляк живет в лесу. А заяц — русак — житель полей и лугов.
  • Уши у беляка короче, чем у русака. И на кончиках они черные.
  • Задние лапки русака длиннее, чем у беляка, чтобы он мог быстро бегать. Зато у беляка есть «лыжи» — широкие ступни, и он может легко удерживаться на снегу и не проваливаться.
Читайте также:  Шаблон для презентации лед

Вот как об этом говорится в сказке для детей — сказке о том, как заяц-беляк и заяц-русак друг с другом зимой спорили.

Э. Шим. Беляк и русак

— Ты, Русак, в полях живешь, на раздольных местах. Должен бегать лучше меня, лесного зайца.
— Я и так лучше бегаю. Тебе, Беляку, за мной не угнаться!
— А давай во-он до того дерева пробежим. Кто скорей?
— Давай! …
— Ну что, Русак? Обогнал я тебя?
— Обогнал… Уффф.
— Так-то! Не хвались, что лучше меня, лесного зайца, бегаешь. У вас в полях снег всегда крепкий, его ветром обдувает, настом прикрывает. А у нас в лесу снег всегда рыхлый лежит, и чтоб по нему бегать, — надо вот такие лапы иметь!
— Это какие же?
— А вот глянь: пальцы врастопырочку, между пальцев – шёрстка. Что твоя лыжа! Где тебе, необутому, за мной угнаться!

Второй помощник зайца зимой — это его сильные задние лапы. Именно ими заяц отталкивается от снега, убегая от врагов. Предложите ребенку попрыгать как зайчик – спросите: «Чем ты отталкиваешься от пола? Сильные ли у тебя ноги? Можешь ли ты прыгнуть далеко вперед?»

Именно сильными задними лапами отбивается заяц от своих врагов, если они его настигнут. Ляжет заяц на спину и давай отбиваться от врага задними лапами! И не каждый его схватить сможет!

Как зимует заяц: знакомство со словом «петлять» и со словами — родственниками

Зайчик очень умный и хитрый. Просто так под кустик не спрячется – сначала петлять по снегу начнет, чтобы свои следы запутать. Спросите ребенка, как он понял слово «петлять». На какое слово оно похоже? (на слово «петля»). Где бывают петли? (на одежде, на веревке и др.) Предложите малышу дома и на прогулке проскакать или пройти как заяц, петляя.

Предложите ребенку послушать стихотворение о том, как зайчик петлял по лесу:

Зайчик убегал от волка

Зайчик убегал от волка
И увёртывался ловко.
То за куст он забегал,
То на горочку вбегал,
То от волка отбегал
И в тенёчке отдыхал. (Е. А. Алябьева. Из книги «Развитие глагольного словаря» — М.: Сфера, 2011)

После чтения стихотворения спросите: «Что делал зайка? Он от волка…, за куст…, на горочку …, от волка … А потом домой… (прибегал)». Объясните малышу, что все эти слова – «слова – родственники». Перечислите с ребенком своих родственников, расскажите ему, кто называется родственниками. Расскажите, что и у слов бывают родственники — родственные слова. Слова «убегать, прибегать, забегать, вбегать» — это слова — родственники. Они произошли от слова «бег, бегать».

Малышам прочитайте стихотворение В. Берестова о том, как заяц путает следы.

В. Берестов. Песня зайца

В лесу недолго до беды.
Но заяц — не простак.
Умей запутывать следы!
Вот так! Вот так! Вот так!

Туда, сюда петляет след,
Вперед, назад и вбок.
Где заяц был, там зайца нет.
Прыг-скок! Прыг-скок! Прыг-скок!

У зайца робкая душа
И осторожный ум,
Но как морковка хороша!
Хрум-хрум! Хрум-хрум! Хрум-хрум!

Простор и воля впереди,
А сзади — лютый враг!
И сердце заячье в груди —
Тик-так! Тик-так! Тик-так1

Но в цирке, где кругом народ,
Он забывает страх
И в барабан отважно бьет:
Бабах! Бабах! Бабах!

Ребенку постарше прочитайте рассказ о том, как заяц петляет и какой он длины.

Н. Сладков. Какой заяц длины?

Какой заяц длины? Ну это для кого как. Для человека невелик зверь — с берёзовое поленце. А вот для лисы заяц длиной километра в два? Потому что для лисы заяц начинается не тогда, когда она его схватит, а когда учует по следу. Короткий след — два-три прыжка — и заяц невелик.

А если заяц успел наследить да напетлять, то становится он длиннее самого длинного зверя на земле. Такому верзиле не просто в лесу схорониться.

Зайцу от этого очень невесело: живи в вечном страхе, жирок лишний не нагуляй.

