Здесь город чопорный унылый здесь речи лед сердца гранит

«Ответ» А. Пушкин

Я вас узнал, о мой оракул,
Не по узорной пестроте
Сих неподписанных каракул,
Но по веселой остроте,
Но по приветствиям лукавым,
Но по насмешливости злой
И по упрекам … столь неправым,
И этой прелести живой.
С тоской невольной, с восхищеньем
Я перечитываю вас
И восклицаю с нетерпеньем:
Пора! в Москву, в Москву сейчас!
Здесь город чопорный, унылый,
Здесь речи – лед, сердца – гранит;
Здесь нет ни ветрености милой,
Ни муз, ни Пресни, ни харит.

Дата создания: 1830 г.

Анализ стихотворения Пушкина «Ответ»

Стихотворение «Ответ» (1830) в буквальном смысле является откликом А. С. Пушкина на письмо Екатерины Николаевны Ушаковой, которой поэт увлёкся после их знакомства в 1826 году. К сожалению, само послание Екатерины Николаевны не сохранилось, но мы можем насладиться игривым ответом Пушкина и кое-что понять о характере его взаимоотношений с девушкой.

Повествование поэт ведёт от первого лица. Думается, что Александр Сергеевич получил письмо без указания адресанта. Об этом говорят первые строки:
Я вас узнал, о мой оракул,

Сих неподписанных каракул…

Поэт признаётся, что догадался, кто написал ему это послание. Мы же можем предположить по обращению «мой оракул», что автор напророчила что-то в своём письме. Например, она могла бы гадать, когда же возлюбленный навестит её, или сетовать, что он уж, наверное, скоро её забудет, если давно не приходит к ней.

Читайте также:  Чем вытащить зимой машину

Но, как видно из строк, поэт и так уже замышляет путешествие в Москву, где его ждёт Екатерина Николаевна. Он сам провозглашает: «Пора! в Москву, в Москву сейчас!»

Последней строкой автор конкретизирует, что именно привлекает его в старой столице. Используя градацию, он перечисляет важные для себя вещи, каких он лишён, пока пребывает в Петербурге:
Здесь нет ни ветрености милой,
Ни муз, ни Пресни, ни харит.

Под Пресней здесь нужно понимать Среднюю Пресню, район, где жило семейство Ушаковых. Хариты – это покровительницы веселья в древнегреческой мифологии. Так иносказательно поэт воспевает свою возлюбленную, ставя её в один ряд с музами и богинями.

Важный приём в стихотворении – анафора. Очень часто автор начинает строки с одного и того же слова. Например, когда поэт говорит о признаках, по которым догадался об авторе послания, он перечисляет их по очереди:
Но по весёлой остроте,
Но по приветствиям…
Но по насмешливости…

Так создаётся впечатление, что он хорошо знает свою собеседницу и очень внимателен к её натуре, проявляющейся в почерке и стиле письма, его настроении.

Ближе к концу стихотворения поэт даёт оценку Петербургу, тоже применяя анафору:
Здесь город чопорный, унылый,
Здесь речи – лёд, сердца – гранит…

Повтор здесь усиливает отторжение автора по отношению к этому городу. Интересен параллелизм, с помощью которого поэт рисует образ северной столицы. С одной стороны слова «лёд» и «гранит» следует воспринимать как метафору характеров местных жителей, а с другой – это прямое указание на вид самого города, где часто царит холодная погода, а преобладающая каменная архитектура действительно может производить гнетущее впечатление.

Таким образом, в этом стихотворении не только раскрываются особенности отношений великого поэта и Е. Н. Ушаковой, но и некоторые стороны его характера, например, нелюбовь к Санкт-Петербургу.

Источник

Здесь речи — лед, сердца — гранит

Я вас узнал, о мой оракул,
Не по узорной пестроте
Сих неподписанных каракул,
Но по веселой остроте,
Но по приветствиям лукавым,
Но по насмешливости злой
И по упрекам . столь неправым,
И этой прелести живой.
С тоской невольной, с восхищеньем
Я перечитываю вас
И восклицаю с нетерпеньем:
Пора! в Москву, в Москву сейчас!
Здесь город чопорный, унылый,
Здесь речи — лед, сердца — гранит;
Здесь нет ни ветрености милой,
Ни муз, ни Пресни, ни харит.

