Зимнее содержание очистка дорог от снега
Proxima Nova TimesNewRoman
Интервал между буквами
Стандартный
Средний
Большой
Министерство транспорта Российской Федерации
Федеральное дорожное агентство
Зимнее содержание федеральных автомобильных дорог
19 декабря 2016, 11:55
К зимнему относится период года с момента перехода средней суточной температуры воздуха ниже О °С к отрицательной осенью и до момента ее обратного перехода, через О °С от отрицательной к положительной.
Зимнее содержание дорог представляет собой комплекс мероприятий, включающий в себя:
• защиту дорог от снежных заносов;
• очистку дорог от снега;
• борьбу с зимней скользкостью;
• защиту дорог от лавин;
• борьбу с наледями.
Зимний период года является самым сложным для эксплуатации дорог и организации движения. Продолжительность этого периода колеблется от 20 сут в южных районах до 260 сут в северных районах России.
Самой характерной особенностью зимнего периода является образование на дорожной поверхности отложений снега и льда, в результате чего происходит резкое изменение условий взаимодействия автомобиля с дорогой.
Дорожная эксплуатационная служба должна обеспечить высокий уровень зимнего содержания дорог, основными показателями которого являются (рис. 1):
• ширина чистой от снега и льда поверхности дороги;
• толщина слоя рыхлого снега на поверхности дороги, накапливающегося с момента от начала снегопада или метели до начала снегоочистки и в перерывах между проходами снегоочистительных машин;
• толщина уплотненного слоя снега (снежного наката) на проезжей части и обочинах;
• сроки очистки дороги от снега и ликвидации гололеда и зимней скользкости.
Система мероприятий по зимнему содержанию дорог
Вся система мероприятий по зимнему содержанию дорог должна быть построена таким образом, чтобы, с одной стороны, обеспечить наилучшие условия для движения автомобилей, с другой — максимально облегчить, ускорить и удешевить зимнее содержание. Чтобы обеспечить выполнение этой задачи, при зимнем содержании проводятся мероприятия:
• профилактические, цель которых не допустить или максимально ослабить образование снежных и ледяных отложений на дороге; к числу таких мероприятий относят уменьшение снегозависимости дорог, профилактическую обработку покрытий химическими противогололедными реагентами и др.;
• защитные, с помощью которых преграждают доступ к дороге снега и льда, поступающего с прилегающей местности; к ним относят применение защиты от метелевого переноса, снежных лавин, наледного льда. Главным критерием качества снегозащиты следует считать полное исключение отложений метелевого снега на дорогах с тем, чтобы для патрульной снегоочистки оставалось только удаление снега, выпадающего во время снегопадов;
• по удалению уже возникших снежных и ледяных отложений (например, очистка дорог от снега и льда), а также по уменьшению их воздействия на движение автомобилей (обработка обледеневшей поверхности дороги материалами, повышающими коэффициент сцепления шин с дорогой).
Допустимые уровни и требования к зимнему содержанию дорог
По уровню зимнего содержания все дороги подразделяют на группы:
А — дороги с чистой на всю ширину поверхностью;
Б — дороги с чистой на всю ширину проезжей частью;
В — дороги с чистой серединой проезжей части;
Г — дороги с уплотненным снегом на проезжей части.
Директивные требования к показателям уровня зимнего содержания каждой дороги должны устанавливаться на основе технико-экономических расчетов с учетом оснащенности дорожно-эксплуатационной службы машинами и оборудованием для зимнего содержания дорог. Допустимые значения показателей состояния дорог приведены в табл. 1.
