Трековые и ледовые гонки в России: что год грядущий нам готовит?
Российская автомобильная федерация опубликовала календарь официальных соревнований в наших зимних дисциплинах автоспорта — трековых и ледовых гонках. Что интересного ждет спортсменов и болельщиков?
Новостью номер один можно назвать приход в чемпионат страны по трековым гонкам генерального партнера — им станет программа развития автоспорта SMP Racing, которая до этого помогала Российской серии кольцевых гонок и отечественному первенству по дрэг-рейсингу. Календарь главного трекового турнира страны изменится ровно на одну треть. Свои места в программе чемпионата России сохранили ипподромы в Ижевске и подмосковном Раменском, а вот построенный в чистом поле овал в казанских Усадах заменит куда более доступный для зрителей трек в Набережных Челнах.
Технические требования в переднеприводном классе N-1600, по сути, останутся прежними — к заездам на снежных овалах ипподромов будет допускаться как демократичная техника Национального класса, так и 1600-кубовые машины, подготовленные по более свободным требованиям, но «придушенные» рестриктором на впуске. Таким образом, мощность автомобилей, участвующих в чемпионате страны, будет де-факто ограничена на уровне в 150-160 л.с. Кроме того, сохранится система весовых гандикапов, которые будут «утяжелять» машины призеров и облегчать автомобили неудачников той или иной гонки. Ну а чтобы повысить интерес спортсменов, каждое последующее соревнование чемпионата вновь будет иметь повышающий коэффициент для начисления очков: 1,2 — для второго этапа и 1,4 — для третьего.
Минувшей зимой противостояние отечественных автомобилей и иномарок в чемпионате России закончилось победой тольяттинца Дмитрия Брагина на Ладе Калине (на фото слева). Как-то будет на этот раз?
Кубок России по трековым гонкам в классе Национальный в новом сезоне ждут более серьезные перемены: от системы с зональными соревнованиями и финалом решено отказаться в пользу простой четырехэтапной схемы. В зачет пилотам пойдут три лучших результата из показанных ими в Череповце, Усадах, Набережных Челнах и Ижевске. А роднить чемпионат и Кубок страны будут не только трассы и автомобили Национального класса, но и финские шины Black Rocket 20 с 1,5-миллиметровыми шипами, обязательные к применению в обоих сериях.
Официальный трековый сезон стартует в двадцатых числах января, а после этого до начала марта в календаре есть только одни выходные без соревнований со статусом чемпионата или Кубка России. И это сделано совсем не случайно: 23-24 февраля устроители соревнований в подмосковном Раменском намерены возродить трековую Гонку звезд! К слову, не путайте эти состязания с аналогичными по названию от журнала «За рулем», которые теперь проходят не зимой, а летом на автодроме Moscow Raceway. Формат февральской Гонки звезд пока находится в стадии обсуждения, но будем надеяться, что ее организаторам действительно удастся собрать на заснеженной трассе сильнейших пилотов из разных дисциплин автоспорта — чем, собственно, и славились когда-то зимние соревнования на Раменском ипподроме.
Последний раз Гонка звезд проводилась на Раменском ипподроме в 2011 году, а ее победителем стал москвич Алексей Дудукало (впереди)
В отличие от трековых состязаний, где трасса состоит только из прямых и левых поворотов, в ледовых гонках замкнутый круг может иметь произвольную конфигурацию. Кубок России в этой дисциплине тоже обретет генерального партнера — им станет производитель моторных масел G-Energy. Ледовую серию планируется разыграть в пять этапов: к традиционным трассам в Чебоксарах и Череповце, которые примут спортсменов по два раза, должна добавиться гонка на реконструированном автодроме в подмосковном Мячково.
