Спят ли зимой деревья? Почему они не погибают в холода?
Всем известно, что зимой большинство деревьев сбрасывают листву, но не все знают, как им удается пережить сильные холода. Животные, которых вы видите зимой, продолжают двигаться и употребляют больше пищи, чем обычно, чтобы пережить холода, а те, которых вы не видите, впадают в спячку. Деревья проходят через процесс, похожий на спячку у животных, называемый гипобиозом (состояние покоя), который поддерживает их жизнь в течение зимних месяцев.
Что такое состояние покое?
Гипобиоз похож на спячку животных тем, что все процессы в растении замедляются — метаболизм, потребление энергии, рост и многое другое. Первая стадия покоя — это когда деревья теряют листву. Они не производят зимой питательные вещества в процессе фотосинтеза, поэтому им не нужны листья, для поддержания которых требуется много энергии. Когда приходит время сбрасывать листья, в терминальных почках (той части стебля, которая соединяется с листом) образуется химическое вещество, называемое абсцизовой кислотой. Терминальная почка находится в месте прикрепления листа, поэтому, когда там скапливается абсцизовая кислота, она сигнализирует листу опадать (это процесс свойственен только лиственным деревьям, но не в хвойным).
Абсцизовая кислота — это химическое вещество, которое также приостанавливает рост, предотвращая деление клеток (это происходит как у лиственных, так и у хвойных деревьев). Замедление роста — еще один аспект гипобиоза, обеспечивающий экономию энергии в зимний период. Это похоже на спячку, поскольку большинство животных, впадающих в спячку, откладывают пищу в виде жира, а затем используют его для поддержания жизненно важных систем организма зимой, вместо того, чтобы набирать массу. Метаболизм дерева также замедляется во время состояния покоя, и это отчасти является причиной задержки деления клеток. Поскольку дерево должно сберегать запасенную им пищу, лучше всего, если оно будет использовать ее медленно и только для основных функций.
Можно ли предотвратить спячку у деревьев?
Можно заставить дерево не входить в состояния покоя, если держать его в укрытии, при стабильной температуре и освещении. Однако это обычно плохо сказывается на растении. Для деревьев естественно проходить циклы гипобиоза, и продолжительность жизни растения резко сокращается, если ему не дают впасть в спячку в течение нескольких месяцев.
У деревьев есть причина для зимнего покоя, и лучше просто позволить им следовать естественным циклам, как задумано природой.
Источник
Спят ли зимой деревья?
Испокон веков деревья служили своеобразными индикаторами смены времен года. А как же они чувствуют себя зимой?
Сейчас укутанные в снега деревья Вишерского Урала напоминают гигантских сказочных персонажей. И если присмотреться, то в зимнем лесу они кажутся нам совершенно безжизненными. А между тем и зимой жизнь деревьев и кустарников продолжается.
В зимний период растения погружаются в состояние глубокого покоя – у них резко затормаживается обмен веществ и прекращается видимый рост. Действительно, природа заложила глубокий смысл в процесс зимнего покоя.
Кстати, деревья начинают готовиться к зиме задолго до наступления первых холодов. В середине лета у них прекращается рост и рождение новых листьев. Внутри, под толстой корой, в оболочках клеток вместо целлюлозы начинает образовываться лигнин – химически устойчивое вещество, определяющее прочность, волокнистость и упругость древесины. В клетках постепенно накапливается стратегический запас – жиры и крахмал. Потихоньку растут и покрываются кожурой почки, принимая характерную куполообразную форму; в них формируются зародыши листьев и цветов будущего сезона.
Интересно, что все эти изменения людям незаметны. Еще зелены и упруги листья, в них еще активно идет фотосинтез – но расти в этом году дерево уже не сможет.
И вот приходит время листопада. В листьях, в том месте, где они крепятся к стволу, появляются особые ферменты и начинают разрушать стенки клеток. Лист лишается зеленого пигмента хлорофилла, в нем быстро накапливаются фенолы. Листья меняют цвет и падают, падают.
Теперь дерево полностью готово к зиме и даже нуждается в некотором заряде холода. Необходимость побыть на холоде, прежде чем начать просыпаться, – одна из загадок дерева. Оказывается, деревья предпочитают спать при температуре около +5°C; в этом случае сон у них самый короткий. Температуры ниже 0° заставляют дерево еще глубже погрузиться в сон.
Но дерево не все целиком засыпает с наступлением зимы. Корни могут расти весь год, если температура и влажность почвы достаточно высока. И для почек зима не время для сна: продолжается деление клеток, и почки увеличиваются в размерах.
