Меню

Зимой он стал появляться у нас чуть ли не каждый день грамматическая основа

Практикум «Грамматическая основа предложений»

Практикум «Грамматическая основа предложений»

Выпишите грамматическую основу предложения.

1.День за днем Стенька шел на север, то запевая песню, то молча шагая по берегу Дона.

2.На реке еще было прохладно, тихо.

3.Много можно услышать в весеннем лесу.

4.Он сел на мельничный жёрнов и стал терпеливо ждать, не спуская глаз с калитки.

5.Дарья вскочила и всё ещё взволнованная своим рассказом принялась накрывать на стол.

6.Тёмная вода, громады утёсов на берегу и молчаливый лес так гармонировали друг с другом и создавали картину, полную величественной красоты.

7.Счастье – это быть с природой, видеть её, говорить с ней.

8.Жить на белом свете – значит бороться и побеждать.

9.Сонливый да ленивый – два родных брата.

10.Из множества звуков земли: пения птиц, трепетания листьев на деревьях, треска кузнечиков, журчанья лесного ручья – самый весёлый и радостный звук – песня полевых и луговых жаворонков.

11.С косогора была далеко видна молчаливо утонувшая в сумраке окрестность.

12.Тёмный профиль Захара, склонившегося над картой, чётко выделялся на бумаге.

13.Зимой он стал появляться у нас чуть не каждый день.

14.Поздним вечером поставили диагноз.

15.Величайший патриотизм – страстное, беспредельное желание блага Родине.

16.Сокрытое неприступными берегами, горное озеро на первый взгляд казалось изумрудным.

17.Кузьмин был застенчив, мягок с окружающими.

18.Всё вокруг чернеет, исчезает, раздавленное тьмой ночи, — точно пугаясь маленькой фигурки, прячась от неё и играя с нею.

19.Хозяин, волнуясь и потирая руки, стал раздеваться.

20.Настроение нашего экипажа сверх обыкновения было приподнято.

21.Я отдёрнул занесённую ногу и, сквозь едва прозрачный сумрак ночи, увидел далеко под собой огромную равнину.

22.По тракту лениво прозвонил колокольчик и смолк.

23.На корабле отбили две склянки.

24.Меня потянуло в тёмную чащу лип.

25.Ветер гудит между стволами вековых сосен, наклоняет стройные ели, качая их острыми верхушками и осыпая пушистый снег с печально поникших зелёных ветвей.

Ответы «Грамматическая основа предложений»

2. Было прохладно, тихо

3. Можно услышать

4.он сел и стал ждать

5. Дарья вскочила и принялась накрывать

6.вода, громады утесов и лес гармонировали и создавали

Источник

Грамматическая основа предложения

О чем эта статья:

Что такое предложение как единица речи

Предложением называется слово или сочетание слов, в которых заключено сообщение, вопрос, или побуждение (приказ, совет, просьба). Предложение имеет интонационную и смысловую законченность.

Предложение может состоять как из нескольких слов, которые объединены между собой, так и из одного слова:

Все слова в предложении называются членами предложения. Они делятся на:

  • Главные — подлежащее и сказуемое. Предложение не может существовать без главных членов или хотя бы одного из них, поскольку они выражают основную мысль и идею.
  • Второстепенные — дополнение, определение и обстоятельство. Они дополняют и уточняют основную идею предложения.

Что такое грамматическая основа предложения: определение

Грамматическая основа предложения — это смысловой центр, основная часть предложения, которая состоит из его главных членов: подлежащего и сказуемого. В двусоставных предложениях включает в себя оба главных члена, в односоставных — один главный член.

В большинстве случаев грамматическая основа самостоятельна: если исключить все второстепенные члены, суть предложения все равно будет понятна.

Все предложения можно разделить на несколько типов в зависимости от грамматической основы.

Читайте также:  Когда сошел последний грязный снег когда березы распустили почки

По составу грамматической основы

По составу грамматической основы предложения бывают двусоставными или односоставными.

Двусоставные предложения — это те, в которых оба главных члена предложения в наличии, например:

  • Кошка спит. Птички поют.
  • Папа пошел на работу.
  • На небе показалось солнце.

У односоставных предложений есть только один главный член — либо подлежащее, либо сказуемое. Примеры таких предложений:

По числу грамматических основ

Если в предложении одна грамматическая основа, оно называется простым. Примеры простых предложений:

  • Девочка пошла гулять с собакой.
  • Заяц ускакал в лес.
  • На небе показалось солнце.