И вот изо всех сил старается заяц стать короче. След свой в болоте топит, надвое свой след рвёт — всё себя укорачивает. Только и думает, как бы от своего следа ускакать, спрятаться, как бы его разорвать, укоротить или утопить.

Мечта заячья — стать наконец самим собой, с берёзовое поленце.

Жизнь у зайца особая. Всем от дождя и метели радости мало, а зайцу они на пользу: след смывают и заметают. И хуже нет, когда погода тихая да тёплая: след горячий, запах долго держится. В какую б густель ни забился — нет покоя: может, лиса за два километра позади — тебя сейчас уже за хвост держит!

Так что вот трудно сказать, какой заяц длины. Который похитрей — покороче, поглупее — подлиннее. В тихую погоду и умный вытягивается, в метель да ливень — и глупый укорачивается.

Что ни день — длина у зайца другая.

И очень редко, когда уж здорово ему повезёт, бывает заяц той длины — с берёзовое поленце, — каким человек его знает.

Знают про это все, у кого нос лучше глаз работает. Волки знают. Лисицы знают. Знайте и вы.

Спросите у ребенка после чтения рассказа, какой же заяц длины? Почему в тихую погоду заяц «вытягивается», а в ливень — «укорачивается»?

Как зимует заяц: что ест заяц зимой?

Днем опасно зайцу бегать по лесу – он сидит в норе – прячется от всех. А к вечеру выходит из своего укрытия поесть да побегать вволю. Ест заяц зимой ветки деревьев кору молодых березок и ив. Очень любит заяц горькую кору молодых осинок. Зубы у зайцев очень острые – как ножницы!

Третий помощник зайца зимой — его белая зимняя шубка. Днем сидят зайцы под снежными белыми кустами в белой шубке, и их незаметно. Цвет их шерсти сливается с цветом снега.

Зачем зайцу зимой нужна белая шубы Вы узнаете из познавательной сказки для детей.

Зачем зайцу зимой белые штанишки?

Рассказ о зайце. Э. Шим. Белые штаны

Студёно в лесу, звери готовятся летние одёжки менять на зимние.
А молоденькому Зайчишке это в диковинку. Он ещё только первую зиму встречает. И страсть как не терпится Зайчишке в обнове пощеголять. Не стал ждать, пока вся одёжка готова будет, взял и надел новые штаны.
— Эхма, — говорит, — пройдусь окрест, покрасуюсь!
А штаны и впрямь хороши. Белые, как первый снежок, пушистые, тёплые! Идёт Заяц, и новые его штаны далеко-о видать, словно кто- то платочком машет. Радуется Заяц:
— Пусть все видят, пусть все завидуют!

Ну и конечно — увидели.
Только Зайчишка на поляну вышел, — Сова с дерева заметила. Кинулась вниз, когти нацелила, — вот-вот сгребёт! Еле увернулся Заяц, без памяти стреканул в кусты — да под ёлку, да под берёзку…

В берёзник выскочил — Лисица издалека приметила. Погналась со всех лап, от радости даже тявкает на бегу… Едва-едва упредил её Заяц, битый час кружил, пока не отстала Лисица.

На опушку леса вылетел — а тут нате вам: шагает к нему Охотничек с ружьецом. Вот сейчас, вот сейчас на мушку возьмёт!

Эх, кабы скинуть белые штаны!
Да не выскочишь из них.
Забился Зайчишка в самую глухую чащобу, схоронился в кустах за кочкой. Лежит — дрожит: как бы не заметил кто ненароком.
Понял теперь, что не для одной красоты белые штаны даются.

После чтения спросите ребенка: «Для чего зайцу дается белая зимняя шубка и белые «штанишки»?

Видео для детей о том, как живет зимой заяц

Замечательная лесная сказка о зайце для детей — очень интересная, познавательная. Вы сами узнаете много нового! Обязательно послушайте эту сказку вместе с детьми!

А вот еще одно видео — это рассказ детям старшего дошкольного возраста о зайце и его жизни зимой.

Как зимует заяц: рассказы и стихи для детей

Л. Толстой. Зайцы.

Зайцы лесные по ночам кормятся корою деревьев, зайцы полевые — озимями и травой, гуменники — хлебными зёрнами на гумнах. За ночь зайцы прокладывают по снегу глубокий, видный след. До зайцев охотники — и люди, и собаки, и волки, и лисицы, и вороны, и орлы. Если бы заяц ходил просто и прямо, то поутру его сейчас бы нашли по следу и поймали; но заяц труслив, и трусость спасает его.