К концу декабря дерево необходимый заряд холода получает сполна. Если перенести его в теплицу, наступает медленное пробуждение: разворачиваются листочки и возобновляется рост. Но в природе еще холода, и дерево ждет. Чтобы начать пробуждаться, дереву нужно побыть некоторое время в тепле.
Способность деревьев погружаться в состояние покоя развивалась в ходе длительной эволюции и стала важнейшим механизмом приспособления к неблагоприятным и суровым внешним условиям.
Тем не менее, как бы растения не подготовились к зимнему периоду, есть много опасностей, подстерегающих растения в этот сложный период. Достаточно серьезная опасность для деревьев зимой – налипание мокрого снега на ветви. Под его тяжестью ветки и даже стволы деревьев и кустарников сгибаются до самой земли, могут ломаться. Конечно, у некоторых деревьев, таких как ель, пихта, снег на ветках не очень задерживается. Их ветви – лапы – наклонены к земле и наклоняясь еще ниже под тяжестью снега, просто стряхивает с себя груз.
Существует еще одна опасность для лесных деревьев зимой, которая страшней, чем морозы – это ледяной дождь. Во время ледяных дождей на растениях образуется ледяная корка, достигающая иногда значительной толщины. Под ее тяжестью ломаются ветки, сучья, сгибаются в дугу молодые деревья , кустарники и далеко не все из них смогут выпрямиться весной, а некоторые и вовсе погибнут. Опасны также внезапные резкие колебания температуры, аномально теплые, или «провокационные» зимы, вымокание в талой воде весной, выпирание и разрыв корней ледяной прослойкой, образующейся в почве, нагрев стволов и ветвей солнечными лучами при сильных морозах, иссушение солнцем и ветром стволов при отсутствии сокодвижения.
А морозы… Они, конечно, являются серьезным испытанием для деревьев – при особо суровых морозах промерзшие насквозь стволы могут даже трескаться – на них образовываются так называемые морозобойные трещины. Тем не менее, для большинства деревьев, особенно зимостойких, они не опасны. В многоснежные зимы снег, как пуховое одеяло, накрывает растения и тогда им не страшна никакая стужа. Известно, что наиболее зимостойкими лесными растениями являются большинство хвойных: ель, лиственница, сосна, можжевельники.
.. Спят деревья зимой. Но в самый разгар зимних холодов, когда, казалось бы, еще ничто не предвещает оттепели, дерево начинает готовиться к новому, неминуемому и прекрасному этапу – весеннему пробуждению.
Источник
Конспект зимней прогулки в старшей группе «Зимние признаки и приметы»
Анджела Рахматулина
Конспект зимней прогулки в старшей группе «Зимние признаки и приметы»
Конспект зимней прогулки в старшей группе детского сада.
Цель: пополнить и закрепить знания детей о зимних признаках и приметах, своеобразии и приспособленности животного и растительного мира к зиме.
Задачи: формировать представления детей о зиме, знакомить детей с объектами и явлениями природы, способствовать развитию представлений о взаимосвязях в природе, развивать наблюдательность и интерес к природе, этетические чувства, воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому.
Предварительная работа: рассматривание картин о зиме, дидактические игры
«Найди и назови примету», «Определи зимнюю примету», чтение художественной литературы о зиме.
Ход прогулки
Воспитатель: Ребята, я хочу пригласить вас на зимнюю прогулку, пройтись по заснеженному участку, посмотреть все ли в порядке, подышать свежим воздухом, понаблюдать за жизнью зимующих птиц. Вы согласны?
Воспитатель: Послушайте,какие загадки я для вас приготовила:
Тройка, тройка прилетела,
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица –
Как махнула рукавом,
Все покрылось серебром.
Что за тройка прилетела? (три зимних месяца: декабрь, январь и февраль)
Воспитатель: А какой сейчас месяц?
Воспитатель: Правильно, январь. Январь – это середина зимы. Думаю, что вы найдете на участке много изменений. Какая сегодня погода?
Дети: Сегодня тепло. На участке лежит снег, он белый, чистый, и из него можно лепить.
Воспитатель: На прогулке мы будем любоваться зимней природой, отметим зимние приметы и признаки. Зимой природа спит, нежно укутавшись в снежное одеяло. Зима –девушка с характером: может и морозами сильными напугать, и гололедом, и холодными ветрами или метелями.Есть такая поговорка про это время года: «Солнце светит, но не греет». Также существует множество народных примет зимы, которые помогают предсказать, каким будет лето, какую погоду ожидать в ближайшие дни, к какому явлению природы готовиться.
Дети находят и определяют признаки и приметы зимы:
— Пушистый иней на деревьях и кустах – будет солнечный день.
— Ворона сидит утром на верхушке дерева и каркает — к вьюге.
