Почему зимой пропан дорожает

Обратно на бензин: почему перевод машины на газ превращается из выгоды в абсурд

Опасения перерастают в реальность: уже весной этого года цены на пропан-бутан достигли точки невозврата, когда ездить на газе стало примерно так же дорого, как на бензине. Но лето продолжает подкидывать события, а что будет в конце года – и вовсе вопрос открытый. Давайте посмотрим, почему переводить машину на газ прямо сейчас – абсурдная затея и почему до этого дошло.

Что происходит с ценами на пропан-бутан?

Чтобы не ударяться в панику с самого начала, обозначим объективный факт: цены на пропан-бутан, или СУГ (сжиженные углеводородные газы) имеют высокую волатильность – то есть, значительно колеблются в течение года. Например, если взглянуть на весь 2020 год, то в январе средневзвешенная цена СУГ на Санкт-Петербургской Международной Товарно-сырьевой Бирже составляла 18,7 тысяч рублей за тонну, к апрелю упала ниже 9 тысяч рублей за тонну, а уже в июне подскочила почти до 32 тысяч. На фоне цен на бензин динамика невероятная: для сравнения, АИ-92 в 2020 году прошел путь от 46 до 36 тысяч рублей за тонну и обратно к 48 тысячам. То есть, «ковидная весна» смогла пошатнуть цену бензина на 20%, после чего она вновь отыграла позиции. Газ же тем временем сначала подешевел вдвое, а затем подорожал чуть ли не вчетверо. Нынешний год обновил рекорды: весной тонна сжиженного газа стоила более 36 тысяч рублей, а в начале августа достигла исторического максимума в 53,3 тысячи рублей.

Читайте также:  Семена не всходят зимой

Для розничных покупателей это означает рост цены литра топлива почти на треть с начала этого года и вдвое по сравнению с 2020. Год назад пропан-бутан стоил около 16 рублей за литр, но в начале этого года перевалил за 20 рублей. Сейчас же цены на СУГ сильно разнятся в зависимости от торговой сети: где-то можно встретить цены в 31-34 рубля за литр, а где-то они уже пробили новый потолок, достигнув отметки в 42 (!) рубля за литр. Ценники на газовых заправках порой переписываются по нескольку раз в неделю, прибавляя сразу по 3-5 рублей. Бензин на этом фоне – просто образец стабильности, ведь АИ-92 с начала года подорожал «всего» на 3,5 рубля, с 42 до 45,5 рублей.

Почему так вышло?

На самом деле цены на СУГ планомерно росли с начала лета. Причины были вполне обычными: сезонное повышение спроса и экспортные запросы. Но август смог побить рекорды не без посторонней помощи. Ключевую роль в нынешнем скачке сыграл пожар на заводе «Газпром добыча Уренгой», случившийся в ночь с 4 на 5 августа. В результате поставка газоконденсата с завода почти полностью остановилась, и до выхода на штатные объемы пока далеко. Правительство отреагировало на проблему распоряжением Минэнерго, которое постановило перенаправить на внутренний рынок около 40 тысяч тонн СУГ, которые были предназначены для экспорта. Но это, разумеется, не компенсирует те объемы, которые выдавал завод в Уренгое – более 200 тысяч тонн в месяц. В последнюю неделю принятые меры вкупе с постепенным увеличением поставок газа позволили переломить график, снизив цену тонны СУГ до 47 тысяч рублей. Однако гарантий того, что тренд на снижение будет стабильным, никто дать не может.

Читайте также:  Тема зимы у русских поэтов

При этом динамика цены на пропан-бутан может быть абсолютно любой, оставаясь лишь в рамках рыночных условий. Государство по закону не участвует в регулировании цен и не ограничивает, например, предельную отпускную стоимость литра на заправке. Более того, в отличие от бензина, цена которого более чем на 70% состоит из акцизов и пошлин и за счет этого более стабильна, газ сильнее подвержен влиянию рынка, поскольку именно корреляция спроса и предложения формирует конечную розничную стоимость. Этим же объясняется и большой разброс розничных цен: если крупные игроки вроде Газпрома могут позволить себе продавать газ по 32 рубля за литр, то мелкие сети, изначально закупающие СУГ с наценкой, вынуждены устанавливать более высокие цены, вплоть до упомянутых 40-42 рублей за литр.

Что это означает для автомобилистов?