Заяц ходит ночью по полям и лесам без страха и прокладывает прямые следы; но как только приходит утро, враги его просыпаются: заяц начинает слышать то лай собак, то визг саней, то голоса мужиков, то треск волка по лесу и начинает от страху метаться из стороны в сторону. Проскачет вперёд, испугается чего-нибудь — и побежит назад по своему следу. Ещё услышит что-нибудь — и со всего размаха прыгнет в сторону и поскачет прочь от прежнего следа. Опять стукнет что-нибудь — опять заяц повернётся назад и опять поскачет в сторону. Когда светло станет, он ляжет.

Наутро охотники начинают разбирать заячий след, путаются по двойным следам и да
лёким прыжкам и удивляются хитрости зайца. А заяц и не думал хитрить. Он только всего боится.

М. Пришвин. Ночевка зайца

Утром со мной шла Зиночка по заячьему следу. Вчера моя собака пригнала этого зайца сюда прямо к нашей стоянке из далекого леса. Вернулся ли заяц в лес, или остался пожить около людей где-нибудь в овражке? Обошли мы поле и нашли обратный след. Он был свеженький.
– По этому следу он возвратился к себе в свой старый лес, – сказал я.
– Где же он ночевал, заяц? – спросила Зиночка.
На мгновенье вопрос ее сбил меня с толку, но я опомнился и ответил:
– Это мы ночуем, а зайцы ночью живут; он ночью прошел здесь и дневать ушел в лес; там теперь лежит, отдыхает. Это мы ночуем, а зайцы днюют, и им днем куда страшнее, чем ночью. Днем их всякий сильный зверь может обидеть.

Спросите после чтения рассказа — что такое «днюют», «ночуют»? Почему зайцы «днюют», а люди «ночуют»? Почему зайцу днем страшнее, чем ночью?

Т. Белозеров. Заяц.

Шорохами, звоном куржака
Разбудило зайца-русака.
Боязно и холодно бедняжке,
Голодно ему — не до игры!
В голубом заснеженном овражке
Поглодал он ивовой коры.
Осмелев, размялся понемногу,
Обежал заиндевелый лес,
Пересёк пустынную дорогу
И в зелёной озими исчез…

Еще о зайце и о том, как заяц готовится к зиме Вы найдете интересный материал для занятий с детьми в статье — «Как звери готовятся к зиме» (опыты, сказка, мультфильм, речевые игры и задания)

Вы узнали из этой статьи, как зимует заяц. Если Вы хотите познакомить детей с другими животными и с зимней природой, то приглашаю Вас прочитать статьи сайта:

Кто как зимует: познавательные рассказы и сказки в картинках для детей, диалоги, загадки.

Как животные готовятся к зиме (часть 2): занимательные рассказы в картинках, развивающие задания для детей

Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

«Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей»

Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

Автор курса — Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта «Родная тропинка»

Источник

Как зайка от лисы прятался

Класс: д/с

Программное содержание:

  • Формировать у детей представление об «одежде» зверей, которая защищает и маскирует их от врагов.
  • Способствовать накоплению ярких впечатлений о природе.
  • Развивать эмоциональную отзывчивость.
  • Вовлекать детей в элементарную исследовательскую деятельность.
  • Стимулировать желание вступать в контакт с окружающими.
  • Продолжать учить рисовать методом «тычком».
  • Закреплять умение правильно держать кисть.
  • Углублять представление о цвете.

Предварительная работа:

  • Беседа «Как звери к зиме готовятся», «У кого какие шубки»,
  • чтение» «Кто как живет» Е.Чарушин, игра «На лесной полянке»,
  • рассматривание иллюстраций Е.Чарушина «Вот они какие»,
  • работа с дидактическим пособием «зима в лесу»

Ход занятия

Приветствие: Дети, сегодня мы узнаем кто к нам пришел в гости.Давайте с ними поздороваемся!

А теперь поприветствуем друг друга.

Дети стоят спинкой к кругу и выполняют движения по тексту стихотворения. На слова «а сейчас мы повернемся» дети поворачиваются лицом в круг и все улыбаются друг другу.

Мы сначала будем хлопать,
А затем мы будем топать,
А сейчас мы повернемся,
И все вместе улыбнемся.

Игровая ситуация

Воспитатель: Ребята, сегодня я приглашаю вас в путешествие в зимний лес.

Вы хотите поехать? (ответы детей)

Пусть туда не близок будет путь, ну что же, не беда! Все за мною становитесь, друг за другом повернитесь!

Я – ваш главный паровоз, ничего, что нет колес!

Топотушками поедем. За вагончиком вагон.

Вот и остановка.

Вот, ребята, мы приехали в лес.А какие животные живут в лесу? (ответы детей)

А это что за домики на опушке?

А кто в том домике живет?

Хотите узнать? Тогда отгадывайте загадку!

(Загадка о зайце: «Длинное ухо. Комочек пуха. Прыгает ловко, любит морковку»)

— Правильно, это зайчик. А что это он не выходит? Давайте его позовем.