Александр Пушкин. Ответ

Другие статьи в литературном дневнике:

  • 30.06.2018. Офицерский ремень
  • 29.06.2018. Благодарность за пенсионную реформу
  • 28.06.2018. Не смейтесь над теми, кто лгать не умеет
  • 27.06.2018. Дети тишины
  • 26.06.2018. Обрати внимание, мой друг, на этот дом!
  • 25.06.2018. 25 июня 1939 года
  • 24.06.2018. В долгой дороге домой
  • 23.06.2018. Памяти Наума Коржавина
  • 22.06.2018. Как можно так склониться низко
  • 21.06.2018. Никто не уйдет навсегда
  • 20.06.2018. Блюз для Нателлы
  • 19.06.2018. К счастью привыкаешь понемногу
  • 18.06.2018. Я стала просыпаться в семь утра
  • 17.06.2018. Пора бы признаться уже через шум помех
  • 16.06.2018. Апельсиново-лимонные
  • 15.06.2018. Еще вчера шатался зуб
  • 14.06.2018. Штормит весь вечер, и, пока
  • 13.06.2018. Ни капли молока, ни зерен чечевицы
  • 12.06.2018. Здесь речи — лед, сердца — гранит
  • 11.06.2018. Туман
  • 10.06.2018. Кровоцвета костра
  • 09.06.2018. Вот же сволочь.
  • 08.06.2018. В этой истории все не так
  • 07.06.2018. Когда я приеду в Китай
  • 06.06.2018. Ах, отчего я не табак.
  • 05.06.2018. Где взор художника провидит стан богини
  • 04.06.2018. Три рубля
  • 03.06.2018. Мы живем для того, чтобы быть детьми
  • 02.06.2018. Где-то, за крепко сколоченными домами
  • 01.06.2018. Мне нужно было закончить дело

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+

Источник

Алексей Толстой — Надписи на стихотворениях А.С. Пушкина: Стих

(«Я видел смерть: она сидела…»)

. . . . . . . . . . . .
Прости, печальный мир, где темная стезя
Над бездной для меня лежала,
Где жизнь меня не утешала,
Где я любил, где мне любить нельзя!
Небес лазурная завеса,
Любимые холмы, ручья веселый глас,
Ты, утро — вдохновенья час,
Вы, тени мирные таинственного леса,
И всe — прости в последний раз!

Ты притворяешься, повеса,
Ты знаешь, баловень, дорогу на Парнас.

. . . . . . . . . . . .
Приди, меня мертвит любовь!
В молчанье благосклонной ночи
Явись, волшебница! Пускай увижу вновь
Под грозным кивером твои небесны очи,
И плащ, и пояс боевой,
И бранной обувью украшенные ноги…
Не медли, поспешай, прелестный воин мой,
Приди, я жду тебя: здоровья дар благой
Мне снова ниспослали боги,
А с ним и сладкие тревоги
Любви таинственной и шалости младой.

По мне же, вид являет мерзкий
В одежде дева офицерской.

Есть в России город Луга
Петербургского округа.
Хуже б не было сего
Городишки на примете,
Если б не было на свете
Новоржева моего.

Город есть еще один,
Называется он Мглин,
Мил евреям и коровам,
Стоит Луги с Новоржевым.

Я верю: я любим; для сердца нужно верить.
Нет, милая моя не может лицемерить;
Все непритворно в ней: желаний томный жар,
Стыдливость робкая-харит бесценный дар,
Нарядов и речей приятная небрежность
И ласковых имен младенческая нежность.

Томительна харит повсюду неизбежность.

. . . . . . . . .
Краса моей долины злачной,
Отрада осени златой,
Продолговатый и прозрачный,
Как персты девы молодой.

Мне кажется, тому немалая досада,
Чей можно перст сравнить со гроздом винограда.

(«Кто видел край, где роскошью природы…»)

. . . . . . . . . . . . .
И там, где мирт шумит над тихой урной,
Увижу ль вновь, сквозь темные леса,
И своды скал, и моря блеск лазурный,
И ясные, как радость, небеса?

Утихнут ли волненья жизни бурной?
Минувших лет воскреснет ли краса?
Приду ли вновь под сладостные тени
Душой заснуть на лоне мирной лени.

Пятьсот рублей я наложил бы пени
За урну, лень и миртовы леса.

На странице, где помещено обращенное к Е. А.
Баратынскому четверостишие «Я жду обещанной тетради…».
Толстой написал:

Вакх, Лель, хариты, томны урны,
Проказники, повесы, шалуны,
Цевницы, лиры, лень, Авзонии сыны,
Камены, музы, грации лазурны,
Питомцы, баловни луны,
Наперсники пиров, любимцы Цитереи
И прочие небрежные лакеи.