Предельно допустимые нормы показателей состояния дороги в зимний период
Значение автомобильных дорог общего пользования | Показатели | |||||
Интенсивность движения, авт./сут | Минимальная ширина очищенной поверхности проезжей части, м | Максимально допустимая толщина слоя рыхлого снега на проезжей части, мм | Минимально допустимая толщина уплотненного слоя снега на проезжей части*, мм | Допустимая толщина уплотненного слоя снега на обочинах (у бровки земляного полотна), мм | Максимальный срок проведения работ по снегоочистке и ликвидации зимней скользкости, ч | |
Федеральные | Более 3000 | На всю ширину | 20 | — | 50 | 4 |
Менее 1000 | -«- | 30 | 50 | 70 | 6 | |
Региональные | Более 3000 | -«- | 30 | — | 60 | 4 |
1000-3000 | -«- | 40 | — | 70 | 5 | |
Менее 1000 | -«- | 60 | 50 | 80 | 6 | |
Региональные, межмуниципальные с регулярным автобусным движением | Менее 1000 | -«- | 70 | 50 | 120 | 6 |
Дороги с допускаемым перерывом движения (сезонные) | Движение нерегулярное | Не нормируется | Не нормируется | 50 | 200 | 24-48 |
* На грунтовых дорогах и дорогах с переходными и низшими типами дорожных одежд, содержание которых предусмотрено с уплотненным снежным покровом.
Классификация дорог (участков) по снегозаносимости.
Критерием классификации участков дорог по снегозаносимости служит отношение количества снега, отложившегося на дорожном полотне, к общему количеству снега, принесенного метелями к дороге. Оценивать снегозаносимость количеством приносимого снега нельзя, так как снежные заносы — это отложившийся, а не приносимый снег. При одном и том же количестве приносимого снега на участках дорог с разным поперечным профилем и характеристикой прилегающей местности откладывается разное количество снега.
По степени снегозаносимости все участки дорог подразделяют на снегонезаносимые и снегозаносимые.
К снегонезаносимым относят участки дорог, пересекающие лесные массивы, а также сады и кустарники, если их ширина составляет 100. 250 м и более с каждой стороны дороги; проходящие в выемках глубиной более 8,5 м при годовом снегоприносе до 100 м3 на 1 м длины дороги; пересекающие крупные населенные пункты с застройкой по обеим сторонам дороги; участки насыпей высотой не меньше требуемой по снегонезаносимости.
Снегозаносимые участки дорог подразделяют на три категории (табл. 2).
Районирование территории по условиям зимнего содержания дорог. Широкий размах природно-климатических условий на территории России, от которых зависят характеристики состояния дорог в зимний период и затраты дорожных организаций
Категория снегозаносимости | Характеристика участка | Вид снежных отложений, которые необходимо удалять |
I. Слабозаносимые | Насыпи высотой Нп и Нн пересечения в одном уровне; насыпи с барьером безопасности | Снегопадные отложения; снежные заносынебольшого объема; небольшие снежные валы |
II. Среднезаносимые | Раскрытые выемки; полувыемки-полунасыпи; нулевые места и невысокиенасыпи ниже Нп; пересечения в разных уровнях; дороги, проходящие через небольшие населенные пункты, в районах с интенсивными общими метелями | Снегопадныеотложения; снежные заносы толщиной до 1. 1,5 м; снежные валы |
III. Сильнозаносимые | Нераскрытые выемки, подветренный откос которых не может вместить снег, приносимый метелями, и выпадающий при снегопадах; все выемки на кривых | Снегопадные отложения; снежные заносы, толщина которых может достигать глубины выемки |
1. Нп — высота снежного покрова; Ни — высота снегозаносимости насыпи.
2. Данные таблицы относятся к заносимым участкам, проложенным по безлесной местности.
3. Незаносимые участки в безлесной местности — насыпи высотой Ни и более, а также нераскрытые выемки, подветренный откос которых может вместить весь снег, откладывающийся при метелях и снегопадах.
4. Участки, проложенные через сплошные лесные массивы, не заносятся при любом поперечном профиле.
на их содержание, вызвали необходимость районирования территории страны по условиям зимнего содержания дорог.
В результате исследований Г. В. Вялобжеского и А. А. Кунгурцева было разработано районирование территории страны по трудности снегоборьбы на автомобильных дорогах с разделением территории на характерные зоны.