Дети зовут зайчика — Зайчик, выходи! Иди к нам!

Воспитатель достает из домика серого игрушечного зайку.Иделает вид, что зайчик, что-то говорит ему на ушко.

— Ребята, зайчик говорит. Что очень боится выходить из дома, потомучто боится лисички.

Воспитатель от лица зайчика: Ребята, какая-то беда случилось со мной. Меня везде находит лисичка. Я зайка маленький, всему только учусь, но летом мне всегда удавалось спрятаться от лисички. Встречу я лисичку в лесу спрячусь за кустик, лиса меня не видит, бегает, ищет, но найти не может, устаёт и уходит домой. А теперь ничего не получается, я прятался за сугроб, прятался за кустик, но везде она меня находит, вчера ели-ели убежал, вот в домике спрятался и выходить боюсь. (зайка очень грустит)

Воспитатель. -Ребята, давайте поможем зайчику спрятаться.

Дети выходят вместе с зайчиком к макету «Зимний лес» и пытаются спрятать зайку по ель, за сугроб, за кустик, но выясняется, что нашего зайку видно везде.

Из-за дерева выпрыгивает белочка.

Воспитатель от лица белочки: А что вы тут делаете?

Воспитатель. Мы с ребятами пытаемся спрятать зайку в лесу, а то его лисичка везде находит.

Воспитатель от лица белочки. А я ребята для этого зимой шубку меняю. Летом у меня шубка рыженькая, а зимой я меняю шубку на, так мне удобней прятаться. Никто меня в новой шубке найти не может. Попробуйте найти меня среди деревьев.

(Дети прячут белочку среди деревьев. И убеждаются, что ее на стволе дерева не видно)

Воспитатель: — Ребята, а почему же мы не можем никак спрятать зайчика?

Воспитатель обращает внимание детей на цвет «снега» в лесу и на цвет шубки зайца.

Вот почему зайца видно на снегу! Он не сменил серую летнюю шубку, на белую, зимнюю.

А теперь, ребята, заглянем в настоящий лес и посмотрим, как зайка выглядит в настоящем лесу летом, и зимой. Какую шубку он надевает.

Видео с зайчиком. Воспитатель показывает, что серый зайка хорошо может спрятаться в летнем лесу, но хорошо виден на белом снегу и что сменив шубку на белую он снова может стать «невидимым».

Видите, ребята, как смена шубки помогает зайчику спрятаться от врагов. Надо помочь зайчику – подарить ему белую шубку!

Воспитатель у мольберта, показывает, как серую шубку превратить в белую.

Рисование методом «тычок» с использованием щетинной клеевой кисти.

Воспитатель обращает внимание на то, как правильно держать кисть.

Воспитатель. Ребята. подарим зайке новую шубку и скажем: «Вот тебе, заинька, шубка, прячься от лисы». Но в нашем лесу еще много зайчишек в серых шубках! Давайте поможем и им!

Дети разбирают с лесной полянки зайчишек и приходят за столы. Работа детей, индивидуальная помощь.

После окончания работы, пока работы сохнут, педагог предлагает детям поиграть.

Игра «Заинька»

Заинька, походи, серенький, походи.
Вот так-так походи.
Вот так-так походи.
Заинька, покружись, серенький, покружись.
Вот так-так покружись.
Вот так-так покружись
Заинька так-так топни ножкой,
Заинька так-так топни ножкой.
Заинька, попляши, серенький,попляши.
Заинька так-так попляши,
Заинька так-так попляши.
Заинька, попляши, серенький, покланись.
Заинька так-так поклонись. (движения по тексту)

Воспитатель: Вот и готова шубка для зайчика! Давайте, ребята вернем наших зайчишек в лес.

Готовую работу дети уносят на лесную полянку, выясняют, что сейчас зайчиков не видно на фоне снега. Так же в лес возвращается и наш знакомый заяц.

Игровая ситуация: в группу прибегает лиса. Она интересуется. Не видели мы зайку? К этому времени нужно всех зайчишек перенести на макет «зимнего леса». Лиса ищет зайчика, но не находит и убегает обратно.

Воспитатель: Видите, ребята, мы помогли нашим зайчикам поменять шубку,лиса теперь их не может найти.

Зайчик: Спасибо вам, ребята, за шубку, теперь я могу гулять, где хочу, теперь мне лиса не страшна.

Воспитатель: А теперь, ребята, давайте прощаться с зайкой. Нам пора возвращаться в детский сад.До свидания, зайка, не забывай больше менять шубку, одевай зимой шубку белую, а летом шубку серую.

Дети возвращаются на воображаемом паровозике.

Источник

Оцените статью