Потребительская математика довольно проста: пропан-бутан остается выгодным топливом до тех пор, пока стоит примерно вдвое дешевле бензина. Ведь более низкая стоимость топлива отчасти нивелируется более высоким расходом: в зависимости от современности газового оборудования, режимов эксплуатации, конкретной машины и других факторов потребление газа может быть на 15-30% выше, чем бензина. Исходя из этого, минимальный порог выгоды – около 70% от стоимости бензина, и сейчас он фактически пройден. Ведь даже если отбросить экстремумы в виде 40-42 рублей за литр газа и взять средний показатель в 32 рубля за литр, то при стоимости 92-го бензина в 45,5 рублей за литр цена газа составляет от него 71%.

Еще нагляднее картина становится, если посчитать стоимость километра пробега на разных типах топлива. Например, для автомобиля со средним расходом бензина в 10 литров на сто километров эти самые сто километров будут стоить 450 рублей, а цена одного километра пробега – 4,5 рубля. Если принять расход пропан-бутана в 13 литров, то при цене в 32 рубля за литр это дает 4,2 рубля за километр пробега. Если же расход составит 14 литров на сотню, то экономия исчезает полностью: стоимость километра пробега становится равна 4,5 рублям и на бензине, и на газе. Ну а повышение стоимости газа хотя бы на рубль приводит и вовсе к абсурдной ситуации, когда ездить на газе становится дороже, чем на бензине.

Если же принять во внимание не только затраты на топливо, но и прочие накладные расходы, то выгодность газа становится сомнительной уже сейчас. Например, баллоны имеют срок службы и со временем требуют замены, система нуждается в обслуживании редуктора, форсунок и других элементов, а также регулярной замене газового фильтра. Само собой, в перспективе заплатить пару тысяч за ремонт форсунок и пару сотен за фильтр – не проблема, но если добавить все эти затраты, включая очень редкие, но дорогие, в стоимость пробега за год или несколько лет, то результаты могут быть неожиданными.

Но сильнее всего подорожание СУГ сказалось на тех, кто установил ГБО совсем недавно или только планирует его установить. Стоимость комплекта газобаллонного оборудования с установкой колеблется около 50 тысяч рублей для обычного четырехцилиндрового мотора, а кроме того, еще несколько тысяч рублей нужно отдать за его регистрацию в ГИБДД с внесением пометок в документы. Таким образом, при прошлогодней цене газа в 18 рублей за литр против 45 у бензина и расходе в 14 литров на сотню можно было бы окупить установку ГБО за 30 тысяч километров, или за 2-3 года обычной эксплуатации. Повышение цены газа до 23 рублей в начале этого года растянуло окупаемость до 47 тысяч километров, или 3-5 лет. Ну а при розничной стоимости в 32 рубля за литр вложение 60 тысяч рублей в установку ГБО и вовсе превращается в бессмысленную затею, ведь экономя 300 рублей с тысячи километров пробега, окупить его попросту невозможно.

А что с метаном?

На фоне кратных повышений стоимости сжиженного газа компримированный метан пока тоже кажется гораздо более стабильным. Правда, стоит помнить, что эта стабильность тоже обусловлена рыночными рамками. Кто-то может помнить, что в 1993 году в рамках программы по замещению моторных топлив природным газом было решено ограничить предельную отпускную цену на сжатый природный газ на отметке в половину цены реализуемого в данном регионе бензина А-76, но в 2015 году это постановление было отменено. Так что если цена природного газа для бытовых нужд населения контролируется ФАС, то к работе АГНКС (автомобильных газонаполнительных компрессорных станций) это не относится.

Однако пока цены на метан более стабильны, чем на пропан-бутан. Если в 2018 году кубометр стоил около 14 рублей, то в 2020 – 17 рублей, а сейчас достиг отметки в 20 рублей. На фоне СУГ, которые подорожали в рознице более чем на 30% с начала года, подорожание на четверть за три года – очень неплохой результат.

Вдобавок перевод автомобилей на метан дополнительно стимулируют государство и Газпром. В 2020 году предлагались программы по субсидированию установки метанового ГБО: 60% должно было субсидировать государство, а еще 30% брал на себя Газпром. По той же схеме несколько лет назад продавались заводские битопливные модификации Lada Vesta и Largus, которые с учетом субсидий были всего на 30-50 тысяч рублей дороже обычных бензиновых. Впрочем, программы субсидирования переоборудования автомобилей во многих регионах работают и сейчас, а с их условиями можно ознакомиться на сайте Минэнерго.