В качестве основного признака районирования был принят объем снега, приносимого к дороге в зимний период. Дополнительно учитывалось влияние рельефа местности, продолжительность зимнего периода, количество снежных осадков за зиму, высота снежного покрова и другие природно-климатические факторы.
В результате территория России по трудности снегоборьбы на автомобильных дорогах была разделена на пять дорожно-климатических зон (районов):
I — районы легкой снегоборьбы. Продолжительность снежного периода составляет 60— 100 сут, в отдельных местах до 160 сут в году. Скорость ветра при метелях, как правило, не превосходит 15 м/с, средняя многолетняя высота снежного покрова находится в пределах 15. 20 см. Объемы снегоприноса в большинстве случаев не превышают 50 м3/м, только в отдельных случаях доходят до 100 м3/м.
К районам легкой снегоборьбы относят Калининградскую область, южную часть Республики Калмыкия, Краснодарский и Ставропольский края, республики Дагестан, Кабардино-Балкарию, Чеченскую, Ингушскую, Северную Осетию— Аланию, южные части Астраханской и Ростовской областей, Читинскую и Амурскую области, юго-западную часть Хабаровского края;
II — районы средней трудности снегоборьбы. Продолжительность снежного периода составляет 100 —160 сут, а в отдельных местах до 200 сут в году. Объем снегоприноса, как правило, не превышает 150 м3/м.
К районам средней трудности снегоборьбы относят Республику Карелия, Ленинградскую, Псковскую, Новгородскую, Костромскую, Вологодскую, Смоленскую, Брянскую, Тверскую, Ярославскую, Владимирскую, Московскую, Ивановскую области, южные части Республики Коми и Архангельской области, Кировскую, Пермскую, Волгоградскую, Томскую, Свердловскую, Иркутскую, Челябинскую, Курганскую области, Республику Удмуртия, Тюменскую область (кроме Ямало-Ненецкого автономного округа), северные части Омской, Ростовской, Астраханской, Нижегородской и Калужской областей, северную часть Республики Калмыкия, Хабаровский край (кроме юго-западной части), республики Тува, Бурятия, Саха (Якутия) южнее Северного полярного круга, Приморский и Красноярский края (кроме юго-западной части и Таймырского автономного округа);
III — районы трудной снегоборьбы. В этих районах зимой преобладают сильные ветры и интенсивные метели. Снежные заносы образуются систематически, часто большой толщины и плотности. Объемы снегоприноса достигают 250 м3/м, а в отдельных местах — 400 м3/м.
К районам трудной снегоборьбы относят центральную часть Архангельской области, Тульскую, Орловскую, Курскую, Воронежскую, Белгородскую, Липецкую, Рязанскую, Тамбовскую, Пензенскую области, республики Мордовия, Татарстан, Марий Эл, Чувашия, Башкортостан, Саратовскую и Ульяновскую области, южные части Нижегородской, Омской, Калужской и Мурманской областей, Новосибирскую и Кемеровскую области, юго-западную часть Красноярского края, Республику Алтай, центральную часть Республики Коми, юго-западную часть Магаданской области, южную часть заполярной территории Республики Саха (Якутия);
IV — районы очень трудной снегоборъбы. Ветры переносят зимой значительное количество снега, объемы снегоприноса достигают 400. 600 м3/м, в отдельных местах — 1 000 м3/м. Отложения от интенсивных снегопадов или снежные заносы большой толщины систематически образуются на участках большого протяжения.
К районам очень трудной снегоборьбы относят Самарскую и Оренбургскую области, Алтайский край (кроме Республики Алтай), Сахалинскую область, центральную часть Магаданской области, северные части Мурманской и Архангельской областей, северную часть Республики Коми, Камчатскую область (кроме Корякского автономного округа, побережья Камчатского автономного округа и побережья Камчатского полуострова), центральную часть заполярной территории Республики Саха (Якутия), южную часть Ямало-Ненецкого автономного округа.