Зачем ты, грозный аквилон,
Тростник болотный долу клонишь?
Зачем на дальний небосклон
Ты облако столь гневно гонишь?
. . . . . . . . . .
Как не наскучило вам всем
Пустое спрашивать у бури?
Пристали все: зачем, зачем?-
Затем, что то — в моей натуре!

. . . . . . . . . . . .
«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей!»

Вот эту штуку, пью ли, ем ли,
Всегда люблю я, ей-же-ей!

Все мое,- сказало злато;
Все мое,- сказал булат;
Все куплю,- сказало злато;
Все возьму,- сказал булат.

Ну, так что ж?- сказало злато;
Ничего!- сказал булат.
Так ступай!- сказало злато;
И пойду!- сказал булат.

В. С. ФИЛИМОНОВУ ПРИ ПОЛУЧЕНИИ
ПОЭМЫ ЕГО «ДУРАЦКИЙ КОЛПАК»

. . . . . . . . . .
Итак, в знак мирного привета,
Снимая шляпу, бью челом,
Узнав философа-поэта
Под осторожным колпаком.

Сей Филимонов, помню это,
И в наш ходил когда-то дом:
Толстяк, исполненный привета,
С румяным ласковым лицом.

. . . . . . . .
А князь тем ядом напитал
Свои послушливые стрелы
И с ними гибель разослал
К соседям в чуждые пределы,

Тургенев, ныне поседелый,
Нам это, взвизгивая смело,
В задорной юности читал.

. . . . . . . . . . .
С тоской невольной, с восхищеньем
Я перечитываю вас
И восклицаю с нетерпеньем:
Пора! В Москву, в Москву сейчас!
Здесь город чопорный, унылый,
Здесь речи — лед, сердца — гранит;
Здесь нет ни ветрености милой,
Ни муз, ни Пресни, ни харит.

Когда бы не было тут Пресни,
От муз с харитами хоть тресни.

Урну с водой уронив, об утес ее дева разбила.
Дева печально сидит, праздный держа черепок.
Чудо! не сякнет водэ, изливаясь из урны разбитой:
Дева над вечной струей вечно печальна сидит.

Чуда не вижу я тут. Генерал-лейтенант Захаржевский,
В урне той дно просверлив, воду провел чрез нее.

Источник

Надписи на стихотворениях Пушкина (А. К. Толстой)

← Великодушие смягчает сердца Надписи на стихотворениях А. С. Пушкина
автор Алексей Константинович Толстой (1817—1875)
В борьбе суровой с жизнью душной… →
См. Сатирические и юмористические стихотворения . Источник: А. К. Толстой. Сочинения : в 2 т. — М.: Художественная литература, 1981. — Т. 1. Стихотворения.

.
Прости, печальный мир, где темная стезя
Над бездной для меня лежала,
Где жизнь меня не утешала,
Где я любил, где мне любить нельзя!
Небес лазурная завеса,
Любимые холмы, ручья веселый глас,
Ты, утро — вдохновенья час,
Вы, тени мирные таинственного леса,
И всё — прости в последний раз!

Ты притворяешься, повеса,
Ты знаешь, баловень, дорогу на Парнас.

.
Приди, меня мертвит любовь!
В молчанье благосклонной ночи
Явись, волшебница! Пускай увижу вновь
Под грозным кивером твои небесны очи,
И плащ, и пояс боевой,
И бранной обувью украшенные ноги…
Не медли, поспешай, прелестный воин мой,
Приди, я жду тебя: здоровья дар благой
Мне снова ниспослали боги,
А с ним и сладкие тревоги
Любви таинственной и шалости младой.

По мне же, вид являет мерзкий
В одежде дева офицерской.

Есть в России город Луга
Петербургского округа.
Хуже б не было сего
Городишки на примете,
Если б не было на свете
Новоржева моего.

Город есть еще один,
Называется он Мглин,
Мил евреям и коровам,
Стоит Луги с Новоржевым.

Я верю: я любим; для сердца нужно верить.
Нет, милая моя не может лицемерить;
Все непритворно в ней: желаний томный жар,
Стыдливость робкая — харит бесценный дар,
Нарядов и речей приятная небрежность
И ласковых имен младенческая нежность.

Томительна харит повсюду неизбежность.

.
Краса моей долины злачной,
Отрада осени златой,
Продолговатый и прозрачный,
Как персты девы молодой.