Ледовые гонки в столице Чувашии проходят прямо в центре города, на льду Чебоксарского залива
Шины в ледовых гонках тоже применяются шипованные, но не финские, как на треке, а отечественной фирмы Мастер-Спорт. Ну а два кубковых класса 1400 и 1600, несмотря на названия, отличаются не столько рабочим объемом двигателя, сколько форсировкой 1600-кубовых моторов и количеством 1,5-миллимтровых шипов. У машин «младшего» зачета их может быть не больше двенадцати на 10 сантиметров длины окружности колеса, а у автомобилей «старшей» категории — не более двадцати.
Календарь чемпионата и Кубка России по трековым гонкам на 2018 год
Даты | Место проведения | Статус |
---|---|---|
20-21 января | Ижевск | чемпионат России (N-1600) |
27-28 января | Череповец | Кубок России (Национальный) |
3-4 февраля | Раменское | чемпионат России (N-1600) |
10-11 февраля | Усады | Кубок России (Национальный) |
16-18 февраля | Набережные Челны | чемпионат России (N-1600) |
16-18 февраля | Набережные Челны | Кубок России (Национальный) |
3-4 марта | Ижевск | Кубок России (Национальный) |
Календарь Кубка России по ледовым гонкам на 2018 год
Источник
Два часа в заносе: каково ездить на «классике» в длинных ледовых гонках
Шлем на мне, гоночные ремни затянуты, машина урчит. Единственное но: идет второй круг гонки, я стою поперек трассы, а сзади несется двадцать заднеприводных автомобилей! Это настоящий зимний эндуранс: боком по льду, но не 30 секунд, как в дрифте, а два часа и с общим стартом!
Эх, если бы такое случилось в прошлом году, когда в длинных гонках на Урале стартовало в два раза меньше участников, тогда Жигули, быть может, и остались целыми. Мимо пролетает первая машина, вторая, третья. И вот уже конец первой группы из восьми автомобилей. Ба-а-а-бах! Полетело заднее стекло, крышка багажника — и наша с напарником Алексеем Наумовым «пятерка» превратилась в хэтчбек. Уж лучше бы в универсал: именно они задают тон не только в зимнем дрифте, но и в кольцевых соревнованиях на льду. Просидев на снежном бруствере еще три с лишним минуты, наш экипаж по итогам двух часов гонки занял пятое место среди 22 участников. И это наш худший результат за два года выступлений в эндурансе!
Сегодня гонки длинного формата проходят и на Нижегородском кольце, и на трассе Казань Ринг. Но настоящую популярность эндуранс снискал на льду озер: высокие скорости и возможность постоянно менять конфигурацию трассы привлекают большое количество участников. Такие соревнования проводятся в Чувашии, Пермском крае и республике Марий Эл, ну а самой мощной по составу стала четырехэтапная серия Ural Winter Endurance на Верх-Исетском водохранилище в Екатеринбурге.
Правила этого турнира с виду просты: в гонке продолжительностью один-два часа участвуют два пилота, которые должны смениться во время обязательного пит-стопа. Успешные экипажи используют радиосвязь, механика и менеджера, который следит за экипажем на трассе, чтобы предупреждать о круговых или соперниках, а также за временем заезда на пит-стоп.
Радиосвязь — важный навигатор в меняющихся условиях длинных гонок
Для участия в уральской серии подходит любой заднеприводный автомобиль, на который надо установить дублирующие стоп-сигналы, спортивное сиденье и ремни. При этом стоимость участия всего три тысячи рублей за несколько часов чистого гоночного времени! Неудивительно, что с 2018 года, кроме костяка дрифтеров, в ряды участников стали вливаться раллисты, а также пилоты из спринтов и даже прокатного картинга.
Главное достижение уральских организаторов в нынешнем сезоне — это полноценный электронный хронометраж. Раньше судьям приходилось разбивать участников на группы и проводить полуфиналы, так как «вручную» точно отследить положение машин на протяжении всего заезда было проблематично. А вот определение стартовых позиций жеребьевкой на финальном этапе серии показалось не слишком удачным решением. С этим нам явно не повезло: только 14-е место на решетке. Зато потом обгонять было весело: лишь за полторы минуты гонки я сумел обойти восемь соперников!