Математика затрат для автомобиля на метане чуть проще, чем для пропан-бутана. Расход топлива здесь практически один к одному, то есть, один литр бензина равен одному кубическому метру газа. Правда, расчет заправки для компримированного газа отличается от сжиженного: в стандартный баллон объемом 90 литров входит около 22 кубометров метана – то есть, на одной заправке автомобиль с расходом в 10 литров на сотню проедет всего 220 километров. К тому же в последнее время динамика прироста машин с метановым ГБО превышает скорость появления новых заправок, что вкупе с более долгой, чем для бензина, процедурой заправки провоцирует очереди на АГНКС. Однако пока все это с лихвой компенсируется выгодой: даже после подорожания до 20 рублей за кубометр метан остается в 2,5 раза дешевле бензина.

Источник

Зазывали и кинули: автовладельцы снимают газовые баллоны и возвращаются к бензину

Виктория Сергеева

Установка газобалонного оборудования (ГБО) на автомобили в России теряет смысл.

Прошлое лето автовладельцы, сделавшие ставку на пропан-бутан, вспоминают: газ отпускали по 14-19 рублей за литр. Не прошло и года – цена на разрекламированное из всех «утюгов» топливо достигла 25-33 рублей (в зависимости от региона).

Ситуацию пытаются спасти предвыборной инициативой справедливороссов, которые седлают тему о «давно назревшем вопросе » — освобождении автовладельцев от транспортного налога. Одной рукой дают (и то – пока только обещают, неизвестно, не отклонит ли Дума в очередной раз этот годами обсуждаемый проект), другой рукой – по-тихому отнимают.

Установившим ГБО автовладельцам как пользователям транспорта «высокого экологического класса» сулили дифференцированную ставку транспортного налога и вычеты при замене автопарка по системе «трейд-ин».

Любой желающий может перевести свое транспортное средство с бензина на газ, воспользовавшись госпрограммой. Государство заплатит до 60% от стоимости переоборудования, еще 30% — Газпром, таким образом, самому владельцу останется отдать всего 10%, сообщал замминистра энергетики России Антон Инюцын.

Интересанты из «Газпром газомоторного топлива» завлекали клиентов «экономией до 60-65% от чека с бензиновых заправок», среднему и малому бизнесу (перевозчикам) обещали экономию в 100-200 тысяч рублей в год. Введение Газпрома в систему перехода автотранспорта на газ, по-видимому, объяснялось стремлением государства помочь гиганту в связи с его падением на внешних рынках.

В итоге в программе по переоборудованию транспорта на газ поучаствовала треть российских регионов (в 2019г. – заявки на субсидию подало 27 регионов, в 2020г. — подали 23 региона).

Выплата субсидий по соответствующему постановлению началась с 21 июня 2020 года.

Аналитики автомобильного портала Дром.ру провели исследование по собственной базе с 7 млн объявлений (в период с 2018 года по октябрь 2020 года). Согласно его результатам, в 2019 году количество проданных машин с газобаллонным оборудованием выросло на 24,5%, а в 2020 году — на 27%. Доля машин, работающих на газе выросла до 3,2%.

По данным ГИБДД, в России в 2019 году зарегистрировали 1 497 122 автомобиля с ГБО (2,6% от всего транспорта). По сравнению с 2018 годом количество таких машин увеличилось на 70 тысяч единиц.

Переход на ГБО был особенно актуален для владельцев авто, планирующих большие пробеги – от 20.000 км в год.

Анализ показал, что чаще всего его устанавливали на Lada Granta, Lada Priora, Toyota Land Cruiser, Chevrolet Niva и «УАЗ Патриот». Больше всего машин на газе зарегистрировалось на Северном Кавказе – 13% от общего числа, в Курганской области и Республике Адыгея — по 10%, а также Омской и Тюменской областях — по 8% в каждой.

Инвесторы строили и дооборудовали газовые автозаправки. Минимальные стартовые вложения при этом оценивались в этой нише в 16,5 млн рублей, срок окупаемости 54-60 месяцев. Наценка на пропан и метан не такая большая и составляет порядка 15-20 процентов от стоимости закупки.

Примерно 70% автомобилей, оснащенных ГБО, работает на пропане. Оставшийся процент — на метане, при этом считается, что метан безопаснее и дешевле, но дороже при установке.

Совсем недешевым оказался переход на ГБО и для самих водителей. Установку ГБО с ее регистрацией автовладельцы в среднем оценивают в 40-65 тысяч рублей.

«Расходы включают и поход в ГИБДД. Чтобы установить ГБО, нужно заплатить дорожной полиции — за оформление внесения изменений в конструкцию», — объясняют автовладельцы.

Помимо этого — сама установка ГБО.

Комплектация газовым оборудованием на заводах – всё еще экзотическое явление для России.

