Беседа в старшей группе «Звери зимой»
Юлия Богер
Беседа в старшей группе «Звери зимой»
Тема: «Звери зимой»
Расширять знания детей животном мире, повадках животных, их особенностях, показать обычных животных, но имеющих интересные особенности.
образовательные: закреплять у детей умение выделять существенные признаки зимнего периода, соотносить изменения в природе с жизнью растений, зверей и птиц, способами их приспособления;
обучающие: развивать доказательную речь, логическое мышление, воображение;продолжать формировать учебные навыки: умение внимательно слушать, отвечать на вопросы, дополнять.
воспитательные: воспитывать интерес к природному миру, стремление к его познанию, желание заботиться о природе.
плакат с изображением «следов» лесных зверей; плакат с изображением диких животных, цветовые модели (соответствующие звери).
чтение рассказов и стихотворений о зиме; рассматривание пейзажных картин, заучивание зимних загадок, беседа о приметах зимнего периода; наблюдение за снегом; беседа, диких животных и птиц в зимний период;
Ход беседы:Послушайте загадку и отгадайте ее:
Когда повяли все цветы
Мы прилетели с высоты
Мы прилетели на поля
Чтоб стала белая земля. (Снег)
-Правильно это снег. А какому времени года характерно это явление?
-Посмотрите на календарь, с какого числа установилась зима? Учёные считают, что зима устанавливается с 22 декабря. В этот день солнце находится очень низко над горизонтом, день длится всего 7 часов. Сегодня мы отправимся в зимний лес. Будем наблюдать жизнь этого морозного края. В лесу полная тишина. И мы свами будем ходить тихо, тихо, чтобы не нарушить зимнего глубокого сна. кажется, что в лесу все спят, нет никого, нет ничего живого. Но это не так. А вот как, мы это сегодня и выясним.
-Каких зимних лесных обитателей вы знаете? (заяц, волк, лиса, медведь, белка, лось, барсук)
-А вы знаете,что каждый из них приспосабливается к зиме по своему и внешне и внутреннее? Зимой, меж деревьев мы можем даже не заметить. Единственное что подскажет нам о их существовании-это следы. Посмотрите, как много следов в лесу на снегу, их много даже там куда казалось бы зима не могла впустить ни человека ни птицу ни животное. Вот по этим то следам мы будем в лесу ориентироваться и определять кто какой след оставил.
Отгадайте ка загадку:
В гору бегом с горы кувырком? (заяц)
-Зайцы бывают беляки и русаки. В наших лесах живут-русаки. У зайцев очень крепкие ноги, когда он бежит, то передние ноги сзади, а задние спереди. Бегают зайцы во много раз быстрее лис, волков. На зиму зайцы линяют, т. е. меняют шерсть, она становиться у них белого цвета. Зимой зайцам хорошо, они совсем не видны на фоне белого снега, а вот осенью зайцам приходится очень тяжело, линять они начинают до того как выпал снег и ему очень трудно белому спрятаться в темном осеннем лесу. В такую пору заяц нередко становится добычей лисы или волка. Заяц охотится ночью, а днем спит.
В народе говорят: Зайца кормят ноги.
-А чем же он питается? (корой деревьев, особенно осин)
-Днем зайка отлежится в ямке, а ночью выходит, где достанется ему кора, а если он в поле, то раскопает снег и достает себе озимые с посевы, которые уже взошли. В зимнюю пору зайцы приносят огромный вред, садоводам, они едят кору и тем самым портят дерево. И когда деревья наливаются жизнью, это дерево либо болеет, либо вообще погибает. В это время у зайчихи появляются зайчата. Они рождаются здоровыми, маленькими, пушистыми, не слепыми. Зайчиха накормит их своим жирным молоком и исчезает, чтобы волк или лисица не нашли ее вместе с зайчонком по запаху. Ведь от зайчихи отдает спец. Запахом, по которому она себя может легко обнаружить себя. А зайчонок еще ни чем не пахнет. Вот и бросает своего малыша зайчиха ради его же спасения. Этого маленького зайчонка всегда накормит другая зайчиха, которая будет пробегать мимо и увидит его. Молоко у зайчихи жирное, зайчонку хватает на долго, после 6-7 кормлений зайчонок становится самостоятельным.Вот идем дальше по лесу и видим:
«Рыжая хозяйка из леса пришла
Всех кур пересчитала, и одну с собой унесла»
Следующая наша попутчица- лиса. Шерсть у лисы к зиме становится грязно рыжей, лапки обрастают шерстью, чтобы зимой не замерзнуть.