Кроме жигулевского класса на стандартных шинах в Екатеринбурге проводили заезды на одинаковых купе Mazda MX-5, обутых в спортивные колеса с шипом 2,5 мм. Эта серия сменила собственника, но не место проведения. При ценнике сто пятьдесят тысяч рублей за машину на этап с полным сопровождением турнир привлек внимание участников из разных уголков России.
«Классика» — самая быстрая на льду? Как бы не так: Mazda MX-5 на шинах размерности 205/55 R16 выиграла квалификацию первого этапа уральского турнира. Однако на следующих гонках машину решили поберечь: слишком дорогие кузовные элементы!
Мазду я тоже попробовал в одной из гонок. Управление кардинально отличается от Жигулей: MX-5 на спортивных шинах Michelin едет максимально быстро только в заносе. Перед поворотом без тормозов: максимальный угол, чтобы погасить скорость, а на выходе поменьше, чтобы набрать. Настоящий дрифт без всяких скидок! Однако пилоты из Москвы, кроме участия в монокубке MX-5, решили стартовать и в классе Жигулей: уж больно плотная и интересная там борьба.
После прошлого сезона нашу с Алексеем «пятерку» (с мотором 1.6 и коробкой передач от Mazda MX-5 1989 года) хотели было запретить: слишком большим оказался отрыв на финише. Но за кругами преимущества стояла долгая работа перед каждым этапом: эксперименты с колеей, покрышками разной обкатки, игра с балластом. И, конечно, шины! В прошлые годы вопроса, какую модель выбрать, не возникало: Continental ContiIceContact BD, первая серийная шина с вклеенным шипом, ехала быстрее и стабильнее всех остальных. Однако в этом сезоне покрышки, выпущенные 5-6 лет тому назад, окончательно «протухли» — пришлось переходить на конкурентов.
Казанцы Юрий Егоров и Алексей Аксянов (на фото справа) приехали на первый этап в Екатеринбург за тысячу километров и не ударили в грязь лицом — экипаж на Иже завоевал третье место!
Сегодня самые быстрые шины на льду с посадочным диаметром 13 и 14 дюймов — это Nokian Hakkapeliitta 8 или 9. Выиграв первый этап уральского эндуранса на «девятке», взятой взаймы, мы решили рискнуть и купили у серого дилера Bridgestone Noranza 001 — покрышки, изготовленные по технологии off-take в России на заводе Nokian, но продающиеся только на территории Скандинавии. Второй этап тоже оказался за нами — при этом главным соперником стал Дамир Идиятулин, известный дрифтер из Красноярска. А вот на третьем произошла осечка: мы просто не могли себе представить, что шины Bridgestone так быстро изнашиваются! Шипы вроде все на месте, а скорости нет: разбивается посадочное отверстие и шип ложится на лед, а не втыкается. В результате — только третье место…
На зимний сезон в эндурансе понадобится минимум полтора—два комплекта шин
К финальному этапу у быстрых экипажей сложилась следующая конфигурация шин: Hakkapeliitta 9 спереди для управляемости и Hakkapeliitta 8 на задней оси для разгона. Причем в размерности 175/65 R14, так как «155-е» покрышки скупили по всей России сибиряки, участвовавшие в серии Winter Drift Battle. И хотя на подиум из-за описанной в самом начале статьи ситуации нам с Алексеем попасть не удалось, однако главное — очередную дозу адреналина и удовольствия — мы все же получили!
Комплекс трасс на льду Верх-Исетского водорхранилища впечатляет своими масштабами
Просматривая видео с многочисленных онбордов, понимаешь: зимний эндуранс — это хоть и любительский, малобюджетный и низкоскоростной, но настоящий автоспорт. Работа с настройкой машины, тактика на гонку и, конечно, бесконечное количество обгонов, где круговой всегда борется с тобой, словно за позицию! Ждем следующей зимы!
Источник