К примеру, в сегменте отечественного автопрома некоторое время выпускались спецмодификации, работающие на метане: Lada Vesta CNG и Lada Largus CNG. Однако их доля в объемах реализации моделей на привычном бензиновом топливе крайне мала, а спрос на дорогие изначально версии CNG стимулировался, можно сказать, только субсидиями со стороны государства. Сегодня производство Lada, работающих на метане, временно прекращено.

Автовладелец вынужден устанавливать ГБО в частном секторе. Переоборудовать под работу на метане современный массовый авто наподобие Volkswagen Polo или Hyundai Solaris, к примеру, обходится примерно в 50 000 рублей. Чтобы окупить затраты на установку такого оборудования, водитель должен проезжать в год не меньше 30-40 тысяч километров — иначе игра не стоит свеч.

Переход на пропан несколько дешевле по части установки ГБО — специализированные сервисы могут перевести машину на этот вид топлива за 15-20 тысяч рублей, однако использование самого « топлива будущего » перестает быть выгодным, как только стоимость его переваливает за половинную стоимость бензина.

Расход газомоторного топлива на 100 километрах примерно на треть больше, иными словами – стоимость одного и того же пути на бензине и газе выражается в коэффициентах 1: 1,5. Если газ становится дешевле бензина на 30%, ездить на нем уже дороже, чем на бензине, поясняют специалисты.

«С 1998 года в России соблюдалось негласное правило — цена газа должна быть не более половины цены литра самого дешёвого бензина. Расходы на машину записывал в амбарный гроссбух. В цене бензина вбит коэффициент, минимум, 30, в цене литра автогаза вбит коэффициент, минимум, 70. Долго искал ещё какой-нибудь товар, настолько подорожавший за такой период. Так и не смог найти. Подорожание явно рукотворное, нерыночное», — комментирует автовладелец Виктор Павлов.

9 февраля 2021 г. стоимость сжиженных углеводородных газов (СУГ) на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ) выросла на 7% — до 34,4 тыс. руб. за тонну, обновив исторический максимум 2018 года. С начала декабря 2020 года цена на СУГ увеличилась более чем на 60%.

Динамика цен на СУГ в целом повторяет изменение цен бензина, которые в этом году достигли максимума на фоне увеличения привлекательности экспорта.

Чтобы сбить цены, регуляторы пытаются обязать производителей сжиженных углеводородных газов выпускать на биржу в 1,5 раза больше товара – с 5% до 7,5% от производства. В Минэнерго подтвердили, что уже достигли договоренности с ФАС о внесении таких изменений в совместный приказ.

Росстат докладывает: причина скачка цен – в холодной зиме. Летом обещают обратный откат цен, но пока только на словах.

Поставщики топлива снова сваливают на происки Запада, который, как не в себя, бросился скупать дешевое для них голубое топливо из России. Производителям, конечно, выгоднее оптом отгружать топливо обеспеченной европейской публике за валюту, нежели сочувствовать бедному отечественному потребителю. Ничего личного, как говорится.

Вдобавок, перед российскими автовладельцами и перевозчиками разводят руками – газ, дескать, не подлежит госрегулированию, поскольку не относится к продукции естественных монополий, поэтому всем хорошего настроения и будем жить по рыночным правилам.

Чиновники, обещавшие автовладельцам и бизнесу всевозможные плюшки за госсчет за переход на ГБО, ушли в горизонт.

«Основные причины высоких оптовых цен на сжиженные углеводородные газы — сокращение объемов поставок по прямым договорам на февраль по некоторым производителям на 30%, высокий уровень экспортных котировок, сокращение переработки на фоне снижения добычи нефти в рамках соглашения ОПЕК+, прокомментировал «Ъ» вице-президент РТС Ринат Фаттахов.

Цены на СУГ на СПбМТСБ с начала года выросли на 46%, в целом повторяя динамику европейских котировок, комментирует консультант Vygon Consulting Артем Лебедской-Тамбиев. Такое значительное подорожание вызвано двумя факторами: ростом цен на бензин на 20% за аналогичный период и холодной зимой в Европе. Однако, по мнению эксперта, столь высокие цены на СУГ являются скорее исключением из правил, поэтому стоит ожидать их коррекции».

Тем временем, автовладельцы и перевозчики возвращаются к бензину. Особенно сильный удар ощутили на себе регионы.

Следом за ростом цен на топливо, как полагают аналитики, должны поползти вверх цены на доставку грузов. Точно мы узнаем совсем скоро, когда обнаружим себя в финале цепочки – у ценников на полках продуктовых (и не только) магазинов.

Источник

Оцените статью