— А чем питается лиса?
— Да, лиса может поймать и зайца, но заяц тоже хитер, он умеет так запутать следы, что даже самая хитрющая лисица не сможет найти его. А вот мышами лиса лакомится чаще. Она достает их из нор из под снега. В это время и у лисицы появляются лисята. Мать начинает учить их, как добывать пищу, как хитрить. У лисы очень красивый мех. Лису носят на себе девушки зимой как украшение.
Идем дальше, под ногами скрипит снег, мы проваливаемся по колено и ниже, в вышине воют вершины сосен, трещат от мороза сучья. Мороз щепает нас за щеки, и вдруг …
Телят, ягнят ищет»
— Да, мы видим еще одного грозного обитателя леса- волка. На какое домашнее животное похож волк?
— На собаку — овчарку
— Летом волку хорошо, добычи много, летом в лесу жизнь кипит, а вот зимой среди такой тишины попробуй — ка учуй зайца или другую добычу. Кроме того снег глубокий, волку тяжело ходить, а уж за добычей гнаться – и подавно. Поэтому чтобы было легче поймать редкую добычу, волки живут стаями по 10 – 12 волков. Эти голодные стаи рыщут по лесу, и не дай – Бог, кому ни будь попасться на их пути. Разорвут в клочья. Но как бы, не страшны волки, они приносят огромную пользу. Волки санитары леса, зимой они могут догнать только, слабых, а слабые значит больные. Больных волки съедают, а остальные остаются здоровые, быстрые, ловкие.
Вот и мы с вами давайте притаимся, что бы волки на нас случайно не напали. Оглянемся, вокруг никого, только вьюга воет в вышине, морозный воздух заходит в грудь, а вот взгляните вверх, кто там скачет с сосны на сосну, с веточки на веточку. Кто же это быстрая шалунья?
-Что вы знаете о жизни белки?Чтоони едят (грибы сушоные,шишки,орехи,ягоды)
-Белка это самый ценный пушной мех-зверь. На зиму белка линяет, она становится серой. А летом, какого цвета шерсть у белки? (рыжая)
Белка попрыгунья она может прыгнуть в длину 4-5 метров. Зимой белочку совсем не видно. Она серая и ствол сосны тоже серый, поэтому ей легко скрыться. Где живет белка? В дупле старом, где раньше жил дятел.
-Если белочка не найдет дупло по осени, то она строит гнездо. Она большая мастерица. Белка запасает на зиму корм. В лютый мороз белка сидит, а дупле. А когда станет немного теплее выходит из дупла и ищет свои запасы. Вот копает под снегом лапками. Вытащила желудь,гриб,полакомилась,закапала и дальше побежала. Бывает, что белкины запасы уже кто-нибудь съел. Например, сойка. Но белка не унывает, у нее много запасено. Все равно на зиму хватит. А и сойкам тоже питаться надо. Это лютое время у белки появляются бельчата,5-6 штук. Они слепые, беспомощные. Долго белка обхаживает их. Иногда 1.5 года. Но у белки есть свои враги. Это рысь, хитрая хищница,похожвя на кошку, только больше по размеру. Рысь вступает в борьбу даже с волком и нередко побеждает. (картина соболя)
-Ну а кто узнал этого зверька?