Если грамматических основ две или больше, то мы имеем дело со сложным предложением. Давайте превратим простые предложения из примера выше в сложные:

  • Девочка пошла гулять с собакой, а ее брат остался дома.
  • Заяц ускакал в лес, и охотники остались ни с чем.
  • Наконец дождь закончился, и на небе показалось солнце.

По наличию второстепенных членов

В зависимости от того, есть ли в предложении второстепенные члены, оно может быть распространенным или нераспространенным.

Нераспространенными называют такие предложения, в которых есть только грамматическая основа и ничего больше. Например:

В распространенных предложениях, кроме грамматической основы, есть еще второстепенные члены: дополнения, определения, обстоятельства. Давайте дополним примеры выше, чтобы предложения стали распространенными:

  • Девочка гуляет с подружками.
  • Заяц скачет по лужайке.
  • К вечеру дождь закончился.

Как определить грамматическую основу предложения

Чтобы выделить грамматическую основу предложения, нужно выяснить, о ком или о чем идет речь.

Вопросы для определения грамматической основы: «кто?», «что?».

    Что? — солнце. Это подлежащее, которое, чаще всего выражается существительным или местоимением в форме именительного падежа или другой частью речи в значении имени существительного.

Что говорится о небе? Солнце (что сделало?) встало — это сказуемое.

Солнце встало — грамматическая основа простого предложения.

Кто? — мы. Подлежащее, выраженное личным местоимением в форме именительного падежа множественного числа.

Мы (что делали?) играли — сказуемое.

Мы играли — грамматическая основа.

Чем может быть выражено подлежащее

Подлежащее — это главное слово, о котором идет речь в предложении. Оно значит и выражает какой-либо предмет, действие которого обозначает сказуемое. Его принято выделять одной чертой.

Найти подлежащее в предложении легко — это главное слово, о котором идет речь. Подлежащее отвечает на вопросы: «кто?», «что?».

Если вы ищете подлежащее через сказуемое, то нужно задать вопрос: «делает кто/что?».

Подлежащее может быть выражено:

    Существительным — самый частый вариант.

Девочка пришла в школу с опозданием.

Местоимением: личным, отрицательным, вопросительным, неопределенным и относительным.

Я (личное) прислушался к разговору;

Никто (отрицательное) не видел, что (относительное) произошло.

  • Частью речи, которая перешла в существительное. Это может быть прилагательное (Ванная была чистой), причастие (Приехавшие заселились в отель), наречие (Сегодня дождливо).
  • Неопределенной формой глагола (инфинитив).

    Бегать по коридору запрещено.

  • Числительным — порядковым (Первый вышел из класса) или количественным (Двое пошли налево).
  • Неразложимым словосочетанием, например:

    — географическим названием (Российская Федерация — это большая страна),

    — названием учреждения (Министерство обороны — это орган исполнительной власти),

    — устойчивым выражением или крылатой фразой (В тереме ждала красна девица),

    — существительным со значением количества (или числительным) в сочетании с существительным в родительном падеже (По небу кружило много ворон. На скамейке уместилось десять учеников),

    — неопределенным местоимением и прилагательным (Сегодня произошло кое-что новое),

    — существительным или местоимением в именительном падеже, связанным с существительным в творительном падеже союзом с (Мама с дочкой зашла в магазин. Я с друзьями гуляю на улице).

    Целой конструкцией, если о ней идет речь в предложении.

    «Я тебя люблю», — шептало письмо в ночи.

    Любое слово, которое приводится в пример.

    Бы — это частица.

    Чем может быть выражено сказуемое

    Вторым основным компонентом грамматической основы является сказуемое.

    Сказуемое — главный член предложения наравне с подлежащим. Оно выражает действие главного слова, его описание или состояние. Выделяется двумя параллельными чертами.

    Сказуемое может быть простым (состоять из одного глагола) и составным (из двух и более слов).

    Примеры простых глагольных сказуемых:

    • Мужчина шел через дорогу.
    • Петр казался нервным.
    • Мама сидела у окна.

    Составные сказуемые бывают глагольными и именными.

    Составное глагольное сказуемое состоит из связочной части и инфинитива глагола.

    Связочная часть — это глагол, который согласован с подлежащим по времени, лицу и числу. В качестве связки могут выступать также краткие прилагательные (рад, готов, должен, обязан, вынужден, намерен).

    Примеры составных глагольных сказуемых:

    • Ты должен оставить эту нелепую затею.
    • Я люблю рисовать.
    • Гость собирался уйти после трех.

    Составное именное сказуемое состоит из глагола-связки и именной части.

