Меню

Живая природа зимой старшая группа

Конспект НОД ознакомление с миром природы в старшей группе «Зимушка-Зима»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, социально-коммуникативное.

— Углубить, закрепить, упорядочить знания детей о зиме, как времени года.

Задачи:

— Систематизировать знания детей о характерных признаках зимы;

— Обобщить и расширить знания детей о взаимосвязи живой, неживой природы и жизни человека в зимнее время года;

— Развивать логическое мышление, способствовать развитию воображения, памяти, речи;

— Развивать способность видеть красоту окружающего мира;

— Активизировать словарь детей по теме «Зима»

— Воспитывать любовь и бережное отношение к окружающей природе;

— Способствовать созданию у детей радостного эмоционального настроя;

— Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности;

Материалы и оборудование: Презентация «Зимушка-Зима», мультимедийный проектор, мешочек с бумажными белыми кружочками (снежками).

Предварительная работа:

Чтение стихотворений и рассказов о зиме, изображение зимнего пейзажа на ИЗО деятельности.

Организация детей:

Дети сидят на стульчиках за столами. На проекторе открыт первый слайд презентации.

Ход образовательной деятельности:

Ребята, вы любите принимать гостей? А вы знаете, что к нам уже пришла одна гостья, а какая, вы узнаете, отгадав загадку:

С каждым днем все холоднее,

Греет солнце все слабее,

Всюду снег, как бахрома, —

Значит, к нам пришла. (зима)

Правильно, Зима! К нам в гости пришла Зимушка – Зима! И она очень хочет узнать, что же мы знаем о ней. Кто знает, сколько месяцев в зиме? Да, три. Чтобы узнать, как они называются, отгадайте загадки:

«Году конец и начало зиме!»

— Вот так загадку задали мне.

И снег на дворе,

Приходит зима в . (Декабре)

По счёту первым он идёт,

С него начнётся новый год.

Открой скорее календарь,

Читай! Написано — . (Январь)

Январь в народе называют «Студень», это самый холодный и ветреный месяц в году.

Последний зимний месяц жаль,

Короткий самый он — . (Февраль)

Сейчас, внимание на экран, давайте посмотрим, что у нас на следующем изображении:

(Слайд 2 с изображением зимних пейзажей)

Ребята, что изображено?

Ответы детей (зима, лес, снег)

Все верно, но правильно будет назвать эти картины зимними пейзажами. Посмотрите, как красива природа зимой. Послушайте, какое стихотворение написал о зиме поэт А. С. Пушкин:

Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл — и вот сама
Идет волшебница-зима.
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов;
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою,
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки-зимы.

Я вижу, вам понравилось это стихотворение. А, кто может мне сказать, о чем в нем говорится? (Ответы детей)

Так, а я смотрю, разговаривая о зиме, мы немного замерзли. Давайте встанем и погреемся.

ФИЗКУЛЬМИНУТКА

«Зимой»
Мы погреемся немножко, Натираем плечи
Мы похлопаем в ладошки, Хлопаем в ладоши
Ножками потопаем Топаем на месте
И себя похлопаем. Хлопаем по коленям

Теперь, садимся на свои места, и посмотрите, у меня есть для вас мешочек с подарками от зимы! Это снежки. Зимушка-Зима попросила меня подарить снежки тем детям, которые больше всех о ней знают. Я буду задавать вопросы, а кто знает ответ, поднимает руку, и отвечает.