-Соболь –хищник, он меньше кошки, его мех очень ценится. В наших лесах было очень много соболей, но их истребили, сейчас охота на соболей запрещена. Соболь занесен в красную книгу. Сейчас есть заповедники, фермы, где соболей разводят в неволе. У соболей рождается 3-4 малыша. Они беспомощные, слепые. Соболиха, как и белка долго кормит своих детенышей.
-ребята а каких вы знаете животных, которые впадают в спячку?
-Медведь, барсук, ёж.
— Ёж поздней осенью делает гнездо, носит в него запасы. Если до наступления зимы ёж не успел лечь в спячку, то он погибает. Всю зиму ежи спят, ранней весной они справляют свадьбу. Позже появляется потомство,у ежат нет иголок. Вместо иголок у них «пушистые иголки« совсем не колючие. Только когда ёж взрослеет, иголки у него грубеют и становятся его надёжной защитой.
Идём дальше. Тише. Прислушайтесь. Может быть мы встретим в зимнем лесу медведя?
-Медведи поздней осенью залегают в спячку. Медведь-большое животное. Рост- 2.5- 3 метра, вес- 300 кг, они быстро бегают, лазают по деревьям, известно, что медведи большие сластёны. За лето медведь накапливает много жира и спит всю зиму. В феврале у медведя рождаются медвежата. Они по 500 гр., маленькие, беспомощные.
-Какие животные ещё спят зимой?
-Да, но когда оттепель они просыпаются, кормятся, а когда непогода и мороз- вновь ложатся в спячку.
-Тихо, тихо кажется мы слышим шаги хозяина нашего сибирского леса. Да, это он. Кто же это?
-Лоси — огромные красивейшие копытные, их рост достигает 2,5м, а вес- 650 кг. У лося на голове есть рога. Кто видел такие рога? Может у кого-то дома есть? У лося стройные, сильные ноги, поэтому лось везде может пройти. На лосиных фермах доят лосих. Молоко лосих жирное- 6% жиру, оно питательное, целебное. В зимние времена трудно приходится лосям. У них тоже есть свои враги. Это волки, рыси. Им приходится охраняться. Человек должен помогать животным, лесники и ставят в лесу сено, кормушку с солью. Эти места называются, `лесными столовыми` `Ещё лось и сам питается. Он ест кору молодых осин. Лесники кормят их и салом.
-Ребята, все, что мы сегодня видели в безмолвном зимнем крае надо охранять, надо помогать всему живому. Мы знаем такие слова« Охранять природу-значит охранять родину«
— Кто сказал эти слова?
-Вот, чем больше мы принесём добра всему живому, тем больше получим прекрасного и такого-же доброго всего живого, тем лучше, пусть на немножко, на капельку но лучше,жить станет всем нам. Всей нашей необъёмной стране.
«Звери в лесу». Конспект занятия по развитию речи в старшей группе Звери в лесу. Конспект занятия по развитию речи. Цели: Образовательные Развитие словаря: активизировать в речи детей глагольные формы,.
Беседа «Урок дружбы» в старшей группе Задачи. Образовательные: 1. Обогащать новыми знаниями и умениями бесконфликтного общения. 2. Формировать умение детей пересказывать короткие.
Беседа о лесе в старшей группе Программное содержание: Учить использовать имеющиеся знания о природе, установление взаимосвязей между растениями и животными леса. Обогащение.
Беседа о семье в старшей группе Ребята, сегодня мы с вами поговорим о семье. А что такое семья? Семья-это слово нам многое скажет. Семья нам с рожденья в путь жизни покажет.
Конспект игровой образовательной ситуации «Как дикие звери живут зимой?» ОО («Познавательное развитие» + «Речевое развитие» + «Соц. — комм. развитие») Программное содержание: ОО «Познавательное развитие».Развивать.
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Как звери к зиме готовятся» Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Как звери к зиме готовятся» Любовь Сушкова Тема: «Как звери к зиме готовятся».
Конспект ОС по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Как лесные звери медведь и белка готовятся к зиме» Цели: дать представление о том, что лес – это среда обитания диких животных. Развивать у детей представление о последовательности событий.