— Ясное небо – к морозу.
— Облака плывут быстро – к хорошей погоде.
— Синичка с утра пищит – ожидай ночью мороз
— Если поутру на окне слышно синицу, то ночь будет морозной.
— Если тучи идут против ветра, ждите снега.
— Воробьи прячутся в хворост – на мороз или перед метелью.
— Воробьи кричат – к метели.
Воспитатель:Еще одна для вас загадка :
Снег катали и месили,
Человека мы лепили.
Вместо глаз два уголька,
Там, где нос морковка,
А в руках метелка.
Кто он, наш Егорка? …. (снеговик)
Воспитатель: Отгадали вы загадку правильно. Давайте теперь поиграем.
Проводится игра «Снеговик»
Считалкой выбирают водящего снеговика, он одевает шапочку и рукавицы.
Снеговик встаёт на одну из сторон площадки, дети на противоположной стороне в шеренгу.
По сигналу дети начинают двигаться к Снеговику, при этом наклоняются, выполняя имитационные движения » набирают снег, лепят снежки», проговаривают слова игры, на последние слова- дети бросают снежки в Снеговика.
» Из холодного снежка
Слепим мы снеговика.
Он огромен и сердит
Во дворе один стоит.
Сколько можно так стоять
Будешь с нами ты играть?»
» Буду, буду я играть,
Буду вас я догонять!
Снеговик догоняет детей, дотрагивается рукавицей до плеча ребёнка, тот встаёт » замороженный»
Игра заканчивается, когда Снеговик» заморозит» всех детей.
Воспитатель: Послушайте, ребята, следующую загадку.
Что за стройная девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год?. (Ель)
Воспитатель: Посмотрите, ребята, деревья без листьев, все в снегу. Их ветки покрыты снегом. Как вы думаете, растет ли дерево зимой?
Дети: Нет, дерево зимой не растет, оно замирает и спит до весны.
Воспитатель: Деревья зимой находятся в состоянии покоя, ветки от мороза становятся хрупкими, быстро ломаются. Снежный покров защищает деревья и кустарники от мороза. И маленькие кустарники тоже «спят» до весны. Только елки вечнозеленые деревья и не боятся зимних холодов. Они не сбрасывают свои листики – хвоинки на зиму и радуют нас своей красотой. Елочка красивое дерево. Как вы думаете, какие слова мы можем о ней сказать?
Дети придумывают слова про елочку:
Зимняя;
Воспитатель: Ребята, давайте представим, что деревья вдруг научились ходить. Покажите, как по-вашему, могло бы ходить большое могучее дерево? А маленькое тоненькое деревце?
Игра – имитация «Если бы у деревьев были бы ножки»
Дети показывают, как ходило бы большое, старое дерево – тяжелым, медленным, шаркающим шагом, а маленькое, молоденькое деревце – легкой, мелкой, нежной поступью.
Воспитатель: Ребята,послушайте и отгадайте еще мои загадки:
Воспитатель: Вы любите зиму?
Воспитатель:. Замечательное время года – зима. Можно кататься на санках, на лыжах, на коньках, лепить снеговика или играть в снежки. Много зимних забав и разных игр в которые можно поиграть зимой. Предлагаю поиграть в игру «Зайка беленький сидит».
Играющие подражая зайчикам бегают, веселятся на площадке-полянке, а потом, приседают на корточки.Воспитатель вместе с детьми произносит следующие слова:
Зайка беленький сидит
И ушами шевелит.
Вот так, вот так,
Он ушами шевелит.
Дети поднимают руки к голове и шевелят руками, как зайцы ушами.Взрослый продолжает:
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.
Надо лапочки погреть.
Дети встают и хлопают в ладоши, а потом, скрестным движением рук, хлопают себя по плечам, делают вид, что греются.
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Надо зайке поскакать.
На эти слова дети подпрыгивают на двух ногах на месте. Наконец,взрослый говорит:
Мишка зайку испугал.
Зайка прыг. и ускакал.
Он пугает детей, изображая мишку, они разбегаются по площадке кто куда.
Воспитатель: Несмотря на холод и мороз мы с вами зимой гуляем и в игры играем. А вот некоторые лесные звери с наступлением зимы, как лягут спать, так и спят до весны. Вы знаете, что это за звери?
Воспитатель: Правильно! И ежик, и барсук, и медведь! Остальным зверятам зимой приходится туго, и холодно, и голодно. Вот и стараются выжить, кто как может. Птицы – воробьи, голуби, синички – тоже зимой мерзнут. И пропитание им добывать трудно. Поэтому люди подготавливают кормушки и подкармливают птиц всю зиму. Ребята, пожалуйста, берегите птиц, делайте кормушки дома, во дворе, не забывайте насыпать корм и наблюдать за птицами.