  1. Какие изменения произошли в неживой природе с приходом зимы? (ответы детей) Ветер и воздух стали холодными, дождь сменился снегом, появляются ледяные узоры на окнах, пришли морозы, дни стали короче, солнце светит, и не греет, замерзают реки, ручьи, пруды. (Слайд 3) Ребята, я напомню вам правила безопасного поведения у водоемов. Ни в коем случае, не выходите на лед без разрешения взрослого. Лед может быть недостаточно толстым, и есть опасность провалиться под него в воду. (Слайд 4)
  2. А, может быть, кто-нибудь знает, какие изменения произошли в жизни животных и птиц? (ответы детей) У животных мех становится более густым, вырастает ПОДШЕРСТОК, благодаря чему, животные не замерзнут в морозы. Медведи впадают в спячку, и спят всю зиму, а, например, зайцы меняют цвет своей шубки. Многие животные заранее приготовили себе запасы корма. (Слайд 5) Ребята, вы знаете, что многие птицы улетают в теплые страны на зиму. Но вот тем птицам, которые остаются, приходится нелегко, им холодно, и очень сложно найти себе пропитание. Они могут погибнуть. Скажите, а, как мы можем им помочь? Правильно, можно вместе со своими родителями сделать кормушки и повесить их на улице. (Слайд 6)
  3. Так, а, что происходит с растениями зимой? (ответы детей) Зимой растения не погибают, а засыпают, отдыхают. Снег покрывает их, как одеялом, и дает возможность пережить зиму. Листья с деревьев облетели, но почки остались. Если мы будем бережно относиться к деревьям и кустарникам, не ломать ветки, не топтать кусты, мы весной снова увидим на них зеленые листья. (Слайд 7)
  4. А, как изменилась жизнь людей с приходом зимы? (ответы детей) Да, мы стали теплее одеваться, теперь нужно чистить улицы и машины от снега (Слайд 8), еще у нас появились новые развлечения на улице, мы теперь можем кататься на санках, лыжах, коньках, лепить снеговиков. (Слайд 9)
  5. Ребята, а какие зимние праздники вы знаете? (ответы детей) Да, Новый год, Рождество, 23 февраля, Масленница. (Слайд 10)
Читайте также:  Две подружки обедали вместе обе заказали чай со льдом

Ребята, вы у меня молодцы. Зима была удивлена, как много вы о ней знаете.

Подведение итогов НОД (рефлексия):

А теперь вспомним, о чем мы сегодня говорили? Да, о зимнем времени года, об изменениях в живой и неживой природе, которые происходят зимой. Вы замечательно ответили на все вопросы о зиме и, давайте посмотрим, сколько вы заработали снежков! Из них мы можем сделаем замечательных снеговиков на нашем следующем занятии!

Источник

Конспект занятия в старшей группе «Зимние явления в природе»

Светлана Виноградова
Конспект занятия в старшей группе «Зимние явления в природе»

Конспект организованной образовательной деятельности

образовательная область «Познавательное развитие», ознакомление с миром природы «Зимние явления в природе».

Цель: расширить представления детей о зимних изменениях в природе. Способствовать формированию исследовательской активности детей в процессе экспериментирования.

Обучающая: закреплять знания о зимних месяцах. Активизировать словарный запас (снегопад, метель, иней, изморозь). Учить получать знания о свойствах снега в процессе экспериментальной деятельности.

Развивающая: развивать познавательную активность, творчество. Развивать умение детей отвечать на вопросы поискового характера.

Воспитательная: воспитывать любовь к природе, интерес к изучению природы.

Предварительная работа: наблюдения за зимней погодой; создания календаря погоды;рисование на темы: «Зимний пейзаж», «Иней покрыл деревья», «Зима».Чтение рассказов: «Снег», «Изморозь», «Иней», «Зимние узоры» (Гурьева Н. А. «Знакомство с природой. Времена года».).

Материал и оборудование.

Тарелочки со снегом, маленькие и большие льдинки, льдинки в форме кубиков, ёмкость с водой, соль, ложечка, поднос, синие бумажные шестигранники, белые бумажные гуашевые краски, кисти№4; салфетки, баночки с водой.

Ход занятия:

Воспитатель: дети, какое сейчас время года? Какой месяц?

Воспитатель: дети, я вам сейчас прочитаю рассказ Натальи Фёдоровны Виноградовой «Зимние братья».

Чтение рассказа из книги Н. Виноградовой «Рассказы-загадки о природе»: «Зимние братья».

«Расскажу я вам о зимних братьях. Их трое. Они очень похожи и все же не одинаковые. Второй, средний, зимний брат начинает новый год. По его команде лютует стужа, трещат морозы, скрипит под ногами снег. Он разрисовывает окна разными узорами. Торопятся прохожие, боятся его проказ — он может обморозить щеки, нос, уши. Когда приходит второй брат, стоит ясная погода, на небе ни облачка, а в морозном воздухе сверкают колючие иголки сухих снежинок. Третий, младший, зимний брат любит метели, бураны, сильные ветры. Крепкие морозы бывают только ночью, а днем начинает пригревать солнце. На солнечной стороне снег подтаивает, покрывается блестящей корочкой. Третий брат тоже любит снег, но его снег не такой,как у второго брата: мелькает, кружится пушистый снежок, будто летят одуванчики.