Конспект совместной деятельности в старшей группе «Прощание с зимой» Образовательная область: «Познавательно – речевое развитие», «Коммуникативное развитие» Цель: систематизировать знания детей о временах.
Проект в первой младшей группе «Звери зимой» Проект «Звери зимой» Воспитатель: Кузьмина Т. В. Участники: дети 1-ой младшей группы, педагоги. Цель проекта: Дать представление детям о.
Конспект НОД в старшей группе «Птицы зимой. Снегирь» Конспект непосредственной организованной деятельности в старшей группе. Тема: «Птицы зимой. Снегирь». Цель: Воспитание у детей интереса.
Источник
Занятие «Как зимуют дикие животные»
Ирина Сироткина
Занятие «Как зимуют дикие животные»
1. Учить классифицировать диких и домашних животных.
2. Дать понятие о диких животных, чем они питаются.
3. Учить знать названия их жилищ (берлога, нора, логово, дупло, ямка и др.)
4. Закреплять умение отвечать на вопросы воспитателя полным ответом.
5. Продолжать учить правильно произносить существительные во множественном числе родительного падежа (зайчата, бельчата и т. д.)
6. Воспитывать бережное отношение к природе
Материал к занятию: макет леса, шапочки зверей (медведь, заяц, ёж, белка, волк, барсук, лиса, лось, плакат с изображением жилищ животных, индивидуальные карточки и силуэты животных, картинки домашних и диких животных.
План занятия
1. Беседа с детьми в кругу о зиме, зимних месяцах.
2. Дидактическая игра «Домашние и дикие животные»
3.Путешествие в лес:
a) встреча с Лесовичком, загадывание загадок;
b) встреча с медведем, зайцем, ежом;
c) физразминка «Ёж»
d) встреча с белкой, волком, барсуком;
e) физразминка «Барсук»
f) встреча с лесой и лосем;
g) «Песенка лесных друзей»
4. индивидуальная работа детей с карточками и силуэтами (логическая игра «Посели в домик»;
5. игра «Назови правильно детёнышей животных (в родительном падеже множественного числа);
6. итог занятия и возвращение детей из леса в сад.
Ход занятия
Беседа воспитателя в кругу с детьми.
1. Настрой на занятие: пожелание друг другу доброго утра.
2.Вопросы о времени года:
a) какое сейчас время года?
b) Сколько у зимы месяцев? Назовите их.
c) Какой сейчас месяц?
d) Как февраль называют в народе? (лютень и снежень)
3. Чтение коротких стихов о зиме по строчкам по кругу (Белый снег пушистый… и «Белый снег лежит кругом…»)
Воспитатель: Сегодня мы поговорим о диких животных, как они зимуют в лесу, чем питаются, как называются их жилища. Но вот беда, я случайно перемешала картинки диких и домашних животных. Надо отделить в одну сторону (под домиком) – домашних, а в другую (под картинкой леса) – диких животных. Двое детей выходят к доске и, ответив на вопросы поочерёдно (почему животное называется домашним или диким, выполняют работу. После этого закрываю шторкой половину доски с картинками домашних животных и говорю, что мы будем говорить о диких животных и спрашиваю, кто из них спит зимой (медведь, ёж, барсук). Отделяем эти картинки ниже.
Воспитатель: Сейчас мы пойдём в лес, чтобы посмотреть, как зимуют, как зимуют дикие животные и как называются их жилища.
Звучит музыка с пением птиц (негромко) (дети закрывают глаза)
Под эту музыку воспитатель говорит:
— Представьте, что мы идём по лесу. В лесу надо идти острожно, нельзя громко разговаривать, нельзя шуметь, потому что в лесу живут, звери, птицы. У них здесь своя жизнь. Лес – их дом. Мы можем их потревожить, испугать. Открывайте глаза (дети открываю глаза, видят макет леса – ёлочки, деревья).