Мне кажется, тому немалая досада,
Чей можно перст сравнить со гроздом винограда.

.
И там, где мирт шумит над тихой урной,
Увижу ль вновь, сквозь темные леса,
И своды скал, и моря блеск лазурный,
И ясные, как радость, небеса?

Утихнут ли волненья жизни бурной?
Минувших лет воскреснет ли краса?
Приду ли вновь под сладостные тени
Душой заснуть на лоне мирной лени.

Пятьсот рублей я наложил бы пени
За урну, лень и миртовы леса.

Вакх, Лель, хариты, томны урны,
Проказники, повесы, шалуны,
Цевницы, лиры, лень, Авзонии сыны,
Камены, музы, грации лазурны,
Питомцы, баловни луны,
Наперсники пиров, любимцы Цитереи
И прочие небрежные лакеи.

Зачем ты, грозный аквилон,
Тростник болотный долу клонишь?
Зачем на дальний небосклон
Ты облако столь гневно гонишь?
.

Как не наскучило вам всем
Пустое спрашивать у бури?
Пристали все: зачем, зачем?—
Затем, что то — в моей натуре!

.
«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей!»

Вот эту штуку, пью ли, ем ли,
Всегда люблю я, ей-же-ей!

Все мое,— сказало злато;
Все мое,— сказал булат;
Все куплю,— сказало злато;
Все возьму,— сказал булат.

Ну, так что ж?— сказало злато;
Ничего!— сказал булат.
Так ступай!— сказало злато;
И пойду!— сказал булат.

.
Итак, в знак мирного привета,
Снимая шляпу, бью челом,
Узнав философа-поэта
Под осторожным колпаком.

Сей Филимонов, помню это,
И в наш ходил когда-то дом:
Толстяк, исполненный привета,
С румяным ласковым лицом.

.
А князь тем ядом напитал
Свои послушливые стрелы
И с ними гибель разослал
К соседям в чуждые пределы.

Тургенев, ныне поседелый,
Нам это, взвизгивая смело,
В задорной юности читал.

.
С тоской невольной, с восхищеньем
Я перечитываю вас
И восклицаю с нетерпеньем:
Пора! В Москву, в Москву сейчас!
Здесь город чопорный, унылый,
Здесь речи — лед, сердца — гранит;
Здесь нет ни ветрености милой,
Ни муз, ни Пресни, ни харит.

Когда бы не было тут Пресни,
От муз с харитами хоть тресни.

Урну с водой уронив, об утес ее дева разбила.
Дева печально сидит, праздный держа черепок.
Чудо! не сякнет вода, изливаясь из урны разбитой:
Дева над вечной струей вечно печальна сидит.

Чуда не вижу я тут. Генерал-лейтенант Захаржевский,
В урне той дно просверлив, воду провел чрез нее.

Примечания

Надписи, опубликованные племянником С. А. Толстой, поэтом и философом Д. Н. Цертелевым, были сделаны на лейпцигском издании стихотворений Пушкина 1861 г. (Этот экземпляр, по-видимому, безвозвратно пропал.) Стихотворения Пушкина цитируются по этому изданию. Строки, написанные на той странице, где помещено стихотворение «Я жду обещанной тетради…», Цертелев связывал именно с этим четверостишием, между тем толчком для их написания были скорее напечатанные рядом стихотворения «Баратынскому из Бессарабии», «Друзьям», «Адели»; в них фигурируют «Вакха буйный пир», «звук лир», музы, «питомцы муз и Аполлона», хариты, Лель. «Везде, где попадаются слова Лель, повеса, шалуны, цевницы, хариты, — писал Цертелев, — Толстой подчеркивает их и снабжает примечаниями… Против некоторых стихотворений стоят краткие восклицания: „хорошо“, „великолепно“, „вот это я понимаю“, но большею частью примечания имеют характер шутки». Наконец, Цертелев утверждает, что надписей Толстого было множество. Продолжение «Золота и булата» приписывалось также М. Л. Михайлову.

  • Мглин — уездный город Черниговской губернии; в Мглинском уезде находилось имение Толстого Красный Рог.
  • Авзония — Италия.
  • Цитерея, или Киферея (греч. миф.) — одно из прозвищ Афродиты (остров Кифера был одним из центров культа Афродиты).
  • Филимонов В. С. (1787—1858) — поэт, беллетрист и драматург.
  • Захаржевский Я. В. (1780—1865) — начальник царскосельского дворцового управления.

Источник

Оцените статью