Читайте также:  Точка фэн фу лед

Воспитатель: о каких братьях-месяцах говорится в рассказе? Расскажите о каждом из братьев?

Дети: январь, февраль.

Воспитатель: дети, а как называется первый зимний месяц?

Ответ: Декабрь. «Год кончает — зиму начинает» — так говорят о декабре, последнем месяце года и первом — зимы. Всё ниже солнце, все короче и темнее дни. Обычно в декабре мороз крепчает, начинаются обильные снегопады и дует сильный ветер. Покрываются льдом не только лужи, мороз сковывает целые реки льдом. Ночь становится очень длинной, а день коротким.

Ответ: Январь. «Январь — году начало, зиме серединка». Январь – это второй зимний месяц и первый месяц в году. Это самый холодный месяц.Говорят: «Месяц январь — зимы государь». И правда, это середина зимы, когда мороз крепчает, лед на реке становится толще, а сугробы больше. В это время день снова начинает увеличиваться, солнце встает раньше. Если начинается оттепель, снежок становится мягким, можно лепить снежную бабу или играть в снежки. Все растения и деревья в зимней спячке. Зверям и птицам становится голодно, а до весны еще далеко.

Ответ: Февраль. Февраль – самый последний месяц зимы. Он же является самым коротким в году. В нем всего 28 дней. А раз в четыре года бывает 29 дней. В феврале по-прежнему завывает ветер и метёт метель. А в безветрие все засыпано инеем. Лютые морозы бывают только ночью, а днем все больше светит солнце. День увеличивается.

«Вот студеною зимой»

Вот студеною зимой (Дети машут руками.)

Ветер дует ледяной

И вздымает снега тучу. (Дети выполняют круговые движения руками)

Он суровый и могучий.

Зайцы прячутся в кустах. (Дети садятся в глубокий присед на

Даже хитрая лиса несколько секунд, потом встают)

Притаилась и сидит,

Ну а снег летит, летит. (Дети машут руками)

Но утихла злая вьюга,

Солнце светит в небесах. (Потягивания — руки в стороны)

Скачет по полю лиса. (Прыжки)

Ну а мы чуть-чуть пройдемся (Ходьба)

И домой к себе вернемся. (Дети садятся за столы)

Воспитатель: дети, а помните, мы с вами читали рассказы Нины Александровны Гурьевой? Какие зимние явления природы вы знаете?

Ответы детей (снегопад, метель, иней, изморозь).

Воспитатель показывает картинки

Воспитатель: изморозь и иней образуются в морозную погоду из водяного пара, но иней окутывает предметы тонким слоем, а слой изморози довольно толстый и нарастает равномерно со всех сторон. Да и по внешнему виду иней не такой пушистый и нарядный, как изморозь, переливающаяся различными цветами.

Дидактическая игра «Придумай слово»

Воспитатель: дети, давайте поиграем в интересную игру. Нужно назвать как можно больше слов,которые отвечают на вопросы: Какой? Какая?

Воспитатель: зима (какая)

Дети: снежная, морозная, холодная

Воспитатель: снежинка (какая)

Дети: красивая, легкая, пушистая

Воспитатель: снегопад (какой)

Дети: сильный, красивый, легкий

Воспитатель: метель (какая)

Дети: снежная, сильная, страшная, свирепая, завывающая.

Воспитатель: иней (какой)

Дети: серебристый, лёгкий, нежный, белый, блестящий.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Отлично справились с заданием!

Воспитатель: дети, а сейчас мы пройдём в нашу лабораторию.

Воспитатель: дети, рассмотрите внимательно снег в тарелочках. Какого цвета снег? Имеет ли он запах? (Ответы детей).

Воспитатель: понаблюдайте, что с ним происходит? (Тает). Почему снег стал таять? (В помещении детского сада тепло, температура воздуха выше, чем на улице).

Воспитатель: какая стала вода,после таяния снега: чистая, прозрачная или мутная, имеет частички пыли, грязи? (Вода после таяния снега становится грязной, так как в ней есть различные примеси из пыли и грязи).