Воспитатель: Вот мы и пришли в лес. Дети, это лес – волшебный. Кажды из вас, кто войдёт в лес, превращается в лесного жителя. Но я слышу чьи-то шаги. Кого-то мы всё-таки побеспокоили.Появляется Лесовичок:
— Кто пришёл в наш лес? Кто беспокоит лесных жителей?
Воспитатель: Лесовичок, дети пришли к вам в лес посмотреть, как зимуют дикие животные в лесу. Помогите нам встретиться с ними.
Лесовичок: Хорошо. Я вам помогу. Для вас проснутся даже те звери, которые спят.Слушайте загадку:
А зимой под снежный вой
Спит в избушке снеговой
(ребёнок обходит лес, одевает шапочку и выходит).
Медведь: Я могу ходить на четырёх лапах и на двух. Умею плавать, быстро бегать, лазить по деревьям. К зиме я накапливаю много жира и сплю.
Воспитатель: А чем питается медведь летом и осенью?
Медведь: Люблю мёд, ягоды, отлично ловлю рыбу, птиц и мелких животных (дети дополняют).
Воспитатель: А как называется твоё жилище?
Медведь: берлога (показывает на стенде, (садится с детьми)
Лесовичок:слушайте следующую загадку:
Догадайтесь по приметам:
Зимой белый, серый – летом
По лесочку прыг-прыг-скок
Убежать от волка смог.
(Ребёнок обходит лес, одевает шапочку)
Заяц: Я летом серый, а зимой – белый. Я очень быстро бегаю. Когда убегаю от лисы, то запутываю следы, петляю.
Воспитатель: Чем питается заяц?
Заяц: Ем кору, веточки деревьев.
Восп: Заяц, а как называется твоё жилище?
Заяц: Я нахожу ямку и в ней отдыхаю (показывает на стенде, садится с детьми)
Восп: Лесовичок, а теперь дети тебе помогут загадывать загадки
Ребёнок: Сердитый недотрога
Живёт в глуши лесной
Иголок очень много
А нитки ни одной
Выходит ёж (ребёнок в шапочке)
Ёж: Я не боюсь ядовитых змей. Осенью я делаю гнездо из веток и листьев под корнями деревьев или под пеньком и там сплю всю зиму.
Восп: Чем питается ёж?
Ёж: Жуками, червяками, змеями, улитками, комарами, корешками растений, лягушками, мышами, насекомыми, муравьями (дети дополняют)
Восп: Ёжик, а как называется твоё жилище?
Ёж: Норка (показывает на стенде. Садится)
Проводится физминутка «Ёж»
Восп: дети, слушайте следующую загадку
Ребёнок: Хожу в пушистой шубе
Живу в густом лесу
В дупле на старом дубе
Выходит белочка (ребёнок в шапочке)
— Я маленькая, юркая, с длинным пушистым хвостом. Я очень подвижна. Всё лето я делаю запасы на зиму. Даже могу переплыть реку. Летом я рыжая, зимой – серая
Восп: А чем питается белочка и что запасает?
Белочка: Орехи, грибы, ягоды, почки деревьев, семена еловых шишек, жёлуди (дети добавляют)
Восп: А как называется твоё жилище?
Белочка: дупло (показывает на стенде. Садится)
Ребёнок: Кто зимой холодный, ходит злой, голодный?
— Волка зовут санитаром леса, потому что он съедает больных животных и другие звери не заражаются. Мне приходится долго бегать, чтобы найти пищу. Волка кормят ноги. А ещё – волк очень умный.
Восп: Чем питается волк?
Восп: А как называется твоё жилище?
Волк: Логово (показывает, садится)
Ребёнок: Роет норы он умело
Знает, любит это дело
Потому кроту и друг
— Я буровато-серого цвета. На морде две полосы от носа к ушам. Я всё ем, всё люблю. Я ем до поздней осени. Становлюсь толстый и ложусь спать.
Восп: Чем до зимы питается барсук?
Барсук: Мышами, лягушками, ящерицами, насекомыми, грибами, травой.