V — районы особенно трудной снегоборьбы. Продолжительность снежного периода составляет 220 — 240 сут, а в отдельных местах доходит до 300 сут в году. Скорость ветра при метелях нередко достигает 40. 45 м/с, а число суток с метелями доходит до 130 за зиму при продолжительности отдельных метелей до 10 сут и более. Объем снегоприноса составляет до 1 000 м3/м и более.
К районам особенно трудной снегоборьбы относят северную часть Ямало-Ненецкого автономного округа, Ненецкий автономный округ, Таймырский автономный округ, северную часть заполярной территории Республики Саха (Якутия), побережье Чукотского автономного округа в пределах Восточно-Сибирского, Чукотского и Берингова морей (включая Корякский автономный округ).
Борьба с зимней скользкостью
Работы по борьбе с зимней скользкостью должны обеспечивать транспортно-эксплуатационное состояние дорог, удовлетворяющее действующим требованиям и соответствующее заданному уровню содержания.
Для выполнения этих требований осуществляют следующие мероприятия:
— профилактические, цель которых не допустить образования зимней скользкости на дорожном покрытии или максимально снизить прочностные характеристики снежно-ледяных образований при их возникновении на покрытии, ослабить сцепление слоя снежно-ледяных отложений с покрытием;
— повышение сцепных качеств дорожных покрытий при образовании на них снежно-ледяных отложений, уплотненного снега или гололедной пленки за счет создания искусственной шероховатости или расплавления снежно-ледяных отложений или гололедных пленок.
Противогололедные материалы
Для борьбы с зимней скользкостью используют различные ПГМ, к которым относятся:
— твердые сыпучие (кристаллические, гранулированные или чешуированные);
— жидкие растворы или рассолы различных реагентов;
— песчано-гравийная смесь (ПГС);
— смесь фрикционных и химических материалов.
Более подробная информация о ПГМ изложена в ОДН 218.2.027-2003.
Способы борьбы с зимней скользкостью
При зимнем содержании автомобильных дорог применяют химический, комбинированный, фрикционный способы борьбы с зимней скользкостью.
Химический способ основан на использовании химических материалов, обладающих способностью при контакте со снежно-ледяными отложениями переводить их в раствор, не замерзающий при отрицательных температурах.
При химическом способе распределяют чистые ПГМ в твердом (техническая соль, галит, ХКНМ, Биодор и др.) или жидком (ХКМ, Нордвэй, Антиснег и др.) виде с целью предупреждения (профилактический метод) образования зимней скользкости или ликвидации уже образовавшихся снежно-ледяных отложений — снежного наката, стекловидного льда и др.
Применяют химический способ борьбы с зимней скользкостью на автомобильных дорогах группы А и Б с учетом их функционального назначения и категории.
Фрикционный способ применяют на дорогах (участках) группы В, а также на дорогах, расположенных в регионах с продолжительными и устойчивыми низкими температурами (ниже —20°С) или там, где использование химических ПГМ запрещено.
Комбинированный способ (химико-фрикционный) предусматривает совместное применение химических и фрикционных ПГМ. Этот способ применяют при необходимости срочного повышения коэффициента сцепления и ликвидации снежно-ледяных отложений на автомобильных дорогах группы А, Б и В.
Комбинированный способ (физико-химический) заключается в придании противогололедных свойств асфальтобетонному покрытию путем введения в асфальтобетонную смесь антигололедного наполнителя типа «Грикол», который на поверхности покрытия создает гидрофобный слой, снижающий адгезию снежно-ледяных отложений к покрытию или предотвращающий их образование.
Этот способ применяют на участках автомобильных дорог группы А, подверженных частому гололедообразованию (в горной местности, у водоемов, ТЭЦ, на мостах, путепроводах, эстакадах и др.).
Классификация стратегий работ по зимнему содержанию дорог
Источник