А теперь, чтобы согреться нам и замершие на прогулке пальчики погреть, поиграем в такую игру. Растопырим пальчики и условимся, что каждый пальчик – это птичка.
Игра «Десять птичек – стайка»
Десять птичек – стайка.
Эта птичка – соловей,
Эта птичка – воробей.
Эта птичка – совушка,
Эта птичка – свиристель,
Эта птичка – коростель,
Эта птичка – скворушка,
Эта – развесёлый чиж.
Ну, а эта – злой орлан.
Птички, птички – по домам
А теперь скорее все сожмите кулачки. Спрятались птички. Не достанет их злой орлан.
Воспитатель: Теперь нам не страшен мороз,и мы можем поиграть со снегом:
Он пушистый, серебристый,
Но рукой его не тронь:
Станет капелькой чистой,
Как поймаешь на ладонь…. (снег)
Воспитатель: Понравился вам наш участок в зимнем наряде? Давайте закроем глаза и послушаем, как падает снег. Втяните носом воздух. Легко дышится? Верно, снег очищает воздух от пыли, грязи. А где лежит снег? Правильно, он повсюду, его много. Он, как пуховое одеяло, накрыл всю землю. Снег очень полезен. Он укрывает землю и согревает все, что на ней растет. Посмотрите, ребята, на снегу хорошо видны следы. По следам можно определить, кто здесь пошел, и кто куда ушел. Хотите поиграть в игру «Следопыты»?
Игра «Следопыты». Сейчас мы с вами станем следопытами. Будем находить следы на снегу и определять, чей это след.
Воспитатель: Молодцы, хорошие следопыты. Много разных следов нашли и правильно назвали. А сейчас давайте попробуем на варежку поймать снежинку и рассмотреть ее. На что похожа?
Белые – белые снежные.
В форточку письма влетают.
Кружатся тихие, нежные
И тают, тают, тают … (снежинки)
Воспитатель: Снежинки похожи на звезду, на кристалл, кружева. Но рассмотреть снежинку мы можем, пока она на варежке, если мы снимем варежки и попробуем поймать снежинки, они просто растают. Как вы думаете почему?
Воспитатель: Снежинки предлагаю вам зарисовать в группе и обязательно рассказать родителям о нашей замечательной прогулке. А сейчас нам пора возвращаться в группу.
Конспект занятия «Зимушка-Зима. Зимние приметы и поговорки» для старшего дошкольного возраста ‘ Цель:расширяем знания детей о зиме,закрепляем ее характеристики, знакомим детей с зимними приметами и поговорками Задачи: *продолжаем.
Конспект зимней прогулки «Наблюдение за погодой» Цель прогулки: формировать у детей умение самостоятельно выделять и называть зимние явления в неживой природе; уточнить представления.
Конспект прогулки в старшей группе «Зимние забавы» КОНСПЕКТ ПРОГУЛКИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ Цель: Повышение мотивации и интереса к прогулке. Задачи: — Укрепление иммунитета у детей.
Конспект проведения прогулки в группе раннего возраста на тему «Признаки осени» Конспект проведения прогулки в группе раннего возраста на тему «Признаки осени» Цель: Дать детям представление о характерных признаках.
Конспект проведения прогулки в средней группе детского сада «Приметы осени» Цель: Пробуждение интереса к явлениям природы. Задачи: Образовательные: формировать обобщенное представление детей об осени; Воспитательные:.
Конспект проведения зимней прогулки в старшей группе Конспект проведения прогулки в старшей группе Прогулка в старшей группе. Цель: повысить мотивацию и интерес детей к прогулке. Задачи: -Развитие.
Конспект зимней прогулки «По следам деда Мороза» Конспект зимней прогулки «По следам Деда Мороза» РМБДОУ «Знаменский детский сад «Ромашка» Филиал №3 «Звёздочка» Старший дошкольный возраст.
Конспект зимней прогулки «Удивительное вокруг» Автор: Хорошилова Галина Александровна, воспитатель МАДОУ «ЦРР- детский сад № 175», г. Новокузнецк, Кемеровская область Цель: Повысить мотивацию.
План-конспект зимней прогулки в средней группе «Красавица — зима на участке в детском саду» План – конспект зимней прогулки в средней группе Тема: «Красавица – зима на участке в детском саду Воспитатель I КК Куропятникова Н. Г.
Конспект зимней прогулки «В гости к нам пришла зимушка-зима» На прогулке мы гуляем- дружно зимушку встречаем! Здравствуй зимушка – зима Очень ждали мы тебя. И пускай ты чуть морозна Подготовились серьёзно.
Источник