Читайте также:  Горох боится заморозков или нет

Воспитатель: дети, рассмотрите большую и маленькую льдинки. Поместите льдинки в ёмкость с водой. Что произойдёт с льдинками в воде? Какая льдинка растает быстрее? Понаблюдайте за таянием льдинок.

Ответы детей: льдинки в воде растаяли, так как в группе тепло и температура воды выше, чем температура льда. Растаяла быстрее маленькая льдинка, так как её размер меньше, чем у большой льдинки.

Воспитатель: рассмотрите кубики льда. Почему лёд имеет форму кубика?

Дети: лёд имеет форму кубика, потому что воду залили и заморозили в квадратной форме.

Воспитатель: дети, насыпьте на середину одного кубика немного соли. Что произойдёт с кубиком, посыпанным солью, и с кубиком, не посыпанным солью, если их поставить в холодильник?

Дети: в ледяном кубике, посыпанным солью, будет отверстие. А ледяной кубик, не посыпанный солью, останется таким же.

Воспитатель: солёный лёд начинает таять при температуре ниже нуля градусов. Если на улице мороз, и лёд не тает, то его посыпают солью. Тогда лёд быстрее тает.

Воспитатель: молодцы дети, вы были внимательны, узнали много нового и закрепили свои знания, а сейчас послушайте стихотворение Александра Бродского.

Он является ко мне,

И рисует, как художник

Он узоры на окне.

Это клён, а это ива,

Вот и пальма предо мной.

Как рисует он красиво

Белой краскою одной!

Я гляжу — не оторваться

Веток линии нежны!

А художник — рад стараться,

Даже кисти не нужны.

Воспитатель: о каком художнике говорится в стихотворении? Какие узоры рисует мороз на окне?

Воспитатель: дети, я вам предлагаю нарисовать на шестигранниках снежинки. И мы создадим коллективное панно «Мороз окошко расписал».

Воспитатель: дети, о чем мы сегодня с вами беседовали? Данил, что нового ты узнал? Варя, чем тебе понравилось заниматься? Вам было интересно? Тимофей, что тебе было интересно? Кирилл, какие зимние явления ты уже знал? Вика, о каких зимних явлениях ты узнала сегодня?

Конспект итогового занятия по развитию речи «Весна. Изменения в природе» в старшей группе Цель: Закрепить представления детей о весне, ее признаках. Задачи • Уточнить и обобщить представления детей о характерных признаках весны,.

Конспект открытого интегрированного занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Весна. Изменения в природе» Конспект открытого интегрированного занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Весна. Изменения в природе». Цель: показать знания.

Конспект открытого занятия по речевому развитию в старшей группе «Сюжетные рассказы о природе» Конспект открытого занятия по речевому развитию в старшей группе Тема: Игра-занятие по развитию речи (сюжетные рассказы о природе) Воспитатель.

Конспект занятия по речевому развитию «Зимние-святки» в старшей группе Конспект непосредственно-образовательной деятельности по речевому развитию «Зимние-святки». Воспитатель: Кожарская С. С. Образовательные.

Конспект экологического занятия в старшей группе на основе интегрированного подхода «Круговорот воды в природе» Цель: проводить эксперименты и опыты чтобы узнать, увидеть и понять, почему нельзя загрязнять водоёмы. Расширять и закрепить предоставление.

Конспект экологического занятия «Волшебная вода, круговорот воды в природе, берегите воду» в старшей группе Цели и задачи: Образовательная область: «познание» — Уточнить и расширить знания детей о воде, роли в жизни человека и живых организмов.

Конспект занятия «Зимние развлечения» по развитию речи в старшей группе Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Воспитатель Плиева А. Б. Тема «Зимние развлечения» Цели: — Закрепить и расширить знания.

Конспект занятия в старшей группе по безопасности в природе «Прогула в весенний лес» Программное содержание: Вспомнить с детьми опасности, которые их поджидают, когда они с родителями выезжают в лес, закрепить основные правила.

Конспект логопедического занятия в старшей логопедической группе «Зима. Зимние забавы» Занятие Тема: «Зима. Зимние забавы» Образовательная область: «Коммуникация» (основная) Интеграция: «Познание» «Социализация» Цели и задачи:.

Источник

Adblock
detector