Восп: А как называется твоё жилище?
Барсук: земляная нора.
Проводится физминутка «Барсук».
Ребёнок: Кто в лесу хитрее всех?
Есть приметы – рыжий мех,
Длинный хвост, которым ловко
Заметает след плутовка
— В моей норе много ходов и выходов. Если мой домик найдут собаки охотника, я убегаю через запасной выход. Я люблю искать под снегом норки мышей.
Восп: Чем питается лиса зимой?
Лиса: Мышами, рыбой, ловит зайчат
Восп: Как называется твоё жилище?
Лесовичок: Очень сильный и высокий
По колено снег глубокий
Не олень, но он рогатый
Все зовут его сохатый
— Лось высокий, крупный, ноги длинные с узкими копытами, хвост короткий. Зимой у лося спадают рога. Питается корой рябины и сосны.
Восп: Как называется твой домик
Лось: У меня нет домика. Я ложусь отдыхать прямо на снег
Исполняется «Песенка лесных друзей».
Дидактическая игра «Посели животное в домик»
Восп: скоро весна. У зверей появятся детёныши. Назовите их по имени.
У медведя – медвежата, у зайца – зайчата, у ежа – ежата, у белки – бельчата, у волка –волчата, у барсука – барсучата, у лисы – лисята, у лося – лосята
Восп: Мы говорили, что домашние животные приносят пользу человеку, помогают ему, дикие – нет. Может быть, дикие животные нам не нужны
— Нужны. В природе нет ничего лишнего. Нужно бережно относиться и к лесу и к его жителям, к природе.
Дети дают Лесовичку обещание:
Нор звериных, птичьего гнезда
Разорять не будем никогда
Пусть птенцам и маленьким зверятам
Хорошо живётся с нами рядом
Интегрированное занятие логопеда и воспитателя с использованием мультимедийного сопровождения на тему «Дикие животные» Интегрированное занятие логопеда и воспитателя с использованием мультимедийного сопровождения на тему «Дикие животные» (подготовительная.
Конспект интегрированного занятия на тему: «Как дикие животные готовятся к зиме» Конспект интегрированного занятия на тему: «Как дикие животные готовятся к зиме». Образовательная область: познание, коммуникация, творчество.
Конспект НОД на тему «Дикие животные» в подготовительной группе Конспект НОД в подготовительной группе на тему «Дикие животные» Цель: Расширять знания детей о диких животных; Задачи: Обогатить словарь.
Конспект познавательно-исследовательской НОД в старшей группе на тему «Дикие животные» Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе Тема: «Дикие животные и их детеныши» Коррекционно-образовательные.
Конспект образовательной ситуации «Как зимуют дикие звери» Совместная деятельность воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста тема: «Как зимуют дикие звери». Цель: • Создать условия для.
Конспект занятия для детей младшей группе на тему «Дикие и домашние животные». Цель: закрепить знание детей младшего дошкольного возраста о диких и домашних животных, их детенышах, особенностями питания, внешнего вида.
Открытое занятие по развитию речи в старшей группе на тему «Дикие животные леса» Задачи: 1. Расширить и активизировать словарь детей, использовать в речи обобщающие понятие (дикие животные) 2. Расширять знания о окружающем.
Проект для второй младшей группы на тему «Дикие животные — наши друзья» ПРОЕКТ «ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ – НАШИ ДРУЗЬЯ» (2 младшая группа) Вид проекта: Творческий Продолжительность: среднесрочный Состав участников:.
Проект по изобразительной деятельности на тему: «Дикие животные» Проект по изобразительной деятельности на тему: «Дикие животные» (Использование нетрадиционных техник рисования в развитии творче-ских способностей.
Рисование в старшей группе на тему «Дикие животные зимой» по сказке «Рукавичка» Добрый вечер, Уважаемые коллеги. Вся прошедшая неделя в нашем детском саду № 210 «Ладушки» была посвящена животным. Их жизни в холодное.
Источник