    Глаголом чаще всего выступает «быть» («есть»), он может быть опущен для красоты фразы, но всегда подразумевается. Примеры:

    • Она была хорошим другом — Она (есть) хороший друг.
    • Малина — это ягода.
    • Фрегат — корабль с тремя мачтами.

    Именная часть в составном именном сказуемом может быть выражена:

    • существительным (Владимир — преподаватель),
    • прилагательным в именительном или творительном падеже (Юноша неопытный. Юноша был неопытным),
    • прилагательным в сравнительной степени (Юноша был неопытнее) или краткой форме (Юноша неопытен),
    • числительным (Я была первой в очереди),
    • местоимением (Дом стал моим),
    • наречием (Завтра будет тепло),
    • причастием (Договор был подписан),
    • неделимым словосочетанием (Мальчик был невысокого роста),
    • фразеологизмом (Они с братом — не разлей вода).

    Также может встречаться осложненное сказуемое, состоящее из нескольких глаголов или глаголов и именных частей.

    • Я хотел бы стать врачом.
    • Они собирались начать учиться.

    В каком порядке выделять грамматическую основу

    Эта схема поможет научиться правильно выделять грамматические основы предложения:

    Источник

    Практическая работа «Грамматическая основа предложения»

    Выпишите грамматическую основу предложения.

    Укажите вид грамматической основы (односоставная или двусоставная)

    1.День за днем Стенька шел на север, то запевая песню, то молча шагая по берегу Дона.

    2.На реке еще было прохладно, тихо.

    3.Много можно услышать в весеннем лесу.

    4.Он сел на мельничный жёрнов и стал терпеливо ждать, не спуская глаз с калитки.

    5.Дарья вскочила и всё ещё взволнованная своим рассказом принялась накрывать на стол.

    6.Тёмная вода, громады утёсов на берегу и молчаливый лес так гармонировали друг с другом и создавали картину, полную величественной красоты.

    7.Счастье – это быть с природой, видеть её, говорить с ней.

    8.Жить на белом свете – значит бороться и побеждать.

    9.Сонливый да ленивый – два родных брата.

    10.Из множества звуков земли: пения птиц, трепетания листьев на деревьях, треска кузнечиков, журчанья лесного ручья – самый весёлый и радостный звук – песня полевых и луговых жаворонков.

    11.С косогора была далеко видна молчаливо утонувшая в сумраке окрестность.

    12.Тёмный профиль Захара, склонившегося над картой, чётко выделялся на бумаге.

    13.Зимой он стал появляться у нас чуть не каждый день.

    14.Поздним вечером поставили диагноз.

    15.Величайший патриотизм – страстное, беспредельное желание блага Родине.

    16.Сокрытое неприступными берегами, горное озеро на первый взгляд казалось изумрудным.

    17.Кузьмин был застенчив, мягок с окружающими.

    18.Всё вокруг чернеет, исчезает, раздавленное тьмой ночи, — точно пугаясь маленькой фигурки, прячась от неё и играя с нею.

    19.Хозяин, волнуясь и потирая руки, стал раздеваться.

    20.Настроение нашего экипажа сверх обыкновения было приподнято.

    21.Я отдёрнул занесённую ногу и, сквозь едва прозрачный сумрак ночи, увидел далеко под собой огромную равнину.

    22.По тракту лениво прозвонил колокольчик и смолк.

    23.На корабле отбили две склянки.

    24.Меня потянуло в тёмную чащу лип.

    25.Ветер гудит между стволами вековых сосен, наклоняет стройные ели, качая их острыми верхушками и осыпая пушистый снег с печально поникших зелёных ветвей.

    Курс повышения квалификации

    Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

    Курс повышения квалификации

    Дистанционное обучение как современный формат преподавания

    Курс профессиональной переподготовки

    Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

    Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей

    Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик

    Номер материала: ДБ-1494092

    Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    Не нашли то что искали?

    Вам будут интересны эти курсы:

    Оставьте свой комментарий

    Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

    Минобрнауки подготовит методику изучения склонности учащихся к агрессии

    Время чтения: 2 минуты

    Решение по формату сдачи ЕГЭ в 2022 году будет принято в ближайшее время

    Время чтения: 1 минута

    В Воронеже всех школьников переведут на удаленку из-за COVID-19

    Время чтения: 1 минута

    Рособрнадзор проведет исследование качества образования в школах

    Время чтения: 2 минуты

    В России запустят телепроект о российских вузах

    Время чтения: 1 минута

    Названа победительница конкурса «Директор года России — 2021»

    Время чтения: 1 минута

    Подарочные сертификаты

    Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

    Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

    Источник

  • Adblock
    detector